|
|||||||||||||||||||
Внутренняя и внешняя политикаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Одним из наиболее часто встречаемых понятий в новостных страничках электронных изданий, телевизионных программ и периодической печати является политика. Мы слышим это слово из уст современных государственных и общественных деятелей, можем прочесть в нормативно-правовых актах. Но это явление имеет глубокие исторические корни.
изображение Аристотеля Термин политика был введён в IV в. до н. э. Аристотелем, который понимал его как искусство управления государством (полисом) в целях достижения общего блага, а человека определял как «существо политическое». В античности греческие полисы формировались как городские самоуправляющиеся общины с самоуправлением. Сложившиеся Древней Греции полисы могут служить классическим примером полисной организации. С ростом государств политика взаимоотношений с обширными территориями требовала большей гибкости и совершенствования системы управления. Поэтому политика, как теория искусство управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, занимающиеся ремеслами, искусством.
Однако политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия возникла по мере усложнения общественных отношений и развития борьбы за власть. задолго до этого события — с появлением древнейших государств. Политика возникла в связи с утратой возможности разрешить проблемы управления и конфликтные ситуации традиционными методами — посредством обычаев и моральных установок. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем. С той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей, вступающих в отношения по поводу обретения и перераспределения власти. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти.
Существенный вклад в изучение власти внес немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он выделял широкое и узкое понимание политики. Первое охватывает разнообразные формы отношений в области производства, финансов, образования, и даже семейных отношений. Узкое понимание касается управления государством и характеризует «распределение власти как между государствами, так и внутри государства между различными группами, а важнейшей организацией политической власти он считал государство. Государство, по Веберу, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство». Основоположники марксизма - Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) полагали, что ключевые механизмы политики определяются экономикой, что сущность политики составляет борьба классов, имеющих прямо противоположные экономические интересы, а основой политики и государственной власти является организованное насилие и классовое господство. Современное понимание политики многогранно и может использоваться в различных контекстах. Термин «политика» может определять и функционирование государства, и определенный курс правительства, и борьбу за власть, и регулирование конфликтов, и многое другое. Однако наиболее значимые аспекты политики характеризуют ее как особую сферу общественной жизни и как особый вид социальной деятельности. В наиболееобщем виде политику (с древнегреческого π ο λ ι τ ι κ ή «государственная деятельность») — можно представить как полифункциональное явление и, соответственно, многофункциональное понятие, включающее систему структур и отношений, возникающих в процессе завоевания, удержания и использования власти, прежде всего, государственной власти. Будучи сферой социального взаимодействия, политика призвана обеспечивать целостность общества, служить согласованию интересов различных групп и слоев в целях достижения общественного согласия. Соответственно, политика формируется как механизм распределения и перераспределения ресурсов и статусов. На изучение политики нацелена политическая наука, или политология. Несмотря на очевидную связь политики с государственным управлением существует несколько объяснений происхождения политики.
«Подходы к пониманию политики»
Руб 2, 5 Составьте рассказ по таблице. Какая точка зрения на происхождение политика вам кажется наиболее убедительной правильной? Свой ответ обоснуйте. *Как вы поняли отличие антропологического и биологического подходов?
Довольно дискуссионным - и в истории, и в настоящее время – является вопрос о границах политики в обществе. По данному вопросу существует широкий спектр мнений, крайними из которых являются две точки зрения. Согласно расширительной трактовке сфера политики вбирает в себя все социальные отношения, включая и экономику, и право, и духовную культуру. Однако при таком толковании политика теряет свою качественную определенность, а ее границы размываются. Сторонники узкого понимания полагают, что границы политики совпадают с очертаниями государства – политика строго локализована в государственных учреждениях. обе эти точки зрения неточны. Рациональное понимание границ политики в обществе построено на том, что политика сопряжена с борьбой за обретение и удержание власти. В этой связи полагать, что политика не существует за стенами государственных учреждений так же неправомерно, как и полагать, что политика присутствует в частной жизни людей, не включенных в борьбу за власть.
Политика характеризуется выполнением значительного числа функций , к числу которых относим следующие: Ø управление обществом и регулирование политических отношений; Ø выражение интересов различных групп населения; Ø распределение и перераспределение общественных благ - материальных и духовных; Ø обеспечение целостности и стабильности общества Ø политическая мобилизация, то активизация, сосредоточение на какой-либо цели Ø социализация, то есть приобщение индивида в систему социально-политических отношений, существующих в обществе; Ø обеспечение по возможности неконфликтного взаимодействия различных социальных сил, урегулирование возникающих в обществе конфликтов.
Структура политики включает разнокачественные элементы, к категории которых следует отнести субъекты политики; объекты политики; политические отношения, возникающие в политическом процессе. К категории субъектов мы относим участников политического процесса. В этом качестве могут выступать как отдельные личности (политические лидеры); политические сообщества различного масштаба (от небольших групп интересов до массовых политических движений), включая их сложноорганизованные структуры - различного рода организации и учреждения, посредством которых люди участвуют в политике (государственные учреждения; политические партии, группы интересов и т. д. ). Объекты политики — общественные явления, на которы
Внутренняя и внешняя политика Ключевая задача государственной власти – реализация внутренней и внешней политики, направленной на защиту интересов государства и его граждан. Внутренняя политика включает принятие государством решений и их осуществление во всех сферах общественной жизни, регулирующих общественные отношения внутри страны (издание законов, принятие государственных программ, административных решений). Внутренняя политика охватывает широкий спектр областей: экономики, социальной сферы, правоохранительной деятельности, природных ресурсов, личных прав, свобод и много другого. Цели и задачи внутренней политики определяются в зависимости от положения и возможностей страны (ресурсных, экономических, внешнеполитических и др. ) и изменяются в зависимости от личных и общественных интересов граждан. Большинство успешно развивающихся Многие внутренние политические Сторонники активного государственного регулирования полагают, что правительство должно контролировать
Особенно спорными среди представителей различных политических Внешняя политика нацелена на выстраивание взаимоотношений с другими государствами Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства. Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних отношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.
Кто возглавляет министерство иностранных дел в современной России?
В США за внешнюю политику отвечает государственный департамент во главе с государственным секретарем, во Франции - министерство внешних отношений, в Швейцарии — политический департамент и т. д.
|
|||||||||||||||||||
|