Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внутренняя и внешняя политика



 

Одним из наиболее часто встречаемых понятий в новостных страничках электронных изданий, телевизионных программ и периодической печати является политика. Мы слышим это слово из уст современных государственных и общественных деятелей, можем прочесть в нормативно-правовых актах. Но это явление имеет глубокие исторические корни.

 

изображение Аристотеля

Термин политика был введён в IV в. до н. э. Аристотелем, который понимал его как искусство управления государством (полисом) в целях достижения общего блага, а человека определял как «существо политическое». В античности греческие полисы формировались как городские самоуправляющиеся общины с самоуправлением. Сложившиеся Древней Греции полисы могут служить классическим примером полисной организации. С ростом государств политика взаимоотношений с обширными территориями требовала большей гибкости и совершенствования системы управления. Поэтому политика, как теория искусство управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, занимающиеся ремеслами, искусством.

Однако политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия возникла по мере усложнения общественных отношений и развития борьбы за власть. задолго до этого события — с появлением древнейших государств. Политика возникла в связи с утратой возможности разрешить проблемы управления и конфликтные ситуации традиционными методами — посредством обычаев и моральных установок. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем. С той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей, вступающих в отношения по поводу обретения и перераспределения власти. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти.

  Изучение политики началось еще в глубокой древности. Выдающийся вклад с развитие представления о политике внесли мыслители древности – китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н. э. ) и античные философы Платон (427-347 до н. э. ) и Аристотель (384-322 до н. э. ). Конфуций рассматривал государство как аналог большой семьи, в которой наивысшими ценностями являлись нравственные добродетели: уважением младших по отношению к старшим, справедливость, способность жить в согласии, долг, закон, человеколюбие. Платон считал важнейшим институтом государство, без которого общество не может существовать, и которое призвано регулировать все области жизни людей. Во главе государства, считал Платон, должны стоять наиболее образованные и наиболее благородные представители общества, обладающие управленческой мудростью и наделенные превосходные качествами. Аристотель полагал, что государство – воплощение закона, справедливости, общего интереса граждан, высшая форма общественных отношений, а целью государства является достижение общественного блага. Аристотель понимал, что в реальности существуют не только «правильные» (в его понимании это монархия, аристократия, полития), но также неправильные формы правления (к ним Аристотель относил тиранию, олигархию, демократию). Наиболее оптимальной формой правления Аристотель считал политию как правление большинства, обладающего необходимой образовательной подготовкой и имуществом. Руб 2, 5 Какой из этих взглядов на государство кажется вам наиболее правильным с позиции ваших знаний по истории?  
Родоначальником политической науки считается Никколо Макиавелли (1469 — 1527)  - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель 16 века. В своем трактате «Государь» собрал и обобщил весь свой опыт относительно тех качеств, какими должен обладать правитель, средств и методов, к которым он должен прибегать, -  обосновал необходимость сильной государственной власти. Политику он понимал как совокупность средств, необходимых для завоевания государственной власти и ее удержания.

Существенный вклад в изучение власти внес немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он выделял широкое и узкое понимание политики. Первое охватывает разнообразные формы отношений в области производства, финансов, образования, и даже семейных отношений. Узкое понимание касается управления государством и характеризует «распределение власти как между государствами, так и внутри государства между различными группами, а важнейшей организацией политической власти он считал государство. Государство, по Веберу, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».

Основоположники марксизма - Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)  полагали, что ключевые механизмы политики определяются экономикой, что сущность политики составляет борьба классов, имеющих прямо противоположные эко­номические интересы, а основой политики и государственной власти является организованное насилие и классовое господство.

Современное понимание политики многогранно и может использоваться в различных контекстах. Термин «политика» может определять и функционирование государства, и определенный курс правительства, и борьбу за власть, и регулирование конфликтов, и многое другое. Однако наиболее значимые аспекты политики характеризуют ее как особую сферу общественной жиз­ни и как особый вид социальной деятельности.

 В наиболееобщем виде политику (с древнегреческого π ο λ ι τ ι κ ή «государственная деятельность») — можно представить как полифункциональное явление и, соответственно, многофункциональное понятие, включающее систему структур и отношений, возникающих в процессе завоевания, удержания и использования власти, прежде всего, государственной власти. Будучи сферой социального взаимодействия, политика призвана обеспечивать целостность общества, служить согласованию интересов различных групп и слоев в целях достижения общественного согласия. Соответственно, политика формируется как механизм распределения и перераспределения ресурсов и статусов. На изучение политики нацелена политическая наука, или политология.

    Несмотря на очевидную связь политики с государственным управлением существует несколько объяснений происхождения политики.  

 

«Подходы к пониманию политики»

Название подхода Сущность подхода
Теологическйй (от греч. теос – бог и логос – слово) политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение
Биологический природа политики должна пониматься на базе основе общих для человека и животного начал — таких, к примеру, как агрессивность, инстинкт самосохранения, борьба за выживание
Антропологический политика связана с человеческой природой - такой характер и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека и сам влияет на его сущность; это накладывает ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного
Психологический первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики – прежде всего, стремление властвовать и ли подчиняться
Функциональный политика – это деятельность по управлению обществом
Исторический Социальный политика является порождением общества и сформировалась в ходе его эволюции по мере его усложнения сложности и развития социальной структуры.

 

Руб 2, 5 Составьте рассказ по таблице. Какая точка зрения на происхождение политика вам кажется наиболее убедительной правильной? Свой ответ обоснуйте.

*Как вы поняли отличие антропологического и биологического подходов?

 

Довольно дискуссионным - и в истории, и в настоящее время – является вопрос о границах политики в обществе. По данному вопросу существует широкий спектр мнений, крайними из которых являются две точки зрения. Согласно расширительной трактовке сфера политики вбирает в себя все социальные отношения, включая и экономику, и право, и духовную культуру. Однако при таком толковании политика теряет свою качественную определенность, а ее границы размываются. Сторонники узкого понимания полагают, что границы политики совпадают с очертаниями государства – политика строго локализована в государственных учреждениях. обе эти точки зрения неточны. Рациональное понимание границ политики в обществе построено на том, что политика сопряжена с борьбой за обретение и удержание власти. В этой связи полагать, что политика не существует за стенами государственных учреждений так же неправомерно, как и полагать, что политика присутствует в частной жизни людей, не включенных в борьбу за власть.  

 

Политика характеризуется выполнением значительного числа функций , к числу которых относим следующие:

Ø управление обществом и регулирование политических отношений;

Ø выражение интересов различных групп населения;

Ø распределение и перераспределение общественных благ - материальных и духовных;

Ø обеспечение целостности и стабильности общества

Ø политическая мобилизация, то активизация, сосредоточение на какой-либо цели

Ø социализация, то есть приобщение индивида в систему социально-политических отношений, существующих в обществе;

Ø обеспечение по возможности неконфликтного взаимодействия различных социальных сил, урегулирование возникающих в обществе конфликтов.

 

Структура политики включает разнокачественные элементы, к категории которых следует отнести субъекты политики; объекты политики; политические отношения, возникающие в политическом процессе. К категории субъектов мы относим участников политического процесса. В этом качестве могут выступать как отдельные личности (политические лидеры); политические сообщества различного масштаба (от небольших групп интересов до массовых политических движений), включая их сложноорганизованные структуры - различного рода организации и учреждения, посредством которых люди участвуют в политике (государственные учреждения; политические партии, группы интересов и т. д. ). Объекты политики — общественные явления, на которымие тем или иным образом целенаправленно воздействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. Разделить на различные виды политику можно по нескольким основаниям. По целевой сфере общества: экономическая, социальная, научно-техническая, военная и т. п. По направленности: внутренняя и внешняя. По субъектам: политика мирового сообщества, государства, организации и т. д.

 

Внутренняя и внешняя политика

Ключевая задача государственной власти – реализация внутренней и внешней политики, направленной на защиту интересов государства и его граждан.

Внутренняя политика включает принятие государством решений и их осуществление во всех сферах общественной жизни, регулирующих общественные отношения внутри страны (издание законов, принятие государственных программ, административных решений). Внутренняя политика охватывает широкий спектр областей: экономики, социальной сферы, правоохранительной деятельности, природных ресурсов, личных прав, свобод и много другого.

Цели и задачи внутренней политики определяются в зависимости от положения и возможностей страны (ресурсных, экономических, внешнеполитических и др. ) и изменяются в зависимости от личных и общественных интересов граждан. Большинство успешно развивающихся  стран, например, тратят значительные суммы денег именно на внутренние программы. Бедные страны испытывают трудности в выделении ресурсов на такие важные области, как образование и здравоохранение.

Многие внутренние политические (дискуссии касаются допустимого уровня участия государства в решении экономических и социальных вопросов.

Сторонники активного государственного регулирования полагают, что правительство должно контролировать я экономические отношения для обеспечения безопасных и справедливых условий труда, решения экологических проблем; они поддерживают государственные программы, направленные на уменьшение экономических рисков и сокращение неравенства. Их противники считают, что правительство не должно играть активную роль в управлении экономикой и убеждены, только свобода экономической деятельности, широкое общественное самоуправление, сокращение налогов и управленческого аппарата стимулируют развитие общества и решение его проблем.

 

Особенно спорными среди представителей различных политических идеологий являются некоторые аспекты внутренней политики, касающиеся проблем религии и личных убеждений. К примеру, к таким вопросам относятся: роль религии в общественной жизни, отношение к иммигрантам, пристрастия в сфере художественных стилей.

Внешняя политика нацелена на выстраивание взаимоотношений с другими государствами в интересах собственной страны. Она определяет общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими странами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних отношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

 

Кто возглавляет министерство иностранных дел в современной России?

 

В США за внешнюю политику отвечает государственный департамент во главе с государственным секретарем, во Франции - министерство внешних отношений, в Швейцарии — политический департамент и т. д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.