|
|||
Письмо 3. Письмо 4-еПисьмо 3 Милость Божия буди с тобою, сын мой! Пишу для бодрости твоей. Великому унынью твоему нет надлежащих причин. Если Церковь Христова на Руси жестоко гонима, если враги Ее не дают Ей возможности видимо проявиться, открыто и перед всеми свидетельствовать себя, то это не значит, что Церкви Христовой на Руси нет. И если ты своими внешними очами сейчас не видишь Церкви, то от сего нельзя заключать, что Она разрушена до основания. Если ты, горячо любящий мать свою Церковь, не признаешь нынешних подделок под Церковь — Церковью, то отсюда никак не следует, что ты остался вне Церкви. Бывали времена, когда Церковь Христова была видима всему миру. Бывали и другие времена, когда Церковь становилась невидимой миру. Но никогда не было такого времени, когда бы Церковь Христова была побеждена врагами Ее, когда Она была бы совсем уничтожена. Сила Церкви всегда выше всех сил ада, восстающих на Нее. Лика церковного никогда не затмить врагам церковным. Наша Святая Русь была и есть Святой Русью, и крепкую надежду имею, что и останется она таковой. Также и Церковь Христова на Руси была, и есть, и будет. В этом крепкую веру имеем. Ныне, хотя мы и не имеем видимой Церкви, но мы в Ней пребываем. Как верные чада церковные, мы никуда из Церкви не уходим и не уйдем. Твой вопль похож на вопль пророка Божия Илии. Он также говорил: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один» (3 книга Царств 19, 10). Ты также не прав, как был не прав в то время сей блаженный пророк. Ты помнишь, конечно, картину Нестерова под названием «Святая Русь». На этой картине — русские всех сословий. Лица у всех, изображенных там, чужды прелести мира сего. Всеми силами души они жаждут только одной правды Христовой. Живут только ей одной, ради нее страдают, томятся, принимают жестокости жития. Такова была Русь и такой осталась. Одежды только иные надела, но от изменения внешности не изменилась внутренность. В рабство к врагам своим попала она попущением Божиим. На каторжный труд ее послали. И вот мы видим в любой деревне, в любом колхозе, в любых тяжких работах эту прежнюю Русь. Одежды другие — большей частью рубища. А лица все те же, выражение их то же, что у русских людей на картине Нестерова. Такая же жажда нетленного, вечного, такое же смирение перед жестокостью и насилием века сего. Жива и славна Церковь Христова на Руси. Только не там Она ныне, где звонят колокола и где пышные ризы одевает духовенство «Московской патриархии». Не там Она, где т. н. «служители церкви» кичатся только, и преимущественно, гражданскими, советскими добродетелями. Она в венце терновом, который завещал Ей Христос. Она на Голгофе ради правды Христовой. Она светится невечерним светом. Покрывают Ее тайны терпения, смирения и глубочайшей молитвы. Но одолена быть Она никем, никогда не может. «Истина Господня пребывает во век» (Пс. 116, 2). «Блажен у кого надежда на Господа вечно хранящего верность» (Пс. 145, 5, 6). Бессилие врага в борьбе с Церковью сказывается в том, что он никогда не может затмить истины Христовой. Поэтому он всегда усердие свое кладет для того, чтобы только запутать все входы к истине. Вот, может быть, и в твоем сознании ему удалось такую путаницу произвести. От сего унывать не нужно. Надо только твердо себе ныне уяснить: откуда нам русским грешным людям светит свет истины. Прежде всего, истина как была, так и есть в церковной правде, в соборном разуме Святой Церкви, который запечатлен в соборных постановлениях и правилах. Зная их, всегда можно тьму вольного и невольного заблуждения отличить от истины, как бы враг устами злонамеренных ни искажал сего источника истины. Потом, истина Христова, истина церковная — у нынешних многочисленных страдальцев за истину. Услышь их голос и ты услышишь голос истины. Это не страшно, что ты с этими страдальцами не находишься в видимом общении. Сердца их с тобой, потому что ты любишь Церковь Христову. И твое сердце с ними. Потом, непременно, ищи истину Христову у нашего великого русского православного народа. Ступай в любую русскую деревню. Постарайся услышать там молитву бедных русских людей. От этой молитвы сокровенно прольется на тебя свет истины. Еще признаки особенного благоволения и любви Божией к Церкви русской ты обрящешь. Постигну я смысл величайших искушений и мук, которые Ей попущены ныне Божественным Промышлением. Как все странно на Русской земле. Вновь зазвонили в открытых храмах колокола. Там ковры, цветы, тщеславное торжественное упоение успехами и тут же на Руси тысячи, десятки тысяч мучеников, изнуренных страдальцев за святую Православную Церковь. В храмах открытых духовенство возлюбило временную сладость греха, там открытое предательство церковных интересов, низкое пресмыкательство перед сильными мира сего и тут же, в это же время, мы видим на Руси мужей великого мужества и благородства христианской души. Велика слава новых русских мучеников и исповедников. Несколько лет тому назад я был направлен в концлагерь. Меня туда гнали по этапу, от тюрьмы до тюрьмы. На стене одной тюремной камеры я тогда прочел такую надпись: «Слушайте, читайте: Я Васька Жиляй, известный бандит, пишу эти слова: со мной рядом на нарах лежит монах. Это действительно святой, истинный человек. Он мне выворотил и перевернул все сердце». Если бы кто знал, какие тонкие, хитрые изобрел враг для нынешних мучеников за Церковь казни и искушения, и они противостояли им. Если бы кто знал, как мучительны допросы мученикам и исповедникам Христовым перед новыми игемонами, но мученики противостояли им. Если бы кто знал и видел море соблазнов, предлагаемое страдальцам за истину, но страдальцы противостояли им. Одни из них умирали от голода, другие умирали от стужи морозной. Шли на казнь, сопровождаемые страшными издевательствами и насмешками мучителей. Шли, умирали и в трепете души несли возлюбленного Христа и Его святую Истину. Их казнили и в одиночку, сокрыто, и целыми сотнями и тысячами в угарных банях, топили преднамеренно в кораблях, сжигали, травили ядом и т. д. Перед подвигами новыми современных страдальцев за веру бледнеют картины гонений на Церковь Христову древнего времени. Ни один историк не исчислит их испытаний, трудов и болезней. Не исчислит также великих заслуг перед православием на святой Руси. Ведает их только Христос, Пречистая Дева Мария и Святые Ангелы Божии. Ибо эти страдальцы силою Христовою совершили безмерные свои подвиги. Только Ему единому в мучениях своих они приносили вопль: «Тебе люблю и Тебе ищуще страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою». Прикосновение к их духу и нас снабжает силою Христовою. Любовь к ним и нам сообщает любовь ко святой Церкви. Молитва к ним обращается в молитву их за нас, чтобы мы до скончания дней своих пребывали в корабле Иисусове, которого не потопить врагам. Помни, дорогой мой, сие и утешайся сим. Если дух твой с этими страдальцами и мучениками, то, значит, дух твой в Церкви Христовой присутствует. Сейчас в открытых храмах можно наблюдать две веры. Одна вера, или вернее ненависть к вере, в алтаре, местопребывании духовенства, а другая вера — в храме, где народ, ничего не понимающий в новом расколе, стоит плотной толпой, ожидая благодатных церковных утешений. Идти народу больше некуда, ведь истинных православных храмов нет — они не позволены. И вот народ тщетно ждет мира и ласки церковной в храмах «Московской патриархии». Правда, уже в этой толпе много разочарованных, уже много понимающих, что здесь не найдут они освящение душам своим. Но сюда, в храм, они пришли с глубокой жаждой чувствовать и слышать Божие откровение. В алтаре этих храмов — лицемерие, волнение страстей от маловерия, грязные поступки и дела от неверия, а в народе, наполняющем эти храмы, осуждение себя, преклонение колен сердца перед Богом и жажда благодати. Правда, уже много стало понимающих ложь и неправду «Московской патриархии» и духовенства, служащего теперь в открытых храмах. Но таков народ наш. Сердце народное живет Богом и дышит только Богом. Когда я был в концлагере, то имел товарища по несчастью, с которым вместе в одной палатке жил. Андрей Дмитриевич (так звали его) никогда ни с кем о Боге и о своей вере не говорил. Я прожил с ним два года и не мог понять его души. И только, когда ночью однажды подсмотрел, как он молится, в слезах и великом исступлении перед образом Матери Божией, я узнал, кто был мой товарищ. Как великое неоценимое сокровище, хранит в самых глубоких тайниках сердца своего русский народ веру свою. Верою он живет, ради ее распинается. В одном селе, особенно по нынешним понятиям, передовом, давно был закрыт храм. И думали люди, ведущие борьбу с Церковью, что удалось им потушить на селе лампаду веры. Но убедились в обратном. В этом селе проживала одна черничка. Как-то сокровенно ее навестил один гонимый батюшка. Черничка не поостереглась сохранить тайну этого визита. О присутствии у чернички батюшки православного узнал народ. Рано утром весь луг перед домом чернички запрудили православные. Все село было тут. Кому крестить, кому принести покаяние, кому молебен отслужить, а кому и просто благословение священническое потребно было. Вот уже воистину «не поймет и не оценит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит в простоте твоей смиренной», великий, родной, русский, православный народ. В одном доме тайно служил я литургию. Приглашала в этот дом меня жена хозяина. Муж ее не причащался 30 лет. После того, как пропели «Отче наш» и люди стали подходить ко мне за прощением грехов, подошел и хозяин дома. Стал он передо мной и сказал: «Христа ради поисповедуйте и причастите меня. Я больше не могу так! » Вот видишь, — враг, вероятно, думал, что он покорил эту душу. А на самом деле, что вышло? Не умерла вера и в таком человеке и посрамила врага. Вот тебе еще два примера. Пасха в большом сибирском селе. Храм закрыт и разрушен. За сотни верст не сыщешь священника, могущего принести праздничное утешение. Глубока скорбь народная. Под самый праздник собралась на селе большая сходка. Рассуждали люди о том, как им почувствовать праздник Христов, и решили так: под Пасхальную ночь вечером, всем на селе поставить приготовленные пасхи и куличи на кровлю домов своих. «Пусть, — сказали, — их освятит роса небесная свыше, если Божиим попущением некому больше освятить иначе». А вот другой рассказ о вере народной — непобедимой и неистребимой. Приехал недавно ко мне из глуши деревенской один добрый человек. Я его расспрашивал о душе народной и он мне рассказал о том, как теперь там у них в деревнях без священника миром, т. е. всем обществом сельским Богу молятся. Храмы открытые от них весьма далеко, да и не льнут они к ним. И вот не в одном месте и не в двух, а везде по их «округе», как говорил мой знакомец, народ теперь сам отправляет общественное богомолье. В нареченный день из каждого дома берут по одной иконе, самой любимой, и собираются все верующие на селе в одно место: на выгон, в луга или в поле, где обычно прежде совершались такие же богомолья. Самые грамотные на селе читают там каноны и акафисты, какие знают, а народ в то время усердно молится. Говорят, что такие богомолья собирают гораздо больше народа, чем собирали прежде при священниках. Не истощилась, а углубилась жажда духовная. Ходит странник по московским окраинам. Из фанеры, картона, фольги делает макеты православных храмов. Продает их желающим. Маленькие храмы, которые можно поставить на стол. В них все есть: колокольня, алтарь, в алтаре престол и жертвенник, запрестольный крест, иконостас и т. д. Люди, рабочие, много таких храмов накупили у странника. Купят, забьют в ящик и домой пошлют в деревню. Там, говорят они, ничего нет духовного. Родные наши посмотрят на эти храмы и поплачут. Вспомнят свой родной храм, который разорили. А видел ли ты, родной мой, в наше время веру у детей. Ведь им нет ныне наставления христианского. Слышат и видят они только примеры, от всяких безбожников предлагаемые. Как трудно их душам. И поэтому как трогательно глядеть на молитву их. Как трогательно слышать, когда дети сами, никем не побуждаемые, приходят к священнику и просят себе крещения. Недавно я видел, как два мальчика прибивали к воротам своего дома Животворящий Крест Христов, прибивали для того, чтобы видели все, что дом, в котором они живут — дом христианский. Я долго смотрел на эту картину и невольная слеза упала из глаз. Верен Богу народ наш в самых трудных, в самых ненастных обстоятельствах. И нам, маловерным, он подает великие уроки своей веры. Рассказывал мне один батюшка такую повесть. У них на селе пожар был и многие погорели. Случилось в ту пору батюшке по селу с чудотворной иконой ходить. Не могли погорельцы в дома принять Святую икону, но все до единого молебны служили на пепелищах своих. Усердно, крепко на коленях молились, а икона стояла на углях и обгоревших досках под небом. «И я, — говорил батюшка эти слова, — глубокие слезы лил, глядя на такую молитву». Таков наш народ, сын мой. И великому сокровищу веры ты можешь воспитаться от него. Не бойся! Церкви он не изменит, ибо его вера свята и чиста. Он всегда чувствует ответственность перед Богом за свои нечаянные проступки. Душа его стремится всегда к истинному покаянию и к глубокой благодарности Богу за все ведомые и неведомые благодеяния Его. Душа народа русского чувствует всегда и в себе носит православную церковность, и тебя может научить ей. Только прильни к православному народу, внимая ему, живи духовно с ним, не потеряешь тогда путей церковных. Как я уже упомянул тебе, у нас есть еще явные признаки Божия благоволения и особенной, чрезвычайной Его любви к народу русскому. Эти признаки можно усмотреть в том кресте, который даровал Господь русскому православному народу. Крест этот исключителен и не имеет себе подобных. Ни у какого народа не было такого креста. Кто знает меру страданиям нашим? Бог благ, бесконечно благ. И от любви Его мы пьем эту горькую чашу. Пьем ее и ведаем, что даровал ее нам Бог по воле своей, нам неведомой, но благой и совершенной. Судить о причинах такой чаши, это значит бесполезно исследовать промысел Божий неизследимый. Говорят, за грехи свои лютые мы так страдаем. А Св. отцы причины великих искушений видят не в одном грехопадении нашем. Св. Иоанн Кассиан говорит, что причина, по коей искушаются люди, трояка: а) по грехам, б) для испытания веры, в) для исправления жизни. И затем, пишет Св. Иоанн Кассиан, еще есть 4-я причина, по которой посылаются страдания — именно, — «да явятся чрез то слава и дела Божии (см. Еванг., Ин 9. 3; см. Иоанн Кассиан соб. 6-е). Мы не знаем доподлинно, за что страдаем, только твердо знаем, что при этой чаше великих испытаний с нами Бог, с нами Господь наш Иисус Христос, и сим довольны бываем. Где это так было, как есть у нас. Посети любой захудалый уездный городишко. Картина везде одна и та же. На главной площади руины храма, иногда высится среди них недоломанная церковная стена, иногда на ней виден Христос, благословляющий, исцеляющий, молящийся в поте кровавом о чаше своей, и тут же на базарной площади выстроилась длинная живая очередь жителей в отрепьях. В кооперативе, оказывается, по 200 гр. серого мыла дают. Закрыты, разрушены, осквернены везде храмы. Забыты праздники, посты. Не учатся дети христианскому закону. «Стынет в мерзости от одной плотской жизни душа. Жалкая, голодная, рабская, мучительная жизнь. Везде слышны глубокие вздохи, но жалоб нет. И кому жаловаться, ведь Бога-то отняли. Но нет, не отняли. Бог в нерукотворенных храмах живет. Им полна душа народная. «Хозяин не ошибается, — говорят русские люди, — Бог правду видит. Он не до конца прогневается, ниже во век враждует. Не погубит». Лет пять тому назад я проживал в одной деревне. Был праздник Успения Пресвятой Богородицы. Отправляясь на прогулку в поле, я заметил благообразного старика с мешком. Он был послан колхозниками собирать курьяк (куриные пометы) на удобрение. Старик со мной поздоровался и истово поклонился. «Дедушка, — сказал я, — а знаешь ли ты, что сегодня праздник? Какой? — спросил дед. — Праздник Успения Пресвятой Богородицы», — ответил я. Дед пал на колени и с потрясающими рыданиями приник к земле. Заплакал с ним и я. Потом дед обратил свое лицо ко мне и воскликнул: «Неужели, неужели Он не помилует нас? Неужели Он не сжалится над нами? » Я утешил старика и убеждал, что Он непременно сжалится. Да и может ли иначе быть, чтобы Он над нами не сжалился. Разве мы не видим, что находимся в Его великом промышлении. В Его великой любви. В одном журнале я видел картину. Называлась она: «Слезы России». На ней изображено было поле, мелкие березочки, а внизу везде кругом вода, в которой отражаются небеса — то неисчислимые слезы России. Велики слезы страны нашей, народа нашего. И море беспредельное слез наших, их особенная горечь есть великое достояние наше. У нас больше ничего нет. К Престолу Вседержителя мы положим только слезы наши. Никто столько слез не положил туда, сколько положили мы. Ни у кого они так не горьки, как у нас. И поэтому мы имеем великую надежду, что наши слезы будут особенно близки к Богу. Ведь мы их принесем еще с русской кротостью, с русским смирением. Неужели неподкупная правда Божия лишит нас с такими слезами. Нет! Эти слезы есть благовестие милосердия Божия. Есть знак, что Господь с нами пребудет, что мы непременно будем причастниками истины Его. Русский народ многие обманывали, он во многом виноват. Велика короста на его сердце. Но дайте свободно выплакать ему перед Богом все свои болезни и недуги. Изнесите образ Пречистой перед людьми русскими и дайте им свободу исповедовать свою веру. Тогда вы увидите такое явление, которого не увидите ни в одной стране. Вы увидите восходящую к небесам великую покаянную молитву и вы увидите с небес простертые руки Отца Небесного к русским людям. О, сколько русских православных душ жаждут ныне покаяния. Живи, родной мой, верой и любовью Божьею безмерною к народу нашему. Следи за тем, как Господь, по любви своей, подает нам исключительные испытания и верь, крепко верь, что Он наблюдает за нами, ведет нас к Небесному Отечеству путями необыкновенными. Верь и в благодарственной молитве успокаивайся совершенно. Может быть, ты скажешь: «а как же быть, когда нет у нас священноначалия и таинств ныне». Это скажешь совсем напрасно. Священноначалие наше — одно приносит жертву мученическую за всю Церковь, а другое — укрывается ныне от нестерпимого гонения в местах тайных и непроходных. Усердно молись, чтобы встретить тебе этих укрывающихся священнослужителей и принять от них необходимые тебе таинства. Помни также, что Святые таинства — дело есть Божие. Святая Мария Египетская не мнила себя, находясь в пустыне, вне Церкви. Всем сердцем желающих таинств, Господь сподобляет принять оные. И для сего яви пред Господом своим истинное смирение, неотступную молитву и чистоту веры. Храни тебя Господь и Царица Небесная и все Святые земли Свято-русской. Письмо 4-е В настоящее время в нашей жизни есть явления удивительные и как будто необъяснимые. Только благодаря тому, что мы, как сказал поэт: «К добру и злу постоянно равнодушны», — эти явления не волнуют нас. К таким загадочным явлениям, требующим особого нашего внимания, нужно отнести совершенное исчезновение в начале 1944 года с лица земли русской так называемого «обновленческого» раскола, причинившего Русской Православной Церкви множество зла. Еще только вчера обновленцев можно было встретить везде. Еще только вчера они гордо размахивали государственным мечом, уничтожая им всех своих противников. А уже сегодня явилась нам другая картина. Обновленцев не стало. Они исчезли бесследно, и сыскать их теперь нет никакой возможности, хоть шаром покати. Даже для музея ни одного не осталось. Какая идея исчезла так быстро и мгновенно, так бесславно и бесследно? Уже по одному этому явлению можно судить о крепости и силе обновленческих веры и упования... Сразу они вымереть не могли, но куда же они скрылись? Теперь какого батюшку ни спросишь, — все православными себя называют и от обновленчества яростно отплевываются. Но, правду нужно сказать, что в настоящее время на свободе существуют и открыто с вами могут разговаривать только такие пастыри, каких окормляет Московская патриархия и именующий себя «патриархом всея Руси» — Алексий Симанский. Других священнослужителей мы не найдем на вольном российском воздухе. Кто-то сразу из разных толков составил единое монолитное общество клириков, не подверженное каким-либо еретическим приражениям. Вот эти-то клирики и приходят в неописуемый гнев и раздражение, когда собеседники подвергают их «ультраправославие» хоть некоторому сомнению. Попутно мы здесь встречаемся еще с одним явлением весьма чудесного характера. У Московской патриархии теперь как будто бы нет оппозиционеров, то есть таких православно верующих, которые сомневались бы в православии той самой патриархии и не подчинялись бы ей церковно-канонически. Деятели и заправилы Московской патриархии везде громогласно кричат о том, что все вчерашние их враги-супостаты покорились им и отдали им свои души в повиновение. И в самом деле, мы напрасно будем искать на Руси открытый храм, где служили бы не представители Московской патриархии. Присмотримся же внимательно к этим «представителям». Посмотрим на лица пастырей и архипастырей не мимолетным взглядом, а поглубже, и тогда мы увидим явление не только удивительное и чудесное, но и крайне прискорбное для сердца православного. Внимательное рассматривание клира Московской патриархии дает нам безгранично грустные результаты: тогда мы увидим, что пастырские и святительские престолы в Московской патриархии, с гордым православным видом, занимают вчерашние присяжные обновленцы. И даже не знаешь — кого там больше: то ли вчерашних идейных обновленцев, то ли так называемых «православных» сергиан, умеющих и «невинность» соблюсти, и капитал приобрести. И, кажется, никогда не найдется такого ученого богослова, который бы мог в Московской патриархии различить бывших обновленческих деятелей от деятелей сергианских. Уже задолго до слияния обновленчества с сергианством вера народа русского заметила, что разницы в жизни и служении Богу протоиереев, как обновленческих, так и подчиненных митрополиту Сергию, — никакой нет. И вот, если мы еще внимательнее присмотримся к духовенству Московской патриархии, то еще грустнее будет на сердцах наших. Тогда мы увидим там не только множество знакомых нам обновленческих лиц, знакомых как предателей и погубителей верных сынов церковных и многих добрых пастырей, но мы увидим в Московской патриархии и дела обновленческие, практику и методику обновленческую. О, как нам эта практика и методика известны. Я уже не раз писал тебе и объяснял лично, дорогой мой, что вся сущность обновленчества от 1922 года лежит в его беспринципности духовной, в его самом низком оппортунизме, в его бездуховности. У обновленцев не может быть христианского подвига и внутренней свободы веры. Нашему мысленному взору видится страшная картина: мы видим обновленцев не в должности слуг Христовых, а в качестве послушного и раболепного орудия дьявольского, придуманного им для борьбы с действительностью. Но что я здесь говорю об обновленцах, то же самое необходимо сказать и о так называемых «сергианах». Просеянные сквозь тончайшее сито всем известных органов, оставленные для служения в открытых храмах клирики Московской патриархии уже давно имеют те признаки обновленчества, о коих я упоминал выше. Некоторые говорят, что Московская патриархия есть каноническое управление Русской Православной Церкви. В особенности слухи об этом пошли после того, как был состряпан в 1945 году «собор» церковный. Но о каноничности этого «собора» я уже писал тебе во втором своем письме. А когда говорят о каноничности Московской патриархии, то мне в то время хочется сказать несколько слов о ее догматичности. То есть о хранении ею догматов Святой православной нашей веры. Могут ли предатели и творители Иудиного греха быть честными хранителями этих догматов. Могут ли люди, хотя и облеченные в священные ризы, но в карманах имеющие партийные безбожные членские билеты, быть исповедниками догматов православной веры. Могут ли быть верными Христу и Его Божественным повелениям те, которые дали «клятвенные» обещания служить врагам Его и раболепно исполняют их. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? » (2Кор 6. 14-15). Но если мы не имеем даже самой малой уверенности в том, что Московская патриархия стоит на страже догматов нашей веры, то к чему тогда исследования о каноничности или неканоничности. Еще говорят, что Московская патриархия отличается от обновленцев тем, что не ввела, как обновленцы, белого епископата. А также — второбрачие и многобрачие духовенства. Но это не совсем так. Я сам могу свидетельствовать, как беспристрастный наблюдатель жизни сергианского духовенства, что оно нравственно разложилось также, как и обновленческие клирики. Нужно знать, что сергианство — это второе издание обновленчества. Когда русский народ с возмущением и брезгливостью весь отошел от обновленцев, то организаторам его необходимо было заменить их чем-нибудь более приличным. Поэтому появилось сергианство в той редакции, в какой мы его наблюдаем. И его редакторы решили, что такие безнравственные вопросы, как второбрачие духовенства и тому подобное, не следует разбирать на соборах, на собраниях и пугать ими православный народ. Эти редакторы — люди хитрые и умные — решили таких вопросов, возмущающих народ церковный, «по книгам не проводить» и на перекрестках о них не шуметь. Они прекрасно знали, что фактически, и тихо, без криков, эти вопросы уже давно проведены в жизнь оставшегося на свободе сергианского духовенства. Мне самому пришлось читать письмо, присланное митрополиту Сергию одним провинциальным протоиереем. Сей пастырь писал, что он овдовел и решил блудом не заниматься. Поэтому он сам себя повенчал со своей кухаркой. Митрополита он просил благословить его на дальнейшее служение в пастырском сане. Как же это случилось, что под вывеской Московской патриархии начали свою деятельность обновленческие первоиерархи и обновленческий синод. Внутреннее перерождение сергианства в обновленчество произошло давно. А внешне это случилось так. В конце 1943 года и в начале 1944 года обновленцы всякого ранга и чина, почуяв у себя в душе внезапно прилив покаяния, лавиной устремились в Московскую патриархию приносить исповеди своих грехопадений. Там они сотворили перед такими же клириками, как и они сами, призрачность покаяния. Там они были приняты с восторгами и объятьями, конечно, искусственными. Оттуда они возвратились на прежние свои должности с мандатами Московской патриархии и начали всех убеждать в своем «архиправославии». Теперь они уже были не презренными раскольниками, от которых все отвращались, а служителями Московской патриархии, сущность которой еще многие верующие не уяснили себе. Всего труднее объяснить внезапное поголовное покаяние обновленцев перед Московской патриархией. Позыв к такому покаянию сразу объял всех живоцерковников — от последнего дьякона до «первоиерарха» Виталия. Каялись все сразу, а не пожелавший каяться известный Александр Введенский — кстати и своевременно скончался. Объяснить это явление можно, только зная происхождение обновленческого вероисповедания. Оно не мудро и не глубоко, и часто выражается в двух словах: «что прикажете». Враг, ведущий с Церковью Христовой ожесточенную борьбу, по каким-то обстоятельствам вновь изменил свою стратегию и методы этой борьбы. В теперешних планах врагов церковных обновленцы будут использованы уже не в качестве церковных революционеров, а как самые строгие православные священнослужители, отрастившие себе бороды и совершающие «стройные чинопоследования». Ведь, чтобы по приказу каяться, нужно совершенно вырвать из души всякого рода убеждения и верования. Это могут делать такие только люди, у которых совесть сожжена или очень покладиста. Такое явление, как безудержное, мгновенное, поголовное покаяние перед своими вчерашними самыми лютыми врагами, дает нам право утверждать, что в лице обновленчества мы не встречаемся с заблуждениями церковно-канонического и нравственного характера. Мы видим ясно, что обновленчество было весьма грубой подделкой церковности. Грубость этой подделки и погубила их, но сами обновленцы все же были ценны для демонских замыслов. Поэтому они были направлены, как теперь выражаются, на другую работу. Но мы, православные, должны распознать их маски и личины, должны потому, что подделки церковные враг производит все более хитрые и тонкие, желая уловить ими даже «избранных». Мы должны знать, что обновленцы как угодно могут менять свой внешний вид. Они вообще, как и их хозяева-демоны, любят очень маскарад. Прикажут свыше таким «священнослужителям» обриться и остричься — будут сразу все стриженные. Прикажут им свыше бороды отрастить — сразу появятся бороды. Прикажут, как теперь приказывают им, иконописный благообразный вид принять — будут стараться исполнить приказ. Прикажут в союз воинствующих безбожников вписаться — немедленно впишутся. Ныне они за теорию Дарвина о происхождении человека, а завтра — могут выступить против нее, если, конечно, прикажут. Ныне они в своих речах поносят монашество, а завтра — постригаются в монахи, чтобы послезавтра надеть на себя архиерейские ризы. Но сущность таких «церковных деятелей» всегда одна. Они верны не Христу и Его вечной Правде, но тому, кто может им дать возможность жить вольно и широко, и в свое удовольствие. Когда в 1922 году это «обновленчество» с помощью врагов Церкви захватило в свои руки управление Церковью, то сначала в нем были люди разных душевных устройств. Одним обновленцы похвалялись: своей идейностью и горячим желанием обновить Церковь через справедливость социальной революции. Белый епископат, пресвитерианское управление, общая касса доходности и т. п. Другие — искусно или неискусно притворялись обновленцами ради выгод и сохранения благополучия; они не хотели страдать и, в то же время, хотели почитаться людьми Божьими и славились своим искусством из воды выходить сухими. Третьи — своим обновленчеством старались прикрыть свои старые политические грехи. А четвертые — шли в обновленчество только потому, что там все прощалось, и, в особенности, прощалось всякое безнравственное жительство. Потом, впоследствии, все эти группы обновленчествующих объединило беспрекословное послушание врагам Христовым и полнейшая беспринципность в убеждениях. Еще Святейший Патриарх Тихон писал в одном из своих посланий, направленных против обновленческого раскола, что у них (обновленцев) никогда не может быть церковного подвига. Поэтому у них не могут существовать и появляться мученики, преподобные, исповедники и другие рабы Божьи, отдавшие только Господу все свое сердце и всю свою жизнь. У обновленцев нет мистики, и самое главное, нет у них нравственного критерия, то есть внимания к голосу совести. Может быть, ты скажешь: «Зачем нам подробно исследовать обновленчество, когда оно уже приказало долго жить. Ведь все обновленцы сами осудили свою прежнюю деятельность». Если бы ты так сказал, то был бы весьма наивен. Нет, обновленцы живы и продолжают свою страшную и гнусную работу против Церкви Христовой. Кому не видно, что покаяние их было искусственным, притворным и лицемерным и каялись-то они подобным себе по духу и по делам. И теперь, под вывеской так называемой Московской патриархии, работа обновленцев имеет еще более злостный антицерковный характер. И я тебе даю здесь подробную характеристику обновленчества исключительно потому, что такая характеристика имеется и у других «деятелей» Московской патриархии. Православие Московской патриархии — это только вывеска для простодушных простолюдинов. Похоже на то, когда на банке наклеена этикетка «сахарный песок», а на самом деле там лежит яд. Ведь так называемый «патриарх всея России Алексий» и окружающие его люди в архиерейских облачениях, хотя внешне и нарочито подчеркивают свое истинное православие, а на самом деле служат врагам церковным точно так же, как и обновленцы, если не больше. Человек с глубокой верой прекрасно понимает, зачем нужна служителям Московской патриархии пышная наружная декоративная православность. Он видит двойственность и лицемерие сих служителей. Он знает, что это все то же обновленчество, только гораздо искуснее замаскированное, чем это было в 1922 году. Есть искусные портные, которые могут перелицевать хитроумно старое платье наподобие нового. По отношению к обновленчеству теперь тоже нашелся такой портной — обновленческий синод, и всю тошнотворную для православного сознания обновленческую программу он искусно перелицевал, и тогда получилось то, что сейчас называется Московской патриархией. Мы должны твердо признать, что то обновленчество, от которого так все православные отплевывались, не умирало и не думало умирать. Наоборот, оно в настоящее время захватило видимую, т. н. легальную русскую Церковь в свое управление. Мы должны твердо знать и помнить эту истину, чтобы не подчинить веру свою тайным замыслам врагов Христовых, действующих через новых обновленцев из Московской патриархии. Печальна наша современная церковная жизнь. Одна подделка, подмена православия, следует за другой. И одна другой искуснее и лукавее. Но еще печальнее для нас то, что эти церковные подлоги и подделки для многих верующих остаются не замечаемыми. Если православные люди не замечают вкравшегося в их веру врага, то это можно объяснить или маловерием, или же уж очень тонкими кознями демонов, которые иногда и подвижники благочестия не сразу обнаруживали. Но нам подмену Церкви Московской патриархией видно, и поэтому о тех маловерных, которые еще сего не познали, будем молиться усердно, да даст им Господь духовный разум к сему познанию. А козни вражьи, воздвигнутые против Церкви Христовой, нужно указывать всем неразумевающим их. Демоны и орудия их, в настоящее время, при помощи новых методов, воздвигли новые гонения на Русскую Православную Церковь. И это наступление на Церковь опять ведет обновленчество, еще более тщательно замаскированное под внешне приличный православный облик. Враги Христовы в борьбе против Церкви пользовались таким орудием, как обновленчество. Теперь они производят «взрывы» через Московскую патриархию. Зло не стоит на месте. Оно имеет способность расширяться и расти. Эту истину можно сказать, имея в виду отступничество от Христа части бывшего православного духовенства, объединяющегося теперь под знаменем Московской патриархии. Эти отступники начинали свою работу с признания справедливости социальной революции и теперь кончают иудиным лакейством души. Они начали с крика — «кесарево — кесарю» и теперь кончают постыдно отдачей и всего Божьего этому «кесареви». Что такое «мерзость запустения на месте святом»? Тихомиров в своей книге «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира» приводит мнение одного современного нам богослова-епископа. Сей святитель считает, что «мерзость запустения на месте святом» означает павшее недостойное и неверующее священство, долженствующее стоять перед Престолом Божьим в последнее время. Для нас несомненно, что таким павшим и неверующим священством в наше время злобные враги Церкви воспользовались для своих целей в самом широком масштабе. Ведь, помимо прямого и косвенного предательства всех истинных пастырей Христовых и верных сынов Церкви, помимо уничтожения храмов, монашества и монастырей, обновленцы от 1922 года, а теперь и деятели Московской патриархии, составляющие с прежними обновленцами единое неделимое тело, повинны также в сознательном отравлении духа народа нашего и в подмене законной православной иерархии ряжеными в архиерейские ризы атеистами. Обновленчество от 1922 года русский православный народ распознал скоро. Велико было тогда его негодование, но люта была и злоба организаторов этого раскола. Многим, даже простым церковным людям, за обличение обновленчества тогда пришлось идти в тюрьмы и дальние ссылки. Теперь перед нами стоит глубокий мучительный вопрос: распознает ли наш народ новое лицо обновленцев, новый обновленческий раскол, особенно претендующий на православие после этого лжесобора в 1945 году. Этот новый раскол очень умно задуман и организован. Многих, не имеющих духовного рассуждения, он вовлек в свои недра. Ввиду того, что нет теперь на Руси других открытых храмов, кроме храмов нового обновленчества, называемого «Московской патриархией», и ввиду того, что церковное противление Московской патриархии считается великим государственным преступлением, многим стало трудно разобраться: где теперь истина Христова. Беда наша в том, что плевелы стали очень похожи на пшеницу и что за искание пшеницы дерзновенных ввергают в огненную пещь искушений. На лжесоборе 1945 года новое торжествующее обновленчество утвердило новое положение об управлении русской церковью. Этим положением народ православный лишен возможности протестовать против любых безбожных и антихристианских поступков «пастырей нового обновленчества». Все верующие, согласно этому положению, должны подчиниться настоятелю прихода. Не подчиняющиеся должны предаваться в руки гражданских властей. Как же православному человеку теперь можно распознать похищение его веры и какими методами и способами он может бороться против этого неслыханного духовного насилия. Трудное это дело, очень трудное, но Господь наш сказал, что «невозможное у человека — возможно у Бога» Прежде всего надлежит нам теперь горячая и усердная молитва к Пастыреначальнику и Совершителю веры нашей — Господу Иисусу Христу. Не обновленцы, не сергианцы, не алексеевцы или карповцы ведут корабль церковный. Им правит и будет править Единый могущий все и всех управить ко спасению — Спаситель Мира, Христос Господь. Сейчас особенно бушует буря моря житейского, особенно велико лукавство врагов церковных, ряженых в ризы церковные и не ряженых. Но мы знаем Христову жалость к людям. Мы знаем Его волю, чтобы не погиб ни один из рабов Его. Поэтому всей верой души нашей будем молиться: «Наставниче, спаси нас, ибо погибаем». Распознавать новое современное обновленчество, как орудие бесов против веры и упования нашего, может только вера чистая, святая, вера всего сердца и всей жизни. Посему, чем больше мы будем укреплять внутри себя нашу веру, тем больше можем при свете ее видеть все злодейство и все лихо наших искусственных расколов и весь лукавый обман новых «патриархов», митрополитов и прочих клириков Московской патриархии. Как стоящему на вершине горы далеко видны долины и поля, так верующему сыну Церкви при свете благодати видны все пути в жизни человеческой и все разнообразные сатанинские выходки для погубления душ христианских. И ты, дорогой мой, крепко храни веру Божью, укрепляй ее в таинствах церковных благодатью Христовой, храни священные заветы православия, преданные тебе отцами духовными, и тогда легко будет отличить благоухание вражьей лжи от благоухания нетленной правды Господа нашего. Помни и мое завещание тебе о том, что в наше время особо опасными врагами веры твоей являются служители так называемой Московской патриархии, еще раз обновленные обновленцы. Помни, что тебе нужно всеми возможными мерами остерегаться их и совершенно избегать с ними духовно-нравственного и молитвенного общения. Не вниди в церковь лукавнующих... Здесь уместно припомнить слова одного современника нам, святителя Христова и исповедника православной веры. Некая женщина приступала к нему и вопрошала его о том, можно ли ей ходить на богослужения в храмы Московской патриархии. — Зачем же туда ходить, — ответил ей святитель, если нет там благодати Христовой, которой только одной освящается и просвещается всякий человек, грядущий в мир. Но эта женщина не унималась и опять стала вопрошать владыку, говоря: — Когда я хожу в открытые храмы, то под влиянием тамошней обстановки, любимой с детства, у меня является жажда молитвы и умиление сердца. И на это владыка ей ответил: — Если в этих храмах нет духа благодати Божественной, то там непременно и несомненно есть влияние иного духа, противного Христу. Поэтому ваше посещение таких храмов не может принести духовной пользы, но вред душе принять вы там можете. Чувство мнимой духовной теплоты, ощущаемое там некоторыми, может быть признаком самообольщения. В подвижнической, аскетической литературе отцы строго предупреждают от увлечения этой духовной теплотой. Да и можно ли нам, грешным, почитать себя достойными такой теплоты. Мы должны искать духовной жизни. А духовная жизнь состоит из деяния и видения. Деянием называют наставники духовной жизни подвиги смирения, уничижения, самоукорения и искреннее почитание себя перед другими хуже всех. Деяние — это есть прачечная, где жестоко отмывается наша греховная нечистота всяческим себя утруждением и понуждением. Путем такого деяния шли все преподобные и все угодившие Богу. И нам заповедали только таким путем приступать к Божественным Тайнам любви Божьей. А видение же приходит гораздо позже, после больших трудов, приходит под конец нашей жизни, когда человек, очищенный и просветленный многими трудами, бывает достоин вкусить сладость Божественных Тайн. Пытливая жена опять приступила к владыке и опять вопрошала его: — Неужели мне будет грешно, владыка, если я немного утешусь зрением церковной обстановки, послушаю церковное песнопение, исполняемое прекрасным хором, увижу ярко освещенный храм и в нем множество молящихся людей? И опять отвечал ей святитель Божий: — Разве вы не видите воли Божьей в том, что ныне не услаждением духовными благами здесь на земле надлежит нам спасаться, а глубоким чувством сознания себя недостойными принимать их. И этих духовных утешений вы напрасно будете искать в открытых храмах. Там вместо духовного дается душевное, эстетическое наслаждение. А некоторые этого не разбирают и принимают его как духовное. А ведь за душевным наслаждением и неверующие стремятся. Мне очень больно глядеть на тех христиан, которые бегают по храмам в поисках этого эстетического удовольствия. Мне грустно видеть, что у подобных христиан пока отсутствует интерес к основным задачам христианства. Грустно, что эти христиане добычу эстетического удовольствия ставят выше духовно-нравственного удовлетворения. Ведь эти люди еще не озабочены спасением души своей. Кто же всем сердцем ищет спасения, тот ищет только благодати Христовой. А она пребывает только в истинной Церкви Христовой, — таковы были слова упоминаемого нами владыки. Пусть они и нам послужат руководством к единственно возможному пути — к противлению обновленчеству, окружившему нас. К такому протесту нас побуждают многие обстоятельства. Не молиться в храмах, где служат клирики из Московской патриархии нам дали заповедь блаженные отцы наши, славно перед Богом и перед Церковью прошедшие свой земной путь и стоящие ныне пред Престолом Его в сонме мучеников и исповедников. Не ходить на молитву в храмы Московской патриархии нам безмолвно заповедует великий сонм архипастырей и пастырей, пострадавших и ныне страждущих за веру православную и за неподчинение Московской патриархии. Отказаться от молитвенного общения с Московской патриархией нас побуждает отсутствие там законно-канонического священства и иерархии. Там оно хитро пресечено и подменено. Не ходить в храмы Московской патриархии на молитву нас заставляет еще то обстоятельство, что служащее там духовенство совсем утратило свободу своей веры, подчинило ее врагам Христовым и изменило присяге своей: даже до смерти быть верными Единому Господу Иисусу Христу. Еще необходимо упомянуть, что мы отказываемся от молитвенного и церковно-канонического общения с Московской патриархией по тем же самым причинам, по каким отказались иметь такое общение с обновленцами от 1922 года. Храни тебя Господь и Пречистая Матерь Его для вечной нетленной жизни.
|
|||
|