Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4.4 Персидский вызов



 

В предыдущих разделах мы последовательно наблюдали за бурными похождениями большинства незваных гостей Финикии — от ассирийского царя Тиглатпаласара I, в 1110 году до н. э. впервые удостоившего монаршим вниманием берега Средиземного моря, до вавилонянина Навуходоносора II, в 575 году завершившего многолетнюю и нерезультативную осаду Тира мирным договором.

Сменилась эпоха, сменился и завоеватель — с 539 года до н. э. в Финикии хозяйничали персы.

Здесь необходимо объяснить, кто же таковы персы-иранцы, откуда они взялись и каким образом построили очередную империю Благодатного полумесяца, на голову превзойдя в этом нелегком деле ассиро-вавилонских предшественников.

Примерно между 1100 и 800 годами до н. э. на земли расположенные от Междуречья на западе до реки Инд на востоке пришли народы объединенные общей группой языков: индоиранской. О прародине иранских племен доселе ведутся ожесточенные споры, но большинство ученых сходятся на версии, что истоком экспансии персов были Южный Урал и Урало-Поволжье, откуда они мигрировали в Среднюю Азию и далее на Иранское нагорье.

Самые ранние исторические сведения о персах зафиксированы ассирийцами в правление царя Саламнасара III, того самого, против которого выступила коалиция финикийцев, евреев, египтян и аммонитян в битве при Каркаре. В ассирийских записях этот народ именовался Parsuaš, парсуа, парсуаж. Тиглатпаласар III, царь-реформатор, воевал с парсуа в 743 году до н. э., за десять лет до захвата Финикии.

К иранским народам относятся и мидийцы, которые помогли вавилонянину Набопаласару сокрушить остатки Ассирийской империи. Мидия как таковая являлась весьма странным образованием, особенно на фоне «старых», давно сложившихся и развитых держав наподобие Египта, Вавилона или той же Ассирии.

Одно время в научной среде господствовала доктрина, гласящая, будто Мидийское царство было едва ли не самым первым государством иранцев, игравшем важную роль на геополитической арене VII-VI веков до н. э., а границы Мидии доходили до нынешних Анкары в Турции и Аральска в Казахстане. Современные археологические данные эту теорию ставят под сомнение.

Ираноязычная Мидия виделась историкам как некая «протоимперия», а такие страны автоматически подразумевают высокий уровень государственного устройства — развитую систему управления и учета, обширный чиновничий штат, восхваляющие деяния царей летописи — словом, все то, что мы наблюдали у ассирийских соседей мидян. Однако, никакого письменного наследия Мидия после себя не оставила, и этот факт вызывает изрядное недоумение — как такое в принципе возможно?

В центре современного иранского города Хамадан можно увидеть холм площадью около тридцати гектаров — это археологический заповедник, где с 1913 года ведутся неспешные раскопки бывшей столицы Мидии (а затем и Персии) Эктабаны. Древнейшие слои относятся к интересующему нас мидийскому периоду, в наличии остатки крепости, царского дворца, системы стоков, зернохранилищ. Но...

Но в Эктабане отсутствуют любые мидийские надписи! И, что удивительно, нет ни малейших намеков на какой либо царский архив, канцелярию или делопроизводство — это при том, что от Ассирии нам в наследство достались тонны глиняных табличек с клинописными текстами! Одна лишь библиотека царя Ашшурбанипала из Ниневии, содержащая более 25 тысяч текстов, многого стоит!

Эктабана поражает девственной культурной пустотой — ни словечка, ни самого простенького клинышка выцарапанного на стене!

Зададимся вполне естественным вопросом: как повелители Мидии управляли огромным государством без хоть какой-то, пусть даже самой примитивной, письменности? В Египте иероглифическое письмо сложилось в конце IV тысячелетия до н. э., то есть минимум за две с половиной тысячи лет до появления на Иранском нагорье мидян! Шумерское клинописное письмо не младше египетского, а финикийцы вовсю пользуются алфавитом уже долгие столетия!

Ладно бы только архив мидийских царей — всякое может случиться, вдруг записи хранили где-то в другом месте или археологи пока до них не докопались. К XXI веку не обнаружено вообще никаких материальных доказательств того, что мидийцы пользовались письменностью — ни единой мидийской надписи на территории Ирана или в окрестных странах в настоящий момент не обнаружено.

Вывод: Мидия отличалась от соседей крайне низкой государственной и социальной организацией. По сравнению с Ассирией или Вавилоном — сущие варвары. Даже если предположить, что завоевательный потенциал мидян был довольно высок, то как они управляли территориями от Аральского моря до Малой Азии и западной Индии? Как собирали и учитывали дань? Как доносили приказы до провинций? Или они ограничивались раннеассирийской схемой разовой контрибуции — пришли, увидели, победили, экспроприировали золото и вернулись домой?

Это, увы, нам не известно. Остается смириться с тем фактом, что подробностей об административной схеме, истинных границах и концепции государственного устройства первого иранского государства мы, скорее всего, никогда не узнаем.

Известно лишь то, о чем сообщили нам вавилоняне эпохи Набопаласара и Навуходоносора II — мидийские союзники сыграли важную роль в уничтожении остатков Ассирии и противодействии египетскому наступлению на Междуречье. Затем отношения с Вавилоном стали более прохладными и Мидия, не реализовавшая собственный «имперский проект», осталась региональной державой, не оказывавшей существенного влияния на глобальные исторические процессы, а потом и вовсе сгинула под ударом родственного народа...

С персами ситуация сложилась принципиально иным образом: у них были высокоразвитые ближайшие соседи — царство Элам, простиравшееся вдоль берега Персидского залива примерно до устья рек Тигр и Евфрат и занимавшее нынешний горный район Хузестан в Иране. Происхождение народа эламитов точно не прояснено, предполагается, что они являлись смесью пришлых семитских племен с местными смуглокожими горцами.

Элам царство старинное, уважаемое, первые упоминания о нем относятся к 2680 году до н. э. Эламиты в глубокой древности тесно взаимодействовали с шумерами и аккадцами, исходно владели собственной пиктографической письменностью, затем перешли на заимствованную клинопись. Многоученые и культурные люди — в понимании Древнего мира, конечно! Элам давно и прочно входил в цивилизационную систему Месопотамии, пускай с географической точки зрения и находился слегка на отшибе.

Отдаленность от ведущих центров наподобие Вавилона или Ниневии не мешала эламитам вмешиваться в большую политику, последовательно поддерживая, к примеру, многочисленные восстания против Ассирии — армия Элама с древности славилась изрядной свирепостью, а лучники считались непревзойденными. Что, впрочем, ничуть не мешало ассирийцам периодически устраивать воинственным горцам показательную порку.

В 646-645 гг. до н. э. царь Ашшурбанипал в ответ на недавнее вторжение эламитов в южную Вавилонию нанес сокрушительный контрудар, разорил страну, разграбил и сжег столицу Элама Сузы. Приведем очередное пышное «самовосхваление» ассирийца, посвященное этому событию:

 

«Я открыл сокровищницы ее, где были груды серебра, золота и всякого имения и добра, которые собрали древние цари Элама и те, что жили уже в наше время, которыми ни один враг, кроме меня, не овладел. Я вынес их и велел сосчитать, как добычу. Я разрушил ступенчатую башню в Сузах, построенную из кирпичей в синей глазури. Я увез в Ассирию богов и богинь с казной их, с имением их, с пожитками их, также и со жрецами их. Я взял в Ассирию тридцать две статуи царские, золотые, серебряные, медные и мраморные. Я повелел увезти кумиры мужеские и женские, охранявшие храмы, все, сколько было их. Я выломал туров свирепых, украшавших большие ворота. Я сравнял с землей храмы эламские. За ничто счел я богов и богинь эламских. И в священные леса их, куда никакой чужеземец не мог входить, ниже ступать на опушку, мои воины вошли, и видели таинства их, и предали огню. Я разорял области эламские один месяц и двадцать пять дней»

 

Судя по внушительному списку добычи и упоминаниям об архитектурных ценностях (ступенчатый зиккурат, кирпичи покрытые синей глазурью, статуи из мрамора и драгоценных металлов, украшавшие городские ворота изваяния туров), Элам являлся процветающим и цивилизованным государством.

В Британском музее Лондона хранится вывезенный с раскопок в Ниневии барельеф «Пир Ашшурбанипала», где повелитель Ассирии с супругой изволят трапезничать в саду. Играют музыканты, придворные холуи обмахивают опахалами царственную чету, а на одном из деревьев в качестве украшения висит отрубленная голова эламского царя. Сцена полностью в рамках ассирийской эстетики — металлическое кольцо продето сквозь уши трофейной головы и наброшено на ветку садового растения, похожего на молодой кедр, наподобие елочной игрушки...

Иранцы, задолго до нашествия Ашшурбанипала поселившиеся к юго-востоку от Элама в области именуемой Персидой, благодаря соседям знакомятся с письменностью (впоследствии они создали собственный оригинальный вариант клинописи), с организацией войска и общей месопотамской культурой — наблюдают и учатся. Вероятно, персы находились в политической зависимости от Элама, как данники или вассалы. Эламский язык используется наравне с родным и с аккадским, языком «межнационального общения», на котором говорили ассирийцы и вавилоняне.

Существует мнение, что имена персидских царей Куруша (Кир в греческой огласовке) и Камбуджия (Камбис у греков) имеют не индоевропейское происхождение, а эламское — то есть первые прославившиеся иранские цари или благодаря династическим связям, или из уважения к культуре соседа, принимали имена распространенные в Эламе.

Не известно, что происходило у эламитов после ассирийского «потопа» (цари Ассирии очень любили сравнивать свои завоевания с этим природным явлением) — может быть, завоеватели попытались основать там новую провинцию с областеначальником во главе, а возможно в период ослабления империи ушли обратно на север и эламиты принялись восстанавливать страну из руин. Однако, после 609 года до н. э, в Элам прибыли войска вавилонских царей, сперва Набопаласара и вслед за ним и наследника, Навуходоносора II, поскольку данная территория после гибели Ассирии была разделена между Новым Вавилоном и Мидией.

Серьезного сопротивления очередные гости с севера не встретили и по приказу Набопаласара принялись активно заниматься «вавилонизацией» Элама — восстановили столичный город Сузы (значит, он лежал в развалинах более 35 лет), вернули похищенные ассирийцами статуи, построили храм Иштар — богини общемесопотамской и прежде всего вавилонской, в противовес главному божеству эламитов Иншушинаку, «господину Суз», поклонение которому носило очевидный политический характер и символизировало былую независимость.

Все надписи в городе, начиная от официальных памятных табличек и заканчивая маркировкой кирпичей, отныне наносятся только и исключительно на аккадском языке: оставшиеся местные жители должны бесповоротно уяснить, что теперь они — вавилоняне, точно такие же, как и прибывшие на жительство в восстановленный город переселенцы с севера. Наречие Элама можно сколько угодно использовать в быту и повседневном общении, но официальная документация должна вестись на государственном языке.

Навуходоносор II не забывает и об экономической интеграции присоединенного региона — в Сузах археологами найдены вавилонские гири и сосуд, служащий эталоном объема жидкостей или сыпучих материалов, то есть система мер и весов приводится к единому госстандарту.

Все перечисленное, — языковая и религиозная политика, реконструкция города по образцу Вавилона, назначение прибывшей из столицы администрации, миграция в Сузы вавилонян, единообразие в делах торговли — является однозначными и неоспоримыми признаками имперского строительства. Один народ, один Вавилон, один царь, если угодно.

С юга за происходящим в Эламе исподлобья наблюдали персы — Навуходоносор II не стал их завоевывать скорее всего по причине персидской бедности: куда выгоднее включить в состав империи процветающие области к северу и западу от Междуречья, с иранских варваров и взять-то в сущности нечего!

Персы оказались в двойственном положении. Элам, как центр тяготения персидского общества, сюзерен и наставник, захвачен вавилонянами, следовательно появились все предпосылки к реальной самостоятельности и независимости — отныне можно выступать в качестве игрока, преследующего лишь собственные интересы, не оглядываясь на мнение царей из Суз. С другой стороны, Вавилоном брошен очевидный вызов — эламиты для персов были народом очень близким, пускай происхождение обоих племен принципиально различно, да и военные конфликты прежде случались. Теперь персы остались один на один с могучим противником, который пока не обращал на них пристального внимания. Но это сегодня, а что будет завтра?

Наконец, с северо-востока нависает Мидия — мидийцы, споров нет, кровные родичи персам, но очень неприятно когда таковые приходят с войском и требуют дань только потому, что они сильнее и многочисленнее!

Если применять к возникновению персидской государственности и, позднее, империи, теорию британского историка и культуролога Арнольда Тойнби (1889-1975 гг. ), изложенную в фундаментальном труде «Постижение истории», то можно констатировать, что «ассиро-вавилонский импульс», этот масштабный вызов, и стал причиной консолидации племен персов, вынужденных на него ответить.

Ответ оказался настолько глобальным и непредсказуемым, что громкое эхо долетело до самого Карфагена, находящегося больше чем в 4000 километрах к западу от Персиды. Для сравнения, это протяженность Соединенных Штатов Америки от Вашингтона до Сан-Франциско с востока на запад.

 

* * *

 

Стремительность и размах персидских завоеваний вызывают невольное благоговение — древние иранцы оставили далеко позади не только Навуходоносора II, но и всех ассирийских царей оптом. Империя персов в период максимального расширения раскинулась на пространствах от Греции и африканской Киренаики до Индии, охватывая порядка 8 миллионов квадратных километров — всего в 2, 8 раза меньше площади Советского Союза. Ассирия в апогее могущества могла похвастаться лишь жалкими 1, 4 миллионов квадратных километров.

Давайте проследим, как же персы дошли до жизни такой.

В современной историографии традиционно используется название «империя Ахеменидов», по имени основателя царской династии Ахемена (древнеперсидское произношение — Хахаманиш), полулегендарного вождя персидских племен, жившего в VII веке до н. э.

Внук Ахемена Куруш I (годы правления предположительно 640-580 гг. до н. э), судя по ассиро-вавилонским записям уже носил царский титул, но мы не знаем, был он государем полновластным или номинальным, подобно царям финикийского Тира. Видимо, Куруш являлся кем-то наподобие избираемого военного вождя, которому в чрезвычайной ситуации советом старейшин или народным собранием делегировались царские полномочия — то есть федеративное объединение персидских племен уже было готово к трансформации в единое государство.

Камбуджия I (580-559 гг. до н. э. ), как и предшественники, был политически зависим от Мидийского царства, но, опять же, форма зависимости нам неясна — вассалитет, обязательный военный союз, автономия в составе «протоимперии» мидян? При Камбуджии был заложен прочный фундамент государственности, на котором основывались фантастические успехи его сына, Куруша II, коего мы для удобства впредь будем именовать по установленной греками традиции Киром II Великим.

Если верить Геродоту, матерью Кира Великого была мидиянка именем Мандана, дочь тамошнего царя Астиага (персидск. Иштувегу), что лишь подтверждает тесную связь двух ираноязычных народов.

Получив престол, Кир II в кратчайший срок устроил в много повидавшем за минувшие века Благодатном полумесяце нечто совершенно невообразимое! Какое-то безродное племя, почитавшее не исконных божеств Месопотамии, а непонятного Ахура-Мазду в роли Единого Творца, вихрем пронеслось по землям такого привычного и знакомого Обитаемого Универсума, перевернув Вселенную с ног на голову! И случилось это за неполные три десятилетия — мгновения по историческим меркам!

Приведем краткую хронологию событий. Годы, разумеется, даются до Рождества Христова.

553-550 гг. — воспользовавшись внутренним недовольством в Мидии Кир II выступает с войском против родного деда по матери, царя Астиага в союзе с мидийским военачальником и царедворцем Гарпагом, изменившем своему повелителю. Войско Астиага взбунтовалось, выдало его персам, а Кир Великий взял и разграбил столицу мидян Эктабану, попутно объявив себя царем Персии и Мидии.

547-546 гг. — царь Лидии Крез, обеспокоенный усилением персов, заключает союз с греческой Спартой и пытается захватить Каппадокию, ранее принадлежавшую Мидии. Кир Великий мгновенно принимает контрмеры, после крупных сражений при Птерии и Тимбре подходит к главному городу лидийцев Сарде, берет его после двух недель осады, после чего отбывает на восточные границы. Лидийское царство вслед за Мидией отправляется в историческое небытие.

 546-545 гг. — в отсутствие Кира II лидийцы пытаются поднять мятеж, к которому присоединяются некоторые греческие колонии на побережье полуострова Малая Азия. Персидские полководцы Мазар и упомянутый выше Гарпаг быстро и эффективно расправляются с восставшими, заодно взяв город Фокея, жители которого вынуждены были эвакуироваться в отлично нам знакомые Массилию и Алалию. Вся Малая Азия переходит под руку Кира Великого.

539 г. — персы захватывают ослабевшее Вавилонское царство и ликвидируют его самостоятельность. Кир в дополнение к прочим титулам становится царем Вавилона, а следовательно и всей Месопотамии — это был грандиозный триумф, Вавилон тогда считался центром Вселенной и человек им владеющий, вполне мог претендовать на звание повелителя мира. Последний владыка Нововавилонского царства Набонид отправился в почетную ссылку в отдаленную провинцию, где и умер в безвестности.

Палестина, Сирия и Финикия, входившие в состав Вавилона, покорились новому царю безропотно. Особенно довольны были финикийцы — как же, пределы государства расширились на порядок, от Малой Азии до Индии теперь единое законодательное и экономическое пространство, а следовательно возникли невероятные возможности для расширения торговли! Открылась безопасная сухопутная дорога в Индию, представьте только!

 В отличие от ассирийцев и вавилонян Кир Великий сознавал важность обладания военным флотом, а построить таковой и предоставить обученные экипажи могла только и исключительно Финикия. Персы возродили город Сидон — мы рассказывали о его разрушении царем Ассирии Ассархаддоном в 677 году до н. э. при участии конкурентов сидонян из Тира. Появившееся в окрестностях Сидона по приказу ассирийцев и заселенное депортированными халдеями поселение Кар-Ашшур-ах-иддин ни политического, ни экономического успеха не имело, а Сидон почти полтора столетия лежал в запустении.

Последовали всевозможные вольности и милости. Финикия получает широкую автономию, даруется местное самоуправление, Хирам III в Тире благоуспешно правит вплоть до 532 года до н. э., и впервые с 677 года до н. э. упоминается имя царя Сидона — некий Эшмун-Азар, сведений о котором практически не сохранилось, за исключением любопытнейшей надписи на саркофаге египетской работы, найденном в 1885 году. Хронология этой надписи доселе гипотетична, но считается, что она относится к периоду персидского контроля над Финикией.

Надпись гласит следующее: при Эшмун-Азаре были воздвигнуты храмы Астарте, Эшмуну, Баалу Сидона и Астарте-шем-Баал — выходит, персы нашли претендента на трон, основали новую сидонскую династию, а строительство большого количества храмов указывает на то, что Сидон начали отстраивать заново, ибо прежний город был уничтожен полностью...

 Следует сделать очень важное замечание. Греческие и, прежде всего, римские авторы с достойной иного применения навязчивостью в один голос твердят об ужасах финикийской и карфагенской религии — жуткие огненные жертвоприношения, умерщвление младенцев и прочие душераздирающие сцены кочуют по страницам античных сочинений от одного летописца к другому. Разница только числе жертв и окружающих декорациях, чем страшнее, тем лучше.

Религиозные воззрения древних иранцев отчетливо разделяли доброе и злое начала, свет и тьму, ахуров (силы добра) и дэвов (силы демонические). Почитание дэвов, которыми вполне могли оказаться божества иных народов, преследовалось. Царь Ксеркс, внук Кира Великого, оставил нам такое самовосхваление:

 

«... Когда я царем стал, была среди этих стран, которые выше написаны, (такая, где было) волнение. По воле Ахура-Мазды эту страну я сокрушил и ее на (прежнее) место поставил. И среди этих стран была (такая), где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахура-Мазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: “Дэвов не почитай”. Там, где прежде дэвы почитались, там совершил поклонение Ахура-Мазде и Арте небесной».

 

Уничтожение дэвовских культов Ксерксом особенно показательно на фоне строительства храмов в Финикии, входящей в империю Ахеменидов — никаких запретов или репрессий против «жуткой» религии! Можно вспомнить и злосчастного Карталона, сына Малха, отвозившего после карфагенской экспедиции на Сицилию дары в тирийский храм Мелькарта в 550-е годы до н. э.; вавилоняне тоже проявляли терпимость к богами финикиян.

 Отсюда следует, что персидские имперские власти не видели в финикийских культах ничего такого, что было бы достойно порицания, а тем более запрета. Почитание Мелькарта, Эшмуна или Астарты не входило в противоречие с государственной религиозной доктриной Персии и божества Тира с Сидоном не рассматривались как ложные или злые.

Даже если между жреческими элитами иранцев и финикийцев существовали какие-то неизвестные нам трения на теологической почве, вопрос был улажен к довольству обеих сторон. Персам требовался плацдарм с лояльным и покорным населением для наступления на Египет с Элладой и обижать финикиян решительно не стоило по мотивам политическим.

В первую очередь Ахеменидам был необходим флот.

Финикийский флот.

 

* * *

 

Правительство Карфагена получало информацию о грандиозных переменах в Передней Азии в полном объеме — связь с Финикией поддерживалась постоянно, карфагенские купцы добирались до самого Вавилона и Персиды, да и нашествие фокейцев, как малоприятное следствие завоеваний Кира Великого, было наглядным примером. Другое дело, что Карфаген изначально не воспринимал персов как угрозу не только своим торгово-экономическим интересам, но и безопасности государства в целом.

Если рассудить здраво, торговля с востоком при Ассирии и Новом Вавилоне никогда не останавливалась. Саламнасар с Ашшурбанипалом или Навуходоносор с Набонидом охотно покупали слоновую кость и экзотических зверей из Африки, металлы Иберии или карфагенское оливковое масло. Ассирийская и вавилонская державы были насквозь «сухопутными», происходящее за морем их занимало в последнюю очередь.

Равно и Карфаген был сосредоточен на западном и африканском направлениях — обстановка в Благодатном Полумесяце интересовала пунийцев строго в разрезе торговых отношений: каковы цены, насколько безопасны караванные пути, не повышены ли пошлины? А кто нынче сидит царем в Вавилоне, ассириец или перс, не имеет принципиального значения.

Оказалось, что еще как имеет! Династия Ахеменидов вовсе не собиралась почивать на лаврах Кира Великого, довольствуясь Месопотамией, Персидой, Лидией и Сирией с Палестиной. Маловато будет!

Направление следующей атаки определялось самой географией — Египет. Последнее не покоренное древнее царство Благодатного Полумесяца, чьи фараоны не только мутили воду в завоеванных иранцами провинциях, подталкивая их к мятежу ради ослабления нового соперника, но и столковались с непримиримыми врагами иранцев: греками. Заодно египтяне поддерживали Лидию и царя Креза в войне с персами, но в этом не преуспели.

Сын и наследник Кира Великого Камбис II получил трон в 530 году до н. э., физически устранил своего брата Бардию как возможного претендента на престол и подавил смуты, возникшие после гибели отца в походе на Скифию. Камбис быстро поставил себя как правитель авторитарный, жесткий и намеревающийся править самодержавно.

Крупные военные операции требуют долгой и тщательной подготовки — у Камбиса было предостаточно возможностей наблюдать за деятельностью Кира Великого, учиться и набираться опыта. Вторжение в Египет готовилось пять лет, сопровождаясь дипломатической и разведывательной активностью — персы заключили союз с ведущим государством Эгеиды, островом Самос и его тираном Поликратом, обладавшим сильным флотом. Пришлось договариваться с кочевыми племенами Синайского полуострова, которые обязаны будут снабжать армию. Подкупаются египетские чиновники, недовольные правлением фараона — так были добыты планы оборонительных укреплений, мостов и дорог.

Персидская армия сосредотачивается в Палестине, финикийцы предоставляют Камбису II корабли. Кампания оказалась молниеносной — в мае 525 года до н. э. иранцы одерживают победу в генеральном сражении при Пелусии (недалеко от нынешнего Порт-Саида, на рубежах Египта и Синая), захватывают Мемфис и берут в плен последнего египетского правителя из XXVI династии Псамметиха III.

В августе Камбис II провозглашается фараоном Египта и торжественно восходит на древнейший престол Обитаемого мира в городе Саис, принимая тронное египетское имя Месут-Ра, «Рожденный от бога Ра». Второе имя нового фараона, посвященное божеству Гору, звучало как Сема Тауи, «Соединивший Две Земли». Что было истинной правдой.

Ливийцы, жившие западнее Египта, а так же греки прибрежного Киренского царства и отколовшегося от него полиса Барка, предпочитают признать власть Камбиса и прислать ему щедрые подарки. Западная граница Ахеменидской империи в Африке теперь проходит всего в полутысяче километров от финикийского Лептиса Великого и в тысяче восьмистах километрах сухопутного пути до Карфагена. Если морем и напрямую, то Новый город окажется еще ближе — около тысячи двухсот километров. Ровно столько, сколько от Карфагена до Тартесса...

Пунийцы были поставлены перед фактом. Полуостров Киренаика — это не отдаленная и захолустная Персида и даже не Вавилон! Это буквально в двух шагах! Окажись в руках царя, фараона, возлюбленного сына Ахура-Мазды, Ра, Мардука и прочая и прочая Камбиса II многочисленный флот, все усилия последних трех столетий ради построения собственной империи Карт-Хадашта пойдут прахом! Катастрофа! Немыслимо!

Легкая победа над Египтом и приобретение богатейшего царства Древнего мира с колоссальными людскими и экономическими ресурсами дали Камбису повод для размышлений о дальнейшем расширении государства. Геродот пишет, что намечалось три похода — на оазис Аммона (ныне Сива), в Нубию (Эфиопию) и, конечно же, на Карфаген.

 Пунийцев спасла финикийская солидарность.

 

«... Царь приказал своим кораблям плыть на Карфаген. Финикияне, однако, отказались подчиниться царскому приказу. Они объявили, что связаны страшными клятвами и выступить в поход на своих потомков для них великое нечестие. А без финикиян корабли остальных [подвластных царю городов] не могли тягаться с карфагенянами. Так-то карфагеняне избежали персидского ига. Ведь Камбис не пожелал силой заставить финикиян [выступить в поход], потому что они добровольно подчинились персам и вся морская мощь персидской державы зависела от финикиян [и держалась] на них».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.