Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Слово, мелодия, ритм



 

О ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКЕ

1. Слово, мелодия, ритм

В музыке можно выделить три основных элемента: слово, мелодию и ритм. Относительно друг друга они обязательно располагаются в том или ином иерархическом порядке, которым определяется дух музыки. Так, в античной греческой и римской музыке господствовал ритм, ему подчинялось слово (слова текста подбирались под заранее определенный размер), слову подчинялась мелодия. В музыке шаманов также господствует ритм, за ним следует слово, а от мелодии практически ничего не остается (возврат к этому можно увидеть во многих жанрах современной музыки).

Ритмом (ῥ υ θ μ ό ς ) в античной греческой музыке называлась последовательность выделяемых (сильных) и не выделяемых (слабых) звуков, которая, как правило, повторяется до конца произведения. По этому принципу в античности писались и стихи, в которых ритм проявлялся чередованием долгих и кратких слогов. Наименьшей ритмической единицей была стопа (π ο ύ ς ), состоявшая от двух до четырех слогов. Первый слог стопы был сильным (θ έ σ ι ς опускание), прочие – слабыми (ἄ ρ σ ι ς поднятие).

Например, в основе гексаметра (шестистопного ритма) лежит дактиль, состоящий из трех слогов: долгого и двух кратких. Он может заменяться спондеем, состоящим из двух долгих слогов. Так, первая строка Илиады состоит из двух дактилей, спондея, еще двух дактилей и хорея (долгий и краткий):

Μ ῆ ν ι ν ἄ ε ι δ ε θ ε ὰ Π η λ η ϊ ά δ ε ω Ἀ χ ι λ ῆ ο ς

Гнев, богиня, воспой Пелеева сына Ахила

 

Если эту строку прочитать с обычными ударениями, не обращая внимания на поэтический размер, то она будет звучать так (двоеточие обозначает долгое звучание предыдущего гласного):

Мэ́: нин а́ эйде тхеа́: Пе: ле: иа́ до: Акхилэ́: ос

Но при поэтическом прочтении она изменит свое звучание:

Мэ́: нин аэ́ йде тхеа́: Пе: ле́: иадо́: Акхилэ́: ос

– ᴗ ᴗ / – ᴗ ᴗ / – – / – ᴗ ᴗ / – ᴗ ᴗ / – ᴗ

На этом примере видно, как в поэзии сильные доли стоп не всегда совпадают с ударениями в словах, из чего следует, что в иерархии элементов музыки слово здесь подчинено ритму.

2. Древние критерии церковности музыки

В языческой культовой и светской музыке обычным было разделение текста на куплеты с одинаковым ритмом, поэтому для древних христиан наличие определенного повторяющегося ритма в музыке (гексаметр, ямб и т. д. ) ассоциировалось с языческими культами и от него они сознательно отказывались. Единственно, в чем проявлял себя ритм, как составной элемент любой музыки, была соразмерность длительностей отдельных звуков. Выделялись не сильные доли ритмических стоп, а ударные слоги слов. Кроме того, мелодия была подчинена смыслу текста, а не ударениям в словах, как это было в античной музыке (в древнегреческом языке ударение было тоническим – на ударном гласном повышалась или понижалась интонация). Она состояла, как из кирпичиков, из отдельных устойчивых мелодических фраз – попевок, которые подбирались в зависимости от смысла распеваемого текста и как бы иллюстрировали его.

О том, как распевались псалмы в IV в., пишет свт. Григорий Нисский: «Не должно оставаться без внимания и то, что не по правилам чуждых нашей мудрости творцов музыки созданы эти мелодии [т. е. псалмы], ибо не в ударении слов полагается мелодия, как это можно увидеть у тех, у которых композиция строится на качестве слога [т. е. на его долготе или краткости], когда из повышения и понижения тона в гласных, из сокращения и удлинения их долготы рождается ритм, но он [Давид] божественные слова сплетя с простой и безыскусной мелодией, желает ею растолковать смысл произносимого, повышением или понижением тона голоса раскрывая, насколько возможно, находящийся в речениях смысл» («О надписаниях псалмов», гл. 3).

Эти слова святителя выражают такую точку зрения на церковную музыку, которая, на мой взгляд, полностью соответствует духу апостольского предания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.