Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НОВЛЯНСКИЕ КУРГАНЫ



Курганная группа, состоящая из 22 насыпей, расположена на правом берегу р. Пахры близ дер. Новлянская Домодедовского р-на Московской обл. *

Часть курганов обнесена оградой из земляных валов, внутри которых насыпи имеют неправильные, расплывшиеся очертания и носят следы более поздних 'нарушений. За пределами валов курганы выше и имеют форму правильного полушара.

Раскопки показали, что внутри ограды находятся старообрядческие захоронения XVIII в. в деревянных колодах с крестами 2. Старообрядцы, по-видимому, и обнесли часть старого вятичского кладбища оградой из земляных валов и использовали курганы для своих захоронений. Поэтому внутри валов все насыпи имеют неправильную форму и содержат по не­сколько поздних погребений, часто полностью разрушивших ранние вятичские могилы.

1 Курганы были обследованы А. А. Юшко во время разведки 1968 г., когда ею
была раскопана одна насыпь.

2 Аналогичной формы, но серебряные кресты в отделе драгоценных металлов
ГИМа определены как старообрядческие XVIII в.


В Новлянской курганной группе нами было исследовано 14 насы­пей3. Среди них есть небольшие насыпи диаметром 5—6 м при высоте 0, 7—1 м (кург. 1, 13) и большие курганы диаметром 13—14 м и высо­той 1, 5—1, 9 м (кург. 2—4). Все высокие курганы сосредоточены в северо­восточной части кладбища.

Два самых больших из исследованных курганов не содержали за­хоронений. В кург. 3, кроме мелких угольков и обломка венчика сосуда, в насыпи ничего не найдено; в кург. 4 на глубине 0, 6 м в одной стороне обнаружен целый горшок, а в другой на этой же глубине — горелая плаха.

В двух насыпях от вятичских погребений ничего не сохранилось, так что судить о способе захоронения и инвентаре в них невозможно. В остальных 10 курганах обнаружено 17 погребений, причем в пяти из них раскопано по одному захоронению, в трех — по два, в двух курганах были найдены тройные разновременные погребения.

Удалось проследить последовательность захоронений и порядок соору­жения насыпей. Выясняется, что в ряде случаев (кург. 2, 14, 15, 21) сначала над одним погребенным насыпался небольшой курган. Позднее к существующей насыпи с севера или юга подкладывали еще одного умершего и подсыпали ранее сооруженный курган, который увеличивал­ся как в высоту, так и в диаметре. Так, например, в кург. 21 основное женское погребение находилось в северной части насыпи на горизонте. В профиле хорошо видны контуры первоначального небольшого кургана, насыпанного над женским костяком. Позднее с юга к нему было под­ложено мужское погребение, и насыпь, сооруженная над ним, перекрыла также и ранее насыпанный курган.

Отмеченные подсыпки свидетельствуют о том, что в насыпи хоронили членов одной семьи. Это подтверждает и небольшой хронологический раз­рыв между основными и дополнительными погребениями. Так, в кург. 2 в основном мужском захоронении найден только горшок, стоящий в ногах костяка. Однако в дополнительном женском погребении обнару­жены наиболее ранние из вятичских украшений (семилопастные височ­ные кольца с каплевидными лопастями, золото-стеклянные бусы, бубен­чик грушевидной формы). Остается предположить, что и основное погре­бение относится к раннему времени.

Приведенные примеры позволяют утверждать, что дополнительные погребения являются столь же характерными для вятичей, как и для кривичей XI—XII вв. 4

Помимо разновременных захоронений, о которых речь шла выше, в кург. 13 найдено одновременное погребение мужчины и женщины. Они лежали на материке, тесно прижатые друг к другу, в ногах у них стоял общий горшок. Насильственное умерщвление жены в это время (XII в. ) предположить трудно, тем более что налицо примеры, когда жену, умершую после мужа, клали потом в тот же курган. Остается предположить, что в данном случае супруги умерли одновременно и были положены рядом в одну насыпь.

Из 10 курганов, в которых обнаружены погребения, в семи костяки основных захоронений лежали на материке и три были положены в могильные ямы. В яме находилось также вводное погребение кург. 21, основное захоронение которого было положено на материке. Глубина могильных ям при этом очень незначительна — 0, 2, 0, 35, 0, 5 м.

Во всех углубленных погребениях костяки лежали со сложенными на груди (тазу или животе) руками, в то время как погребенные на материке положены с вытянутыми вдоль тела руками. Исключение со-

3 Остальные курганы испорчены кладоискателями и туристами.

4 Шмидт Е. А. О некоторых особенностях курганных погребений XI—XIII вв.
в земле кривичей. — В сб.: Новое в археологии. М., 1972.


Рис. 1. Височные кольца из курганов у дер. Новлянская

ставляет парное погребение в кург. 13, в котором у женщины правая, а у мужчины левая рука положены на грудь. Положение рук в этом захоронении как бы объединяет оба костяка в одно целое.

Уголь, зола и обожженные плахи обнаружены в нескольких курганах. Так, в кург. 1, 2, 21 погребенные лежали на тонком золистом слое: по-видимому, перед захоронением площадка, на которую должны были положить умершего, обжигалась для очищения. Кроме того, большое количество угля и золы было найдено в кург. 1 в ногах костяка рядом с горшком. Горелые плахи, уголь и зола находились вокруг погребенного в кург. 21. В погребении 1 кург. 5 большие горелые доски лежали в голо­вах и ногах женщины, а в погребении того же кургана остатки горе­лых плах найдены у правой руки и головы костяка.

В большинстве курганов умершие были, по-видимому, положены без гроба, только в четырех насыпях рядом с погребенными сохранились следы дерева. Однако характер погребальных сооружений по этим остат­кам восстановить трудно. Только в одном случае с уверенностью можно говорить о том, что дно могильной ямы было все сплошь выстлано доска­ми, на которые и была положена умершая (кург. 5).

Важной деталью погребальной обрядности в курганах является кера­мика. Целые горшки найдены в шести насыпях Новлянского кладбища, при этом в пяти курганах они стояли в ногах погребенных на горизонте людей, а в одном случае горшок находился в насыпи кургана, погребе­ние в котором отсутствовало.

В двух курганах отмечен обряд битья посуды. Так, в кург. 15 на материке вокруг костяка были разбросаны фрагменты двух горшков, которые не удалось полностью склеить, так как они, видимо, и были положены в курган во фрагментированном состоянии. Обломки двух не­полных сосудов лежали на материке вокруг могильной ямы в кург. 17.

В четырех курганах найдены вещи, положенные в качестве дара умершему: в трех это были перстни, лежавшие у ног погребенных^ и в одном случае 4 перстнеобразных височных кольца, находившихся у правой руки костяка.

Известный интерес представляет и погребальный инвентарь Новлягг-ских курганов. Девять из раскопанных погребений оказались женскими, причем в каждом из них найдены семилопастные височные кольца. Наи­более ранними среди них являются серебряные височные кольца с капле­видными лопастями конца XI или рубежа XI и XII вв., найденные в кург. 2 (рис. 1, 1). По всей видимости, это самое раннее захоронение кладбища. В этом убеждают нас и другие вещи из данного кургана: бубенчик грушевидной формы и бусы, имитирующие золото-стеклянные. Интересно, что курган расположен на краю кладбища.

Височные кольца других курганов почти все имеют закругленные лопасти и боковые колечки на дужке и относятся к кольцам первой половины XII в. (рис. 1, 2). Несколько более поздними по времени,



Рис. 2. Фрагмент шелковой ткани из кург. 5 (погр. 1)

Рис. 3. Украшения из кург. 5 (погр. 1)


по-видимому, можно считать семилопастные височные кольца с двумя птичками в верхней части щитка — тип колец, впервые встреченный а вятичских курганах (рис. 1, 3). Найдены они в женском впускном захо­ронении кург. 21, основное погребение которого лежало на горизонте и содержало 5 семилопастных височных колец начала XII в., отлитых в одной литейной форме.

Кроме височных колец в женских погребениях найдены хрустальные и сердоликовые бусы, решетчатые перстни, пластинчатые браслеты, характерные для подмосковных курганов.

Наибольший интерес среди женских захоронений представляет собой погребение 1 в кург. 5. В нем найдена женщина, которая лежала в могильной яме глубиной 0, 2 м; правая рука ее была положена на грудь. Дно могильной ямы было выстлано досками. У головы и ног лежало по большой обгорелой плахе.

У головы погребенной найдено было 4 семилопастных височных коль­ца, 3 из которых оказались серебряными. Под ними сохранились мелкие фрагменты бересты, на которую они крепились, и небольшой кусочек шелковой ткани с мелкими дырочками от несохранившейся вышивки. Слева у виска, кроме того, лежали бронзовые перстнеобразное кольцо и крестик. На шее было ожерелье из 4 сердоликовых бипирамидальных, 10 хрустальных шарообразных и 2 больших агатовых овальной формы бус. Здесь же у ворота лежали 3 маленькие бронзовые пуговки и фраг­мент шелковой золотной двухосновной ткани сложного саржевого пере­плетения, вышитой золотными нитями и украшенной тонкими позолочен­ными бляшками (рис. 2). М. В. Фехнер определила ее как византийскую и датировала первой половиной XII в. 5 На руках было надето 2 витых браслета и 4 перстня. Бронзовый перстень лежал у правой голени на куске дерева, еще один находился между ступней ног (рис. 3).

Без сомнения, женщина являлась представительницей местной знати. Интересно, что она была похоронена по христианскому обряду: в могиль­ной яме, с крестиком у виска, правая рука ее была положена на грудь. Горшок в этом погребении отсутствовал, тогда как в большинстве сосед­них захоронений на материке целые сосуды стояли в ногах костяков.

Инвентарь мужских погребений беден и состоит из железных и брон­зовых поясных колец, лировидной пряжки, а также ножей, найденных у пояса в трех погребениях, лежащих на материке. Кроме того, в одном из этих курганов два ножа лежали в ногах костяка рядом с горшком. Следует отметить находку в одном из мужских погребений 17 мелких (диаметром 1 см) колечек, не связанных друг с другом, лежащих слева, в области грудной клетки. Назначение их пока выяснить не удалось.

Все кладбище сооружалось в короткий промежуток времени. Наиболее ранее погребение (кург. 2) может быть датировано рубежом XI и XII вв. Все остальные насыпи кладбища по височным кольцам, витым четвер­ным браслетам, а также по характеру вышивки шелковой золотной ткани могут быть отнесены к первой половине XII в. Таким образом, Новлян-ские курганы — одно из наиболее ранних вятичских кладбищ.

Число раскопанных курганов невелико. Но и они позволяют поста­вить важные вопросы о развитии семейных отношений у вятичей, а так­же о проникновении в среду местной  знати христианской религии.

5 Фехнер М. В. Вышивка по шелку. Рукопись. Архив отдела археологических памятников ГИМ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.