Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Воплощение



 

Миф культуры и опера на все времена «Дон Жуан», по мысли Чичерина, синтез не только гармонии и противоречий, но также прошлого и будущего. Бесчисленные интерпретации пытаются решить проблему человека и понять связь времен. Наказанный распутник XVIII века в эстетике плаща и шпаги соседствует с романтиком — вечным искателем идеала, обреченным на тщетный поиск. Стихийный эрос в конце XX века — c опытами усталого циника-экспериментатора (1994, Зальцбург, Баренбойм, Шеро; Фурланетто, Терфел). Деромантизация — ведущая тенденция пост. этого времени. После пражской премьеры (Моцарт; Дон Жуан — Басси) впервые в России — Петербург (1793, Немецкий т-р/1806, Москва, нем. труппа), на рус. языке — Петербург (1828, Большой т-р; Самойлов). В ХХ веке выдающуюся роль сыграл венский спектакль (1905), где царствовал союз музыки и сцены. Сценография Альфреда Роллера в югендстиле с четырьмя мрачными башнями (не только символ драмы, но и способ быстрой смены декораций) вдохновенно отвечала Малеру- дирижеру. Вершинами в развитии образа Дон Жуана своего времени стали трактовки Пинца (1934–1937, Зальцбург, Вальтер/1942, Мет) и Сьепи (1953–1954, Зальцбург, Фуртвенглер, 1954 — экранизация/1962, Лондон, Шолти). Их наследник в конце 1970-х — 1980-е годы Р. Раймонди (1978, фильм Лоузи, отзывающийся на венецианские мотивы «Казановы» Феллини/1990, Вена). Этот период выделяется по разнообразию версий. Камерность пост., обращенных к Моцарту (1977, Глайндборн, Хайтинк, П. Холл/1987, Дроттнингхольм, Ёстман, Йервефельт; Хагегорд), развивает известные традиции (1928, Берлин, Кролль-опер, Клемперер/1936, Глайндборн, Буш, Эберт/1953, Зальцбург, Фуртвенглер, Херберт Граф). Однако простая эстетика уступает как спектаклям большого стиля (холодноватый космизм в Зальцбурге, 1987, Караян, Хампе, Пагано; Рэми и культурно-историческая игра «живого музея» в Ла Скала, 1987, Мути, Стрелер, Фриджерио; Аллен), так и более жестким версиям в Берлине (1985, Штаатс-опер, Бергхаус/1987, Комише Опер, Купфер), напоминающим о прозрениях Фельзенштейна (1966, Комише Опер). Их в свою очередь опровергает игра с масскультурой в инсценировке Селларса (1986, телеверсия — 1990): современная криминальная история двух чернокожих близнецов (Дон Жуан и Лепорелло в бедном квартале Нью-Йорка) заканчивается триллером (летающие гробы). Кульминацией 1980-х становится радикальный спектакль Бонди — Вондера (1990, Венский фестиваль/Штаатсопер). Его постмодернизм извлекает из культурных наслоений не формально-изощренную игру, а глубинный смысл «конца истории», желанного для героя Р. Раймонди с чертами Мефистофеля — Воланда финала ХХ века. Утверждение трагического в единстве музыки (К. Аббадо) и сцены напоминает о венском прорыве начала века — спектакле Малера — Роллера. Круг замкнулся. К сожалению, отечественные пост. (1987, Москва, Камерный муз. т-р, Покровский) не стали событием, и лишь версия Мариинского т-ра (1999, Гергиев, Шааф, Колтай; Никитин) вошла в европейский контекст. В конце ХХ века Баварская Опера (Маккерас/Болтон, Хитнер; Шимелл), Будапешт (Эркель-театр, Любимов), Венская Опера (Фиш, Дзеффирелли; Рэми/Шимелл), Мет (Ливайн, Дзеффирелли; Хэмпсон, Лепорелло — Терфел), Берлин (Дойче Опер, Виотти, Г. Фридрих; Милнз), Дюссельдорф (Пешко, Дрезен), Гамбург (Клее, Хальмен; Скофхус, Оргоназова — Анна), Ковент Гарден (Маккерас, Шааф; Аллен/Фурланетто), Сан-Франциско (Ранниклс; Шимелл), Франкфурт-на-Майне (Камбрелен, Муссбах), Париж (Т-р Елисейских Полей, Мальгуар), Кардифф, Братислава, Бордо/Лозанна, Копенгаген (Маттеи), Чикаго, Питсбург, Бонн, Эссен, Глазго, Тирана, Пермь, Карлсруэ, Марсель, Варшава, Веймар, Турин (Пьер’Алли), Фрайбург, Феррара (К. Аббадо; Кинлисайд, Анна — Антоначчи, Лепорелло — Терфел): изысканная сгущенность действия — камерного детектива, Болонья (Гатти, Де Бозио), Экс-ан-Прованс/Брюссель (К. Аббадо, Брук; Маттеи): режиссер ищет новую витальность в новой простоте — ареной жизни становится пространство цирка, Париж (Опера Комик, Хагер, Арло), Венский фестиваль/Равенна (Мути, Р. Де Симоне; К. Альварес), Грац (1999, интересная режиссура Лоя), Бремен (2000), Оснабрюк, Женева/ Штаатсопер, Берлин (2000, Жордан; Хворостовский), Бостон, Токио, Торонто, Тель-Авив (Бенини), Екатеринбург (Экспериментальный музыкальный театр, Можайский). Не показывают значимых решений классные команды в Берлине — в рамках трилогии Да Понте — (2000, Штаатсопер, Баренбойм, М. Лангхоф, Каппльмюллер; Алиев, Анна — Маги, Эльвира — Бартоли, Церлина — Рёшман, Лепорелло — Папе) и Глайндборне (2000, Э. Дэвис, Викк, Хадсон; Де Каролис, Фриттоли, Лепорелло — Корбелли, Оттавио — Форд). Лондон (2001, АНО), Кобленц (Ритцель), Люцерн, Гера. Буффонада, фантазийная ирония игры с вечностью Фрайера в Шветцингене/Страсбурге (1999, Хенгельброк) контрастируют с выплеском ночной романтики и захватывающим финалом в Цюрихе (1999, Арнонкур, Флимм, Вондер; Гилфри, Эльвира — Бартоли, Командор — Салминен): Дон Жуан не гибнет, а прорывается сквозь столетия в наше время (это сближает спектакль со «Свадьбой Фигаро» — предыдущим триумфом цюрихской команды в цикле Да Понте). Претенциозна версия в Зальцбурге (1999, Маазель, Ронкони, Палли; Хворостовский, Анна — Маттила, Эльвира — Фриттоли): умозрительность сценической концепции поединка с временем усилена описательностью трактовки музыки (в 2000 спектакль оживил приход Гергиева — первая пост. Моцарта российским дирижером в Зальцбурге). Успех цюрихского спектакля еще раз доказал, что «Моцарт всегда живет в настоящем, связывает настоящее с прошедшим и проецирует настоящее в будущее» (Стрелер).

В начале XXI века высокий музыкальный уровень отличает пост. в Париже (2001, Опера Бастий, Болтон; Финли, Оргоназова, Ванесс, Командор — ван Дам), Мангейме (А. Фишер; Дин, Командор — М. Михайлов, Церлина — Иванова) и Лондоне (2002, Ковент Гарден, К. Дэвис, Замбелло; Терфел, Пьечонка, Динер). Амстердам (Дж. Нельсон, Кирхнер; Маттеи, Оргоназова, Марджоно, Лепорелло — Седов), Рим (Джельметти), Берн. Забираясь в дебри Амазонки — Манаус, «Дон Жуан» добывает новые смыслы в Европе: решения Д. Олдена в Кельне (Дженкинс; Хеншель, Надельман), К. М. Грюбера на фестивале Рур-триеннале (Байо, Наглстад) и глубокая версия Нойенфельса в Штутгарте (Цагрозек, Таннен; Розен). Итог современного анализа — Зальцбург (2002, Арнонкур, Кушей, Цеетгрубер; Хэмпсон, Нетребко, Оттавио — Шаде, Церлина — Кожена), где сущностность замысла вызывает в памяти венскую пост. Бонди. Замкнутый мир движущихся конструкций — модель общества с распадающимися связями. Снята даже эротическая воля Дон Жуана, объединявшая когда-то время и пространство: формула XXI века разорвана. Дон Жуан — холодный плейбой, чья агрессивная асоциальность губительна: «на месте оргазма выступает смерть» (Кушей). Оригинальные версии делают П. Брук (2002, Экс-ан-Прованс, Хардинг; Маттеи), П. Конвичный (2003, Комише Опер, Петренко; Хеншель), Трелиньский (Лос-Анджелес, Нагано) и Маквикар (Брюссель, Оно; Кинлисайд). XXI век приносит новые события в истории «Дон Жуана», среди которых пост. Биейто (2001/2002, Ганновер/АНО/Барселона, де Бийи; Драбович, Шёрг, Жанс, Кочерга), Бехтольфа (2006, Цюрих, Вельзер-Мёст; Кинлисайд, Мей, Хартелиус), Вилера и Морабито (2006, Амстердам, Метцмахер; Спаньоли), Херхайма (2007, Эссен) и Гута (2008, Зальцбург, де Бийи; Мальтман, Шротт, Даш, Рёшман, Сюрина) — странная история о любовных играх и смерти в сюрреалистическом лесу: сраженный в самом начале выстрелом Командора Дон Жуан медленно умирает в ходе реального времени спектакля. Инсбрук/Баден-Баден (2006, Якобс, Буссар; Вайссер, Пендачанска). Пост. Фрайера через 10 лет переносится в Ренн (2009).

 

Аудио 1932 Пинца (Дон Жуан), Понселль (Анна), М. Мюллер (Эльвира), Скипа (Оттавио)*Опера Сан-Франциско, Серафин*UORC/1936 Хаммес (Дон Жуан), Райнинг (Анна), Патцак (Оттавио), Л. Вебер (Командор)*Орк. радио, Штутгарт, Кайльберт*Preiser 2 CD/1936 Брaунли (Дон Жуан), Суэс (Анна)*Глайндборнский фест. орк., Буш*EMI 3 CD/1942 Пинца (Дон Жуан), Новотна (Эльвира), Сайан (Церлина), Кипнис (Лепорелло)*Мет, Вальтер*IMS 3 CD/ 1950 Гобби (Дон Жуан), Велич (Анна), Шварцкопф (Эльвира), Зеефрид (Церлина), Грайндль (Командор)*Венский филарм. орк., Фуртвенглер*EMI 3 CD/1950 Стабиле (Дон Жуан), Конецни (Эльвира)*Венский симф. орк., Сваровски*Preiser 2 CD/1951 Сильвери (Дон Жуан), Велич (Анна), Резник (Эльвира)*Мет, Райнер*Arlecchino 2 CD/ 1951 Шёффлер (Дон Жуан), Данко (Эльвира), Дермота (Оттавио)*Орк. Северогерманского радио, Л. Людвиг* Urania 3 CD/1954 Сьепи (Дон Жуан), Грюммер (Анна), Шварцкопф (Эльвира)*Венский филарм. орк., Фуртвенглер* EMI 3 CD/1955 Лондон (Дон Жуан), Задек (Анна), Штрайх (Церлина), Симоно (Оттавио), Л. Вебер (Командор)*Орк. Западногерманского радио, Кельн, Клемперер*Testament 2 CD/1955 Лондон (Дон Жуан), Делла Каза (Анна), Юринац (Эльвира), Зеефрид (Церлина), Дермота (Оттавио), Л. Вебер (Командор), Кунц (Лепорелло)*Штаатсопер, Вена, Бём*RCA 3 CD/1956 Сьепи (Дон Жуан), Данко (Анна), Делла Каза (Эльвира), Корена (Лепорелло)*Венский филарм. орк., Крипс*Decca 3 CD/1956 Сьепи (Дон Жуан), Грюммер (Анна), Делла Каза (Эльвира), Корена (Лепорелло), Симоно (Оттавио), Фрик (Командор)*Венский филарм. орк., Митропулос*Sony 3 CD/1958 Фишер-Дискау (Дон Жуан), Юринац (Анна), Штадер (Эльвира)*Орк. Берлинского радио, Фричай*DG 3 СD/1959 Вехтер (Дон Жуан), Сазерленд (Анна), Шварцкопф (Эльвира), Шути (Церлина), Альва (Оттавио), Фрик (Командор), Таддеи (Лепорелло)*Орк. Филармония, Лондон, Джулини*EMI 3 CD/1959 Сьепи (Дон Жуан), Нильсон (Анна), Л. Прайс (Эльвира), Валлетти (Оттавио), Корена (Лепорелло)*Венский филарм. орк., Лайнсдорф*Decca 3 CD/1962 Сьепи (Дон Жуан), Генчер (Анна), Юринац (Эльвира), Френи (Церлина)*Ковент Гарден, Шолти*GDS 3 CD/ 1963 Вехтер (Дон Жуан), Л. Прайс (Анна), Шути (Церлина), Вундерлих (Оттавио), Панераи (Лепорелло)*Венский филарм. орк., Караян*Verona 3 CD/1965 Гяуров (Дон Жуан), К. Людвиг (Анна)*Орк. Нью Филармония, Лондон, Клемперер*EMI 3 CD/1966 Фишер-Дискау (Дон Жуан), Нильсон (Анна), Грист (Церлина), Шрайер (Оттавио), Талвела (Командор)*Национальный т-р, Прага, Бём*DG 3 CD/1967 Сьепи (Дон Жуан), Сазерленд (Анна), Лоренгар (Эльвира), Гедда (Оттавио)*Мет, Бём*Nuovo Era 3 CD/1968 Бакье (Дон Жуан), Сазерленд (Анна), Лоренгар (Эльвира), Хорн (Церлина)*Английский камерный орк., Бонинг*Decca 3 CD/1969 Гяуров (Дон Жуан), Яновиц (Анна), Френи (Церлина), А. Краус (Оттавио)*Венский филарм. орк., Караян*Nuovo Era 3 CD/ 1973 Викселл (Дон Жуан), Те Канава (Эльвира), Френи (Церлина)*Ковент Гарден, К. Дэвис*Philips 3 CD/1978 Р. Раймонди (Дон Жуан), Э. Мозер (Анна), Те Канава (Эльвира), Берганса (Церлина), ван Дам (Лепорелло)*Опера де Пари, Маазель*Sony 3 CD (саундтрек к фильму)/1978 Вайкль (Дон Жуан), М. Прайс (Анна), Шаш (Эльвира), Попп (Церлина), Молль (Командор), Бакье (Лепорелло)*Лондонский филарм. орк., Шолти*Decca 3 CD/1983 Аллен (Дон Жуан), Ванесс (Анна), Юинг (Эльвира)*Лондонский филарм. орк., Хайтинк*EMI 3 CD/1985 Рэми (Дон Жуан), Томова-Синтов (Анна), Бальтса (Эльвира), Бэттл (Целина), Бурчуладзе (Командор)*Берлинский филарм. орк., Караян*DG 3 CD/1985 Тайтес (Дон Жуан), Варади (Анна), Оже (Эльвира), Матис (Церлина)*Орк. Баварского радио, Кубелик*RCA 3 CD/1988 Хэмпсон (Дон Жуан), Груберова (Анна), Бонни (Церлина), Блохвиц (Оттавио), Полгар (Лепорелло)*Орк. Концертгебау, Амстердам, Арнонкур*Teldec 3 CD/1989 Хагегорд (Дон Жуан), Оже (Анна), Д. Джонс (Эльвира), Бонни (Церлина)*Дроттнингхольм, Ёстман*Decca 3 CD/1990 Аллен (Дон Жуан), Свит (Анна), Маттила (Эльвира), Маклафлин (Эльвира)*Academy of St. Martin-in-the-Fields, Марринер*Philips 3 CD/1990 Шимелл (Дон Жуан), Студер (Анна), Ванесс (Эльвира), Лопардо (Оттавио), Рэми (Лепорелло)*Венский филарм. орк., Мути*EMI 3 CD/1990 Фурланетто (Дон Жуан), Куберли (Анна), В. Майер (Эльвира), Салминен (Командор)*Берлинский филарм. орк., Баренбойм*Erato 3 CD/1992 А. Шмидт (Дон Жуан), Доусон (Эльвира), Эйнсли (Оттавио)*The London Classical Players, Норрингтон*EMI 3 CD/1994 Гилфри (Дон Жуан), Оргоназова (Анна), Марджоно (Эльвира), Прегардьен (Оттавио)* Английские солисты барокко, Гардинер*DG 3 CD/1995 Скофхус (Дон Жуан), К. Бревер (Анна), Лотт (Эльвира), Фочиле (Церлина), Хедли (Оттавио), Корбелли (Лепорелло)*Шотландский камерный орк., Маккерас*Telarc 2 CD/1995 ван Мехелен (Дон Жуан), Арджента (Церлина), М. Шефер (Оттавио)*La Petite Bande, Кёйкен*Accent 3 CD/1996 Терфел (Дон Жуан), Флеминг (Анна), Марри (Эльвира), Грооп (Церлина), Пертузи (Лепорелло)*Лондонский филарм. орк., Шолти*Decca 3 CD/1997 Кинлисайд (Дон Жуан), Ремиджо (Анна), Исокоски (Эльвира), Салминен (Командор), Терфел (Лепорелло)* Камерный орк. Европы, К. Аббадо*DG 3 CD/1999 Маттеи (Дон Жуан), Ремиджо (Анна), Жанс (Эльвира), Ларссон (Церлина), Пэдмор (Оттавио)*Малеровский камерный орк., Хардинг*Virgin 3 CD.

Видео 1954 Сьепи (Дон Жуан), Грюммер (Анна), Делла Каза (Эльвира), Дермота (Оттавио)*Зальцбург, Венский филарм. орк., Фуртвенглер, Херберт Граф*DG/1966/2008 Мелис (Дон Жуан), Барлов (Анна), Шлемм (Эльвира)* Комише Опер, Кошлер, Фельзенштейн*Arthaus DVD/1978 Р. Раймонди (Дон Жуан), Э. Мозер (Анна), Те Канава (Эльвира), Берганса (Церлина), ван Дам (Лепорелло)*Опера де Пари, Маазель, Лоузи*Pioneer (фильм)/1987 Рэми (Дон Жуан), Томова-Синтов (Анна), Варади (Эльвира), Бэттл (Церлина), Винберг (Оттавио), Бурчуладзе (Командор), Фурланетто (Лепорелло)*Зальцбург, Венский филарм. орк., Караян, Хампе*Sony/1987 Хагегорд (Дон Жуан), Винберг (Оттавио)*Дроттнингхольм, Ёстман, Йервефельт*Philips/1989/ Аллен (Дон Жуан), Груберова (Анна), Марри (Эльвира), Ментцер (Церлина), Арайса (Оттавио), Дездери (Лепорелло)*Ла Скала, Мути, Стрелер, Фриджерио*Opus Arte DVD/1990 Ю. Перри (Дон Жуан), Лабель (Анна), Хант (Эльвира)*Венский симф. орк., Г. Смит, Селларс*Decca DVD/1995 Кашмель (Дон Жуан), Мартинпельто (Анна), Пьечонка (Эльвира)*Глайндборн, Крайцберг, Д. Уорнер*NVC ARTS DVD/2001 Гилфри (Дон Жуан), Рей (Анна), Бартоли (Эльвира), Никитяну (Церлина), Полгар (Лепорелло), Салминен (Командор)*Цюрихская Опера, Арнонкур, Флимм*Arthaus DVD/2002 Маттеи (Дон Жуан), Дешортье (Анна), Делёнш (Эльвира)*Экс-ан-Прованс, Хардинг, П. Брук*Bel Air Media DVD/2002 Драбович (Дон Жуан), Шёрг (Анна), Жанс (Эльвира)*Барселона, де Бийи, Биейто*Opus Arte DVD/2006 Хэмпсон (Дон Жуан), Шефер (Анна), Динер (Эльвира), Д’Арканджело (Лепорелло)*Зальцбург, Хардинг, Кушей*DG DVD/2006 Вайссер (Дон Жуан), Пендачанска (Эльвира)*Баден-Баден, Якобс, Буссар*harmonia mundi DVD/2006 Спаньоли (Дон Жуан), Лупери (Командор)*Нидерландская Опера, Метцмахер, Вилер, Морабито*Opus Arte DVD/2008 Мальтман (Дон Жуан), Шротт (Лепорелло), Даш (донна Анна), Рёшман (донна Эльвира), Сюрина (Церлина)*Зальцбург, де Бийи, Гут*Unitel DVD.

Время звучания Около 3 ч.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.