|
|||
Комментарий
Опера Моцарта — вершина легенды о Дон Жуане, мифа Нового времени, его жизни в культуре XVII–XX века. Гофман называл ее «оперой всех опер», а Кьеркегор считал, что она «заслуживает первого места среди всех классических творений». Придерживаясь традиции нравственного осуждения (Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони), Моцарт совершает эстетический прорыв к индивидуальному: самоценности личности, свободе, игре и победительной силе эроса. Он определил трактовку легенды в XIX веке. Для романтиков Дон Жуан — «чудный символ человечества» (Мюссе) и «любимейшее детище природы... образ, в котором светится искра божия и, как залог совершенного, зажигает упование в груди» (Гофман). Однако это совершенство сомнительно. Вдохновение и блистательная динамика поиска вторгаются в чужое пространство. Упоение мигом оскорбляет философию вечности (Командор, мстители): «гений чувственности» (Кьеркегор) отвергает мораль и волю обстоятельств. «С ним женщина чувствует себя вне реальности» (Фельзенштейн). Свобода желания, полета к цели означает несвободу другого человека. «Бродильное начало» Дон Жуана ведет к дисгармонии: рвущееся к пределу магическое эго разрывает связи, и целое требует их восстановления. В неразрешимом конфликте сверхчеловеческий вызов творца судьбе оборачивается страшным финалом наказанного распутника. Дон Жуан — трагическая кульминация мирового искусства. Шекспировский контраст, конфликт мига и вечности (лейтмотив и других частей трилогии Да Понте — «Свадьбы Фигаро», 1786 и «Так поступают все женщины», 1790), возвышенного и земного, трагического и комического, seria и buffa — феномен «Дон Жуана», «всегда юного, всегда значительного, стоящего всегда в авангарде музыкального развития» (Берлиоз). Этот феномен определяет симфонизм музыкальной драматургии (при номерной структуре), где сопряжены ведущие тематические сферы антагонистов: Дон Жуана (ария «с шампанским») и Командора с мстителями (увертюра, интродукция и финал оперы). Стремительный темпоритм чередования речитативов с ариями и ансамблями, мощное единство музыки и драмы (прежде всего, в интродукции и обоих финалах), полифония действия (совмещение трех танцев в финале I д. ), взрывающая простое течение жизни, совершенная пластика характеров и ситуаций, символическая арка трагедии (ночная сцена в I д. и финал) — все создает законченную красоту, не нарушая тайны. «С какой бы стороны ни анализировать эту единственную, неподражаемо прекрасную оперу, приходится только изумляться и преклоняться перед величием человеческого гения... “Дон Жуан”... будет служить лучшим образцом до тех пор, пока будет существовать искусство» (Чайковский).
|
|||
|