Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 3. Принципиальная схема штурвальной колонки.



 

https: //modelist-konstruktor. com/razrabotki/nad-shelfom-shelf

 

Статья 1978 года (в сокращении)

 

НАД ШЕЛЬФОМ «ШЕЛЬФ»

 

Много лет созданием подводных транспортных средств занимается студенческое конструкторское бюро «Океан» Московского авиационного института. Последняя разработка студенческого коллектива — двухместная подводная лодка «мокрого» типа «Шельф-001».

 

 

Рис. 1. Компоновка двухместной подводной лодки «Шельф-001»:

1 — фара, 2 — гидролокатор, 3 — приборный щиток, 4 — обтекатель, 5 — аккумуляторная батарея, 6 — балластная цистерна, 7 — распределительный блок электрической системы, 8 — руль направления, 9 — киль, 10 — гидродинамическое кольцо, 11 — элевон, 12 — ходовой электродвигатель, 13 — руль направления (нижний), 14 — сбрасываемый аварийный балласт, 15 — дифферентная система.

 

 

Рис. 2. Балластная цистерна:

1 — пневмоклапан выпуска воздуха, 2 — предохранительный клапан, 3 — корпус цистерны, 4 — продувочный штуцер, 5 — пневмоклапан впуска воды, 6 — автомат компенсации забортного давления, 7 — датчик контроля плавучести лодки.

 

Рис. 3. Принципиальная схема штурвальной колонки.

Теперь поподробнее расскажем о «Шельфе-001». Это экспериментальный подводный носитель для двух аквалангистов.

Он позволяет увеличить радиус действия подводников-исследователей с 400—800 м до 20 км, а физические усилия, затрачиваемые в настоящее время аквалангистами на передвижение к району исследований, направить на полезную работу.

Предполагаемые области применения нашего аппарата: перевозка пассажиров, оперативная связь между подводными объектами обследование значительных по площади или протяженности подводных плантаций, исследовательские работы на глубинах до 50 м, кино- и фотосъемка.

Если проводить чисто внешние аналогии, то «Шельф» можно сравнить с подводным двухмоторным «самолетом» небольших размеров со всеми присущими такой схеме органами управления. Суммарная мощность силовой установки около двух киловатт. Каждый электродвигатель вращает четырехлопастный винт и развивает тягу 25 кг. Источником энергии является аккумуляторная батарея, емкость которой позволяет двигателям работать не менее пяти часов.

Аквамобиль управляется (по курсу, крену и дифференту) только одним штурвалом. Исполнительными органами управления являются вертикальные поворотные рули направлении (верхний и нижний) и элевоны, являющиеся рулями глубины при одновременном согласованном их отклонении, и элеронами — при взаимно противоположном.

Привод всех рулевых поверхностей — тягово-тросовый. Элевоны связаны со штурвалом тягами, а руль поворота — тросами. Штурвальную колонку можно отклонять от себя на 15° и на себя на 18° от нейтрального положении, что вызывает соответственное отклонение элевонов (в режиме рулей глубины) на 30° и 35°. Вращение же самого штурвала на ±60° от нейтрали вызывает соответственное отклонение руля поворота на ±35°.

Управление по курсу осуществляется верхним и нижним поворотными килями. Оба они крепятся консольно к двум валам, соединенным между собой фрикционной муфтой. В паз, образованный двумя половинами этой муфты, пропущен трос управления. Оба вала посажены во фторопластовые подшипники. Каждый киль прикреплен четырьмя болтами к накладке, приваренной к концу сала. Неподвижные части килей выклеены из стеклоткани и установлены непосредственно на каркас кормовой части носителя. Стабилизаторы пристыкованы к каркасу точно так же, как и неподвижные части киля. Аналогично рулям направления сделаны и элевоны. Соединение их со штурвалом — жесткими тягами.


 

Рис. 4. Исполнительные органы управления лодкой:

А — по глубине и крену: 1 — качалка, 2 — тяга, 3 — стабилизатор, 4 — элевон. Б — по направлению: 1 — киль, 2 — рулевой вал, 3 — трос управления, 4 — фрикционная муфта, 5 — нижний руль направления, 6 — фторопластовая шайба, 7 — подшипники скольжения, 8 — дюралюминиевая накладка, 9 — болты крепления руля направления, 10 — верхний руль направления.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.