Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Олег Демидов. Андрей Пермяков



Олег Демидов

https: //litrossia. ru/item/303-eto-zalozheno-rechyu-filologiej-razresheno/

У него уже главную роль играет не состыковка слов (хотя и она есть и достаточно крепка), которая создаёт красоты и новые смыслы. У Кочнева происходит уже состыковка образов. Как в выше приведённом стихотворении: молодая и красивая медсестра (как в известных снах и миражах) и опять же медсестра, но некрасивая и холодная. Попутно обманывается ожидание не только лирического героя, но и читателя. В этих-то обманах и кроется неуловимое и волшебное вещество поэзии.

Андрей Пермяков

http: //www. litkarta. ru/russia/perm/persons/kochnev-v/

 

ПОРА КРИЧАТЬ «ВОЛКИ»!

В мире существует более 200 рецептов приготовления простого картофеля. В дело идут розмарин и шпинат, кольраби и мята, брынза и баранья печень. Но самая вкусная в мире картошка – печёная на уличном костре.

Со стихами происходит то же самое. На планете живёт две-три сотни поэтов. Знаменитых и безвестных, острых и пресных, старых и молодых. А костёр Кочнева зажжён в провинциальном городе, на пустыре за зданием библиотеки, рядом с которой начинается промзона. Дрова успешно заменяют фолианты, поэт сидит верхом на ламповом советском телевизоре, общается с самыми разными людьми и выдаёт отличные от всех стихи.

Тексты Кочнева – магнитные поля, от которых трудно оторваться. Дебютная книга поэта «Маленькие волки», вышедшая в нынешнем году в московском издании «Воймега», начинена такими вот капканами:


и сказочные горизонты

манили нас

но мы предпочитали заливать мозги алкоголем

прогуливать лекции

и играть на гитаре


и девушка которую я любил

не хотела со мной разговаривать


и сказочные горизонты манили нас

но мы не обращали на них никакого внимания

и каждый был несчастен но молод и весел

 

и я покупал ей цветы на все деньги

и голодал после этого

но это не помогало

 

и сказочные горизонты манили нас

но никто к ним не ехал

 

Эти строчки не просто «цепляют», они не отпускают. Мой сын, недавно ставший первокурсником, читал и перечитывал «Волков» несколько дней кряду. При том, что давно перешёл на электронные книги, и бумажный формат, тем паче поэтический, считает макулатурой.

Насколько я знаю, первоначально у «Волков» было другое название – «Большая рыба». Одноимённое стихотворение – одно из лучших в сборнике, и всё-таки не отражает сути сказанного Кочневым. О себе и о мире он пишет, совершенно не рисуясь. Никакого выпендрежа и цинизма, очень честный и искренний взгляд. При этом иррациональный, вмещающий в себя множество отражений, запускающий новые блики и рождающий свежие образы.

Ещё одна особенность поэзии Кочнева – невзирая на внешнюю жёсткость, она почти во всех вещах остаётся лирической. Я лично не представляю автора старым. Даже если проживёт сто лет, наверняка будет писать стихи. А такие воздушные тексты, как в «Волках», не стыкуются с пузом, одышкой и возрастом:

 

что делают души когда приходит пора умирать?

застывают навеки? бьются в предсмертной агонии?

разлетится пластинка захлебнётся зимою январь

но продолжает струиться мелодия

 

это как предчувствие шага над стылой сырой землёй

невозможность полёта и неотвратимость падения

лётчик взорванный в небе останется там навсегда молодой

но продолжая движение продолжая движение

 

«Маленькие волки» состоят из трёх циклов – «Кишмиш», «Зеркало показывает» и «Ледяные края». В первых двух немало текстов, которые принято называть «программными». Это глубокие стихи, океанические. Про них можно сказать – «закрыл тему»:

 

О, поэты двадцатых, тридцатых,

поющие о славе колхозов

и паровозных путей,

уравнявшие штык и перо,

погибшие от нехватки патронов,

впечатывающие слова в бумагу,

будто бы сапоги в облако,

зовущие из подвалов ЧК

на освоение космоса,

на Северный полюс,

где в снежной пустыне

горит одинокое знамя.

 

Чуть хуже получается, когда Владимир пытается острить – слишком высокая нота взята. По этой же причине, на мой взгляд, не совсем удался и текст «про военные фильмы». Но даже здесь отсутствуют шаблонность, трафаретность современной поэзии. Кочнев – не модный поэт. Он всевременный.

При всей кажущейся простоте и лёгкости подачи, «Маленькие волки» – книга отчасти мистическая. Почти в каждом стихотворении есть определённая недоговорённость, проявляется «другая сторона». Хотя Кочнев говорит не больше того, о чём знает; он ничего не выдумывает, пишет с натуры. Как ему удаётся совмещать реальность и потустороннее – загадка. Впрочем, неважно, каким образом конструировалась ракета, главное – она летит.

Не знаю, как охарактеризуют стилистику «Маленьких волков» профессионалы. Лично для меня их автор всегда будет находиться в авангарде. У него нет скучных текстов, они почти всюду граничат с новаторскими, сохраняя внятность и ни на кого не похожую интонацию:

 

Нестор Иванович Махно,

небольшой человек в рваном пальто,

за кружкой дешёвого кофе

харкает кровью.

В руке газета.

Его пожирают глазами

американские анархисты,

платят за паршивое пойло,

лезут с вопросами.

 

«Маленькие волки» совсем не маленькие, и не совсем волки. Но всё же при их появлении впору кричать – не от страха, конечно. И не от восторга. От радости. Одна из лучших поэтических книг новейшего времени увидела свет.

 

Олег Григораш

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.