|
|||
Олег Демидов. Андрей Пермяков ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Олег Демидов https: //litrossia. ru/item/303-eto-zalozheno-rechyu-filologiej-razresheno/ У него уже главную роль играет не состыковка слов (хотя и она есть и достаточно крепка), которая создаёт красоты и новые смыслы. У Кочнева происходит уже состыковка образов. Как в выше приведённом стихотворении: молодая и красивая медсестра (как в известных снах и миражах) и опять же медсестра, но некрасивая и холодная. Попутно обманывается ожидание не только лирического героя, но и читателя. В этих-то обманах и кроется неуловимое и волшебное вещество поэзии. Андрей Пермяков http: //www. litkarta. ru/russia/perm/persons/kochnev-v/
ПОРА КРИЧАТЬ «ВОЛКИ»! В мире существует более 200 рецептов приготовления простого картофеля. В дело идут розмарин и шпинат, кольраби и мята, брынза и баранья печень. Но самая вкусная в мире картошка – печёная на уличном костре. Со стихами происходит то же самое. На планете живёт две-три сотни поэтов. Знаменитых и безвестных, острых и пресных, старых и молодых. А костёр Кочнева зажжён в провинциальном городе, на пустыре за зданием библиотеки, рядом с которой начинается промзона. Дрова успешно заменяют фолианты, поэт сидит верхом на ламповом советском телевизоре, общается с самыми разными людьми и выдаёт отличные от всех стихи. Тексты Кочнева – магнитные поля, от которых трудно оторваться. Дебютная книга поэта «Маленькие волки», вышедшая в нынешнем году в московском издании «Воймега», начинена такими вот капканами:
манили нас но мы предпочитали заливать мозги алкоголем прогуливать лекции и играть на гитаре
не хотела со мной разговаривать
но мы не обращали на них никакого внимания и каждый был несчастен но молод и весел
и я покупал ей цветы на все деньги и голодал после этого но это не помогало
и сказочные горизонты манили нас но никто к ним не ехал
Эти строчки не просто «цепляют», они не отпускают. Мой сын, недавно ставший первокурсником, читал и перечитывал «Волков» несколько дней кряду. При том, что давно перешёл на электронные книги, и бумажный формат, тем паче поэтический, считает макулатурой. Насколько я знаю, первоначально у «Волков» было другое название – «Большая рыба». Одноимённое стихотворение – одно из лучших в сборнике, и всё-таки не отражает сути сказанного Кочневым. О себе и о мире он пишет, совершенно не рисуясь. Никакого выпендрежа и цинизма, очень честный и искренний взгляд. При этом иррациональный, вмещающий в себя множество отражений, запускающий новые блики и рождающий свежие образы. Ещё одна особенность поэзии Кочнева – невзирая на внешнюю жёсткость, она почти во всех вещах остаётся лирической. Я лично не представляю автора старым. Даже если проживёт сто лет, наверняка будет писать стихи. А такие воздушные тексты, как в «Волках», не стыкуются с пузом, одышкой и возрастом:
что делают души когда приходит пора умирать? застывают навеки? бьются в предсмертной агонии? разлетится пластинка захлебнётся зимою январь но продолжает струиться мелодия
это как предчувствие шага над стылой сырой землёй невозможность полёта и неотвратимость падения лётчик взорванный в небе останется там навсегда молодой но продолжая движение продолжая движение
«Маленькие волки» состоят из трёх циклов – «Кишмиш», «Зеркало показывает» и «Ледяные края». В первых двух немало текстов, которые принято называть «программными». Это глубокие стихи, океанические. Про них можно сказать – «закрыл тему»:
О, поэты двадцатых, тридцатых, поющие о славе колхозов и паровозных путей, уравнявшие штык и перо, погибшие от нехватки патронов, впечатывающие слова в бумагу, будто бы сапоги в облако, зовущие из подвалов ЧК на освоение космоса, на Северный полюс, где в снежной пустыне горит одинокое знамя.
Чуть хуже получается, когда Владимир пытается острить – слишком высокая нота взята. По этой же причине, на мой взгляд, не совсем удался и текст «про военные фильмы». Но даже здесь отсутствуют шаблонность, трафаретность современной поэзии. Кочнев – не модный поэт. Он всевременный. При всей кажущейся простоте и лёгкости подачи, «Маленькие волки» – книга отчасти мистическая. Почти в каждом стихотворении есть определённая недоговорённость, проявляется «другая сторона». Хотя Кочнев говорит не больше того, о чём знает; он ничего не выдумывает, пишет с натуры. Как ему удаётся совмещать реальность и потустороннее – загадка. Впрочем, неважно, каким образом конструировалась ракета, главное – она летит. Не знаю, как охарактеризуют стилистику «Маленьких волков» профессионалы. Лично для меня их автор всегда будет находиться в авангарде. У него нет скучных текстов, они почти всюду граничат с новаторскими, сохраняя внятность и ни на кого не похожую интонацию:
Нестор Иванович Махно, небольшой человек в рваном пальто, за кружкой дешёвого кофе харкает кровью. В руке газета. Его пожирают глазами американские анархисты, платят за паршивое пойло, лезут с вопросами.
«Маленькие волки» совсем не маленькие, и не совсем волки. Но всё же при их появлении впору кричать – не от страха, конечно. И не от восторга. От радости. Одна из лучших поэтических книг новейшего времени увидела свет.
Олег Григораш
|
|||
|