Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как ангел. Десять дней счастья



Как ангел

Кахетинская княжна Нино Чавчавадзе была прекрасно образованна: занималась русским и французским языками, пением, танцами. Она была необыкновенно музыкально одарена, легко разучивала и исполняла на фортепьяно самые сложные пьесы. Что-то неуловимо ангельское было в ее лице, какая-то одухотворенная красота, сразу западавшая в сердце. И нрав у этой девочки был ангельский – тихий, кроткий, доверчивый, и «улыбка хороша, как благословение». Именно такой ее впервые увидел Грибоедов, когда приехал на Кавказ. Тогда он провел в Цинандали, в гостеприимном доме Чавчавадзе несколько месяцев, поразив десятилетнюю Нину и ее сестру Екатерину виртуозной игрой на пианино одной рукой: вторая была прострелена на недавней дуэли.

Следующая встреча состоялась спустя несколько лет. Нине четырнадцать, и она также скромна и добра, как ангел. А возмужавший Грибоедов – заслуженный дипломат, переводчик и знаменитый поэт. Он стал другим – сдержаннее, серьезнее; много рассказывал о пестрой Персии, учил грациозно держаться в седле, и на несколько месяцев стал для прилежной Нины строгим учителем музыки и французского. Чуткое влюбленное сердце девушки как-то сразу уловило, что «господин Сандро» отчаянно одинок. Тогда же Грибоедов стал писать своей ученице полушуточные письма, к которым она относилась очень серьезно, бережно собирала и, как настоящая романтическая героиня, хранила в дупле старого дерева.

 

Десять дней счастья

16 июля 1828 года состоялась их новая встреча, решившая участь обоих. Только что назначенный полномочным послом при персидском дворе, весь в орденах и лентах статский советник Грибоедов явился в Тифлис мрачным мизантропом, отравленным желчью петербургских салонов и терзаемый мрачными предчувствиями о будущем. Он думал найти в Грузии только краткий привал, а нашел большую любовь. Черными бархатными глазами Нины ему неожиданно улыбнулось долгожданное счастье. Ей – неполных шестнадцать, ему – за тридцать.

Чувство, внезапно нахлынувшее на поэта, было удивительно даже для него самого: до этого он без памяти любил только поэзию, а женщин презрительно называл «несносным крикливым полом». И вот – «точно лучом обожгло». Он пламенно признался оторопевшей Нине в своих чувствах и сразу сделал предложение. Княжеская чета Чавчавадзе находилась тогда в Армении, и молодых благословила крестная мать Нины – добрая Прасковья Николаевна Ахвердова. Тут же написали письмо родителям, и счастливая невеста стала готовиться к свадьбе, а окрыленный жених уехал по делам службы. Его отлучка почему-то затянулась, и Нина ни на шутку испугалась, когда узнала, что любимого сразил жестокий приступ малярии. Несколько дней она не отходила от его постели.

Наконец, наступил заветный день – 22 августа. Когда в Сионском соборе Тифлиса совершалось таинство венчания, еще слабый после лихорадки жених покачнулся и уронил кольцо невесты на каменный пол… Нина робко взглянула на него, но тут же смахнула невольную слезу: нет, с ним она больше не верит в дурные приметы! Через два дня губернатор Тифлиса дал в честь уважаемых молодоженов роскошный званый обед на сто персон. Вскоре молодые отправились в свадебное путешествие по Кахетии. Здесь, в Бодбийском монастыре у мощей небесной покровительницы новобрачной, равноапостольной Нины отслужили благодарственный молебен. В родовом поместье Цинандали распили за здоровье молодых лучшее вино 16-летней выдержки, заложенное в день рождения Нины. Здесь судьба подарила им десять дней безоблачного, как небо Кахетии, счастья.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.