|
|||||
Самоускоряющийся цикл ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Ставки высоки. Если активный слой грунта в регионе перестает последовательно замерзать, последствия могут быть быстрыми. Однажы оставшись незамороженными, почвенные микробы в активном слое могут разлагать органический материал и выпускать парниковые газы круглый год - не только летом. И он подвергает воздействию большего количества тепла мерзлоту ниже, так что и этот слой тоже может начать таять и выпускать газы.
В богатых льдом почвах, например в Сибири, земля может проседать. Это может привести к разрыву дорог и зданий и привести к разрушению лѐ дников. Такие депрессии также изменяют ландшафт, образуя " корыта" и " чаши", где снег может накапливаться, делая зиму еще более теплой. Эти желоба могут наполняться дождем и снегом, образуя новые водно-болотные угодья и тундровые озера, оба из них выделяют большое количество метана.
И движение всей этой воды, над и под землей, может транспортировать большое количество тепла, ускоряя таяние. Коллапс вечной мерзлоты может начать подпитывать сам себя, высвобождая больше парниковых газов, которые служат топливом для еще большего потепления.
Кратер Батагайка - одно из немногих мест, где можно увидеть стену вечной мерзлоты, и как она будет таять, очень близко. Ученые изучают этот район для получения подсказок об изменении климата в Арктике и о том, как это может повлиять на остальную часть планеты.
Никто не ожидает, что вечная мерзлота когда-либо выпустит весь свой накопленный углерод. Большинство моделей предполагают, что в основном может выделиться от 10 до 20 процентов даже при высоких сценариях антропогенной эмиссии углерода.
Но более дюжины исследователей арктического климата, с которыми связывается National Geographic, согласны с тем, что данные по активному слою грунта в этом году подчеркивают ограниченность глобальных моделей климата. Усовершенствованные компьютерные программы, которые прогнозируют будущие климатические сценарии, часто используемые государственными лицами, принимающими решения, просто не могут зафиксировать серьезные изменения в вечной мерзлоте.
«Когда мы делаем компьютерные симуляции этих вещей, есть ряд процессов, которые не входят в модели, - процессы, которые умножают передачу тепла», - говорит Дэниел Фортье (Daniel Fortier), адъюнкт-профессор географии Университета Монреаля. «Я думаю, можно с уверенностью сказать, что все происходит быстрее, чем мы ожидали».
Например, ученые давно знают, что потеря морского льда и повышение температуры приведут к появлению большего количества арктического снега с течением времени, которые могут быть включены в модели. Но те же симуляции гораздо менее надежны при попытке отслеживать каскадные сдвиги в типах почв, поверхностной растительности, таянии льда и потоке воды, который будет расти из-за повышения температуры и всего этого снега, и все это может существенно ускорить оттаивание вечной мерзлоты.
" Модели не могут справиться с этими изменениями в масштабе всего ландшафта, всеми теми процессами, которые могут привести к быстрым изменениям", - говорит Дэвид Лоуренс (David Lawrence), специалист по моделированию вечной мерзлоты в Национальном центре атмосферных исследований в Боулдере. " И пройдет еще много времени, прежде чем они смогут".
К моменту обнаружения некоторых изменений может произойти значительный переход, говорит он. Это означает, что общественность и политики не могут понять реальные риски.
«Большинство моделей не прогнозируют существенных выбросов углерода до 2100 года», - говорит Уолтер Энтони (Walter Anthony). Это может быть так. Но также возможно, говорит она, что они «действительно могут произойти на жизни моих детей - или моей собственной».
|
|||||
|