Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План проведения занятия и расчет учебного времени



№ п. /п. Учебные вопросы Время (мин. )
1. Самостоятельная работа слушателей к занятию
  Практическое занятие  
2. Вводная часть
3. Контроль исходного уровня знаний обучаемых
4. Контроль усвоения курсантами (студентами) основных этапов ориентировочной основы действий (ООД).
5. Основная часть: Самостоятельная работа курсантов (студентов) с больными под руководством преподавателя в соответствии с учебными вопросами тематического плана изучения дисциплины. Учебные вопросы: 1. Современное представление о миокардитах и основные причины заболевания. 2. Классификация миокардитов. 3. Симптоматология миокардитов. 4. Принципы лечения больных с миокардитами.
6. Ознакомление с отдельными вопросами методом демонстрации (показа) больного с миокардитом.
7. Тематический обход и текущий контроль знаний обучаемых.
8. Заключительная часть

* время на самостоятельную работу обучаемых отводится в соответствии с запланированным в бюджете учебной программой и тематическим планом изучения дисциплины

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

1. Самостоятельная работа по подготовке обучения к занятию.

Накануне занятия преподаватель вызывает старшего учебной группы, которому указывается оптимальный срок и время проведения самостоятельной подготовки к предстоящему занятию, даются указанию по использованию рекомендованной литературы и повторению методики обследования больного, проводится изучение учебной литературы по теме «Миокардиты».

 

Практическое занятие

2. Вводная часть.

Преподаватель сообщает курсантам (студентам) цель и содержание занятия, а также отмечает, что миокардиты представляет важную проблему для органов гражданского здравоохранения и медицинской службы Российской Армии.

Миокардиты – воспалительные заболевания сердечной мышцы различной этиологии, в том числе и ревматической, характеризуются разнообразием клинической картины и нередко представляют затруднения при диагностике. Лечение миокардитов проводится в госпитальных условиях; тяжелые формы приводят к потере трудоспособности и инвалидизации.

Отмечается вклад отечественных ученых в изучение неклапанных поражений сердца (Г. Ф. Ланг, А. А. Кедров, А. И. Нестеров).

3. Контроль исходного уровня знаний обучаемых.

Преподаватель осуществляет опрос курсантов (студентов) по следующим вопросам:

1. Классификация миокардитов.

2. Основные причины миокардитов.

3. Клинические проявления миокардитов.

4. Особенности течения миокардитов.

5. Осложнения миокардитов.

6. Принципы лечения больных миокардитом.

 

4. Контроль усвоения курсантами (студентами) основных этапов ориентировочной основы действий.

Курсант (студент) должен знать и уметь применять на практике схему обследования больного. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение правил методики физикального обследования больного с миокардитом и последовательность исследования: общего осмотра, исследования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной системы и выявление при этом основных признаков миокардитов.

Преподаватель осуществляет контроль усвоения курсантами (студентами) основных этапов ориентировочной основы действий (план исследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы) при диагностике миокардитов.

 

5. Основная часть.

Самостоятельная работа курсантов (студентов) с больными проходит в палате у постели больного. В период самостоятельной работы, курсанты (студенты) в палате (по 2 – 3 на одного больного) обследуют больных c миокардитами.

Преподаватель основное внимание уделяет методике обследования больных (расспрос, осмотр, пальпация и т. д. ), оказывает методическую помощь и контролирует их работу. Через 30-40 минут самостоятельной работы преподаватель со всей группой, переходя от одного больного к другому, заслушивает доклады курсантов (студентов) по больным, обращая внимание на полноту выявления симптомов миокардита.

 

Учебные вопросы:

 

1. Современное представление о миокардитах и основные причины заболевания.

Отмечается, что миокардиты нередко осложняют течение бактериальных и вирусных инфекций, а также могут возникнуть в результате лекарственной непереносимости, повторного или длительного воздействия физических и химических повреждающих факторов. Особо подчеркивается роль таких распространенных заболеваний, как стрептококковые инфекции, ревматизм, хронический тонзиллит, ОРВИ.

Подчеркивается значение аллергической реакции миокарда на повреждающий фактор, повышенной проницаемости сосудов, поражения нервных ганглионарных образований в сердце, а также роль физической или психоэмоциональной перегрузки, как факторов, усиливающих аллергическую реакцию. В зависимости от характера изменений в миокарде различают преимущественно паренхиматозные, интерстициальные, васкулярные или смешанные формы заболеваний. В последующем развивается очаговый или диффузный миокардический кардиосклероз.

При некоторых формах миокардитов (миокардит Абрамова-Фидлера) могут формироваться пристеночные тромбы, являющиеся источником эмболий. Обсуждаются также механизмы нарушения ритма, проводимости и сократительной способности миокарда.

Отмечаются морфологические критерии миокардитов в зависимости от локализации (паренхиматозный и интерстициальный), распространенности (диффузный и очаговый); характера воспаления (экссудативный и продуктивный) и специфичности.

 

2. Классификация миокардитов (Комаров Ф. И., 1976).

I. По происхождению:

А. Инфекционно-аллергический (ревматический, волчаночный)

Б. Инфекционно-токсический (дифтерийный, скарлатинозный, гриппозный и др. )

В. Инфекционно-септический (стафилококковый, стрептококковый и др. )

Г. Идиопатический (Абрамова-Фидлера).

II. По протяженности процесса:

1. Диффузный.

2. Очаговый.

III. По течению:

1. Острый.

2. Подострый или затяжной.

3. Хронический или рецидивирующий (часто или редко).

IV. По форме заболевания:

1. Обострение.

2. Ремиссия.

V. Осложнения:

1. Аритмии сердца.

2. Недостаточность кровообращения.

3. Стенокардия.

4. Миокардический кардиосклероз.

 

3. Симптоматология миокардитов.

Обсуждаются особенности клиники различных форм миокардитов (бактериальные, вирусные, аллергические, специфические). Особое внимание обращается на идиопатический миокардит типа Абрамова-Фидлера, как крайний по тяжести вариант инфекционно-токсико-аллергического неспецифического миокардита и ревматический миокардит.

Отмечается, что по течению миокардиты подразделяются на острые, подострые и хронические (рецидивирующие). Степень тяжести и прогноз заболевания зависят от формы миокардита, распространенности процесса, а также от реактивности организма.

В качестве возможных осложнений следует иметь в виду разнообразные нарушения ритма и проводимости, развитие относительной митральной недостаточности, сердечной недостаточности и тромбоэмболий. Длительность заболевания нередко определяется наличием в организме хронических очагов инфекции. Миокардит заканчивается выздоровлением или развитием миокардитического кардиосклероза.

При объективном исследовании больного обращается особое внимание на признаки изолированного поражения миокарда (расширение границ сердца, отсутствие клапанного порока, глухость тонов), нарушение ритма, в том числе – маятникообразный ритм, ритм галопа и др., наличие или отсутствие симптомов венозного застоя (в легких, в печени, на периферии), определяются размеры селезенки, что важно при сепсисе, инфекции.

На основании выявленных при опросе жалоб на одышку, боли в области сердца, сердцебиение, перебои, общую слабость, повышенную утомляемость, потливость; анамнеза заболевания (связи его с перенесенной инфекцией); данных объективного исследования больного: тахикардия, гипотония, смещение границ сердца, ослабление I тона, появление систолического шума на верхушке, учащение дыхания, субфебрильная температура формулируется предварительный диагноз миокардита.

Куратором докладываются результаты лабораторных и инструментальных исследований. Обращается внимание на возможные изменения клинического анализа крови: лейкоцитоз со сдвигом влево, ускорение СОЭ, умеренная анемия и биохимических показателей (увеличение сиаловых кислот, появление СРБ, изменение протеинограммы с увеличение гамма-глобулинов, увеличение активности сывороточных ферментов (ЛДГ 1-2, КФК, КФК-МВ).

Подчеркивается особое значение электрокардиографического обследования в диагностике заболеваний миокарда. Разбираются электрокардиограммы с нарушением ритма и проводимости, а также очаговыми или диффузными мышечными изменениями (изменения ST-T). При аускультации сердца – снижение амплитуды или расщепление I тона на верхушке, систолический шум убывающего характера, появление патологических III или IV тонов.

Важно отличать миокардит от других заболеваний с синдромом поражения миокарда: клапанные пороки сердца, экссудативный перикардит, инфаркт миокарда в случаях болевого варианта заболевания, миокардиодистрофии, нейроциркуляторные дистонии, атеросклеротический кардиосклероз.

Во время доклада преподаватель путем вопросов и собеседования отмечает, что миокардит чаще встречается у лиц молодого возраста. При опросе жалоб обращается внимание на анализ болевого синдрома, на симптомы, связанные с нарушением сердечного ритма и сердечной недостаточности (стойкая тахикардия, одышка, уменьшение толерантности к физической нагрузке).

 

4. Принципы лечения больных с миокардитами.

При миокардите показан постепенный режим до исчезновения острых явлений болезни. Назначается диета №5.

Медикаментозное лечение должно быть направлено на основное заболевание. Применяют антибиотики (при выявленном бактериальном возбудителе), противовоспалительные, десенсибилизирующие средства, гормоны. При инфекционно-аллергическом миокардите показаны иммунодепрессанты хинолинового ряда.

При сердечной недостаточности назначают сердечные гликозиды и мочегонные препараты, лекарства, улучшающие метаболизм миокардиоцитов. При нарушении ритма сердечной деятельности показаны антиаритмические средства.

 

6. Ознакомление с отдельными вопросами методом демонстрации (показа) больного

с миокардитом.

При объективном исследовании обращается внимание обучаемых на оценку общего состояния больных, окраску кожных покровов лица, шеи, туловища. Особое внимание должно быть обращено на исследование сердечно-сосудистой системы (измерение АД, пальпация, перкуссия, аускультативные данные). Выясняются особенности течения заболевания у разбираемого больного, наличие или отсутствие осложнений, сопутствующей патологии. На основании жалоб, анамнеза и результатов объективного исследования формулируется предварительный диагноз. Подробно обсуждается выявленные изменения лабораторных и инструментальных данных, дается их клиническая оценка. Обсуждаются вопросы состояния гемодинамики, признаки хронической сердечной недостаточности.

Проверка преподавателем основных этапов обследования больного в соответствии с изучаемой нозологической формой: приемов выявления субъективных и объективных симптомов и их интерпретации в клиническом преломлении по отношению к заболеваниям сердечной мышцы.

 

7. Тематический обход и текущий контроль знаний обучаемых.

Куратор докладывает о жалобах и анамнезе заболевания. Преподаватель путем опроса и уточнений обращает внимание курсантов (студентов) на связь миокардитов с осложненным течением бактериальных и вирусных инфекций, а также возникновение их в результате лекарственной непереносимости, повторного или длительного воздействия физических и химических повреждающих факторов. Особо подчеркивается роль таких распространенных заболеваний, как стрептококковые инфекции, ревматизм, хронический тонзиллит, ОРВИ.

 

Преподаватель предлагает куратору доложить результаты лабораторных и инструментальных исследований: общеклинические анализы крови и мочи, биохимические и иммунологические показатели, результаты ЭКГ, УЗИ, данные рентгенографии органов грудной клетки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.