Boeing-733 Сверхзвуковой пассажирский самолет
Boeing-733 Сверхзвуковой пассажирский самолет
В США во второй половине 50-х годов несколько фирм независимо начали конструкторские работы по разработке сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), которыми с 1959 г. руководила созданная для этого специальная группа экспертов. 26 октября 1962 г. правительства Великобритании и Франции подписали соглашение о совместном создании сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд». Известие об этом не только встревожило общественное мнение США (по соображениям престижа), но также и (что еще важнее) застало врасплох авиационные фирмы, у которых не было собственной конкретной программы разработки самолета. Реакция правительства США была незамедлительной, и уже в январе 1963 г. начал работать комитет (во главе с вице-президентом США), координирующий программу SCAT (Supersonic Commercial Air Transport) по созданию пассажирского самолета с крейсерской скоростью, соответствующей М= 2, 7-3, 0, и дальностью не менее 6400 км. 5 июня 1963 президент США Кеннеди объявил об официальном начале программы создания американского СПС (SuperSonic Transport - SST). В США считали, что европейский проект основан на «старой» технологии и традиционных конструкторских решениях, а потому, располагая предельными техническими возможностями, не имеет перспектив дальнейшего развития. Другими словами, новые самолеты в начале эксплуатации будут иметь максимально возможные летные данные, и уже в 70-х годах (! ) их конструкция начнет устаревать. Именно такого рода аргументация послужила обоснованием американского проекта самолета с М = 2, 7, который будет почти в 2 раза дороже и потребует в 2 раза больше времени для разработки, но зато обеспечит возможность после проведения несложных модификаций увеличить крейсерскую скорость без принципиального изменения конструкции. На решение США повлияли также престижные соображения и опыт, приобретенный при создании и эксплуатации самолетов Х-15 и ХВ-70 и особенно рекордного военного самолета YF-12A, развивающих максимальную скорость более 3000 км/ч. Специалисты НАСА в те годы заявляли: «Мы не считаем, что американский СПС должен быть первым в мире, но мы можем гарантировать, что американский СПС будет лучшим в мире». На фирме Boeing работы по концепции СПС проводились с 1952 г. В 1958 г. была сформирована небольшая группа, а к 1960 г. ежегодные затраты на разработку достигли 1 млн. долларов. По программе " Модель 733" рассматривались различные варианты самолета с дельтавидным крылом. Однако, вскоре предпочтение получает вариант с крылом изменяемой стреловидности. Этому способствовало участие в программе TFX по созданию истребителя-бомбардировщика F-111A/B с крылом изменяемой стреловидности. В 1962 г. фирма Boeing вышла в финал конкурса по программе TFX, но уже в ноябре ее проект F-111A/B уступил проекту General Dynamics. Проект СПС Boeing 733-197 напоминал компоновкой увеличенный F-111, а еще больше - будущий North American Rockwell B-1. Носовая часть была неотклоняемой. Удлиненные консоли низкорасположенного крыла изменяемой стреловидности соединялись с неподвижным центропланом, под которым размещались 4 двигателя General Electric GE4. Крейсерская скорость была равна 2. 7М, а пассажировместимость - приблизительно 150 человек. Аэродинамическое качество также было ниже, чем у конкурирующего проекта L-2000 фирмы «Локхид» 6. 75 - против 7. 25. Выбор более высокой, по сравнению с «Конкордом» и Ту-144, скорости в почти 3000 км/ч привел к необходимости широкого использования титана и стали. 15 января 1964 г. три фирмы представили FAA эскизные проекты, две из которых - Boeing и Lockheed в апреле 1964 были допущены к дальнейшим разработкам. Сенсацией оказалось отклонение проекта фирмы « Норт Америкен », создавшей в то время первый тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик ХВ-70А с примерно такой же максимальной скоростью. Опасения, что на форсажном режиме выхлоп двигателей вызовет перегрев хвостовой части, вынудили Boeing весной-летом 1966 изменить компоновку самолета. Model 733-290 позволял перевозить 250 пассажиров, а 1 сентября на конкурс был представлен уже перепроектированный 733-390 с пассажировместимостью до 300 человек. В маркетинговых целях самолет получает обозначение Boeing-2707-100.
Описание
| Разработчик
| Boeing
| Обозначение
| Boeing 733
| Тип
| Сверхзвуковой пассажирский самолет
| Число пассажиров, чел.
| ок. 150
|
Геометрические характеристики
| Длина самолета, м
|
| Размах крыла, м
| мин. стреловидность
| 52, 8
| макс. стреловидность
| 26, 3
| Высота, м
| 14, 7
| Аэродинамическое качество
| 6. 75
|
Силовая установка
| Число двигателей
|
| Двигатель
| ТРДФ GE4
| Тяга двигателя, кгс
|
|
Летные данные (расчетные)
| Крейсерская скорость (М=)
| 2, 7
| Дальность полета, км
| не менее 6400 км
|
|