Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5и6. Объекты и субъекты.



К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешённые посредством рыночных регуляторов. Объекты государственного регулирования экономики – это все социально-экономические процессы, которые происходят в национальной экономике в целом, а также на отдельных ее уровнях и в звеньях.

Субъектами ГРЭ выступают федеральные, региональные и муниципальные органы управления. Субъекты государственного регулирования представлены двумя группами: субъектами исполнения и субъектами влияния. Субъекты исполнения – это государство и его институциональные органы (законодательные, исполнительные, судебные органы разных уровней). Субъекты влияния – это общественные и политические объединения, средства массовой информации, отдельные личности. Государство представлено системой специальных, как правило, государственных органов. Особенности этих органов, как непосредственных субъектов государственного управления, таковы: во-первых, они формируются государством (по воле государства); во-вторых, наделены государственно-властными полномочиями; в-третьих, осуществляют управленческие функции от лица государства.

7. Эффективность ГРЭ, К критериям эффективности можно отнести выбранные непротиворечивые средства осущест­вления рыночных преобразований и соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену. В качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики примени­тельно к России может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести: спад производства (отсутствие экономического роста), потерю управляемости эконо­микой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повы­шение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение и т. п. ). В последнее время часто подчеркиваются возрастание угрозы для экономической безопасности государства, особая важность выполнения государством своих функций по обеспечению экономи­ческой безопасности. Учитывая изложенное, эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим основным критериям: • сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми; • международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше; • соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; в частности, в число показателей экономической безопасности входит возможность страны осуще­ствлять расширенное воспроизводство и др.

8. ГРЭ в России. Мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию. В этом одна из главных сложностей и особенностей государственного регулирования экономики в России. Различные концепции государственного регулирования по-разному определяют роль и значение государства в экономической жизни страны. Но любая концепция признает за государством следующие функции:

1. Обязательное установление единых для всех «правил игры» на рынке, которые будут способствовать развитию предпринимательства и добросовестной конкуренции. Это возможно лишь при создании стабильной правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности, законность и правопорядок в хозяйственной сфере.

2. Государство должно обеспечивать устойчивость национальной валюты.

3. Как собственник финансовых ресурсов государство влияет на развитие экономики в выбранном направлении с помощью инвестиций, трансфертов, кредитов, то есть какую-то часть ресурсов оно перераспределяет. 4. Как собственник имущества государство наряду с иными субъектами действует и конкурирует на рынке. С помощью таких рычагов, как законодательная база и финансовые ресурсы, государство воздействует на экономические и социальные процессы в стране. Переход к рыночной экономике потребовал проведения: 1. Системных изменений отношений собственности; 2. Принципиального изменение функций государства в экономике; 3. Финансовой стабилизации.

Начиная с 1999 года ситуация в России была стабилизирована и положение в экономике по многим параметрам по сравнению с 1998 годом даже улучшилось, достичь уровня макроэкономических показателей докризисного 1997 года не удалось. И только 2000 год принес ощутимый экономический рост, однако пока еще нет оснований для уверенности в его долговременном характере.

Основными направлениями, по которым проводилась реформа, были: * либерализация цен; * переход к жесткой финансовой и кредитной политике; * введение новой налоговой системы; * изменения во внешнеэкономической и валютной политике; * разработка и реализация программы приватизации.

В качестве главных целей приватизации в нашей стране различные, в том числе приватизационные программы регулярно, с незначительными вариациями, декларировали формирование слоя частных собственников, повышение эффективности функционирования предприятии, социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры, содействие процессу финансовой стабилизации, создание конкурентной среды, демонополизацию народного хозяйства и привлечение стратегических инвесторов.

9. Целевые Установки. Целевые установки реализуются на основе использования целого ряда определенных принципов ГРЭ. К ним можно отнести следующее:  · регулирование экономики требует соблюдения принципа « не помешай рынку»: соблюдай «правила игры»;  · обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности; · разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач; · социальная ориентация регулирования экономики; · составление комплексно-целевых программ социально-экономического развития; · сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования; прогнозирование демографической ситуации; · учет политической ситуации и стабильности в обществе; · экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования.

Задачи государственного регулирования экономики — это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:
• экономическая свобода;
• стабильный уровень цен;
• экономический рост и экономическое развитие;
• ориентация на достижение экономической эффективности;
• полная и эффективная занятость;
• справедливое распределение доходов;
• сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это — взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели:
• экономический рост;
• высокий уровень занятости;
• стабильность цен или устойчивость денег;
• внешнеэкономическое равновесие.

Государство несет отвественность за реализацию этих целей. В литературе могут быть предложены другие системные формы задач государственного регулирования.

10. Дерево целей. Главная цель государственного регулирования экономики – достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики с помощью, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать или уменьшать диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам.

Выделяют четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический квадрат», за реализацию которых государство несет государство: 1. Экономический рост 2. Высокий уровень занятости 3. Стабильность цен (устойчивость денег) 4. Внешнеэкономическое равновесие

Основными целями государственного регулирования экономики на предстоящий период должны быть: 1. Обеспечение стабильности и предсказуемости федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (чёткое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти);

2. Предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественных монополий, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти; 3. Обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории России; 4. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов; 5. Создание равных условий для экономического развития субъектов РФ, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.