|
|||
5и6. Объекты и субъекты. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешённые посредством рыночных регуляторов. Объекты государственного регулирования экономики – это все социально-экономические процессы, которые происходят в национальной экономике в целом, а также на отдельных ее уровнях и в звеньях. Субъектами ГРЭ выступают федеральные, региональные и муниципальные органы управления. Субъекты государственного регулирования представлены двумя группами: субъектами исполнения и субъектами влияния. Субъекты исполнения – это государство и его институциональные органы (законодательные, исполнительные, судебные органы разных уровней). Субъекты влияния – это общественные и политические объединения, средства массовой информации, отдельные личности. Государство представлено системой специальных, как правило, государственных органов. Особенности этих органов, как непосредственных субъектов государственного управления, таковы: во-первых, они формируются государством (по воле государства); во-вторых, наделены государственно-властными полномочиями; в-третьих, осуществляют управленческие функции от лица государства. 7. Эффективность ГРЭ, К критериям эффективности можно отнести выбранные непротиворечивые средства осуществления рыночных преобразований и соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену. В качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики применительно к России может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести: спад производства (отсутствие экономического роста), потерю управляемости экономикой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повышение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение и т. п. ). В последнее время часто подчеркиваются возрастание угрозы для экономической безопасности государства, особая важность выполнения государством своих функций по обеспечению экономической безопасности. Учитывая изложенное, эффективность государственного регулирования можно оценить по следующим основным критериям: • сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми; • международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше; • соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; в частности, в число показателей экономической безопасности входит возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство и др. 8. ГРЭ в России. Мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию. В этом одна из главных сложностей и особенностей государственного регулирования экономики в России. Различные концепции государственного регулирования по-разному определяют роль и значение государства в экономической жизни страны. Но любая концепция признает за государством следующие функции: 1. Обязательное установление единых для всех «правил игры» на рынке, которые будут способствовать развитию предпринимательства и добросовестной конкуренции. Это возможно лишь при создании стабильной правовой базы, обеспечивающей защиту прав собственности, законность и правопорядок в хозяйственной сфере. 2. Государство должно обеспечивать устойчивость национальной валюты. 3. Как собственник финансовых ресурсов государство влияет на развитие экономики в выбранном направлении с помощью инвестиций, трансфертов, кредитов, то есть какую-то часть ресурсов оно перераспределяет. 4. Как собственник имущества государство наряду с иными субъектами действует и конкурирует на рынке. С помощью таких рычагов, как законодательная база и финансовые ресурсы, государство воздействует на экономические и социальные процессы в стране. Переход к рыночной экономике потребовал проведения: 1. Системных изменений отношений собственности; 2. Принципиального изменение функций государства в экономике; 3. Финансовой стабилизации. Начиная с 1999 года ситуация в России была стабилизирована и положение в экономике по многим параметрам по сравнению с 1998 годом даже улучшилось, достичь уровня макроэкономических показателей докризисного 1997 года не удалось. И только 2000 год принес ощутимый экономический рост, однако пока еще нет оснований для уверенности в его долговременном характере. Основными направлениями, по которым проводилась реформа, были: * либерализация цен; * переход к жесткой финансовой и кредитной политике; * введение новой налоговой системы; * изменения во внешнеэкономической и валютной политике; * разработка и реализация программы приватизации. В качестве главных целей приватизации в нашей стране различные, в том числе приватизационные программы регулярно, с незначительными вариациями, декларировали формирование слоя частных собственников, повышение эффективности функционирования предприятии, социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры, содействие процессу финансовой стабилизации, создание конкурентной среды, демонополизацию народного хозяйства и привлечение стратегических инвесторов. 9. Целевые Установки. Целевые установки реализуются на основе использования целого ряда определенных принципов ГРЭ. К ним можно отнести следующее: · регулирование экономики требует соблюдения принципа « не помешай рынку»: соблюдай «правила игры»; · обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности; · разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач; · социальная ориентация регулирования экономики; · составление комплексно-целевых программ социально-экономического развития; · сочетание федерального государственного, регионального и муниципального регулирования; прогнозирование демографической ситуации; · учет политической ситуации и стабильности в обществе; · экономическая целесообразность, обоснование и границы (пределы) регулирования. Задачи государственного регулирования экономики — это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие: Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это — взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели: Государство несет отвественность за реализацию этих целей. В литературе могут быть предложены другие системные формы задач государственного регулирования. 10. Дерево целей. Главная цель государственного регулирования экономики – достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики с помощью, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать или уменьшать диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам. Выделяют четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический квадрат», за реализацию которых государство несет государство: 1. Экономический рост 2. Высокий уровень занятости 3. Стабильность цен (устойчивость денег) 4. Внешнеэкономическое равновесие Основными целями государственного регулирования экономики на предстоящий период должны быть: 1. Обеспечение стабильности и предсказуемости федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (чёткое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти); 2. Предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественных монополий, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти; 3. Обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории России; 4. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов; 5. Создание равных условий для экономического развития субъектов РФ, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.
|
|||
|