|
|||
правовые регуляторы;Стр 1 из 2Следующая ⇒
1и2 Предмет и заачи гос. Рег. эк. и задачи. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования. Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы. Впервые необходимость создания системы государственного регулирования рыночной экономики обосновал английский экономист Дж. Кейнс. Цели ГРЭ, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. Выделяют генеральные и конкретные цели. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным условиям. Конкретные же цели различаются по объектам государственного регулирования, но они всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. задачами государственного регулирования экономики являются: на начальном этапе переходного периода – осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе – осуществление мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе – мер по повышению эффективности и поступательному развитию. 2. государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т. е., с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой стороны – добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов. 3. государственное регулирование экономики должно привести к эффективному использованию ресурсов, которыми располагает государство (природных, человеческих, финансовых) для увеличения поступлений доходов в бюджет, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод. 4. государственное регулирование экономики подразумевает разработку программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении. . 3 осн. направления. государственное регулирование экономики должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития всех регионов РФ посредством чёткого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Государственное регулирование осуществляется через: правовые регуляторы; административные: экономические. Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве. Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников. Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ. Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом. К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др. Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя: 1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т. ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок; 2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики. 4. Уровни ГРЭ в хозяйственном механизме Парапам)Поздравляю, вам попался вопрос, над которым вам придется подумать самому. Прояви свои умственные способности! )
|
|||
|