Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Валовая, товарная, реализованная продукция, их состав, методика расчета 2 страница



23. Показатели использования оборотных фондов предприятия Разл-ют два понятия: оборот. ср-ва и оборот. фонды. Под оборот. фондами понимается часть ср-в произв-ва, которые единожды участвуют в производств. процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию. К ним отн-ся: сырье, осн. и вспомогат. материалы, комплектующие изделия, не законченная произв-ом продукция, топливо, тара и др. предметы труда. Оборот. ср-ва складываются из оборот. фондов и фондов обращения. К фондам обращения отн-ся сре-ва, обслуживающие процесс реализации продукции: гот. продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, ср-ва в расчетах, ден. ср-ва в кассе предпр-ия и на счетах в банках. Фонды обращения связаны с обращением продукции и включают в себя: 1. Годовую продукцию на складе; 2. Продукцию отгруженную но не оплаченную; 3) Все ден. ср-ва предпр-ия; 4) Ср-ва в расчетах. По источникам формирования оборот. ср-ва делятся на собственные и заемные. Заемные оборотные средства – это предметы банка, кредиторская задолжность и проч пассивы. Эффект-сть использования оборот. ср-ва харак-ся 3 мя показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости: Коборах = РП/СО, РП- реализуема продукция, СО- сред. остаток оборот. ср-в.  Он показывает объем реализуемой продукции приходящейся на 1 руб. оборот. средств. 2. Коэффициент загрузки оборотных средств: Кд = СО/РП. Он характеризует сумму оборотных средств затраченных на 1 руб реализованной продукции. 3. Длит-ть одного оборота (в днях):. Т= Д/Коборах х Т. Чем меньше длит-сть оборота средств, тем меньше требуется оборот. средств. Т. о, оборот. средства — это ден. ср-ва предпр-ия, предназначенные для образования оборот. производств. фондов и фондов обращения.

19. Организационно-правовые формы предприятия в эк-ке России

Формы предпри­ним-ва м/о подразделить на организационно-правовые (товарищества, об-ва, кооперативы) и организационно-эконом (концерны, ассоциации, синдикаты, картели). 1. Товарищ-во - объединение лиц, созданное имя осуществл. предпринимат. деят-ти. Они созд-ся когда в организации предпр-ия ре­шают принять участие 2 или более партнера. Важ. «+» товарищ-ва — возможность привлечения дополнит. капитала, наличие неско-их владельцев позволяет осущ-ть специализацию внутри предпр-ия на основе знаний и умений кажд. из партнеров. «-»: каждый из участ. несет равную матер. ответств-ть независимо от размеров его вклада. Участ. товарищ-ва подразд-ся на 2 гр.: полные товарищи (товарищ-во с неогранич. ответств-тью) и коммандитные товарищи (товарищ-во с огранич. ответств-тью). Об-во созд-ся по соглашению не менее 2 граждан ли­бо юрид. лиц путем объединения их вкладов (как в ден., так и в натур. форме) в целях осуществ. хоз. деят-ти. Участ. ООО не отвечают по его обязат-вам. Они несут ответ­ств-ть в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Акционерные об-ва - им предоставлено право привлекать необход. ср-ва путем выпуска цен. бумаг — акций. При этом участ. АО несут ответств-сть за рез-ты его деят-ти в пределах стоимости принадлеж. им акций. Предпр-ие, созданное группой лиц для совмест. производств. или др. хоз. деят-ти, называется коопе­ративным. Обязательным явл-ся личное трудовое и др. участие его членов в деят-ти кооператива, а также объе­динение имуществ. паевых взносов его участ. 2. Концерн — это многоотраслевое АО, кон­тролирующее предпр-ия ч/з сист. участия. Концерн приоб­ретает контрол. пакет акций различ. компаний, явл-ся по отнош. к нему дочерними. Ассоциации — мягкая форма добровол. объединения эконо­м-ки самостоят. предпр-ий, организаций, которые м/т входить в др. образования. В состав ассоциации входят односпециализиров. предпр-ия и органи­зации, располож. на определ. терр. Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции м/у ними. Картель означает соглашение м/у предпр-ями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме произв-ва и др. Партнерство — это предпр-ие, фирма, организованная не­ско-ми лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важн. права принадлежат всем партнерам. В усл. партн-ва легче решить финанс. вопросы, связанные с началом и продолжением деят-ти предпр-ия, фирмы. В рез-те возни­к. противоречий или выхода из дела 1 или неско-их партнеров возникает угроза распада партн-ва. Корпорация – предпр-ие, фирма, имеющая форму юрид. лица, где ответств-сть каждого собствен­ника ограничена его вкладом в данное предпр-ие. Это об-во, основанное на паях. Приобретая акции об-ва, отд. лица становятся собственниками корпорации. Держатели акций рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций.

31. Понятие себестоимости продукции, значение этого показателя для предпрития

Себестоимость продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции выполняет ряд важн. ф-ций: • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; • база для формирования оптовой цены на продукцию предпр-ия и определ. прибыли и рентабельности; • эконом. обоснование целесообразности вложения реал. инвестиций на реконструкцию, техн. перевооружение и расширение действующего предпр-ия; • определение оптимал. размеров предпр-ия; • эконом. обоснование и принятие любых управленч. решений и др. Разл-ют след . виды себе-сти : Цеховая себестоимость пред-ет затраты цеха, связанные с произв-вом продукции. Производств. себе-сть помимо затрат цехов вкл-ет общепроизводств. и общехоз. расходы. Полная себе-сть отражает все затраты на произв-во и реализацию продукции, слагается из производств. себе-сти и внепроизводствен. расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, пр. расходы). Разл-ют: Индивидуал. себе-сть обусловливается конкрет. условиями, в которых действует то или др. предпр-ие. Среднеотраслевая себе-сть опред-ся как средневзвешенная величина и харак-ет средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для предпр-ия закл-ся: 1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; 5. в снижении себестоимости продукции в АО, что явл-ся хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда д/б в центре внимания на предпр-ях.

33. Понятие, разделы, показатели производственной программы предпрития. Производств. программа – это комплексные данные по выпуску и реализации продукции опред. вида и кач-ва в натурал. или стоимостных показателях ориентированные на достижение цели предпр-ия. Последовательность разработки производственной программы. 1. На основе поставок опред-ся объем произв-ва каждого изделия в натурал. выражении. 2. Объем произв-ва обосновывается расчетом производств. мощностей. 3.  Рассчитываются стоимостные показатели: а) товарной, б) валовой, в) реализационный, г) чистой. Продукции. Исходный показатель – товарная продукция. Важн. задача – это определение единицы измерения плана выпуска продукции в натурал. выражении. Выбор единиц измерения зависит от хар-ра продукции объемов ее произв-ва и хар-ра потребления.

26. Показатели оборачиваемости оборотных средств. Методика их расчета.

Оборот. ср-ва – это оборот. фонды и фонд обращения в ден. форме. Фонды обращения связаны с обращением продукции и включают в себя: 1. Годовую продукцию на складе; 2. Продукцию отгруженную но не оплаченную; 3) Все ден. ср-ва предпр-ия; 4) Ср-ва в расчетах. По источникам формирования оборот. ср-ва делятся на собственные и заемные. Заемные оборотные средства – это предметы банка, кредиторская задолжность и проч пассивы. Эффект-сть использования оборот. ср-ва харак-ся 3 мя показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости: Коборах = РП/СО, РП- реализуема продукция, СО- сред. остаток оборот. ср-в.  Он показывает объем реализуемой продукции приходящейся на 1 руб. оборот. средств. 2. Коэффициент загрузки оборотных средств: Кд = СО/РП. Он характеризует сумму оборотных средств затраченных на 1 руб реализованной продукции. 3. Длит-ть одного оборота (в днях):. Т = Д/Коборах х Т. Чем меньше длит-сть оборота средств, тем меньше требуется оборот. средств. Т. о, оборот. средства — это ден. ср-ва предпр-ия, предназначенные для образования оборот. производств. фондов и фондов обращения. Ускорение оборачиваемости оборот. ср-в достигается: 1. на стадии создания производств. запасов – приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. к потребителям; широкое использование прямых длит. связей; расширение оптовой торговли материалами и оборудованием; 2. на стадии незаверш. произв-ва – внедрение прогрессив. техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной. Химизация произв-ва (ускорение НТП); развитие стандартизации, типизации; совершенствование форм организации промыш. произв-ва, применение белее дешевых конструкционных материалов. 3. на стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствов. сист. расчетов; увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту.

25. Показатели металлоемкости в машиностроении. Методика расчета

К част. показателям материалоемкости продукции отн-ся металлоемкость, электроемкость и энергоемкость. Показатель металлоемкости продукции (Mмет) опред-ся по формуле: М мет = Кол-во израсходован. металла/ Выпуск товар. (реализован. ) продукции. Электроемкости – М м = кол-во израсходован. электроэнергии/ Выпуск товар. (реализован. ) продукции. Энергоемкости – М м = кол-во потреблен. всех видов энергии/ Выпуск товар. (реализован. ) продукции. Все эти част. показатели м/б определены как в натур., так и в стоимостном исчислении. Для любого предпр-ия, особенно для машиностроит-го, важно знать, наско-ко рационально исп-ся металл. С этой целью испол-ся такие показатели уровня использования металла, как коэффициент относит. металлоемкости, коэффициент использов. металла и интегральный коэффициент использов. металла. Коэффициент относит. металлоемкости (Ко. м. ) харак-ет уровень использования металла на стадии проектирования и конструирования машин и оборудования и показывает, наско-ко совершенна та или иная конструкция со стороны рац-го использов. металла, опред-ся по формуле: Ко. м. = Чисый вес изд. /Числен. значение важн. параметра изд. В кач-ве параметра м/т выступать, н-р, мощность трактора в лошадиных силах, мощность двигателя в кВт, грузоподъемность автомобиля в тоннах и т. д. Коэффициент использов. металла (К дм) опред-ся по формуле: Кк. м. = Чистый вес детали (изд. )/Черновой вес, или норма. Он харак-ет уровень использования металла на стадии изготовления машин, оборудования или конструкций. Для обобщающей харак-ки использов. металла как на стадии проектирования и конструирования машин и оборудования, так и на стадии их изготовления прим-ся интегральный коэффициент использов. металла инт), который опред-ся по формуле:

Кинт = Ка. м. /К к. м. Чем меньше величина этого показателя, тем более совершенна конструкция и лучше испол-ся металл при изготовлении продукции на предприятии.

28. Понятие и роль оборотных фондов в эк-ке предпрития

Разл-ют два понятия: оборот. ср-ва и оборот. фонды. Под оборот. фондами понимается часть ср-в произв-ва, которые единожды участвуют в производств. процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию. К ним отн-ся: сырье, осн. и вспомогат. материалы, комплектующие изделия, не законченная произв-ом продукция, топливо, тара и др. предметы труда. Оборот. ср-ва складываются из оборот. фондов и фондов обращения. К фондам обращения отн-ся сре-ва, обслуживающие процесс реализации продукции: гот. продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, ср-ва в расчетах, ден. ср-ва в кассе предпр-ия и на счетах в банках. Фонды обращения связаны с обращением продукции и включают в себя: 1. Годовую продукцию на складе; 2. Продукцию отгруженную но не оплаченную; 3) Все ден. ср-ва предпр-ия; 4) Ср-ва в расчетах. По источникам формирования оборот. ср-ва делятся на собственные и заемные. Заемные оборотные средства – это предметы банка, кредиторская задолжность и проч пассивы. Эффект-сть использования оборот. ср-ва харак-ся 3 мя показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости: Коборах = РП/СО, РП- реализуема продукция, СО- сред. остаток оборот. ср-в.  Он показывает объем реализуемой продукции приходящейся на 1 руб. оборот. средств. 2. Коэффициент загрузки оборотных средств: Кд = СО/РП. Он характеризует сумму оборотных средств затраченных на 1 руб реализованной продукции. 3. Длит-ть одного оборота (в днях):. Т = Д/Коборах х Т. Чем меньше длит-сть оборота средств, тем меньше требуется оборот. средств. Т. о, оборот. средства — это ден. ср-ва предпр-ия, предназначенные для образования оборот. производств. фондов и фондов обращения.

27. Понятия и осн. признаки предприятия как самостоятельного хозяйствующего субъекта

Предпр-ие - это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одни или неско-ко специфич. функций по произв-ву и распределению разнообразных товаров и услуг. Для пр-тия целью выступает максимизация прибыли от ведения хоз. деят-ти. Полная рациональность в деят-ти пр-тия возникает тогда, когда будет достигнуто оптимальное размещение ср-в, т. е. выбран наилучший вариант сочетания производств. ресурсов из всех возможных. На уровне пр-тия решение эконом. проблемы осущ-ся в форме создания конкрет. видов продукции. Каждый субъект хозяйствования в соответствии со спросом и предложением опред-ет, что, в каких кол-вах и в какой манере производить с тем, чтобы обеспечить максимум прибыли, обеспечивающей эконом. рост и опред. стандарт жизни его работников. Признаки пр-тия: 1. организованное единство, т. е. определен. образом организованный кол-в со своей внутр. структурой и порядком упр-ния, объединенный общим процессом труда. 2. определен. комплекс ср-в произв-ва. Пр-тие объединяет эконом. ресурсы для произв-ва эконом. благ с целью максимизации прибыли. 3. обособленное имущ-во, использование его в опред. целях. 4. имущественная ответс-сть: пр-тие несет полную ответст-сть всем своим имущ-вом по различным обязательствам. 5. пр-тие предполагает единоначалие, основывается на прямых администрат. формах упр-ния. 6. выступает в хоз. обороте от собственного имени. 7. экономически самостоятельно и обособлено: осущ-ет различного вида сделки и операции, получает прибыль, несет убытки, за счет прибыли обеспечивает финанс. положение и дальн. развитие произв-ва. Т. о., пр-тие – это обособленный технико-эконом. и соц. комплекс, предназначенный для произв-ва полезных для об-ва благ с целью получения прибыли. Пр-тие, производящее нужные для об-ва товары и услуги, формирует материал. и соц. условия жизни и развития об-ва. Непосредственной целью и побудит. мотивом деят-ти предпр-ия явл-ся получение максимал. величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыноч. эк-ки возможно только при условии произв-ва нужной для потребителя продукции, пользующейся спросом. Получая максимал. прибыль предпр-ие реализует и цель об-ва- наиболее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей об-ва.

35. Производительность труда как фактор роста производства и снижения себестоимости продукции

Труд м/б производит. и менее производит. Показателем эффективности труда явл-ся его производит-сть. Сущ-ет много показателей эффектив-ти произв-ва, но производит-ть труда считается важн. из них. Повышение производит-сти труда имеет большое эконом. и соц. значение, которое необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. С народнохоз-ой т. з. повышение производит-сти труда означает: • рост ВВП и ВНП, нац-го дохода; • рост фонда накопления и фонда потребления;  • основу для расширенного воспроизв-ва; • основу для повыш. уровня жизни граждан страны и реш. соц. проблем; • основу для развития страны и роста эконом. могущества гос-ва. Для измерения производит-сти труда, эффектив-сти использов. труд. ресурсов в промыш-ти исп-ся 2 осн. показателя: выработка и трудоемкость. Выработка измеряется кол-вом продукции, произведенной в единицу раб. времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц). Это распростран. и универсал. показатель производит-сти труда. Разл-ют 3 метода определения выработки: натуральный, стоимостный (денеж. ) и трудовой. Выработка в натуральном или стоимостном выражении опред-ся по формуле: Выработка= V тов. (валовой или реализован. ) продукции/Среднесписочная числен. работников. Трудоемкость — это затраты раб. времени на произв-во единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее труд. затрат разл-ют, технолог. трудоемкость, трудоемкость обслуживания произв-ва, производств. трудоемкость и трудоемкость управл. произв-ом. Для расчета роста производит-сти труда на предпр-ии принята класс-ция факторов ее роста: 1. Техн. прогресс, включающий механизацию и автоматизацию производств. процессов и внедрение передовой технологии на базе нов. оборудования; модернизацию действующего оборудования; измен. качества сырья, применение нов. видов материалов и топлива; повыш. кач-ва продукции. 2. Улучш. организации произв-ва, труда и управления, в т. ч.: увеличение норм и зон обслуживания; изменение специализации произв-ва; совершенствование управления произв-ом (укрепление цехов, переход на бесцеховую структуру и т. п. ); сокращ. потерь раб. времени; снижение брака и отклонений от норматив. условий работы. 3. Влияние прир. условий: залегание угля, нефти и др. минер. сырья; содержание полезного компонента в рудах; изменение глубины разработки и др. 4. Изменение объема произв-ва и относит. уменьш. числен. ППП (рабочих, руководит., специалистов и служащих). 5. Изменение структуры произв-ва в т. ч.: измен. удельного веса полуфабрикатов и кооперированных поставок; измен. доли продукции разной трудоемкости; измен. доли разл. методов произв-ва, способов добычи полезных ископаемых; измен. доли вновь осваиваемой продукции.

32. Понятие, значение состав основных фондов предпрития. Первый признак хоз-ва – наличие обособленного имущ-ва. Осн. составляющим элементом любой организации явл-ся ОФ – это материально-веществен. ценности, используемые в кач-ве ср-в труда, находятся в эксплуатации длит. время и не изменяют свою натурал. форму и утрачивают свою стоимость по частям. ОФ делятся на: 1) производственные – в сфере материал. произв-ва и непосредственно участвуют в создании стоимости товара: 2) непроизводственные- не участвуют в процессе произв-ва, не переносят стоимости на продукт, нах-ся на балансе предпр-ия и возмещаются а счет нац-го дохода об-ва: жилые дома, детские, спорт. сооружения и др. ОПФ по видам: 1. земля и объекты природопользования (вода, недры и др); 2. здания (служебные, производственно-техн. ); 3. Сооружения; 4. Передаточные устройства; 5. машины, оборудование, лабораторное оборудование. 6. Выч. техника; 7. Транспорт; 8. Инструменты и оборудование, стоимостью > 100 МРОТ; 9. Произ-во и хоз. инвентарь; 10. Внутрихоз. дороги; 11. капитал. вложения на улучшение земель и др. объекты ОФ. ОПФ по форме принадлежности: собственные; арендованные. ОПФ по принципу использования: действующие; на консервации; находятся на реконструкции и техн. перевооружении; находятся в резерве.

 

34. Прибыль и рентабельность, их понятия, расчет, пути увеличения.

Прибыль пред-ет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Это важн. финанс. категория, отражающая результаты деят-ти предппр-ия и выступающая осн. источником - его финансов. Прибыль – это не только движущая сила расширения произв-ва, но и источник соц. благ труд. кол-ва и об-ва в целом. Цель- максимизация прибыли- явл-ся важной, но не глав. целью в совр. рыноч. усл-х, необходимо учитывать: цены конкурентов, спрос потребителей, формировать имидж компании, т. е. приспосабливаться к внеш. изменениям, проводя ценовую, финанс. инвестиционную по-ки. Важн. источником - получения прибыли явл-ся инновационная деят-ть. Реализация данного источника предп-ет пост. работу по изменению потребит. свойств товара. Виды прибыли: 1. Бухгалтерская (балансовая) прибыль- это общий финанс. рез-тат, рассчитывается как разность м/у чистой выручкой и себестоимостью продукции. Источники её формирования: обычные виды деят-ти пр-тия; операционная деят-ть (сдача в аренду, плата за пользование патентами, поступление от участия в капитале др. орг-ций, % от хранения средств, от продажи осн. средств) внереализационная деят-ть (штрафы и неустойки за нарушение договор. обязательств, активы, получ. безвозмездно, суммы кредит. и дебит. задолженности); чрезвычайные доходы (страховые возмещения, стоимость мат. цен., остающихся от списания). 2. Чистая прибыль- разница м/у всеми доходами и расходами пр-тия после уплаты всех налогов и сборов, т. е. та часть прибыли, которая м/б испытана для выплаты дивидендов собственникам и реинвестирования. 3. Эконом. (остаточная) прибыль- рез-т работы капитала, рассчитывается как разница м/у выручкой и эконом. издержками. Т. к. прибыль, исчисленная в бухучете, не отражает действительного рез-та хоз. деят. пр-тия. На величину прибыли, её динамику воздействуют факторы. К внутр. факторам , влияющим на увел. прибыли относят: 1. уровень хозяйствования; 2. компетентность рук-ля; 3. конкурентоспособность продукции; 4. з\п; 5. уровень цен на реализуемую продукцию; 6. орг-ция произв-ва и руда. К внеш: 1. цены на потребляемые ресурсы; 2. конкурент. среда; 3. барьеры входа в отрасль; 4. налоговая сист.; 5. гос. ограны упр-ния; 6. политич., соц., культурные, религиозные т. д. Прибыль как рез-т финанс. деят-ти выполняет опред. ф-ции. : 1. воспроизводственную - явл-ся одним из глав. источников финансирования расширен. воспроизв-ва; 2. стимулирующую - выступает источником- образования поощрительных фондов и соц. развития кол-ва пр-тия. 3. контрольная - как результат деят-ти пр-тия. Принципы распределения опред-ет гос-во. Прибыль, получаемая суб. хоз. облагается налогом. Т. к обновление осн. капитала явл-ся основой выхода из эконом. кризиса, с целью стимулирования развития техн. прогресса пр-тиям предоставляются льготы, снижающие величину н\о прибыли. Пр-тия, получившие в прошлом году убыток, освобождаются от уплаты налога с чистой прибыли. Порядок распределения и использов. прибыли фиксируется в Уставе и опред-ся положением, затем состав-ся смета расходов прибыли на предстоящий год, которая вкл-ет в себя след. элементы: 1. налоги, сборы, платежи, относимые на прибыль; 2. оплата % по ссудам и займам; 3. все сверхнормативные расходы, относимые на чистую прибыль; 4. материал. поощрение персонала; 5. финансирование соц. сферы. Чистая прибыль поступает в распоряжение пр-тия. При распределении прибыли необходимо учитывать сост. конкурентной среды, которая опред-ет необходимость расширения и обновления производств. потенциала. Часть прибыли м/б нераспределенной- это дополнит. финанс. резерв, который м/б использован для пополнения фондов и увеличения устав. капитала. Для оценки уровня эффективности работы получаемый рез-т- прибыль - сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Рентабельность харак-ет степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами харак-ет рентабельность. Рентабельность –есть относит. показатель, обладающий свойством сравнимости. Исчисляется как отнош. валовой прибыли к издержкам произв-ва. Выд-ют показатели рентабельности для оценкиэффективности затрат и показатели доходности, эффективности использования имущества. 1. Оценочным показателем явл-ся рентабельность продаж - отражает уровень спроса на продукцию, работы, услуги, наско-ко правильно суб. хоз. определил товар. ассортимент и товарную п-ку. Р. п. – это отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (в %). Р продаж = Пч/Крп*100%, где Пч- чистая пр., Крп- колич. реал. прод. 2. и рентабельность капитала – это величина прибыли с каждого вложенного рубля средств пр-тия. Осн. показателями рентабельности капитала явл-ся: Рентабельность активов (имущества)= прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина активов. Данный показатель говорит, сколько 1 прибыли получено с 1 стоимости активов независимо от источника привлечения ср-в. Рентабельность текущих активов = прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина текущих активов. Рентабельность собственного капитала= Пчис., (Пбал. ) или Прас. пр. / источники собственных средств. Данный показатель харак-ет величину прибыли на 1 рубль собственных средств. Этот коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций на бирже. Рентабельность инвестиций = Пб (Пч)/ источники инвестиционных средств. Разница м/у показателями рентабельности обусловлена привлечением внеш. источников финансирования пр-тия. Рентабельность производства = Пб\Пф, Пф- средняя стоимость производств. фондов. Рентабельность основной деят-ти = Преал/ Зпр, Зпр-затраты на пр. реал. прод. Рентабельность отдельных изделий = Пизд/Рпизд*100%, Пизд- пр. от реал. конкр. вида, РП изд- выручка от ее реал.

24. Показатели использования основных производственных фондов. Факторы, определяющие их уровень. Осн. фонды – это материально-веществ. ценности, используемые в кач-ве ср-в труда, находятся в эксплуатации длит. время не изменяют свою натурал. форму и утрачивают свою стоимость по частям. Осн. фонды бывают: производств., непроизводств. Производств. фонды участвуют в сфере материал. произв-ва и непосредственно участ-ют в создании стоимости товара: промыш-сть, строит-во, транспорт, связь. Виды ОПФ по видам: Земля и объекты природопользования (вода, недры и др. ); здания (служебные, произодвтсвенно-техн. ); сооружения; передаточные устройства; машины, оборудование, вычислит. техника; транспорт; инструменты и оборудования стоимостью больше 100 МРОТ; производств. и хоз. инвентарь; капитал. вложения на улучшение земель и др объекты ОФ. ОПФ по форме принадлежности: собственные; арендованные. ОПФ по признаку использования: девствующие, не консервации, находящиеся на реконструкции и техн. перевооружении, находящиеся в резерве. Виды структур ОПФ: производств., технолог., отраслевая. Для учета ОПФ исп-ся натуральная и денежная оценка. При натур. оценке в рез-те инвентаризации и паспортизации, устанав-ся число машин, их производит-сть, мощность, размер производственной мощности. Ден. оценка необходима для планирования размерного ОПФ, опред. степени износа и размера амортизационных отчислений. Сущ-ет неско-ко видов денежной оценки связаной с деят-тью и участие в произв-ве постепенном снашивании (потерей потребит. способности) и изменений за этот период условий воспроизв-ва: первоначальная - сумма затрат предпр-ия на изготовление/приобретение фондов, из доставку, монтаж. Она применятся для опред. нормы амортизации, размеров амортизац. отчислений, прибыльности и рентабельности активов предпр-ия; восстановленная -затраты на воспроизведение ОФ в совр. условиях (влияние НТП, инф-ции); остаточная - опред-ся исключ. из первонач. (восстановленной) стоимости износа части ОФ; ликвидационная стоимость ОПФ - стоимость реализации изношенных, снятых с произв-ва ОФ. Переоценка ОФ имеет цели: 1. создание для предприя необход. условий формирования обоснования накоплений ден. ср-в обновления ОФ; 2. создание эконом. обновлений исходной стоимости базы для оценки имущ-ва в период его приватизации; 3. осущ-ть индексацию норм амортизации на полное восстановление ОПФ. Среднегодовая стоимость ОПФ: ОФср. г. = ОФн + (ОФв*n1/12)-( ОФл*n2/12), где ОФп – ОФ на нач. года (балансовая); ОФв – стоимость введенных ОФ, ОФл – ликвидационная стоимость ОФ; n 1 –кол-во мест с момента ввода (полных); n 2 – кол-во мест с момента ликвидации (полных).
36. Производственная мощность предпрития, ее виды, показатели использования. Производств. мощность предпр-ия (ПМ) – это наиболее max возможный выпуск продукции различной номенклатуры, технологий и ассортимента при рац-ном использов. орудия труда, применении прогрессивной технологии, передовых методов организации произв-ва и труда и соответствующее кач-во продукции. ПМ измеряется готовой продукцией выраженной в натуральных единицах. ПМ предпр-ия опред-тся в расчете на год по мощности ведущих цехов. Величина ПМ изм-ся. Опред-ся неско-ко видов ПМ: 1) выходная мощность – это производств. мощность не начало года; 2) Выходная мощность – это производств. мощность на конец года, она опред-ся путем суммирования входной и вводимой мощности за вычетом выбывающей в теч. планового года. 3) Проектная мощность – это ПМ предусмотренная проектом строит-ва реконструкции и расширения предпр-ия. Сущ-ет формула для исчисления среднегодовой ПМ. Она опред-ся путем прибавления к мощности на начало года и среднегод. ввода мощности и вычитания среднегод. выбытия. Мсрр = Мн + (Мее х n1)/ 12 – (Мыве х n2)/12, n1 – кол-во месяцев (полных) с введенной мощностью, n2 – кол-во после выведения мощности. Показатели использов. ПМ: 1. Фактич. выпуск продукции в натур. или стоимост. выражении за отчетный период; 2. Выпуск продукции на единицу оборудования производств. площади; 3. Коэффициент сменности; 4. Сред. % загрузки оборудов.; 5. Коэффициент использования производств. мощности, опред-ся отнош. фактически выпущенной продукции к среднегод. производств. мощности.
37. Пути достижения основной цели предпрития в рыночных условиях Предпр-ие – это самостоят. хозяйствующ. субъект, созданный предпринимат. или объединением предпринимат. для произв-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения обществ. потребностей и получения прибыли. Цель деят-ти предпр-ияудовлетворение обществ. потребностей и получение прибыли. Совр. предпр-ие – сложная организац. структура. В усл. рыноч. эк-ки возрастает значение 3 осн. направлений организации промыш. предпр-ия: 1. научн. организация произв-ва имеет целью создание оптимал. технико-технолог. сист. на предпр-ии. Это надежно и эффективно функционирующее производств. оборудование и технология, упорядоченные технико-организац. взаимосвязи работников. 2. задача научн. организации труда – построение здоровых формал. отнош. в коллективе работников. Она вкл-ет сист. мер по созданию условий для высокопроизводит., эффектив. творч. труда. Но возможности науч. организации труда ограничены технико-технолог. сост. предпр-ия, его финансовыми и эконом. активами. 3. научн. организация управления – это сист. технич., эконом. и гуманитар. ср-в, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материал. и челов. подсистемы предпр-ия. Она способствует их взаимодействию в целях достижение наилучшего материально – технич. и эконом. эффекта.

38. Пути роста производительности труда и снижения трудоемкости

Труд м/б производит. и менее производит. Показателем эффективности труда явл-ся его производит-сть. Сущ-ет много показателей эффектив-ти произв-ва, но производит-ть труда считается важн. из них. Повышение производит-сти труда имеет большое эконом. и соц. значение, которое необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. С народнохоз-ой т. з. повышение производит-сти труда означает: • рост ВВП и ВНП, нац-го дохода; • рост фонда накопления и фонда потребления; • основу для расширенного воспроизв-ва; • основу для повыш. уровня жизни граждан страны и реш. соц. проблем; • основу для развития страны и роста эконом. могущества гос-ва. Для измерения производит-сти труда, эффектив-сти использов. труд. ресурсов в промыш-ти исп-ся 2 осн. показателя: выработка и трудоемкость. Выработка измеряется кол-вом продукции, произведенной в единицу раб. времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц). Это распростран. и универсал. показатель производит-сти труда. Разл-ют 3 метода определения выработки: натуральный, стоимостный (денеж. ) и трудовой. Выработка в натуральном или стоимостном выражении опред-ся по формуле: Выработка= V тов. (валовой или реализован. ) продукции/Среднесписочная числен. работников. Трудоемкость — это затраты раб. времени на произв-во единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее труд. затрат разл-ют, технолог. трудоемкость, трудоемкость обслуживания произв-ва, производств. трудоемкость и трудоемкость управл. произв-ом. Для расчета роста производит-сти труда на предпр-ии принята класс-ция факторов ее роста: 1. Техн. прогресс, включающий механизацию и автоматизацию производств. процессов и внедрение передовой технологии на базе нов. оборудования; модернизацию действующего оборудования; измен. качества сырья, применение нов. видов материалов и топлива; повыш. кач-ва продукции. 2. Улучш. организации произв-ва, труда и управления, в т. ч.: увеличение норм и зон обслуживания; изменение специализации произв-ва; совершенствование управления произв-ом (укрепление цехов, переход на бесцеховую структуру и т. п. ); сокращ. потерь раб. времени; снижение брака и отклонений от норматив. условий работы. 3. Влияние прир. условий: залегание угля, нефти и др. минер. сырья; содержание полезного компонента в рудах; изменение глубины разработки и др. 4. Изменение объема произв-ва и относит. уменьш. числен. ППП (рабочих, руководит., специалистов и служащих). 5. Изменение структуры произв-ва в т. ч.: измен. удельного веса полуфабрикатов и кооперированных поставок; измен. доли продукции разной трудоемкости; измен. доли разл. методов произв-ва, способов добычи полезных ископаемых; измен. доли вновь осваиваемой продукции.

39. Пути ускорения оборачиваемости оборотных фондов Оборот. ср-ва – это оборот. фонды и фонд обращения в ден. форме. Фонды обращения связаны с обращением продукции и включают в себя: 1. Годовую продукцию на складе; 2. Продукцию отгруженную но не оплаченную; 3) Все ден. ср-ва предпр-ия; 4) Ср-ва в расчетах. По источникам формирования оборот. ср-ва делятся на собственные и заемные. Заемные оборотные средства – это предметы банка, кредиторская задолжность и проч пассивы. Эффект-сть использования оборот. ср-ва харак-ся 3 мя показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости: Коборах = РП/СО, РП- реализуема продукция, СО- сред. остаток оборот. ср-в.  Он показывает объем реализуемой продукции приходящейся на 1 руб. оборот. средств. 2. Коэффициент загрузки оборотных средств: Кд = СО/РП. Он характеризует сумму оборотных средств затраченных на 1 руб реализованной продукции. 3. Длит-ть одного оборота (в днях):. Т= Д/Коборах х Т. Чем меньше длит-сть оборота средств, тем меньше требуется оборот. средств. Т. о, оборот. средства — это ден. ср-ва предпр-ия, предназначенные для образования оборот. производств. фондов и фондов обращения. Ускорение оборачиваемости оборот. ср-в достигается: 1. на стадии создания производств. запасов – приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. к потребителям; широкое использование прямых длит. связей; расширение оптовой торговли материалами и оборудованием; 2. на стадии незаверш. произв-ва – внедрение прогрессив. техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной. Химизация произв-ва (ускорение НТП); развитие стандартизации, типизации; совершенствование форм организации промыш. произв-ва, применение белее дешевых конструкционных материалов. 3. на стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствов. сист. расчетов; увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту.

41. Резервы и пути снижения себестоимости продукции на пред-ии

Себестоимость продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции выполняет ряд важн. ф-ций: • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; • база для формирования оптовой цены на продукцию предпр-ия и определ. прибыли и рентабельности; • эконом. обоснование целесообразности вложения реал. инвестиций на реконструкцию, техн. перевооружение и расширение действующего предпр-ия; • определение оптимал. размеров предпр-ия; • эконом. обоснование и принятие любых управленч. решений и др. Разл-ют след . виды себе-сти : Цеховая себестоимость пред-ет затраты цеха, связанные с произв-вом продукции. Производств. себе-сть помимо затрат цехов вкл-ет общепроизводств. и общехоз. расходы. Полная себе-сть отражает все затраты на произв-во и реализацию продукции, слагается из производств. себе-сти и внепроизводствен. расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, пр. расходы). Разл-ют: Индивидуал. себе-сть обусловливается конкрет. условиями, в которых действует то или др. предпр-ие. Среднеотраслевая себе-сть опред-ся как средневзвешенная величина и харак-ет средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для предпр-ия закл-ся: 1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; 5. в снижении себестоимости продукции в АО, что явл-ся хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда д/б в центре внимания на предпр-ях.

40. Пути экономии оборотных фондов на предприятии Эконом. знач. экономии оборотных фондов: 1. Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обесп-ает произв-ву эконом. выгоды, дает возможность из данного кол-ва материал. ресурсов выработать больше гот. продукции и расширить масштабы произв-ва. 2. Экономия материал. ресурсов, внедрение в произв-во более эконом. материалов способствует установлению более прогрессивных пропорций м/у отраслями и достижению более совершенной отраслевой структуры. 3. Стремление к экономии материал. ресурсов способствует внедрению нов. техники и совершенствов. технолог. процессов. 4. Экономия ресурсов и материалов снижает себестоимость продукции, способствует увеличению технолог. уровня произв-ва и снижению издержек произв-ва. 5. Существенно влияя на снижение себестоимости, экономия материал. ресурсов оказывает положит. воздействие на финанс. состояние предпр-ия. Т. о. эконом. эффект-сть улучшения использования и экономия оборот. фондов оказывает положит. воздействие на все стороны производств. деят-ти предпр-ий.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.