Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





37. Лексический способ передачи ЛУ



Способ состоит в том, что в предложение вводятся слов а - усилители, которые помогают пишущему выделить нужное слово.

Выделяющие частицы. Частица всегда выделяет следующее за ней слово, в редких случаях - предшествующее (частицы ли, же и некоторые другие).

Выделяющие частицы делятся по смыслу на несколько групп, в каждой из которых между элементами отмечаются более или менее синонимичные отношения, т. е. отношения частичной взаимозаменяемости.

В случае неправильного (по месту) употребления выделяющих частиц они так же, как и их пропуск, создают смещенное логическое ударение.

Препозитивная частица является средством выделения следующего за ней слова, средством сосредоточения на нем внимания читающего. Это особенно отчетливо прослеживается в случаях, когда частица ошибочно поставлена не перед тем словом, которое должно быть выделено, а перед каким-то другим и когда она, в результате, выделяет, вопреки намерению пишущего, следующее за ней слово.

Уточняющий синоним. ЛУ воспринимается именно на втором из двух смежных синонимов (а не на первом), потому что в момент прочтения первого синонима читающий еще не знает, что далее последует второй.

Усилители наречного типа. В качестве лексич. усилителей часто используют наречия меры и степени (интенсивы): весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютной т. п. Они сигнализируют читающему, что следующее за ними слово является логически ударным: Необычайно интересную экскурсию совершили мы этим летом.

Повторение слова (буквальное или вариативное). ЛУ выражает «момент наибольшей заинтересованности».

Противопоставление. Нас ожидала не пара, а тройка лошадей. В этом предложении ЛУ воспринимается на слове тройка как выделенном противопост. (не пара, а тройка), хотя в ударной позиции находится другое слово – лошадей.

38. Граф. средства передачи ЛУ Выделяющие шрифты. Для передачи ЛУ часто применяются курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы и др Знак акут, 3 случая: 1) для указания на правильное произнесение слова (например, незнакомого): акут, центр Брока; 2) для различения графических омонимов: орган (а не о’рган), большую (а не бо’льшую) 3) для передачи ЛУ Читающий видит над словом знак акут и сразу же произносит слово с особым усилением и одновременно решает, для чего поставлен знак. Восклицательный знак в скобках (! ) (обращает внимание) Выделяющее тире (сигнализ. о паузе, как в речи)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.