![]()
|
|||
Шпаргалка:Стр 1 из 2Следующая ⇒ Возникает противоречие между необходимостью развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием возможностей уроков литературного чтения. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать работу по развитию связной монологической речи младших школьников? Объект: образовательный процесс в начальной школе. Предмет: развитие связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения. Гипотеза: процесс развития связной монологической речи младших школьников будет осуществляться эффективно на уроках литературного чтения, если использовать различные текстовые упражнения, связанные с описанием, повествованием и рассуждением. Задачи: 1. Охарактеризовать речь, её виды и функции. 2. Выявить роль уроков литературного чтения в развитии связной монологической речи детей младшего школьного возраста. 3. Создать и апробировать экспериментальную программу развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Независимо от формы речи основным условием формирования устной речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. Связная монологическая речь – развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно от одного лица
Возможности литературного чтения в области речевого развития учащихся трудно переоценить. Литература погружает ученика в стихию родного языка, знакомит его с произведениями, вошедшими в золотой фонд литературы, учит воспринимать художественную речь. Все основные функции речи: коммуникативная, когнитивная, эмоциональная, поэтическая – реализуются в процессе изучения литературы. Ученик является участником процесса общения с художественным произведением и с другими читателями, он выражает в речи эмоции, возникшие при чтении художественного произведения, познает закономерности литературы как искусства слова, расширяет и углубляет свои представления о действительности, поэтому речевое развитие ученика в процессе обучения преследует цель овладения связной монологической речью как средством выражения чувств. С целью развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения была составлена экспериментальная программа. Работа по развитию связной монологической речи строилась в соответствии с общедидактическими принципами: · системность и последовательность; · доступность и наглядность; · учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей; · органическое единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения; · соблюдение дифференцированного и индивидуального подходов при групповой форме организации деятельности обучаемых; · научность и направленность обучения. Важнейшим является принцип коммуникативного подхода к развитию связной монологической речи детей. Задачи программы экспериментального обучения: · развитие умения создавать творческий рассказ, структурно оформленный и выразительный; · формировать умение выражать свои мысли правильно, точно, красиво; · воспитывать желание использовать в речи необычные образные слова и выражения. Экспериментальная программа разработана на основе авторской программы В. Г. Горецкого «Литературное чтение для 2 класса» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [21]. В некоторые разделы программы внедрены различные текстовые упражнения, связанные с описанием, повествованием и рассуждением. Различие этих упражнений заключается в их направленность, в ихиспользованиии: Цель данных упражнений: учить учащихся по опорным словам определять тему текста; на основе опорных слов создавать текст. Цель данных упражнений: обучать учащихся планировать основную мысль текста, озаглавливать текст в соответствии с основной мыслью. Цель данных упражнений: обучать детей использовать в речи специальные слова для указания сходства и различия между предметами, учить детей строить сравнительные описания. Цель данных упражнений: учить школьников строить тексты-описания. Цель данных упражнений: учить школьников использовать в построении текстов разнообразные конструкции, т. к. однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают логическую связность, последовательность, которые являются признаками связного текста. К концу обучения учащиеся должны уметь: - правильно и красиво формулировать мысли; - использовать в речи различные типы предложений; - использовать в речи необычные образные слова и выражения; - самостоятельно составлять связный монологический рассказ; - уметь строить высказывание; - уметь выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
Предметом исследования явилось(3 слайд): развитие связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения. Цель исследования(4 слайд): теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения. Гипотеза(5 слайд): процесс развития связной монологической речи младших школьников будет осуществляться эффективно на уроках литературного чтения, если использовать различные текстовые упражнения, связанные с описанием, повествованием и рассуждением.
|
|||
|