Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шпаргалка:



Возникает противоречие между необходимостью развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием возможностей уроков литературного чтения.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать работу по развитию связной монологической речи младших школьников?

Объект: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет: развитие связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза: процесс развития связной монологической речи младших школьников будет осуществляться эффективно на уроках литературного чтения, если использовать различные текстовые упражнения, связанные с описанием, повествованием и рассуждением.

Задачи:

1. Охарактеризовать речь, её виды и функции.

2. Выявить роль уроков литературного чтения в развитии связной монологической речи детей младшего школьного возраста.

3. Создать и апробировать экспериментальную программу развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.

речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления  

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия.

Независимо от формы речи основным условием формирования устной речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Связная монологическая речь – развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно от одного лица

 

Возможности литературного чтения в области речевого развития учащихся трудно переоценить. Литература погружает ученика в стихию родного языка, знакомит его с произведениями, вошедшими в золотой фонд литературы, учит воспринимать художественную речь. Все основные функции речи: коммуникативная, когнитивная, эмоциональная, поэтическая – реализуются в процессе изучения литературы. Ученик является участником процесса общения с художественным произведением и с другими читателями, он выражает в речи эмоции, возникшие при чтении художественного произведения, познает закономерности литературы как искусства слова, расширяет и углубляет свои представления о действительности, поэтому речевое развитие ученика в процессе обучения преследует цель овладения связной монологической речью как средством выражения чувств.

С целью развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения была составлена экспериментальная программа.

Работа по развитию связной монологической речи строилась в соответствии с общедидактическими принципами:

· системность и последовательность;

· доступность и наглядность;

· учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей;

· органическое единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения;

·  соблюдение дифференцированного и индивидуального подходов при групповой форме организации деятельности обучаемых;

·  научность и направленность обучения.

Важнейшим является принцип коммуникативного подхода к развитию связной монологической речи детей.

Задачи программы экспериментального обучения:

· развитие умения создавать творческий рассказ, структурно оформленный и выразительный;

· формировать умение выражать свои мысли правильно, точно, красиво;

· воспитывать желание использовать в речи необычные образные слова и выражения.

Экспериментальная программа разработана на основе авторской программы В. Г. Горецкого «Литературное чтение для 2 класса» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [21].

В некоторые разделы программы внедрены различные текстовые упражнения, связанные с описанием, повествованием и рассуждением.

Различие этих упражнений заключается в их направленность, в ихиспользованиии:

Цель данных упражнений: учить учащихся по опорным словам определять тему текста; на основе опорных слов создавать текст.

Цель данных упражнений: обучать учащихся планировать основную мысль текста, озаглавливать текст в соответствии с основной мыслью.

Цель данных упражнений: обучать детей использовать в речи специальные слова для указания сходства и различия между предметами, учить детей строить сравнительные описания.

Цель данных упражнений: учить школьников строить тексты-описания.

Цель данных упражнений: учить школьников использовать в построении текстов разнообразные конструкции, т. к. однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают логическую связность, последовательность, которые являются признаками связного текста.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- правильно и красиво формулировать мысли;

- использовать в речи различные типы предложений;

- использовать в речи необычные образные слова и выражения;

- самостоятельно составлять связный монологический рассказ;

- уметь строить высказывание;

- уметь выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

 

 

Предметом исследования явилось(3 слайд): развитие связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования(4 слайд): теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития связной монологической речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза(5 слайд): процесс развития связной монологической речи младших школьников будет осуществляться эффективно на уроках литературного чтения, если использовать различные текстовые упражнения, связанные с описанием, повествованием и рассуждением.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.