|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧЕРВЯЧНЫХ РЕДУКТОРАХ.Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧЕРВЯЧНЫХ РЕДУКТОРАХ. Червячные редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых перекрещиваются. По относительному положению червяка и червячного колеса различают три основные схемы червячных редукторов: с нижним, верхним и боковым расположением червяка. При нижнем расположении червяка условия смазывания зацепления лучше, при верхнем хуже, но меньше вероятность попадания в зацепление металлических частиц - продуктов износа. Выбор схемы редуктора обычно обусловлен удобством компоновки привода в целом: при окружных скоростях червяка до 4=6 м/с предпочтительно нижнее расположение червяка, при больших скоростях возрастают потери на перемешивание масла, и в этом случае следует располагать червяк над колесом. В редукторах с верхним расположением червяка при включении движение обычно начинается при недостаточной смазке (за время остановки при редких включениях масло успевает стечь с зубьев колеса). Передаточные числа червячных редукторов обычно колеблются в пределах u = 8-80 (см. ГОСТ 2144-76). Так как КПД червячных редукторов невысок, то для передачи больших мощностей и в установках, работающих непрерывно, проектировать их нецелесообразно. Практически червячные редукторы применяют для передачи мощности, как правило, до 45 кВт и в виде исключения до 150 кВт.
2этап. Расчет передачи червячного редуктора
Число витков червяка z 1 принимаем в зависимости от передаточного числа: при u= принимаем z 1= (см. с. 55). Число зубьев червячного колеса: z2 = z 1 u = Принимаем стандартное значение z2 = (см. табл. 4. 1) При этом u = z2/z1 =
Выбираем материал червяка и венца и червячного колеса. Принимаем для червяка ст. с закалкой до твердости не менее HRC = и последующим шлифованием. Так как редуктору не предъявляются специальные требования, то в целях экономии принимаем для венца червячного колеса бронзу (отливка в песчаную форму). При длительной работе допускаемое контактное напряжение [ Н] = МПа (табл. 4. 9) Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q = Принимаем предварительно коэффициент нагрузки К =. Определяем межосевое расстояние из условия контактной выносливости [формула 4. 19]: =
мм Модуль m = 2aw /z2 + q = мм
Принимаем по ГОСТ 2144 - 76 (табл. 4. 2) стандартные значения m = мм и q = Межосевое расстояние при стандартных значениях m и q aw = m(q + z2) / 2 = мм
Основные размеры червяка: делительный размер червяка d1 = q m = мм диаметр вершин витков червяка da1 = d1 + 2m = мм диаметр впадин витков червяка
df1 = d1 - 2, 4m = мм длина нарезной части шлифованного червяка [см. формулу (4. 7) ] b1≥ (11+0. 006 z2)m+35 = мм принимаем b1 = мм делительный угол подъёма витка γ (по табл. 4. 3): при z1 = и q = γ = Основные размеры венца червячного колеса: делительный диаметр червячного колеса d2 = z2m = мм диаметр вершин зубьев червячного колеса da2 = d2 + 2m = мм диаметр впадин зубьев червячного колеса df2 = d2 - 2, 4m = мм наибольший диаметр червячного колеса daМ2 ≤ da2 + 6m / z1 +2 = мм
ширина венца червячного колеса [ см. формулу (4. 12) ] b2 ≤ da1 = мм Окружная скорость червяка V1 = π d1nдв/ 60 = м/с
Скорость скольжения Vs=V/cos γ = м/с
при этой скорости МПа (см. табл. 4. 9). межосевое расстояние по расчёту было получено aw= мм, а после выравнивания q и m по стандартному было увеличено до aw= мм, т. е. на % и пересчёт aw = по формуле (4. 19) делать не надо, необходимо лишь проверить . Для этого уточняем КПД редуктора [ см. формулу (4. 14) ]: при скорости Vs = м/с приведённый коэффициент трения для без оловянной бронзы и шлифовального червяка ( см. табл. 4. 4 ) f '=1 и приведённый угол трения р'= КПД редукторы с учётом потерь в опорах, потерь на разбрызгивании и перемешивании масла η = (0, 95) tg γ / tg (γ +р') =
По табл. 4. 7 выбираем -ю степенью точности передачи. В этом случае коэффициент динамичности Kv= Коэффициент неравномерности распределения нагрузки [ ф-ла(4. 26) ] Kβ = l+(z/θ )3(l-x)≈ где коэффициент деформации червяка при q = и z = ( по табл. 4, 6)выбираем θ = Примем вспомогательный коэффициент х= (незначительные колебания нагрузки, с. 65) К=К К≈ Проверим контактное напряжение [ формула ( 4. 23)]
Результаты расчета следует признать удовлетворительными, т. к. расчетное напряжение разрешается до 15%. Проверка прочности зубьев червячного колеса на изгиб. Эквивалентное число зубьев zv=z2/cos γ 3 = Коэффициент формы зуба по табл. 4. 5. YF = Напряжение изгиба [см. формулу(4. 24)] F =1. 2 T2 K YF/z2b2m2 = = МПа Основное допускаемое напряжение изгиба для реверсивной работы по табл. 4. 8 МПа Расчетное допускаемое напряжение . Коэффициент долговечности примем по его минимальному значению (см. стр. 67). МПа
3этап. Предварительный расчет валов редуктора. Основные конструктивные размеры. Крутящий момент в поперечных сечениях валов ведомого (вала червячного колеса) Тк2=Т2 = Н мм ведущего (червяка) Тк1=Т1= Н мм Витки червяка выполнены за одно целое с валом (рис. 12. 22 и 4. 1) Диаметр выходного конца ведущего вала по расчету на кручение при [τ к] = 25 МПа dв1 ≥ = мм Примем dB1 = мм, диаметр подшипниковых шеек dп1 = мм. Ведомый вал (см. рис. 12. 26) dB2 = = мм Принимаем dB2 = мм Диаметр подшипниковых шеек dП2 = мм, диаметр вала в месте посадки червячного колеса dK2 = мм. Диаметр ступицы червячного колеса принимаем dCT2=(1, 6-1, 8) dK2= = принимаем dCT2= мм Длина ступицы червячного колеса 1СТ2=(1, 2-1, 8) dK2 = = принимаем 1СТ2= мм Конструктивные размеры корпуса редуктора. Толщина стенок корпуса и крышки: δ =0, 04а+2= мм принимаем δ = мм δ 1 =0, 032а+2= мм принимаем δ 1= мм Толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки b=b1=1. 5δ = мм Толщина нижнего пояса корпуса при наличие бобышек р1=1. 5δ = мм р2 = (2. 25-2. 75) δ = мм принимаем р2 = мм Диаметры болтов: фундаментных d1=(0. 03-0. 036)а+12= = мм принимаем болты с резьбой М ; крепящих крышку с корпусом у подшипников d2=(0. 7-0. 75) d1 = мм, принимаем болты с резьбой М ; соединяющий крышку с корпусом d=(0. 5-0. 6) d1 = мм; принимаем болты с резьбой М
4 этап. ПЕРВАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА. Компоновочный чертеж выполняем в двух проекциях - разрез по оси колеса и разрез по оси чертежа, желательный масштаб, чертить тонкими линиями! Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводим осевую линию, вторую осевую, параллельную первой, проводим на расстоянии aw= мм. Затем проводим две вертикальные осевые линии, одну для главного вида, вторую для вида сбоку. Вычерчиваем на двух проекциях червяк и червячное колесо. Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса, принимая зазор между стенкой и червячным колесом и между стенкой и ступеней червяного колеса ~ мм. Вычерчиваем подшипники червяка на расстоянии 11= dаМ2 = мм. Один от другого, располагая их симметрично относительно среднего сечения червяка. Так же симметрично располагаем подшипники вала червячного колеса. Расстояние между ними замеряем по чертежу 12 = мм В связи с тем, что в червячном зацеплении возникают значительные осевые усилия, примем радиально-упорные подшипники: шариковые средней серии для червяка и роликовые конические легкой серии для вала червячного колеса (см. табл. П1 и П2)
5этап. Выбор и проверка долговечности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|