Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Пусть даже каменные горы, расплавятся в огне сражений, но никакие орды не поставят нас на колени. Непобежденные и в смерти, сойдем мужчинами в могилу».



Слайд 13

25 августа 1859 года после осады в крепости Гуниб имам Шамиль решил идти на переговоры. Сколько Байсангур ни уговаривал Шамиля, тот был непоколебим.

Предание, сохранившееся у чеченцев и ингушей, донесло до нас отголоски тех событий: " С чеченским отрядом, в котором большинство было беноевцевБойсхар (Байсангур) участвовал в последнем сражении Шамиля с царскими войсками. Когда Бойсхар узнал, что имам идет сдаваться, то он поскакал к Шамилю. Увидев идущего к выходу из аула Шамиля Бойсхар окликнул его и попросил поговорить с ним. На окраине аула стояла сакля, вдвоем они зашли туда. Бойсхар всячески возражал против сдачи в плен имама. Он убеждал его, что ещё не все потеряно, что они как ангелы на крыльях пронесут его через тройное кольцо вражьих войск. Что они вновь поднимут Чечню на борьбу. Однако Шамиль был непоколебим в своем решении и направился в сторону царских войск. Бойсхар выхватил пистолет и навел его на удалявшегося Шамиля, окликнув его по имени: " Шемал! " (Назвать имама без звания по имени было очень непочтительно). Шамиль не оборачиваясь продолжал идти. Еще дважды окликнул Бойсхар имама, но тот не обернулся.

Когда царский генерал спросил Шамиля, почему тот не обернулся, когда наиб звал его, то Шамиль ответил: " Если бы я обернулся, то он застрелил бы меня".

" А разве он не мог застрелить тебя и так? " - удивился генерал.

" Это был Бойсхар, а он в спину не выстрелит", - ответил Шамиль.

Слайд 14

После сдачи Шамиля в плен Байсангур вместе с чеченским отрядом прорывается сквозь тройное кольцо врагов и уходит в Чечни. В этом историческом прорыве погибает почти весь его отряд.

Байсангур со своей семьей скрывается в пещерах рядом с Беноем. Неукротимый предводитель беноевцев совместно с одним из соратников Солтамурадом и лидерами других чеченских общин готовит восстание.

В Аргунском ущелье одновременно и в контакте с ними энергично готовятся к выступлению " старый волк" Ума Дуев из Дзумсоя и Атабай Атаев. Проведя за зиму подготовку, в мае происходят вооруженные выступления. В Ичкерии знамя свободы поднимает 66-летний Байсангур и более молодой Солтамурад. Происходят периодические столкновения с царскими войсками с переменным успехом.

По преданию, бывший имам Шамиль по настоянию царя пишет ему письмо, укоряя в том, что он напрасно губит людей в безнадежной борьбе, что силы русских неисчислимы. Говорят, что Байсангур ответил со свойственной ему решительностью, что Шамиль опозорил себя навеки тем, что променял борьбу за свободу на рабство и плен, и что сам Байсангур будет сражаться за свободу своего народа, пока будет жив.

Слайд 15

Выходя из окружения под Байсангуром погибает конь, сам он раненный попадает в плен.

Военно-полевой суд проговорил Байсангура к смертной казни через повешение.

Слайд 16

В тот воскресный день на площадь перед церковью в Хасав-юрте собрали народ. Многие кумыки, горные дагестанцы, чеченцы сами пришли посмотреть на знаменитого предводителя горцев.

Под барабанный бой везли на телеге одноглазого, однорукого и одноногого чеченца.

 Кто знает, что думал этот человек перед казнью? Что хотел сказать этим людям в оборванных одеждах, с надеждой на чудо взиравших на него, и не стесняясь утиравших слезы, мучаясь от своего бессилия ему помочь.

Тяжело передвигавшегося 67-летнего Байсангура подвели к виселице. Стоявшие на площади горцы начали читать предсмертную молитву " ясин".

Слайд 17

Раздавались команды офицеров. Остановили барабанную дробь.

 Зачитали приговор.

И тут царские палачи применили изуверский прием: начали вызывать из толпы горцев, желающего совершить казнь над Байсангуром, в награду обещаны деньги. Толпа угрюмо молчала. Но нашелся один.. (в народе утверждают, что это был кумык, и чтобы не было случайностей в царской пропаганде, палач из горцев был подкуплен заранее). У Байсангура задрожали губы. Он не стал ждать и, сверкнув глазами, сам выбил из под себя скамью. Возглас ужаса и скорби пронесся над толпой. Многие мужчины плакали...

Слайд 18

«Пусть даже каменные горы, расплавятся в огне сражений, но никакие орды не поставят нас на колени. Непобежденные и в смерти, сойдем мужчинами в могилу».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.