Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Слайд 5. Слайды 11-12



Слайд 5

Именно в Беное скрепилась многолетняя боевая дружба старых знакомых, не раз ходивших прежде в бой. Вместе с Ташу-Хаджи, Шоип-муллой из Центороя и Джавадханом из ДаргиБайсангур разворачивает бурную деятельность в Нохч-мохке (Ичкерия) для провозглашения Шамиля имамом Чечни.

 В Беной съезжаются предводители чеченских обществ для знакомства с будущим лидером горцев.

Слайд 6

Тогда же в 1839 году на горе Кхеташон-корта у села Центорой на съезде представителей ичкеринских обществ и народа знаменитый ученый, храбрый воин и имам Дагестана, шейх Шамиль был провозглашен имамом Чечни и Дагестана, отцом страны и отцом шашки (тур да), то есть, предводителем и главным полководцем.

Слайд 7

В 1839 году Байсангур, дал присягу верности имаму Шамилю. После этого был назначен наибом бенойского общества. Мазуном (заместителем наиба) стал соратник БайсангураСолтамурад.

Чечня и Дагестан, объединенные призывом газавата (священной войны), поднялись на борьбу с царскими колонизаторами.

 

В 1842 году во главе отряда горцев участвовал в Ичкеринском сражении под общим командованием ШуайбаЦентороевского. Был ранен, впоследствии награждён Шамилем медалью за храбрость.

Прямодушный и бесхитростный Байсангур отказался от почетных званий и должностей, которые ему предлагал имам, не желая идти против своих принципов; ему претило желание власти над людьми. Шамиль и его окружение с огромным уважением и любовью относились к мужественному лидеру беноевцев. " ТашадамБайсангур" (Байсангур - человек из камня), - отзывался о нем Шамиль.

Байсангур со своим отрядом беноевцев участвует во многих сражениях, ведя их в бой под своим знаменем.

В начале января 1844 года чеченцы и аварцы пишут царским военачальникам:

" Со времени появления низких ног ваших на стесненных землях и горах наших, вы всегда обманывали людей наших несправедливыми словами своими и подлогами, что неприлично людям благоразумным и действительно храбрым, а в особенности великим государям, имеющим влияние, силу и средства действовать противу равного себе и могущих избавить угнетенных от преследования притеснителей. Вы же, всегда разоряли имущество наше, жгли деревни и перехватывали людей наших, чего хотя и неприятно было переносить нам, но притеснения эти противу желания носили на себе до сего времени; потому, во-первых, что не имели нужных инструментов и оружия и, во-вторых, что между нами находились люди глупые, которые из видов своих предавались вам, ради временной пользы непостоянного света. ... Словом, между нами и вами не остается ничего более, кроме вражды, обнаженных шашек и войны. А потому должно вам отступить от земель наших немедля времени, а в противном случае вы делаете то, что вам угодно, и мы также постараемся по желанию своему до тех пор, покуда не свершится воли Божией. Впрочем, вы не думайте, чтобы мы боялись и отступили назад: напротив мы приняли присягу на имя Бога, алкорана, библии, Евангелия и псалтыря в том, чтобы упорно драться с вами до тех пор, покуда из двух сторон до последнего уничтожится, или покуда вы не оставите места наши".

Слайд 8

Летом 1845 года в Ичкерии чеченцы, в числе которых и Байсангур, дагестанцы и русские повстанцы громят многочисленные войска графа Воронцова. После этого разгрома царские генералы в течение 14 лет уже не решались заходить в Ичкерию.

Слайд 9

В боях летом 1845 года Байсангур лишается руки.

1847 год. Царские войска осадили аул Гергебиль в горном Дагестане. Одноглазый и однорукий Байсангур со своим отрядом беноевцев защищает участок обороны в районе садов. Царские военачальники время от времени начинают штурм селения. Пушечным ядром чеченскому наибы отрывает ногу. Истекающего кровью, без сознания, 53-х летнего наиба в наступивших сумерках подбирают царские солдаты.

Весть о пленении Байсангура мгновенно облетает горы. Шамиль тяжело переживает это известие. Он лично оказывает помощь друзьям и родичам в организации побега из плена.

Слайд 10

Тяжело раненного Байсангура под большим конвоем отправляют из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну нападают мюриды и освобождают наиба.

Байсангура с ликованием встретили горцы. Но радость их была омрачена видом бесстрашного воина. Он был калекой.

Нестерпимым огнем, особенно в ненастье, горело израненное тело, жизнь становилась невыносимой, словно муки ада. И все таки побеждала железная воля.

Об этих героях, рыцарях свободы писали в " Коммунистическом журнале" печатном органе, руководимом К. Марксом и Ф. Энгельсом, с сентябре 1847 года: " Храбрые горцы снова нанесли русским несколько серьезных поражений... Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными! "

Слайды 11-12

Без одного глаза, без руки и без ноги Байсангур остается в строю. В бою его привязывают к коню, и его единственная, но сильная рука уверенно сжимает шашку.

 Почти 25 лет изнурительной войны ослабевают имамат. Против кавказских горцев царизмом бросается 300-тысячная армия. Народ уже не в состоянии оказывать длительное сопротивление как прежде. Только население Чечни сократилось в 5 раз. Конец был предрешен. Преодолевая сопротивление непокорных, сжигая аулы царские войска постепенно занимают территорию Чечни и Дагестана. Шамиль покидает Чечню.

 12 марта 1859 года вся Чечня была занята царскими войсками, за исключением Беноя и прилегавших к нему селений.

Непокорный Байсангур уходит со своим отрядом в горный Дагестан к Шамилю. Беной сожжен.

 Имам Шамиль, теснимый многочисленными царскими войсками, с 400 защитниками и 3 пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсангур организует оборону Гуниба.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.