![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Об утверждении Санитарных правил Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения 3 страница158. Работа с секционным материалом проводится с использованием СИЗ (халат, перчатки, фартуки, очки). В случаях, не исключающих туберкулез, используются маски высокой степени защиты, респираторы. Глава 6. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий на объектах здравоохранения 159. Для эффективной организации и проведения мероприятий по предупреждению внутрибольничных инфекционных заболеваний (далее – ВБИ) на объекте здравоохранения разрабатывается программа инфекционного контроля, которая предусматривает: 1) учет и регистрацию внутрибольничных инфекций; 2) анализ заболеваемости, выявление факторов риска, расследование вспышек ВБИ и принятие мер по их ликвидации; 3) организацию и осуществление микробиологического мониторинга; 4) разработку тактики антибиотикопрофилактики и антибиотикотерапии; 5) организацию мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний; 6) обучение персонала по вопросам инфекционного контроля; 7) организацию и контроль санитарно-противоэпидемического режима; 8) организацию сбора, обезвреживания, хранения и транспортировки медицинских отходов. 160. На объектах здравоохранения не инфекционного профиля при выявлении у пациента инфекционного заболевания, представляющего эпидемиологическую опасность для окружающих, он переводится в изолятор. При отсутствии изолятора пациенты с инфекционными заболеваниями, подлежат переводу в соответствующие инфекционные больницы. 161. Поточность движения пациентов, поступающих на стационарное лечение, предусматривается в плановом и экстренном порядке от приемного отделения к отделению по профилю госпитализации. Допускается в экстренном порядке (по клиническим показаниям) движение больных в операционную, отделение анестезиологии и реанимации, родильный зал, минуя приемное отделение. Для предупреждения пересечения " грязных" и " чистых" потоков, транспортировки больных, посетителей, доставки питания больных следует определить лифты на " условно грязные" и " условно чистые". 162. В приемном отделении проводится осмотр зева, измерение температуры, осмотр на педикулез, чесотку, дерматомикозы поступающих больных, с отметкой в истории болезни. Проводится отбор биологического материала по эпидемиологическим показаниям для проведения лабораторных исследований. 163. В случае подозрения на инфекционное заболевание пациента изолируют в диагностическую палату при приемном отделении (бокс) до перевода в инфекционное отделение (больницу). 164. Пациентов с гнойно-септическими инфекционными заболеваниями изолируют в отделение гнойной хирургии, а при его отсутствии в отдельную палату. 165. Проводится санитарная обработка больных, при поступлении в стационар и выдача комплекта чистого нательного белья, пижамы, тапочек. Допускается нахождение в стационаре больных в домашней одежде, за исключением больных, находящихся на лечении в противотуберкулезных организациях. 166. В палатах койки устанавливаются в строгом соответствии с площадью, установленной в соответствии с действующими государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства. 167. Обеспечивается соблюдение цикличности заполнения палат при госпитализации больных (в течение трех календарных дней). 168. Перепрофилирование коек объектов здравоохранения по эпидемиологическим показаниям согласовывается с территориальным подразделением государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 169. В кабинетах гирудотерапии пиявки используются однократно, повторное использование не допускается. Пиявки после применения утилизируются в соответствии с принятой схемой обращения с медицинскими отходами класса " Б". 170. Все медицинские манипуляции, связанные с нарушением целостности кожных и слизистых покровов, проводятся в перчатках одноразового использования. 171. Медицинский персонал обрабатывает руки перед и после каждой медицинской манипуляцией с соблюдением всех этапов обработки рук. 172. Допустимые уровни бактериальной обсемененности воздушной среды помещений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты объектов здравоохранения, определяются параметрами, установленными вприложении 3 к настоящим Санитарным правилам. 173. Лабораторно-инструментальные исследования, проводимые при проверках по особому порядку на объектах здравоохранения, проводятся в соответствии с приложением 4 к настоящим Санитарным правилам. 174. Организация мероприятий по осуществлению производственного контроля проводится в соответствии с документами нормирования. 175. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на объектах здравоохранения организуются и проводятся на систематической основе в соответствии с документами нормирования. Глава 7. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, обезвреживанию, хранению отходов на объектах здравоохранения 176. Сбор, обезвреживание, хранение и вывоз медицинских отходов с объектов здравоохранения выполняется в соответствии с Программой обращения с отходами, утвержденной руководителем объекта здравоохранения, который предусматривает: 1) состав образующихся отходов по классам; 2) порядок сбора медицинских отходов; 3) применяемые способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления отходов; 4) схему обращения с отходами; 5) гигиеническое обучение персонала правилам эпидемической безопасности при обращении с отходами. В целях организации системы обращения с медицинскими отходами приказом руководителя объекта здравоохранения назначается ответственное лицо, осуществляющий контроль за соблюдением требований настоящих Санитарных правил. 177. Для сбора отходов используются одноразовые, водонепроницаемые мешки, пакеты, металлические и пластиковые емкости, контейнеры для сбора и безопасной утилизации. Металлические и пластиковые емкости, контейнеры для сбора опасных отходов плотно закрываются. 178. Классификация медицинских отходов определяется в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Для сбора каждого класса отходов используются мешки, пакеты емкости, имеющие окраски: 1) отходы класса " А" – черную; 2)отходы класса " Б" – желтую; 3) отходы класса " В" – красную; 4) отходы класса " Г" – белую. 179. К сбору медицинских отходов класса " А" предъявляются следующие требования: 1) сбор осуществляется в многоразовые емкости и одноразовые пакеты; 2) одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых емкостей. Емкости для сбора отходов и тележки маркируются соответствующими надписями " Медицинские отходы. Класс " А". 180. К сбору медицинских отходов классов " Б" и " В" предъявляются следующие требования: 1) собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую непрокалываемую (контейнеры) упаковку желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов; 2) колющие и острые предметы собираются в непрокалываемые и водостойкие КБСУ без предварительного разбора и дезинфекции; 3) при наличии специальных устройств для отделения игл (иглосъемники, иглодеструкторы, иглоотсекатели) использованные шприцы без игл собираются в одноразовые мягкие (пакеты) с другими медицинскими отходами класса " Б", подвергающиеся обеззараживанию на специальных установках; 4) для сбора органических, жидких медицинских отходов класса " Б" используются влагостойкие контейнеры с крышкой, обеспечивающей их герметизацию; 5) КБСУ заполняются не более чем на три четвертых объема. По заполнению КБСУ плотно закрываются крышкой и направляются в помещение для хранения медицинских отходов, где хранятся не более трех суток; 6) при окончательной упаковке медицинских отходов классов " Б" и " В" для удаления их из подразделения одноразовые емкости (пакеты, КБСУ) маркируются соответствующими надписями " Медицинские отходы. Класс " Б" или " В", с указанием названия подразделения, даты, фамилии, имени и отчества (при его наличии) (далее – Ф. И. О. ) лица, ответственного за сбор отходов. 181. Медицинские отходы класса " Г" собираются в маркированные емкости соответствующими надписями " Медицинские отходы. Класс " Г", с указанием названия подразделения, даты, ФИО лица, ответственного за сбор отходов. 182. При организации обезвреживания отходов с использованием специальных установок, сбор и хранение медицинских отходов класса " Б" проводится без предварительного обезвреживания в местах образования, при условии обеспечения эпидемиологической безопасности. 183. Патологоанатомические и органические операционные медицинские отходы класса " Б" (органы, ткани и так далее) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах в специально отведҰ нном участке. Предварительное обезвреживание этих медицинских отходов не требуется, за исключением отходов от инфекционных больных. 184. Медицинские отходы класса " В" подлежат обязательному обезвреживанию физическими или химическими методами на объекте здравоохранения. Вывоз необезврежинных медицинских отходов класса " В" за пределы территории организации не допускается. 185. Жидкие биологические медицинские отходы после обезвреживания химическими методами (дезинфекции) сливаются в систему водоотведения. 186. Сжигание медицинских отходов классов " Б" и " В" на территорий организаций здравоохранения вне специализированных установок запрещается. 187. Для хранения медицинских отходов классов " Б", " В", " Г" на объектах здравоохранения, оказывающих стационарную помощь и амбулаторно-поликлиническую помощь мощностью более 50 посещений в смену, выделяется отдельное помещение, оборудованное вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, холодильным оборудованием для хранения биологических отходов (при их наличии), стеллажами, весами, контейнерами для сбора пакетов с медицинскими отходами, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, установками для обеззараживания воздуха, антисептиком для рук. 188. На объектах здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь мощностью 50 и менее посещений в смену, допускается хранение медицинских отходов в подсобных помещениях, оборудованных холодильным оборудованиемдля хранения биологических отходов (при их наличии), и антисептиком для рук. 189. Хранение более двадцати четырех часов пищевых отходов, необезвреженных медицинских отходов класса " Б", осуществляется в холодильниках и морозильных камерах, но не более трех суток. 190 Биологические медицинские отходы класса " Б" хранятся при температуре не выше +50С. 191. Собранные медицинские отходы герметично упаковываются в пакеты без повреждения целостности с помощью стяжки отверстия мешка. По мере накопления вывозятся и утилизируются специализированными организациями. 192. Транспортировка, обезвреживание и удаление опасных медицинских отходов классов " Б" и " В" осуществляются в соответствии с документами нормирования. 193. После вывоза медицинских отходов помещение для хранения медицинских отходов, использованный инвентарь и оборудование дезинфицируются. 194. Обращение с радиоактивными медицинскими отходами класса " Д" осуществляется в соответствии с документами нормирования. 195. Ответственное лицо медицинской организации, ведет ежедневный учет образованных медицинских отходов в журнале по форме, согласно приложению 5 к настоящим Санитарным правилам. 196. Персонал обеспечивается комплектами санитарной одежды и СИЗ (халаты, комбинезоны, перчатки, маски, респираторы, специальная обувь, фартуки, нарукавники). Глава 8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям питания на объектах здравоохранения 197. Пищеблок объектов здравоохранения размещают в отдельно стоящем здании или в отдельном блоке помещений, соединенным с главным корпусом и другими корпусами, удобными наземными и подземными переходами, за исключением инфекционных отделений. 198. Устройство, содержание пищеблока и оборудования, требования к сырью и готовой продукции предусматривают в соответствии с документами нормирования. 199. Ежедневно на пищеблоке оставляется суточная проба приготовленных блюд. Для суточной пробы оставляются полпорции первых блюд, порционные вторые блюда отбираются целиком в количестве не менее 100 грамм (далее – гр. ), третьи блюда отбираются в количестве не менее 200 гр. Суточные пробы хранятся в промаркированных (1, 2, 3 блюда) банках с крышками при температуре +20С - +60С в специально отведенном месте в холодильнике для хранения готовой пищи. По истечении 24 часов суточная проба выбрасывается в пищевые отходы. Посуда для хранения суточной пробы (емкости, крышки) обрабатывается кипячением в течение пяти минут. 200. Для доставки готовой пищи в буфетные отделения больницы используются промаркированные (для пищевых продуктов) термосы или посуда с закрывающимися крышками. Транспортировка осуществляется с помощью специальных тележек. 201. Раздачу готовой пищи производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения в халатах с маркировкой " для раздачи пищи". Технический персонал, занятый уборкой палат и других помещений отделения, к раздаче пищи не допускается. 202. Контроль раздачи пищи в соответствии с назначенными диетами осуществляет старшая медицинская сестра. 203. При раздаче первые блюда и горячие напитки имеют температуру не ниже + 750С, вторые – не ниже +650С, холодные блюда и напитки – от +70С до +140С. До момента раздачи первые и вторые блюда находятся на горячей плите до двух часов от момента приготовления. 204. В буфетных отделениях предусматриваются: 1) два помещения – для раздачи пищи и мытья посуды; 2) резервные водонагреватели с подводкой воды к моечным ваннам. 205. Обработку посуды проводят в следующей последовательности: механическое удаление пищи и мытье в первой мойке с обезжиривающими средствами, ополаскивание горячей водой во второй мойке и просушивание посуды на специальных полках, решетках. 206. В буфетных инфекционных, кожно-венерологических, противотуберкулезных организаций (отделений), по эпидемиологическим показаниям в отделениях другого профиля: 1) посуду после приема пищи собирают в буфетной на отдельном столе, освобождают от остатков пищи, обеззараживают, моют и просушивают. Обеззараживание проводится химическим (растворами дезинфицирующих средств, в том числе в моечной машине) или термическим способом (кипячением, обработкой в воздушном стерилизаторе); 2) остатки пищи сбрасывают в специальный промаркированный бак с крышкой и обеззараживают по режимам для соответствующих инфекций методом засыпания сухим дезинфекционным средством в соотношении один к пяти (экспозиция один час). Стол для использованной посуды, щетки, ерши дезинфицируют после каждого применения. Ветошь для столов и мытья посуды обеззараживают путем погружения в дезинфицирующий раствор, прополаскивают и высушивают. 207. Передачи для больных передаются в целлофановых пакетах с указанием фамилии и имени больного, даты и времени передачи. В местах приема передач и в отделениях вывешиваются списки разрешенных (с указанием их количества) блюд и готовой к употреблению пищевой продукции. 208. Сухие молочные детские смеси после вскрытия упаковки маркируются с указанием даты и времени вскрытия и хранятся в условиях и сроках указанных на упаковке " хранение после вскрытия упаковки". Разведение смесей осуществляется с использованием стерильной посуды. Готовые молочные смеси транспортируются, применяются, хранятся и раздаются согласно документам изготовителя. 209. В стационарах мощностью до 50 коек, центрах амбулаторной хирургии, организациях оказывающих стационарозамещающую помощь допускается обеспечение горячим питания больных на договорной основе с соответствующими организациями при условии соблюдения установленных норм и правил. Глава 9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда и бытовому обслуживанию персонала объектов здравоохранения 210. На объектах здравоохранения при отсутствии столовых для персонала, выделяется комната оборудованная холодильником, устройствами для подогрева воды и пищи, раковинами для мытья рук. 211. Не допускается принимать пищу и курить в туалетных комнатах, непосредственно в функциональных помещениях, и помещениях, не отведенных для этих целей. 212. На объектах здравоохранения, оказывающих стационарную помощь бытовые помещения для персонала оборудуются по типу санитарного пропускника и в их состав входят гардеробные, умывальные, туалет, помещение для хранения санитарной одежды и СИЗ. Гардеробные оборудуются раздельными шкафами для хранения специальной и личной одежды. На объектах здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь мощностью не более 25 посещений в смену, допускается наличие раздельных шкафов для хранения санитарной одежды и личной одежды в бытовом помещении. 213. Санитарные узлы оборудуют раковинами для мытья рук с подводом горячей и холодной воды, оснащают средствами для мытья, разовыми полотенцами или электрополотенцами. 214. Медицинский персонал обеспечивается комплектами сменной рабочей одежды (халатами, шапочками (косынками), сменной обувью, СИЗ). 215. Медицинский персонал противотуберкулезных организации при проведении работ в присутствии кашляющих пациентов с выделением микобактерий, пациентами с выделением лекарственно-устойчивых форм микобактерий, при работе с инфицированным материалом используют хирургические маски, защитные перчатки, санитарную одежду. 216. Медицинским персоналом противотуберкулезных организации используется респираторы с эффективностью фильтрации не менее 94% частиц размером до 0, 3-0, 4 микрон, и соответствующие по размеру и конфигурации медицинскому работнику, обеспечивающие плотное прилегание к лицу. 217. Смена санитарной одежды медицинского персонала, проводящего инвазивные диагностические и лечебные процедуры, а также имеющего контакт с биологическим материалом, осуществляется ежедневно и/или по мере загрязнения. Смена санитарной одежды медицинского персонала, работа которых не связана с инвазивными процедурами осуществляется не реже двух раз в неделю и/или по мере загрязнения. 218. Стирка санитарной одежды осуществляется централизованно, раздельно от белья больных. 219. Медицинский персонал оказывающий консультативную помощь, технический и административно-хозяйственный персонал, выполняющий временную работу в подразделениях стационаров, обеспечивается сменной одеждой и обувью. 220. Не допускается нахождение медицинского персонала в санитарной одежде за пределами объекта здравоохранения. 221. Медицинский персонал при поступлении на работу и в последующем проходит обязательные медицинские и периодически осмотры, в соответствии с документами нормирования. Личные медицинские книжки с допуском к работе хранятся на рабочих местах.
Естественная и искусственная освещенность помещений объектов здравоохранения Таблица 1
Таблица 2
Температура, кратность воздухообмена, категория по чистоте в помещениях, в том числе дневного стационара объектов здравоохранения Таблица
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|