|
|||
Ученова Виктория Васильевна 14 страница⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Космический полет газетных строк окончен... " Репортаж рассказывает об экспериментальной фотопередаче номеров " Правды", " Комсомольской правды" и " Социалистической индустрии" на дальнее расстояние - в Хабаровск. Сейчас по космическим каналам связи направляются в Хабаровск все ведущие центральные издания. Такие линии передач связывают Москву с Иркутском, Магаданом, Владивостоком, Южно-Сахалинском. Единовременная доставка центральных газет на огромные, практически всесветные расстояния через космос уже повседневность. Процесс " космизации" журналистики обретает и другие формы. На экранах телевизоров прямые передачи из кабин космических кораблей теперь обычное дело. Космическая техника, космическая проблематика - через них уже без всяких преувеличений, буквально журналистика выходит на космические орбиты. И, видимо, не так далек тот день, когда репортаж из космического полета будет вести профессиональный журналист. А что еще дальше? Гипотез, предположений, проектов на этот счет множество. Среди них и пророчества о полном закате эры печатного слова, о вытеснении прессы звуковой и образной информацией. Вероятно, более реалистичны идеи о различных вариантах комплексного взаимодействия современных журналистских способов связи, о новых вариантах их единства. Перспективы комплексного взаимодействия средств массовой информации просматриваются и дальше. Ученые провидят время, когда будет налажено централизованное снабжение телеинформацией каждого жителя по любой теме, по любому индивидуальному запросу. Каждый, кто захочет, сможет на домашнем телеэкране увидеть любой кинофильм, фотооттиск книги из дальней библиотеки, факсимильное воспроизведение любой газеты. Таковы перспективы развития средств массовой информации. Сплошная идиллия? Напротив. Техническое совершенствование средств связи не только не снижает, но даже обостряет творческие проблемы журналистской профессии. Ведь со скоростью света можно передать, а на ультрасовременной ротации отпечатать и страстный призыв к укреплению всеобщего мира, и человеконенавистнические угрозы войны. " Космизация" журналистики поворачивает по-новому давнюю социально-политическую проблему распространения информации. Сейчас развернулись дискуссии не только о праве беспрепятственного обмена ценной информацией между странами, но и о праве на защиту от информационной агрессии. На трибунах самых представительных форумов мира - сессиях Генеральной ассамблеи ООН, в комитетах и институтах ЮНЕСКО идет речь о защите развивающихся стран от этой агрессии, грозное явление которой на поверхностный взгляд может показаться обманчиво безобидным. Ну что за урон, если, к примеру, страны Южноамериканского континента- массу телепродукции покупают в США? Урон - и материальный, и еще более горький, духовный - огромен. Красочные кадры телепередач постоянно излучают, а общественный организм испытывает на себе растлевающее влияние буржуазной журналистики. Через домашний, уютный экран телевизора в мир миллионов семей внедряются, вживаются - вкрадчиво и неотступно - стереотипы и ценности, чуждые национальной культуре. Чуждые и общечеловеческой морали. Информационная агрессия служит извечным империалистическим целям: углубить международные противоречия, посеять страх перед мнимой " коммунистической опасностью", дискредитировать миролюбивую политику стран социализма, разжечь расизм и т. п. Но эта опасность осознана большинством прогрессивных стран. Есть меры противодействия. Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1980 году приняла Международную программу развития коммуникаций. Избран Межправительственный совет в составе 35 человек. Он практически ведет программу нового международного информационного порядка. Главное в ней - материальная и моральная поддержка стран, жаждущих освободиться от закабаления словом. Это мощный заслон глашатаям свободы информационной агрессии во имя свободы народной, национальной журналистики. Во имя журналистики, действующей в интересах международного взаимопонимания и мира. И заповедью каждого прогрессивного Журналиста могут стать слова, высказанные в обращении к коллегам современным газетчиком: Нет! Мы в жизни не можем По задворкам шататься Мы обязаны В судьбы людские Вмешаться, Чтобы тем, Кому трудно, В бою помогла Сила слов, Раскаленная добела. Чтобы шла по сердцам Без ненужных парадов Правда жизни, Земная партийная правда. Чтоб вставала она Из блокнотов и строчек... Электричка грохочет, Электричка грохочет. Рвется ветер В открытые окна вагона. Наша жизнь наступленье, А не оборона! СОДЕРЖАНИЕ " Как это делается? " - К. Чапек о " каждодневном чуде" выхода газеты. Что мешает " заболеть" газете во время эпидемии гриппа? Стоит ли завидовать журналистам, если ближе познакомиться с их профессией. О том, как журналист ищет и находит Главное. Что такое редакционные " фильтры" и как они действуют. Почему редактор " Феникс газетт" счел за благо кривить душой? Миф о " свободе печати" и его служителях. Возможна ли " надклассовая" журналистика? Трагическая судьба журналиста Н. Горса в книге и в жизни. Что общего между журналистским фактом и курицей с неощипанными перьями? Как газета " Станок" помогла мадам Грицацуевой найти след О. Бендера? Можно ли доверять журналисту веревку от колокола большой колокольни? Слово обладает силой не меньшей, чем оружие. К. Маркс у истоков революционной пролетарской журналистики. Ф. Энгельс - собственный корреспондент " Рейнской газеты" в Англии. " Отступление еще не есть поражение" - девиз прощального номера, отпечатанного красной краской. Членский билет Союза журналистов СССР No 1. Можно ли посчитать число страниц, написанных Ильичем? Первый День печати в нашей стране. Редакция ленинской " Правды" - штаб подготовки Великой Октябрьской революции. Как давно у человечества появилась потребность обмениваться новостями? Чья профессия древнее: вестовщика? печатника? журналиста? Как Юлий Цезарь задумал издавать газету и что из этого вышло. " Летучие листки" журналистика эпохи Реформации. Почему с новостями приходится спешить? Откуда появилось слово " газета"? О чем писал " Журнал для ученых" триста с лишним лет назад? Что все-таки предпочесть: журнал пли газету? И стоит ли сожалеть о том, что миновали времена " персонального журнализма". Барьеры времени и пространства на пути социальной информации. Новость нельзя " употребить" два раза с одинаковым эффектом. Скорее, скорее. Журналистика, словно мифическое божество, " едина, но во многих лицах"... Газета, радио и телевидение - соратники или соперники? Кому " на роду написана" профессия тележурналиста? Сколько интонаций вы можете вложить в предложение из двух слов? Когда минуты длятся часами? " Кентавризм" - это хорошо или плохо? " Мамки" и " няньки" у колыбели газетного номера. За кулисами телевизионной программы " Время". Чем измерить эффект журналистского слова? " Средства информации сильнее атомной бомбы" - верно ли утверждают это американские социологи? Может ли журналистика стать учебным пособием для убийцы... Что увидели дети первого " телевизионного" поколения в Америке. Если сенсации не происходит, ее выдумывают. Когда сенсация становится провокацией. Если вы не умеете интервьюировать преступников, пройдите стажировку в тюремной камере. Что могущественнее - сенсация или реклама, если случается делать выбор. Уместно ли душить курицу, несущую золотые яйца? За что уволен редактор Дж. Харрис. Невыдуманная реальность журнала " Убийца". Профессиональные курьезы: газета " Лакомство", газета " Маленькое усилие" с берегов озера Титикака и другие. За длительную подписку - бесплатные похороны. Можно ли " придумать" газету, передающую только хорошие новости? Как возникло выражение " газетная утка"? Самая знаменитая " утка" в истории журналистики: люди на Луне существуют! Высадка марсиан на Землю в штате Нью-Джерси. Профессиональный риск: поединок со смертью. Расплата за " грехи" отлучение от журналистики. Можно ли добиться справедливости с помощью ста тысяч слов, опубликованных в американской прессе. Репортер Гюнтер Вальраф против генерала Антониу ди Спинолы. Как велико в журналистике " всевластие" Случая? Многим ли обязан своенравию Случая журналист М. Кольцов? Бывают ли для истинного журналиста невыполнимые задания? Пятьдесят строк героического репортажа на первой полосе армейской газеты. В редакцию не вернулся: погиб, выполняя задание. Вечная слава тем, о ком эти скорбные строки. Ловушка для профанов. Что такое журналистский талант? Заблуждения, которыми нередко вымощена дорога к профессии. Что тяжелее - " муки слова" или " муки мысли"? Быть журналистом - значит особым образом жить. Можно лп научиться писать в газету? Кто печатается чаще - профессионалы или народные корреспонденты? Нештатный отдел, рабкоровский пост, кружок друзей газеты - достояние советской журналистики. Ленинская формула о существе журналистской профессии. Поэт эту формулу выразил так: " Не факты воспевать, а действовать пришел". Журналист-организатор ускоряет темпы решения проблем. Борьба за действенность и ее составляющие. Контроль газеты и контроль читателей над тем, что в жизни требует исправления. " Хорошее настроение людей - надежный двигатель технического прогресса" - помогает ли этому девизу повседневный труд журналистов. Кто и зачем пишет в газеты письма? Командировка по письму читателя исток лучших журналистских публикаций. Судьба письма на газетной полосе. Письма о житейских конфликтах - как разрешает их журналист и редакция? Рубрика " Литературной газеты" " Если бы директором был я". Профессиональные трудности в работе с письмами. Все ли сообщения нуждаются в проверке? Пожар, которого не было. Сводки писем по проблемам. Письма - барометр социальной активности народных масс. Откуда берутся " завидные" журналистские темы? Можно ли создать произведение на тему " выеденного яйца"? - спрашивает А. Чехов и показывает, как это делается. Темы вокруг нас - утверждают опытные журналисты и " конденсируют" их на глазах новичков из потока обыденных впечатлений. Оперативность не значит спешка. Творчество общения - уравнение со многими неизвестными. Сложные проблемы организации интервью. Говорят, что барьеры берут с разбегу... Журналистам это удается не всегда. Зачастую предпочтительней обходные маневры. Кто лучше берет интервью - женщина или мужчина? Одно из профессиональных правил гласит: каков вопрос, таков и ответ... Что может обеспечить неоспоримое преимущество в беседе? Собеседники - " соавторы" журналистских публикаций. Почему в газеты проникают неточности... Философ Ф. Бэкон о коварстве познания и " идолах" заблуждений. Предубеждения, искажающие восприятие, - можно ли им не поддаваться... Оказывается, далеко не всегда мнение большинства истинно. Как все-таки выйти победителем из сражения с " идолами"? Заграждения против ошибок внимания и памяти в редакционном обиходе. Бывают ли опечатки полезны? Почему в подшивках нет номера " Комсомолки" за 13 августа 1945 года. Многострадальные судьбы журналистских " ляпов" и их " технология". Есть ли у Леонардо да Винчи картина " Анаконда"?. Метод " перемены профессии" - его достижения и просчеты. " Спешите видеть! Весь вечер на манеже наш корреспондент... ". Тайны работы униформиста, педагога, водителя, регистратора в загсе, и " ключи", которыми открывает их журналист. Что вы знаете о методе " провоцированных ситуаций"? Цикл передач " Секретное зеркало". Операции под кодовыми именами " Меченые атомы", " Зеленые глаза", " Испорченный транзистор". Этика журналистского поведения. Уровень профессионализма измеряется усвоением ее норм. Священная заповедь - " не навреди! ". Писать или не писать? - не так-то просто временами решить этот вопрос. Профессиональный долг - " посмотреть в глаза". Долго ли помнит журналист своих невыдуманных героев? Как влияют газетчики на судьбы тех, о ком пишут. Всегда ли и всем по плечу " ремесло справедливости". Переписка, которая длится десятилетия. Может ли журналист помочь человеку в буквальном смысле обрести крылья... Как обкрадывает себя " фанатик строки". Священнодействие наедине с чистым листом бумаги... Каверзы " застольного периода" творчества. Силки из слов для непослушных мыслей. Откуда берутся штампы. Если вы не знаете, как написать статью, загляните в " Зубочистку". Как ограничивает творческое воображение суровый документализм. За нарушение точности - судебный иск. " Антигерои" фельетонов взывают к удовлетворению. Хотите ли вы, чтобы вас " домыслили"? С кем легче автору - с выдуманным или невыдуманным героем? Откуда взялись журналистские жанры. Как отнестись к суждению: " Каждому блину нужна своя сковородка"? Мысли литературоведа М. Бахтина о том, почему " жанр помнит прошлое". Долог ли " век" передовой статьи? На всякой ли журналистской " кухне" есть полный набор " сковородок"? Попробуйте предложить десяток заголовков к одной статье. Немного о завтрашнем дне профессии. Может ли поток новостей однажды и навсегда насытить мир? В чем мы осведомленнее - в делах Центральной Африки или в событиях соседнего подъезда? Космос работает на журналистику... Заслон информационной агрессии - важное средство борьбы за мир.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib. ru Оставить отзыв о книге Все книги автора
|
|||
|