Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава вторая. Внутренние миры



Глава вторая

Внутренние миры

 

Нелепое положение философа. Поломка автомобиля и история.

Еще раз об “идеях и верованиях”

 

Речь в данном случае идет о том, чтобы подготовить наших современников к ясному пониманию возникшей проблемы, в которой, быть может, заключается самый ко­рень всех нынешних бед и невзгод, а именно к пониманию того, что по прошествии нескольких столетий непрерывно­го и весьма плодотворного интеллектуального творчества человек, всецело уповая на него, перестает понимать, что делать с идеями. Он не решается, забыв обо всем, отка­заться от них совсем, потому что, в сущности, продолжает верить, что интеллектуальная деятельность есть дар, до­стойный восхищения. Но в то же время у него зародилось подозрение, что интеллектуальное не оправдало приписы­ваемых ему на протяжении трех последних столетий роли и места в человеческой жизни. Каким должно быть интел­лектуальное по своей роли и месту в человеческой жизни? Именно этого человек и не знает.

Когда все эти беды и невзгоды настоящего времени пе­реживаются столь близко и непосредственно, говорить, что они коренятся в такой абстрактной и совершенно немате­риальной вещи, как интеллект, кажется нелепостью на первый взгляд. Чудовищная реальность наших бедствий – экономические кризисы, войны и убийства, тревога и без-

 

надежность – не обнаруживает никакой аналогии с ним. Однако я возразил бы на это следующими двумя замечани­ями. Первое: мне никогда не приходилось видеть, чтобы корень растения имел какое бы то ни было сходство с самим цветком, равно как и с плодом. Ведь условие всякой причины, скорее всего, – ни в чем не быть подобной след­ствию. Думать иначе – значило бы совершать ошибку, свойственную магической интерпретации мира: similia sirnllibus. Второе: есть вещи, таящие в себе какую-то несу­разицу, которая тем не менее должна быть высказана, и это задача философов. По крайней мере Платон совершен­но серьезно и в самой торжественной обстановке заявил буквально следующее: миссия философа – оказываться в нелепом положении (см.: “Парменид”, 130 d-e). He думаю, что эта миссия так уж легко выполнима. Здесь требуется своего рода мужество, которого, как правило, недоставало великим воинам и самым отчаянным революционерам. И те и другие были обычно людьми в достаточной степени тщеславными и падали духом, как только речь заходила о возможности попасть в смешное положение. А потому че­ловечеству следовало бы дорожить своеобразным героизмом философов.

Нельзя жить, не руководствуясь при этом некой по­следней инстанцией, чью законную силу над собой мы бы полностью признавали. Ей, как высшему суду, вверяем мы все наши сомнения и споры. На протяжении последних столетий такой высшей инстанцией были идеи, то, что обычно зовется “разумом”. Ныне эта вера в разум поко­леблена, она несколько померкла; а поскольку на ней зиж­дется вся наша жизнь, постольку и получается, что мы не можем ни существовать, ни сосуществовать. Ибо оказыва­ется, что нет на горизонте никакой иной веры, способной заменить ее. Вот откуда представление о нашем существо­вании как о вырванном с корнем дереве и впечатление, что. мы падаем, падаем в бездонную пустоту, и, сколько бы мы ни размахивали руками в поисках опоры, ничего такого, за что можно было бы ухватиться, мы не находим. Однако ве­ра может умереть только вследствие того, что родилась другая вера, и никак не иначе; точно так же невозможно заметить ошибку, не познав ipso facto новую истину. Поэ­тому в нашем случае речь могла бы идти лишь о том, что вера в разум больна, а отнюдь не о том, что она умерла. Так подготовим же ее выздоровление!

Проиграйте, читатель, мысленно маленькую драму,

 

разразившуюся у вас в душе, когда во время путешествия на автомобиле, в устройстве которого вы ничего не смыс­лите, с ним произошла поломка. Акт первый этой драмы: для дальнейшего путешествия случившееся имеет характер абсолютного факта, так как автомобиль остановился, и ос­тановился не “чуть-чуть” или “наполовину”, а остановился совсем. Поскольку вы не имеете представления о том, из каких частей состоит автомобиль, постольку для вас авто­мобиль – неделимое целое. Если машина сломалась, то сломалась вся, целиком. Итак, факту абсолютной останов­ки средства передвижения несведущий ум ищет столь же абсолютную причину, и вся авария представляется ему на первых порах окончательной и непоправимой. Отчаяние, воздетые руки: “Придется здесь заночевать! ” Акт второй: шофер с невозмутимым спокойствием осматривает мотор. Он подтягивает один болт, другой, снова садится за руль, и машина – словно вдруг ожив – победно трогается с места. Ликование. Ощущение такое, как будто вы спасены. Акт третий: поток охватившей вас радости слегка омрачен про­тивоположным чувством – вашу радость несколько омра­чает осадок стыда. Теперь ваша первая – в духе фаталь­ных сцен – реакция кажется вам абсурдной, неразумной, наивной, Как же вы не подумали о том, что автомо­биль – это единство множества частей и что малейшее по­вреждение одной из них может вызвать остановку маши­ны? Вам становится теперь ясно, что “абсолютный” факт остановки автомобиля не был вызван столь же абсолютной причиной и достаточно было произвести совсем незначи­тельный ремонт, чтобы восстановить механизм. В итоге вы испытываете стыд за отсутствие собственной выдержки и преисполнены уважения к шоферу – человеку, знающему толк в этом деле.

Мы присутствуем при первом акте того чудовищного разлада, который терпит сегодня историческая жизнь. Про­исходящее усугубляется тем, что – поскольку речь идет об общественных делах и о социальной машине – “шоферу” вряд ли удастся спокойно и умело подтягивать болты, если он заранее не будет убежден в том, что “путешественни­ки” испытывают к нему доверие и уважение, если они не верят в то, что кто-то “знает толк” в этом деле. То есть третий акт здесь должен был бы опережать второй, но это слишком неблагодарный труд. К тому же полно деталей, работу которых надо было бы отрегулировать, и располо­жены они в самых разных местах. В таком случае пусть

 

каждый делает свое дело без всякого зазнайства и высоко­мерия. Вот и я честно пытаюсь делать свое, подобно шофе­ру, который возится с мотором, устраняя его неисправ­ность.

Вернемся к проведенному мной различию между веро­ваниями и идеями, или ситуативными мыслями. Как я уже сказал, верования есть все то, что мы безоговорочно при­нимаем в расчет, хотя и не размышляем об этом. В силу нашей уверенности, что то, с чем мы считаемся, существу­ет и соответствует нашему верованию, мы ведем себя авто­матически в соответствующей ситуации, принимая в расчет эту данность. Идя по улице, мы не пытаемся “пройти” сквозь здания: мы автоматически избегаем возможности натолкнуться на их стены, и мы не нуждаемся в подобном столкновении, для того чтобы в нашем уме возникла ясная идея: “стены непроницаемы”. Всякий раз мы в нашей жиз­ни руководствуемся огромным количеством подобных веро­ваний. Но бывают моменты, для которых мы не находим соответствующего коренного верования: мы пребываем в сомнении относительно того, существуют те или иные ве­щи или нет и существуют ли они в таком виде или же со­всем иначе. Тогда нам ничего не остается, как создать себе идею, составить понятие о вещах. Итак, идеи – это те “вещи”, которые мы сознательно конструируем, разрабаты­ваем, и именно потому, что не верим в них. Думаю, это наилучшая и бьющая прямо в цель, а не мимо нее поста­новка важного вопроса о том, в чем состоит необычная и хитроумная роль, которую идеи играют в нашей жизни. Заметьте себе, что под это название подпадают все идеи самого различного рода: обыденные идеи, идеи научные, идеи религиозные и т. д. Ибо для нас полная и подлинная реальность есть не что иное, как то, во что мы верим. Но идеи рождаются из сомнения, то есть в неких проре­хах, или пустотах, верования. Следовательно, все, что мы представляем, не есть для нас полная и подлинная реальность. В таком случае чем же идеи для нас явля­ются? Конечно же, очевиден ортопедический характер идей: они действуют там, где верование разрушилось или ослабло.

Оставим пока в стороне вопрос о происхождении веро­ваний, о том, откуда они у нас берутся, ибо для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала как следует разобраться в том, что такое идеи. Наилучший ме­тод – исходить из наличной ситуации, из неопровержимо-

 

то факта, а он заключается в том, что мы состоим, с одной стороны, из верований (каково бы ни было их происхожде­ние), а с другой стороны – из идей; первые образуют наш реальный мир, а последние являются... мы так и не знаем, чем они для нас являются.

 

II

Человеческая неблагодарность и голая реальность

 

Самый тяжкий человеческий порок – неблагодарность. Я квалифицирую данное понятие в превосходной степени, исходя из того, что, так как субстанцией человека явля­ется история, всякое антиисторическое поведение приобре­тает у него характер самоубийства. Неблагодарный забыва­ет о том, что большая часть того, чем он владеет, не созда­на им самим, а досталась ему задаром от других, тех, кто приложил усилия, чтобы создать и сохранить все создан­ное. Однако, забыв об этом, неблагодарный не понимает истинного значения того, чем он владеет. Он думает, что получил во владение спонтанный дар природы, как и при­рода, – неуничтожимый. Такое отношение оборачивается тем, что с преимуществами, которые даны человеку, он об­ращается совершенно неправильно и растрачивает их более или менее впустую. Сегодня масштабы этого явления весь­ма значительны. Современный человек действительно не отдает себе отчета в том, что почти всем тем, чем мы сегодня обладаем и благодаря чему мы довольно легко пе­реносим свое существование, мы обязаны прошлому; что поэтому нам надо быть очень внимательными, деликатны­ми и дальновидными в обращении с ним; что необходимо считаться с тем, чем мы владеем, ибо оно действительно наличествует в том, что нам завещано. Забвение прошлого, нежелание считаться с ним производит эффект, свидетеля­ми которого мы сегодня являемся: реварваризацию чело­века.

Но меня сейчас не интересуют эти крайние и преходя­щие формы неблагодарности. Для меня важнее ее нормаль­ная степень, присущая человеку при любых обстоятельст­вах и не позволяющая ему видеть истинное положение дел. А так как полный самоотчет и понимание того, что мы са­ми собой представляем и чем для нас является – в своей подлинной реальности – все, что нас окружает, и есть фи-

 

лософия, то, следовательно, неблагодарность порождает в нас чудовищную философскую слепоту.

Если нас спросят, что на самом деле у нас под ногами, мы тотчас же ответим: Земля. Под этим словом мы подра­зумеваем небесное тело такого-то строения и размера, то есть некую массу космической материи, которая движется вокруг Солнца с точностью и надежностью, достаточными для того, чтобы мы могли ей довериться. Таково наше ко­ренное верование, а потому для нас это и есть сама реаль­ность; а поскольку для нас это и есть реальность, мы про­сто считаемся с нею и в своей повседневной жизни даже не пытаемся в ней усомниться. Но дело в том, что, будь во­прос о реальности Земли задан человеку VI века до Рожде­ства Христова, его ответ был бы совсем иным. Для него Земля была богиней-матерью, Деметрой, не сгустком мате­рии, а божественной силой со своей волей и своими прихо­тями. Уже одного этого достаточно, чтобы понять, что ни тот, ни другой ответ о реальности Земли не является по­длинной и первичной реальностью Земли, что Земля-кос­мическое тело и Земля-богиня вовсе не реальность, а две идеи; если угодно, истинная идея и ложная идея об этой реальности, сформулированные какими-то конкретными людьми в один прекрасный день и ценой немалых усилий. Таким образом, та реальность, которой является для нас Земля, не возникает сама по себе; мы обязаны ею челове­ку, многим людям прошлого, и к тому же ее истинность зависит от многих весьма сложных слагаемых; в общем и целом она проблематична и небесспорна.

Аналогичное замечание мы могли бы сделать и относи­тельно всего, что привело бы нас к открытию, что та ре­альность, в которой, согласно нашему верованию, мы жи­вем, с которой мы считаемся и с которой в конце концов связываем все наши надежды и страхи, есть результат тру­да и творчества других людей, а не подлинная и первичная реальность. Чтобы соприкоснуться с нею в ее действитель­ной наготе, надо было бы совлечь с нее покровы всех этих верований – и нынешних и прошлых времен, – которые суть не более чем придуманные человеком интерпретации того, что в процессе своей жизни он обнаруживает в себе самом и вокруг себя. До всякой интерпретации Земля даже не “вещь”, потому что “вещь” – это уже образ бытия, способ поведения, нечто (в противоположность, например, “фантому”) сконструированное нашим умом для объясне­ния данной первичной реальности.

 

Если бы мы были благодарными, то отдавали бы, ко­нечно, себе отчет в том, что всем тем, чем является для нас Земля как реальность и что позволяет нам в достаточ­ной мере знать, как к ней относиться, жить спокойно и не быть скованными постоянным страхом, мы обязаны усили­ям и таланту других людей. Если бы не они, то в своем от­ношении к Земле, равно как и ко всему, что нас окружает, мы бы ничем не отличались от первобытного человека, то есть были бы охвачены страхом. Мы унаследовали все эти усилия других людей в форме верований, которые являют­ся своего рода капиталом, на который мы живем. Великое и в то же время элементарнейшее открытие, которое пред­стоит сделать Западу в недалеком будущем, преодолев угар безрассудства, пустившего корни в нашей жизни в XVIII веке, заключается в том, что человек есть прежде всего на­следник, и именно в этом состоит его радикальное отличие от животного. А сознавать себя наследником – и значит иметь историческое сознание.

Подлинная реальность Земли лишена образа, у нее нет определенного способа бытия, это чистая загадка. Взятая в своей изначальной и неприкрытой сути, она и есть та твер­дая почва под нашими ногами, без которой у нас было бы гораздо меньше уверенности в том, что в следующий мо­мент жизни мы не провалимся куда-то в неизведанное; это то, что облегчает нам бегство от опасности, но также и то, что воздвигает “дистанцию”, отделяющую нас от любимой женщины или от наших детей; это то, что иногда имеет неприятный характер “бытия в гору”, а иногда – восхити­тельное состояние “бытия под гору”. Земля сама по себе, очищенная от идей, которые о ней сотворил для себя чело­век, есть, конечно же, не что иное, как меняющаяся ком­бинация легкостей и трудностей, подстерегающих нас в на­шей жизни.

Именно это я и имею в виду, когда говорю, что по­длинная и первичная реальность сама по себе не имеет образа. Поэтому не следует называть ее “миром”. Это загадка, загаданная нашему существованию. Жить – зна­чит быть полностью погруженным в загадочное. На эту первоначальную и доинтсллектуальную загадку человек реагирует, приводя в действие свой интеллектуальный инструментарий, и прежде всего воображение. Он создает математический мир, физический мир, религиозный мир, миры морали, политики и поэзии, которые действительно являются “мирами”, поскольку имеют образ и содержат в

 

себе некий порядок, некий план. Эти воображаемые миры сопоставляются с загадкой подлинной реальности и прием-лются тогда, когда кажутся максимально приближенными к ней. Но, вполне понятно, они никогда не совпадают с са­мой реальностью. В тех или иных точках их соответствие так велико, что могло бы произойти частичное смеше­ние – и мы еще увидим его последствия, – но, поскольку точки их полного совпадения неотделимы от всего осталь­ного, где полное совпадение не наблюдается, постольку все эти миры, вместе взятые, остаются тем, что они есть, то есть воображаемыми мирами – мирами, существующими только благодаря нашему творчеству и нашей воле, в об­щем и целом – “внутренними” мирами. Поэтому мы мо­жем назвать их “нашими мирами”. И подобно тому, как математик, будучи математиком, имеет свой мир, а физик, будучи физиком, – свой, так и у каждого из нас имеется свой мир.

Если то, о чем я говорю, истинно, не кажется ли эта истина странной? Ведь сталкиваясь с подлинной реально­стью, загадочной и потому наводящей на нас страх – про­блема, которая является проблемой сугубо интеллектуаль­ной и, следовательно, ирреальной, никогда не может вну­шать нам страх, тогда как реальность, которая как таковая и сама по себе загадочна, есть именно страх, – человек ре­агирует созданием некоего воображаемого мира внутри се­бя. То есть первоначально он уходит от реальности (в сво­ем воображении, конечно) и начинает жить в своем внут­реннем мире. Как раз этого не может сделать животное. Животное всегда должно быть сосредоточено на той реаль­ности, которая ему дана, оно всегда должно быть “вне-себя-направленным”. М. Шелер в работе “Место человека в космосе” смутно угадывает это различие между положени­ем человека и положением животного, но не может его правильно понять, не осознает его причины и возможности. Животное должно быть вне-себя-направленным по той простой причине, что у него нет никакого “в-себе”, chez sol, некой интимности, в которой оно могло бы укрыться, вознамерившись уйти от реальности. А интимности, то есть внутреннего мира, у него нет именно потому, что ему не дано воображение. То, что мы называем своей интимно­стью, есть не что иное, как наш воображаемый мир, мир. наших идей. Внутреннее побуждение, благодаря которому мы время от времени отвлекаемся от реальности, чтобы со­средоточиться на своих идеях, есть нечто специфически че-

 

ловеческое и называется “самопогружением”. Из этого глу­бокого самопогружения человек впоследствии возвращается к реальности, но уже рассматривая ее как бы сквозь приз­му некоего оптического прибора, сквозь призму своего внутреннего мира, своих идей, часть которых прочно пере­ходит в разряд верований. Это и есть та самая странность, о которой я уже говорил: человек существует одновременно и в загадочной реальности, и в ясном мире своих идей, ко­торые пришли ему в голову. Последнее является именно “воображаемым” существованием, однако – заметьте – во­ображаемое существование как таковое относится к его аб­солютной реальности 1.

 

III

 

Наука и поэзия. Треугольник и Гамлет. Кладезь ошибок

 

Итак, то, что мы обычно называем реальным, или “внешним”, миром, есть не голая, подлинная и первичная реальность, с которой сталкивается в своей жизни человек, но уже интерпретация, данная им этой реальности, то есть идея. Эта идея закрепляется в веровании. Поверить в идею – значит поверить, что она и есть реальность, а сле­довательно, отказаться от рассмотрения ее как чистой идеи.

Ясно, однако, что эти верования в своей первооснове “были не более” чем ситуативными мыслями, или идеями sensu stricto. В один прекрасный день они обретают право на существование как продукт воображения человека, который погружался в них, отвлекшись на мгновение от реального мира. Физическая наука, например, является одним из таких идеальных построений, конструируемых человеком. Некоторые идеи физики мы воспринимаем се­годня как верования, но в большинстве своем они для нас по-прежнему остаются наукой – не более и не менее того. Вот почему мы, говоря о “физическом мире”, – я это под-

 

1 В данной работе я развиваю некоторые положения, сформулирован­ные в моей лекции “Самоуглубление и самоотчуждение”, в которой в свою очередь подробно изложены вопросы, лишь косвенно здесь за­тронутые. (См.: “Человек и люди”, глава I наст. изд., с. 480–500. – Ред. )

 

черкиваю – в значительной мере не принимаем его за ре­альный мир, а рассматриваем как воображаемый, или “внутренний”, мир.

И задача, которую я ставлю перед читателем, состоит в том, чтобы со всей строгостью, не допуская никаких ту­манных или расплывчатых выражений, определить тот об­раз действий, который свойствен жизни физика, осмысляю­щего истины своей науки. Другими словами: чем является для физика его мир, мир физики? Реальностью? Конечно же, нет. Идеи физика кажутся ему истинными, но эта оценка лишь подчеркивает саму их природу как чистых мыслей, которая ему раскрывается. Сейчас уже невозмож­но – как в старые добрые времена – изящно определить истину как адекватность мысли реальности. Термин “адек­ватность” двусмыслен. Если понимать его как “тождество”, то он будет ложным. Идея никогда не тождественна вещи, с которой она соотносится. Если же мы будем толковать его более широко – в значении “соответствия”, то тем са­мым мы признаем, что идеи не являются реальностью, а совсем наоборот: идеями и только идеями, физик прекрас­но знает: того, что утверждает его теория, в реальности не существует.

Далее, достаточно вспомнить, что мир физики еще да­лек от завершения, что он полон нерешенных проблем, чтобы не спутать его с самой реальностью, которая и есть именно та данность, которая ставит эти проблемы. Следо­вательно, мир физики остается для физика не реально­стью, а воображаемым миром, в котором он живет в своем воображении, одновременно существуя в подлинной и пер­вичной реальности своей жизни.

Однако не является ли то, что представляет некоторые трудности для понимания, когда речь идет о физике и во­обще о науке, ясным и понятным, когда мы исследуем, что происходит с нами при чтении романа или на просмотре спектакля в театре? Человек, читающий роман, пережива­ет, конечно же, реальность своей жизни, но в данный мо­мент реальность его жизни состоит в бегстве от реальности благодаря потенциальным способностям его фантазии и в квазисуществовании в воображаемом мире, описанном в романе.

Вот почему я считаю столь плодотворной доктрину, сформулированную в первой главе данного эссе: мы лишь в том случае сможем правильно понять, чем для нас являет­ся нечто, когда оно для нас – не реальность, а идея, если

 

задумаемся над тем, чем для человека является поэзия, и отважимся взглянуть на науку sub specie poeseos*.

“Поэтический мир” – действительно самый яркий при­мер того, что я называю “внутренним миром”, В нем с без­застенчивой наготой и совершенно открыто проявляются черты “внутреннего мира”. Мы отдаем себе отчет в том, что “поэтический мир” есть чистый вымысел, плод нашей фантазии. Мы не принимаем его за реальность и, несмотря на это, тратим время на его познание, точно так же, как тратим время на познание внешнего мира, то есть (уже по­тому, что жить – это и значит тратить время) мы живем, много времени проводя в поэтическом мире и отсутствуя в мире реальном. Вполне уместно здесь задуматься над тем, что никто до сих пор не дал ответа на вопрос, почему че­ловек занимается поэзией, почему, ценой немалых усилий, он создает себе поэтический универсум. Поистине нет ни­чего более странного! Ведь не будь у нас в избытке дел в реальном мире – и ни в каких объяснениях не нуждался бы тот факт, что человек намеренно предается воображе­нию ирреальных вещей!

Но о поэзии мы привыкли говорить в не очень-то при­поднятом тоне. Когда утверждают, что поэзия – вещь не­серьезная, что одни только поэты – а они, как известно, genus irritabile** – утруждают себя занятиями ею, тогда не составляет большого труда признать чистой фантазией столь несерьезную вещь. Фантазия известна как форма су­ществования чудачеств. Однако разве не фантазия наука и философия? Математическая точка, геометрический тре­угольник, физический атом не обладали бы теми достовер­ными качествами, которые их конституируют, если бы они не были чисто умственными конструкциями. Как только мы захотим обнаружить их в реальности, то есть в непос­редственно воспринимаемом мире, а не в мире воображае­мом, мы вынуждены будем прибегнуть к измерению и тог­да убедимся ipso facto, что их точность убывает, превраща­ясь в неизбежное “приблизительно”. Какое совпадение! То же самое происходит и с поэтическими персонажами. Не­сомненно, геометрический треугольник и Гамлет имеют од­ну и ту же pedigree***. Они – детище фантазии, воображе­ния.

 

* С точки зрения поэзии (лат. ).

** Раздражительное племя (лат. ).

*** Родословную (франц. ).

 

Тот факт, что научные идеи обязаны своим существо­ванием реальности, несколько отличной от той реальности, которая явилась источником поэтических идей, и что их связь с реальными вещами бывает более тесной и более серьезной, не должен помешать нам признать, что они (идеи) суть не что иное, как фантазии, и что мы должны и воспринимать их как фантазии, несмотря на всю их серьез­ность. Поступая противоположным образом, мы поставим себя в некорректное по отношению к ним положение: мы будем принимать их за реальность, или – что то же са­мое – путать внутренний мир с внешним, то есть делать именно то, что обычно, хотя и в несколько преувеличенной степени, делает сумасшедший.

Вспомним исходную ситуацию человека. Чтобы жить, он должен что-то делать, считаясь с тем, что его окружает. Но чтобы решить, что именно надо со всем, что его окру­жает, делать, человек должен знать, как ему к этому отно­ситься, то есть знать, что же оно такое. А поскольку пер­вичная реальность не откроет по-дружески свои секреты, ему не остается ничего другого, как прибегнуть к помощи своего интеллекта, главным орудием которого – это я ут­верждаю – является воображение. Человек воссоздает в воображении определенный образ, или способ бытия реаль­ности. Он предполагает, что она такая-то и такая-то, выду­мывает мир или какой-то его фрагмент. Воображение здесь играет роль не большую и не меньшую, чем в творчестве романиста. Разница лишь в цели этого творчества. Топо­графический план не более и не менее фантастичен, чем пейзаж художника. Но художник пишет свой пейзаж не для того, чтобы он служил ему путеводителем по какой-либо местности, тогда как топографический план составля­ется именно с такой целью. “Внутренний мир”, которым является наука, и есть своего рода гигантский план, кото­рый мы составляем вот уже на протяжении трех с полови­ной столетий для того, чтобы странствовать в мире вещей. И именно он определяет наше бытие, как если бы мы ска­зали себе: “Допустим, реальность такова, какой я ее вооб­разил, тогда мое оптимальное поведение в ней и способ взаимодействия с нею должны быть такими-то и такими-то. Проверим, хорош ли будет результат”. Проверка – это риск, а ведь речь идет не об игре. От нее зависит успех на­шей жизни. Не безрассудно ли поступать так, чтобы наша жизнь зависела от не поддающегося проверке совпадения между реальностью и нашей фантазией? Вне всяких сомне-

 

ний, безрассудно. Но мы не вольны выбирать. Ибо если мы можем выбирать – и мы еще увидим, в какой мере, – между одной фантазией и другой, чтобы руководствоваться ею в своем поведении и проверять ее, то у нас нет вы­бора – фантазировать или нет. Человеку суждено быть сочинителем. Сколь бы ни казались нереальными его фан­тасмагории, фантазия всегда будет единственной возмож­ностью, с которой человеку придется считаться, чтобы существовать. Проверка рискованна как момент, когда че­ловек еще не сумел с торжествующей самонадеянностью решить свои проблемы и “увериться в достоверности”, или добиться успеха. А то немногое, чего в этом отноше­нии удалось достичь, обошлось человечеству тысячелетни­ми ошибками, то есть было достигнуто благодаря тому, что, заблудившись в тупиках абсурдных фантазий, потер­певший неудачу человек должен был как-то из них выби­раться. Но как таковые эти ошибки – единственные points de repere*, которые у него есть, то есть единственное ис­тинно достигнутое и прочное. Сегодня человек по крайней мере знает, что те образы мира, которые он создал в своем воображении в прошлом, не являются реальностью. По­средством ошибки очерчивается область возможного успе­ха. Вот почему так важно бережно относиться к ошиб­кам, ведь это и есть наша история. В индивидуальном су­ществовании мы называем их “жизненным опытом”, и его недостаток в том, что от него мало проку, так как один и тот же субъект должен сначала ошибиться, чтобы потом добиться успеха, а это “потом” наступает порой слишком поздно. История же знает прошлое – время тех, кто совер­шил ошибку, и имеет настоящее – время тех, кто может извлечь пользу из опыта своих ошибавшихся предшествен­ников.

 

IV

 

Сочленение внутренних миров

 

Главная моя забота – чтобы читатель, даже самый не­просвещенный, не заблудился на тех труднопроходимых дорогах; на которые я его вывел. Это заставляет меня мно­гократно повторяться и делать остановки по ходу нашего движения.

 

* Точки опоры (франц. ).

 

* * *

 

То, что мы по обыкновению называем реальностью, или “внешним миром”, не есть еще первичная и свободная от какой бы то ни было человеческой интерпретации ре­альность, а есть то, во что мы верим, верим твердо и не­поколебимо, как в реальное бытие. Все то, что в этом ре­альном мире мы находим сомнительным или недостаточно полным, вынуждает нас воссоздавать идеи о нем. Эти идеи формируют “внутренние миры”, в которых мы живем, со­знавая, что они – наше изобретение, подобно тому как во время путешествия мы связываем нашу жизнь с картой ме­стности, по которой путешествуем. Но мы реагируем на ре­альный мир не только научными и философскими идеями. Мир познания – это лишь один из многих внутренних ми­ров. Наряду с ним существуют мир религии, мир поэзии, мир sagesse*, или “жизненного опыта”.

Речь идет именно о том, чтобы прояснить, почему и в какой мере человек обладает таким богатством – многооб­разием внутренних миров, или – что то же самое – поче­му и в какой мере человек является верующим, ученым, философом, поэтом и “мудрецом” или “светским челове­ком” (“благоразумным”, как называл его Грасиан). С этой целью я призывал читателя прежде всего четко усвоить, что все эти миры, в том числе и мир науки, имеют одно­единое измерение с поэзией, а именно: все они – продукты нашей фантазии. Так называемое “научное мышление” – не что иное, как достоверная фантазия. Более того: по не­которому размышлению мы осознаем, что реальность ни­когда не бывает достоверной и что достоверным может быть только фантастическое (математическая точка, атом, понятие вообще и поэтический образ). Однако именно фантастическое более всего противоположно реальному; и действительно, все миры, сконструированные из наших идей, противостоят в нас тому, что мы воспринимаем как саму реальность, – “внешнему миру”.

Поэтический мир представляет собой предельную сте­пень фантастического, и в сравнении с ним мир науки ка­жется нам более близким к реальности. Абсолютно верная мысль! Однако если мир науки кажется нам почти реаль­ным о сравнении с миром поэтическим, то не следует забы­вать, что он тоже является фантастическим и что в сравне-

 

* Мудрости (франц. ).

 

нии с реальностью он – не что иное, как фантасмагория. Благодаря этому двойному предупреждению легко заме­тить, что различные “внутренние миры” мы располагаем внутри реального, или внешнего, мира, где они образуют некое гигантское сочленение. Я хочу сказать, что один из них, религиозный, например, или научный, кажется нам более близким к реальности, над ним устанавливается мир sagesse, или спонтанного жизненного опыта, а вокруг по­следнего обращается мир поэзии. Правда, каждый из нас обживает эти миры с различной дозой “серьезности” или, наоборот, с различной степенью иронии.

Как только это удается установить, мы тотчас вспоми­наем о том, что такой порядок сочленения наших внутрен­них миров не всегда был одним и тем же. Существовали эпохи, когда религия, а не наука казалась человеку ближе всего к реальности. В эпоху греческой истории “истиной” для эллинов был Гомер, а следовательно, то, что обычно зовется поэзией.

И здесь мы подходим к весьма важной проблеме. Я утверждаю, что европейское сознание до сих пор грешит легкомысленным разглагольствованием об этой множест­венности миров, так как оно никогда не заботилось об истине в объяснении их взаимосвязей и того, на чем они в конце концов основываются. Науки хороши по своему соб­ственному содержанию, но когда вопрос непосредственно касается того, что собой представляет наука как человече­ское занятие, отличающееся от философии, религии, муд­рости и т. д., то на него отвечают самым туманным об­разом.

Известно, что наука, философия, поэзия, религия, – все это те вещи, которыми занимается человек, а все, что ни делается, делается почему-то и для чего-то. Так почему же человек занимается этими столь различными вещами?

Если человек тратит время на познание, если он зани­мается наукой или философией, то он это делает именно потому, что в один прекрасный день обнаруживает, что пребывает в сомнении относительно значимых для него вещей и пытается изменить свое состояние, чтобы уве­риться в достоверности. Здесь необходимо тщательно проанализировать, что предполагает подобная ситуация. Сразу же отметим, что она не может быть исходной ситуа­цией; я хочу сказать, что для того, чтобы пребывать в сомнении, надо прежде всего впасть в это состояние. Че­ловек не может начать свои действия с сомнения. Со-

 

мнение представляет собой нечто такое, что внезапно постигло того, кто прежде имел веру, или верование, в ко­тором пребывал всегда и безоговорочно. Познавательная деятельность не есть поэтому нечто такое, что не было бы обусловлено некоторой предшествующей ситуацией. Кто верит, кто не сомневается, тот не испытывает мук позна­ния. Сомнение порождает познание, и последнее всегда со­храняет живой эту силу, породившую его. Человек науки должен постоянно подвергать сомнению собственные исти­ны, которые являются истинами лишь в той мере, в какой они противодействуют всякому возможному сомнению. Та­ким образом, они живут в постоянном противоборстве со скептицизмом. Это противоборство называется доказатель­ством.

С другой стороны, данный факт говорит о том, что до­стоверность, к которой стремится тот, кто познает – уче­ный или философ, – не может быть какой угодно. Тот, кто верит, как раз и обладает достоверностью, ибо она им не выдумана. Верование есть такая достоверность, в которой мы пребываем, не зная, как и каким путем ее до­стигли. Всякая вера принимается в готовом виде, ее прооб­раз – “вера наших отцов”. Но приступив к познанию, мы неизбежно утратим эту дарованную нам достоверность, в которой пребывали, и обнаружим, что вынуждены сами придумать себе достоверность, полагаясь исключительно на свои собственные силы. Последнее же невозможно, если человек не верит, что у него есть для этого силы.

Достаточно было несколько углубиться в наиболее яс­ное понятие “познание”, чтобы убедиться, что в качестве специфического человеческого занятия оно ограничено целым рядом условий, а именно обнаружить, что человек не приступает к познавательной деятельности ни с того ни с сего и при каких угодно обстоятельствах. Не обна­ружится ли то же самое при углубленном анализе всех других видов умственной деятельности: религии, поэзии и т. д.?

Однако до сих пор мыслители – как ни странно – не прилагали усилий к тому, чтобы определить эти условия. Действительно, их ничуть не волнует вопрос о соотноше­нии каждого из них со всеми остальными. Насколько мне известно, только Дильтей ставил этот вопрос довольно-та­ки широко и, говоря о том, что такое философия, считал нужным объяснить, что такое наука, что такое религия и

 

что такое литература 1. Ведь вполне понятно, что все эти вещи связывает между собой нечто общее. Сервантес и Шекспир дали нам некую идею мира, так же как предло­жили ее Аристотель и Ньютон. Да и религия не является чем-то таким, что не имело бы никакого отношения к миру.

Итак, мы установили, что, описывая различные виды человеческой деятельности, скажем, деятельности интел­лектуальной – такое неопределенное название вполне при­годно для того, чтобы противопоставить ее занятиям “практического” рода, – философы нисколько не сомнева­ются в том, что выполнили свою миссию и сделали все, что должны были сделать в данной ситуации. Кстати, тот факт, что некоторые из них дополняют приведенный здесь. перечень направлений человеческой деятельности мифом, путаясь в различиях между ним и религией, значения не имеет.

В действительности же имеет значение то обстоятельст­во, что все они, в том числе и Дильтей, говорили об этих человеческих занятиях как о постоянных и конститутив­ных формах существования человека, человеческой жизни. Человек был для них существом, которому эти виды дея­тельности изначально присущи, подобно тому как у него есть ноги, орган для воспроизведения членораздельных звуков и система физиологических рефлексов. Следова­тельно, человек сам по себе религиозен, сам по себе разби­рается в философии и математике, сам по себе занимается поэзией, где это “сам по себе” означает, что он наделен способностями к религиозной, познавательной и поэтиче­ской деятельности или постоянными средствами такой дея­тельности. Во всяком случае, человек является всем этим – он верующий, философ, ученый, поэт, – хотя и в тех или иных пределах и пропорциях.

Поразмыслив над этим, философы, конечно, признали бы следующее: понятия религии, философии, науки, поэ­зии могли сформироваться только в силу совершенно опре­деленных человеческих деяний, поступков, действий, исто­рически связанных с определенными временем и местом. К примеру, который я привожу для того, чтобы меня поняли как можно лучше, философия приобретает свои четкие

1 Правда, он не привел убедительных доказательств своим словам и не избежал при этом принципиальной ошибки, о которой мы скажем чуть позже.

 

очертания только начиная с V века в Греции; своеобраз­ный и недвусмысленный облик науки начинает вырисовы­ваться с XVII века в Европе. Но когда формируется некая ясная идея, имеющая отношение к уже хронологически оп­ределенному виду человеческой деятельности, нечто подо­бное ей начинают искать во всякой исторической эпохе, даже если сходство очень невелико, и ввиду этого делают вывод, что и в данную эпоху. человек тоже был и верующим, и ученым, и поэтом. То есть формирование яс­ной идеи относительно каждого из этих видов деятельности было связано с тем, что она впоследствии утрачивала свою ясность, затуманивался ее смысл, и ее можно было прило­жить к совершенно несхожим между собой явлениям.

Затуманивание смысла состоит в том, что мы выхола­щиваем эти формы человеческой деятельности, лишая их всякого конкретного содержания, то есть рассматриваем их как свободные от какого бы то ни было определенного со­держания. Например, мы рассматриваем как религию не только всякую веру в какого бы то ни было бога, но называем религией также и буддизм, несмотря на то что буддизм не признает никаких богов. Точно так же мы на­зываем познанием всякое суждение о сущем, каким бы ни было то, что человек считает сущим и какова бы ни была модальность самого этого суждения; и точно так же мы на­зываем поэзией всякое человеческое словотворчество, до­ставляющее нам удовольствие, каким бы ни был диапазон его тем, и с великодушием, достойным служить примером, объясняем неуловимое и противоречивое многообразие поэ­тических содержаний бесконечному изменению стилей, и ничему больше.

Итак, эта столь устойчивая, на мой взгляд, практика должна подвергнуться как минимум пересмотру, а может быть, и глубокому преобразованию. Что я и намереваюсь сделать в другой работе.

 

Onega у Gasset Jose. Historia como sistema. Obras completas, 3-a ed. Madrid, 1955, t. IV, p. 9–69.

 

Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Изд-во “Весь Мир”, 1997. С 404-436.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.