|
||||||||||||||
Введение. Основная частьСтр 1 из 2Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) Факультет «Экономика и предпринимательство» Кафедра «Общей лингвистики»
Оратор и его аудитория
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Проверил, (должность) Кацюба Л. Б. ______________________2013 г. Автор работы студент группы ЭиП-190 Ляхова О. В. ____________________2013г. Реферат защищен с оценкой (прописью, цифрой) ___________________________ _____________________2013 г.
Челябинск 2013 Оглавление
Введение 1. Ораторское искусство 1. 1 Пути и судьбы ораторского искусства 1. 2 Из истории отечественного красноречия 2. Культура ораторской речи 2. 1 Ораторская речь 2. 2 10 заповедей оратора Заключение Библиографический список
Введение
Кто такой оратор и что же такое ораторское искусство? Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия. Ораторское искусство – это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения. Я считаю, что тема «Оратор и его аудитория» очень интересна и достаточно актуальна в современном обществе. Каждый из нас нередко оказывается в ситуации, когда нужно выступить перед какой либо аудиторией. Но почти, никто не вставал перед вопросом как донести информацию до аудитории, так чтобы она была понятна и запомнилась всем. Поэтому для эффективного изучения моей темы я поставила такие цели как: - ознакомится с историей ораторского искусства; - рассмотреть «секреты» ораторского выступления перед аудиторией; - ознакомиться с родами и видами ораторской речи; - проанализировать функциональные стили литературного языка в речи оратора.
Основная часть 1. Ораторское искусство 1. 1 Пути и судьбы ораторского искусства
Размышляя о значении ораторского искусства в жизни народа, об индивидуальной культуре каждой личности, А. П. Чехов связывал обучение красноречию с приобщением к интеллигенции. Писатель считал, что для интеллигентного человека неумение хорошо говорить, должно быть так же стыдно как неумение читать и писать. Он считал, что изучение такой науки как риторика-наука об искусстве речи, о красноречии должно быть обязательным. Но изучение риторики как обязательной науки в нашем государстве не стало, напротив в 20-е годы XX века риторика была удалена из программы изучения отечественных институтов. «То, что из университетов изгнали риторику - большая беда. Ведь изучение речи и овладение ею в разнообразных письменных и устных формах важнейший фактор нашей общественной жизни. Например, богатые и практичные американцы считают правильным и необходимым тратить деньги на хорошее образование своих детей. Особенно активна коммуникативная направленность в подготовке американских школьников. Американских учеников учат выступать публично; составлять грамотные отчеты о проделанных работах; писать эссе. Из древности, от Аристотеля, пришло определение человека по одному из основных признаков, отличающих его от других живых организмов, то что человек - это существо умеющее говорить, общаться. Так были выведены термины Homo eloquens (человек говорящий, красноречивый) и Homo communicans (человек общающийся). Эти термины близки отечественному термину языковая личность. Способности языковой личности: - Узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы; - Изобретать содержание речевых высказываний, располагать их; - Прогнозировать воздействия структурных элементов языка в их совокупности; - Запоминать, воспроизводить речевые высказывания; - Писать и произносить языковые произведения. - Свойства языковой личности: - Общительность как черта характера, направленная на самовыражения; - Воображение, память; - Восприятие, понимание другого человека; - Интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия, направленные на установление, поддержание контакта (личностного, внеличностного); рефлексия.
1. 2. Из истории отечественного красноречия
Рассматривая традиции отечественной риторики, ученые отмечают, что появление отечественной риторики относится к началу 17 века. Также ученые заметили, что она схожа с риторикой античной и раннехристианской эпохи. Объективной истиной, незыблемым правилом для оратора и слушателя, писателя и читателя, учителя и ученика было деление всякой речи, произносимой и письменной, в процессе её разработки на пять традиционных частей: нахождение материала, расположение его, выбор способов словесного выражения, запоминание и произнесение. Диктовалось это требования традициями риторического искусства. В Древней Руси искусство речи было основой образования, выполняло серьёзные задачи и влияло на формирование культурной личности. Составитель первой отечественной «Риторики» выделял три цели красноречия: убедить, усладить и взволновать слушателя. Чтобы стать ритором необходимо много учиться и быть образованным человеком. «Ритор должен быть честным и отзывчивым человеком. Он должен откликаться на любые жизненные события, на любой человеческий поступок, на все то, что представляет общественный интерес». Первая книга по риторики появилась в 17 веке. Ораторская практика в древней Руси показывает отличную подготовку. В течение веков активно менялось отношение к риторике, красноречию, сам их смысл, терминология. «В. В. Виноградов (русский литературовед) утверждает, что: в 30-е годы XIX века происходит снижение красноречия, его высоких жанров, проявляется социально-бытовой контекст построению речевых высказываний. В 40-е годы XIX проблема риторики теряет живой общественный интерес и влачит «жалкое, анонимное существование».
2. Культура ораторской речи 2. 1 Ораторская речь
Ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц. Из этого можно сделать вывод, что ораторская речь – это речь устная, монологическая, публичная.
Современная классификация ораторской речи: Также выделяют речь в зависимости от целевой установки: - Информативная. Характеризуется четким обозначением предмета речи, логичностью, установлением причинно следственных связей. - Убеждающая речь - классическая ораторская речь. Это речь эмоциональная. - Побуждающая речь содержит конкретный призыв к действию. Такая речь должна отвечать на вопросы: что делать? почему? как? Так как ораторская речь есть речь устная, поэтому она лучше воспринимается аудиторией, если оратор не читает текст с информацией, а свободно говорит, рассказывает. Также приветствуется аудиторией естественное поведение оратора (это естественные жесты, естественные позы), доброжелательный настрой, его раскованность. Немало важным считается и техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда " хорошо слышно и все понятно". Публичная речь состоит из трех частей: 1) Вступление. Несёт основную психологическую нагрузку. Задачи вступления: установить контакт с аудиторией и вызвать интерес аудитории к своей речи. Результат вступления: любопытство слушателей, внимание и расположенность к оратору и его речи. Для этого хорошо использовать во вступлении «зацепляющие крючки», т. е. яркий эпизод из собственной жизни, занимательную историю, интригующие факты. Эти рассказы должны быть короткими и органично связанными с темой выступления. 2) Главная часть. Тут раскрывается тема и формулируется основная мысль всей речи. 3) Заключение. Заключение речи обычно запоминается больше всего. «Конец речи должен закруглять её, т. е. связывать с началом; конец - разрешение речи - должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше сказать нечего» (А. Ф. Кони). Задачи заключения: 1) обобщить самое существенное в речи; 2) усилить впечатление, закрепить сказанное; 3) поставить конкретные задачи. Заключение не должно быть длинным! Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории.
2. 2 10 заповедей оратора ораторское искусство аудитория литературный язык Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каждый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышлений. Итак, оратор должен: 1) Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка 2) Быть открытым и четким в выражении своей мысли. Часто две трети содержания доклада должны служить поддержке и разъяснению основной темы. Нужно пытаться раскрыть ее различные аспекты и под разным углом зрения, но не «напиханным» выступление разрозненными темами и не дополняющими одна другую. 3) Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессиональные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему непониманию. 4) Быть понятным при изложении содержания темы. Ссылаться на факты и апеллировать к здравому смыслу. 5) Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения. 6) Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия основной идеи выступления. 7) Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических выражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями. 8) Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия. 9) Быть красноречивым. Время от времени употреблять риторические фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необходимое впечатление. 10) Адаптироваться к ситуации. Изучать аудиторию слушателей. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам. Прежде всего оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процессе подготовки своего доклада.
|
||||||||||||||
|