Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение. Основная часть



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)

Факультет «Экономика и предпринимательство»

Кафедра «Общей лингвистики»

 

Оратор и его аудитория

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

 Проверил, (должность)

Кацюба Л. Б.

______________________2013 г.

Автор работы

студент группы ЭиП-190

Ляхова О. В.

____________________2013г.

Реферат защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

___________________________

_____________________2013 г.

 

Челябинск 2013


Оглавление

 

Введение
Основная часть:

1. Ораторское искусство

1. 1 Пути и судьбы ораторского искусства

1. 2 Из истории отечественного красноречия

2. Культура ораторской речи

2. 1 Ораторская речь

2. 2 10 заповедей оратора

Заключение

Библиографический список

 

 


Введение

 

Кто такой оратор и что же такое ораторское искусство?

Оратор – это человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателе в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

Ораторское искусство – это высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения. Я считаю, что тема «Оратор и его аудитория» очень интересна и достаточно актуальна в современном обществе. Каждый из нас нередко оказывается в ситуации, когда нужно выступить перед какой либо аудиторией. Но почти, никто не вставал перед вопросом как донести информацию до аудитории, так чтобы она была понятна и запомнилась всем. Поэтому для эффективного изучения моей темы я поставила такие цели как:

- ознакомится с историей ораторского искусства;

- рассмотреть «секреты» ораторского выступления перед аудиторией;

- ознакомиться с родами и видами ораторской речи;

- проанализировать функциональные стили литературного языка в речи оратора.

 

 


Основная часть

1. Ораторское искусство

1. 1 Пути и судьбы ораторского искусства

 

Размышляя о значении ораторского искусства в жизни народа, об индивидуальной культуре каждой личности, А. П. Чехов связывал обучение красноречию с приобщением к интеллигенции. Писатель считал, что для интеллигентного человека неумение хорошо говорить, должно быть так же стыдно как неумение читать и писать. Он считал, что изучение такой науки как риторика-наука об искусстве речи, о красноречии должно быть обязательным. Но изучение риторики как обязательной науки в нашем государстве не стало, напротив в 20-е годы XX века риторика была удалена из программы изучения отечественных институтов. «То, что из университетов изгнали риторику - большая беда. Ведь изучение речи и овладение ею в разнообразных письменных и устных формах важнейший фактор нашей общественной жизни. Например, богатые и практичные американцы считают правильным и необходимым тратить деньги на хорошее образование своих детей. Особенно активна коммуникативная направленность в подготовке американских школьников. Американских учеников учат выступать публично; составлять грамотные отчеты о проделанных работах; писать эссе.

Из древности, от Аристотеля, пришло определение человека по одному из основных признаков, отличающих его от других живых организмов, то что человек - это существо умеющее говорить, общаться. Так были выведены термины Homo eloquens (человек говорящий, красноречивый) и Homo communicans (человек общающийся). Эти термины близки отечественному термину языковая личность.

Способности языковой личности:

- Узнавать, понимать, воспринимать языковые элементы;

- Изобретать содержание речевых высказываний, располагать их;

- Прогнозировать воздействия структурных элементов языка в их совокупности;

- Запоминать, воспроизводить речевые высказывания;

- Писать и произносить языковые произведения.

- Свойства языковой личности:

- Общительность как черта характера, направленная на самовыражения;

- Воображение, память;

- Восприятие, понимание другого человека;

- Интеллектуальные, эмоционально-волевые усилия, направленные на установление, поддержание контакта (личностного, внеличностного); рефлексия.

 

1. 2. Из истории отечественного красноречия

 

Рассматривая традиции отечественной риторики, ученые отмечают, что появление отечественной риторики относится к началу 17 века. Также ученые заметили, что она схожа с риторикой античной и раннехристианской эпохи.

Объективной истиной, незыблемым правилом для оратора и слушателя, писателя и читателя, учителя и ученика было деление всякой речи, произносимой и письменной, в процессе её разработки на пять традиционных частей: нахождение материала, расположение его, выбор способов словесного выражения, запоминание и произнесение. Диктовалось это требования традициями риторического искусства. В Древней Руси искусство речи было основой образования, выполняло серьёзные задачи и влияло на формирование культурной личности. Составитель первой отечественной «Риторики» выделял три цели красноречия: убедить, усладить и взволновать слушателя. Чтобы стать ритором необходимо много учиться и быть образованным человеком. «Ритор должен быть честным и отзывчивым человеком. Он должен откликаться на любые жизненные события, на любой человеческий поступок, на все то, что представляет общественный интерес».

Первая книга по риторики появилась в 17 веке. Ораторская практика в древней Руси показывает отличную подготовку.

В течение веков активно менялось отношение к риторике, красноречию, сам их смысл, терминология.

«В. В. Виноградов (русский литературовед) утверждает, что: в 30-е годы XIX века происходит снижение красноречия, его высоких жанров, проявляется социально-бытовой контекст построению речевых высказываний.

В 40-е годы XIX проблема риторики теряет живой общественный интерес и влачит «жалкое, анонимное существование».

 

 


2. Культура ораторской речи

2. 1 Ораторская речь

 

Ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц. Из этого можно сделать вывод, что ораторская речь – это речь устная, монологическая, публичная.

 

Род Вид
Академическое красноречие лекция доклад обзор сообщение научно- популярная лекция
Судебное красноречие прокурорские адвокатские
Социально-политическое красноречие доклад парламентская речь митинговая речь дипломатическая речь
Социально-бытовое красноречие юбилейная речь приветственная речь тост некролог
Духовное красноречие слово (проповедь) официальная речь (перед духовенством)

 

 

Современная классификация ораторской речи:

Также выделяют речь в зависимости от целевой установки:

- Информативная. Характеризуется четким обозначением предмета речи, логичностью, установлением причинно следственных связей.

- Убеждающая речь - классическая ораторская речь. Это речь эмоциональная.

- Побуждающая речь содержит конкретный призыв к действию. Такая речь должна отвечать на вопросы: что делать? почему? как?

Так как ораторская речь есть речь устная, поэтому она лучше воспринимается аудиторией, если оратор не читает текст с информацией, а свободно говорит, рассказывает. Также приветствуется аудиторией естественное поведение оратора (это естественные жесты, естественные позы), доброжелательный настрой, его раскованность. Немало важным считается и техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда " хорошо слышно и все понятно". Публичная речь состоит из трех частей:

1) Вступление. Несёт основную психологическую нагрузку. Задачи вступления: установить контакт с аудиторией и вызвать интерес аудитории к своей речи.

Результат вступления: любопытство слушателей, внимание и расположенность к оратору и его речи. Для этого хорошо использовать во вступлении «зацепляющие крючки», т. е. яркий эпизод из собственной жизни, занимательную историю, интригующие факты. Эти рассказы должны быть короткими и органично связанными с темой выступления.

2) Главная часть. Тут раскрывается тема и формулируется основная мысль всей речи.

3) Заключение. Заключение речи обычно запоминается больше всего. «Конец речи должен закруглять её, т. е. связывать с началом; конец - разрешение речи - должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше сказать нечего» (А. Ф. Кони). Задачи заключения: 1) обобщить самое существенное в речи; 2) усилить впечатление, закрепить сказанное; 3) поставить конкретные задачи. Заключение не должно быть длинным!

Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории.

 


2. 2 10 заповедей оратора

ораторское искусство аудитория литературный язык

Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каждый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышлений.

Итак, оратор должен:

1) Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка

2) Быть открытым и четким в выражении своей мысли. Часто две трети содержания доклада должны служить поддержке и разъяснению основной темы. Нужно пытаться раскрыть ее различные аспекты и под разным углом зрения, но не «напиханным» выступление разрозненными темами и не дополняющими одна другую.

3) Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессиональные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему непониманию.

4) Быть понятным при изложении содержания темы. Ссылаться на факты и апеллировать к здравому смыслу.

5) Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения.

6) Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия основной идеи выступления.

7) Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических выражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями.

8) Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия.

9) Быть красноречивым. Время от времени употреблять риторические фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необходимое впечатление.

10) Адаптироваться к ситуации. Изучать аудиторию слушателей. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам.

Прежде всего оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процессе подготовки своего доклада.

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.