Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





неизвестен Автор 7 страница



Когда же прослышала о том Гудрун, она стала подстрекать своих сыновей отомстить за Сванхильд. Когда они снаряжались в поход, Гудрун дала им столь крепкие кольчуги и шлемы, что не брало их никакое железо. Она посоветовала им, чтобы, пришедши к конунгу Ермунрекку, они напали на него ночью, когда он спит. Серли и Хамдир должны были рубить ему руки и ноги, а Эрп - голову. Но по дороге братья спросили Эрпа, как он собирается им помочь, когда они доберутся к Ермунрекку. Он отвечает, что поддержит их, как рука ногу. Они говорят, что никогда не бывало такого, чтобы рука была поддержкой ноге. Они были так сердиты на свою мать за то, что она провожала их с речами, полными ненависти, что им хотелось бы причинить ей наибольшее зло, и они убили Эрпа, потому что она любила его сильнее всех. Немного погодя Серли поскользнулся одною ногою, но, подпершись рукою, удержался. Тогда он молвил: " Вот рука и поддержала ногу. Лучше было бы, если б Эрп остался жив! ".

А пришедши ночью к конунгу Ермунрекку, в покои, где он спал, они отсекли ему руки и ноги. Он пробудился и стал звать своих людей, чтобы все просыпались. Тогда сказал Хамдир: " Слетела бы с плеч и голова его, если бы Эрп был жив! ". Тут повставали все люди Ермунрекка и напали на братьев, но не смогли одолеть их оружием. Тогда Ермунрекк приказал побить их камнями. Они так и сделали. И пали мертвыми Серли с Хамдиром. С ними погиб и весь род Гьюки и все его потомство. (108)

Вот почему кольчуга называется " одеждой или платьем Хамдира и Серли".

После молодого Сигурда оставалась дочь Аслауг. Она воспитывалась у Хеймира в Хлюмдалире, и от нее происходит великий род.

Говорят, что Сигмунд, сын Вельсунга, был столь могуч, что мог пить яд без вреда для себя. А у Синфьетли, его сына, и у Сигурда только кожа была такою твердой, что не вредил ей яд, попадая да обнаженное тело. [Приводится полустрофа скальда Браги, в которой яд назван " напитком Вельсунгов". ]

Эти сказания переложили в стихи очень многие скальды, выбирая из них то одно, то другое. Браги Старый поведал о гибели Серли и Хамлира в Хвалебной песне, сочиненной в честь Рагнара Лодброка. (109) [Далее следует пять строф этого произведения. ]

Почему золото называют " мукою Фроди"? Это объясняет такое сказание. Скьельдом звали сына Одина, и отсюда пошли все Скьельдунги. (110) Он жил и правил в стране, что теперь называется Данией, а тогда звалась Страной Готов. У Скьельда был сын по имени Фридлейв, правивший после него. Сына Фридлейва звали Фроди. Он наследовал своему отцу в те времена, когда Август кесарь водворил на всей земле мир. (111) Тогда родился Христос. И так как Фроди был самым могущественным конунгом в северных странах, считают, что это он водворил мир во всех землях, где говорят по-датски, (112) и люди на севере называют это миром Фроди. Тогда никто не чинил зла другому, даже повстречав убийцу отца или брата, на свободе или связанным. Не было тогда ни воров, ни грабителей, так что одно золотое кольцо долго лежало на Ялангрсхейд-поле. (113)

Конунг Фроди гостил в Швеции у конунга по имени Фьельнир. Там он купил двух рабынь, которых звали Фенья и Менья. Они были большие и сильные. В те времена были в Дании два жернова, столь больших, что не находилось человека достаточно сильного, чтобы он мог вертеть их. И было у тех жерновов свойство: они намалывали все, что ни пожелает моловший на них. Эти жернова звались Гротти, (а) а того, кто дал жернова Фроди, звали Хенгикьефт. (б)

---------------------------------------------а) Это имя и значит " мельница". б) " С отвисшей челюстью" (одно из имен Одина). ---------------------------------------------

Конунг Фроди велел отвести рабынь к жерновам и приказал им молоть золото, мир и счастье для себя. Они так и сделали: намололи сперва золото, мир и счастье для Фроди. И он не давал им ни отдыха, ни сна, более долгого, чем молчанье кукушки или чем ее кукованье. И рассказывают, что они спели песнь, что зовется " Песнью о Гротти". (114) И прежде чем была окончена та песнь, они намололи войско против Фроди. Той ночью явился морской конунг по имени Мюсинг и убил Фроди и взял большую добычу. На этом кончился мир Фроди. Мюсинг взял с собою Гротти и Фенью с Меньей и велел им молоть соль. И в середине ночи они спросили, не хватит ли соли с Мюсинга. Но он велел молоть еще. Они еще немного помололи, пока корабль не затонул. И там, где море залилось в отверстие жерновов, возник водоворот. Тогда море и стало соленым.

Вот появились в палатах конунга вещие девы Фенья и Менья; Фроди они, Фридлейва сыну, сильные девы, отданы в рабство.

К мельнице их подвели обеих, жернов вращать велели тяжелый: не дал им Фроди на миг передышки, пока они песню ему не запели.

Начали песню, прервали молчанье: " Поставим-ка жернов, камни поднимем! ". Дальше молоть повелел он девам.

Пели, швыряя вертящийся камень, спали в тот час челядинцы Фроди: молвила Менья, молоть продолжая:

" Намелем для Фроди богатства немало, сокровищ намелем на жернове счастья; в довольстве сидеть ему, спать на пуху, просыпаться счастливым; славно мы мелем!

Никто здесь не должен зло замышлять, вред учинять иль убийство готовить; рубить не пристало острым мечом даже брата убийцу, в узах лежащего! ".

Он им сказал: " Срок вам для сна пока куковать не кончит кукушка иль, замолчав, опять не начнет! ".

" Фроди, ты не был достаточно мудр, приязненный к людям, рабынь покупая: ты выбрал по силе, судил по обличью, да не проведал, кто они родом.

Хрунгнир с отцом храбрейшими были, но Тьяцци мог с ними в силе тягаться; Иди и Аурнир родичи наши, етунов братья, мы их продолженье.

Гротти не вышла б из серого камня, камень бы твердый земли не покинул, так не мололи бы великанши, когда б волшебства не было в мельнице.

Мы девять зим, подруги могучие, в царстве подземном росли и трудились; нелегкое дело девам досталось утесы и, скалы мы с места сдвигали.

Камни вздымали на стену турсов так, что вокруг содрогалась земля, так мы швырнули вертящийся камень, что впору мужам лишь было схватить его.

За этим вослед мы, вещие девы, в Швеции вместе вступали в сраженья; рубили кольчуги, щиты рассекали, путь через войско себе пробивая.

Конунга свергли, сражаясь за Готторма, смелому князю помочь мы смогли; не были мира до гибели Кнуи.

Так, дни за днями мы доблестно бились, что слава пошла о сраженьях наших: мех копьями там кровь проливали, мечи обагряли вражеской кровью.

Вот мы пришли к палатам конунга, мы обездолены, отданы в рабство; холод нас мучит и ноги ест грязь, мы жернов вращаем, нам плохо у Фроди!

Рукам дать покой бы, жернов не двигать, смолола я больше, чем было мне сказано! Нельзя дать покой рукам, пока вдоволь помола для Фроди мы не намелем!

В руки бы дали крепкие древки, мечи обагренные! Фроди, проснись! Фроди, проснись, если хочешь ты слышать старые песни и древние саги!

От палат на восток вижу я пламя, то весть о войне, знак это вещий; войско сюда скоро приблизится. князя палаты пламя охватит.

Ты потеряешь Хлейдра(116) престол. червонные кольца и камень волшебный Девы, беритесь за рычаги! Нам здесь не согреться кровью сраженных.

Сильно молоть я постаралась, видя грядущую гибель для многих; прочь с основанья, в ободьях железных, сброшена мельница, мелем мы снова!

Мелем мы снова: сын Ирсы местью Фроди ответит за гибель Хальвдана; братом ее назвав он будет и сыном ее; мы это знаем". (117)

Девы мололи. меряясь силами, юные были, как етуны в гневе; балки тряслись, основа слетела. надвое жернов тяжелый расколот.

Слово сказала тогда исполинша: " Мы Фроди смололи славный помол; вдосталь над жерновом девы стояли".

[Затем следуют скальдические стихи Эйнара Скуласона и Эгиля с кеннингами золота " помол Феньи" и " мука Фроди". ]

Почему золото называют " посевом Хрольва"?

Был в Дании один конунг по имени Хрольв Жердинка. Это был славнейший из древних конунгов, всех он превзошел щедростью своей, отвагой и простотой обхождения. Говоря о Простоте его, часто приводят в пример вот какой случай. Был один бедный незнатный парень по имени Вегг. Раз пришел он в палату Хрольва конунга. А конунг был тогда годами молод и телом. тощ. Вот подошел к нему Вегг и смотрит на него. Тогда молвил конунг: " Сказывай, парень, зачем пришел, что глядишь так на меня? ". Вегг и говорит: " Дома у меня слышал я молву, будто Хрольв конунг из Хлейдра - величайший муж в северных странах. А тут сидит на троне жердинка малая, и ee-то величают конунгом". Тогда отвечает конунг: " Ты, парень, дал мне имя, и буду я зваться отныне Хрольвом Жердинкой, ибо в обычае, нарекши именем, давать подарок. У тебя же, гляжу, нет такого подарка, чтобы было мне принять пристойно. Давать должен тот, кто сам имеет". Снял он с руки свое золотое кольцо и дал ему. Тогда вскричал Вегг: " Славься меж всеми конунгами! И клянусь я честью, умрет от руки моей тот, кто будет повинен в твоей смерти! ". Засмеялся тогда конунг и сказал: " Малым доволен Вегг".

А об отваге его другое сказывают. Государил в Упсале конунг по имени Адильс. Он взял в жены Ирсу, мать Хрольва. Он пошел войною на конунга, который правил Норвегией, тот звался Али. Они порешили быть бою между ними на льду Венерна-озера. Конунг Адильс шлет посольство Хрольву, своему родичу, чтобы тот пришел ему на подмогу, и обещает платить всем его воинам, пока они будут в походе, а самому конунгу сулит три сокровища, которые он выберет в Швеции. Хрольв конунг ехать не мог: он тогда воевал с саксами. Но послал он к Адильсу своих двенадцать берсерков. (118) Был там Бедвар Медвежонок и Хьяльти Гордый, Хвитсерк Храбрый, Ветт, Весети, братья Свиллаг и Бейгад и другие с ними.

В той битве полегли конунг Али и великое множество воинов его. Тогда снял конунг Адильс с него, мертвого, шлем, что звался Боевой Вепрь, и взял себе коня его, Ворона. Тогда пожелали берсерки Хрольва взять свою плату три фунта золота каждому, а вдобавок пожелали они отвезти Хрольву те сокровища, что они для него выбрали. А были это шлем Боевой Кабан и броня Наследство Финна - не брало их железо, - а еще золотое кольцо Свейская Свинья, которым владели предки Адильса. Конунг же отказался выдать сокровища, да и платы уговоренной не дал. Пустились берсерки в обратный путь, ропща на свою долю, и рассказали Хрольву, как было дело. Тотчас снарядился он в путь в Упсалу.

Он привел свои корабли в реку Фюри и отправился в Упсалу, а с ним и двенадцать берсерков его. Все поехали тайно, без позволения. Радостно встретила его Ирса, мать его, и провела его в одно помещение на ночлег, но не в конунговы палаты. Разложили тут перед ними большие костры и принесли пива. Тут пришли люди конунга Адильса и подложили в огонь поленьев и разожгли огонь столь великий, что на Хрольве и его людях вспыхнуло платье, и сказали: " Правда ли, что Хрольв и берсерки его не бегут ни огня, ни железа? ". Тут вскочил Хрольв и все, кто был с ним. И промолвил он: " Подбавим-ка жару в домах у Адильса! ". Схватил свой щит, и бросил в огонь, и, пока горел тот щит, перескочил через огонь. И еще сказал он: " Не бежит от огня тот, что прыгает через него! ". То же сделали и другие люди его. Напали они на тех, кто разжигал огонь, и бросили их в пламя.

Тут пришла Ирса и отдала Хрольву рог полный золота, а в придачу и кольцо, что звалось Свейская Свинья, и просила его немедля возвращаться к своей рати. Вскочили они на своих коней и поскакали в долину Фюри. И видят они, что Адильс конунг скачет за ними в погоню с войском своим во всеоружии и замышляет убить их. Тогда Хрольв зачерпнул правою рукою золота из рога и разметал все по дороге. И когда свои это увидели, спрыгнули они с лошадей и взял каждый, сколько кому досталось. Но конунг Адильс повелел им продолжать погоню и сам понесся во весь опор. Конь его звался Прыткий и был он всех коней резвее. Когда Хрольв Жердинка завидел, что приближается к нему конунг Адильс, взял он кольцо, что звалось Свейская Свинья, и швырнул ему, и просил его принять в дар то кольцо. Конунг Адильс подъехал к кольцу и поддел его острием копья, так что кольцо покатилось по древку. Тогда Хрольв Жердинка оглянулся и увидел, что тот склонился. И сказал: " Заставил я свиньей согнуться самого могучего из свеев! ". На этом они и расстались. (119)

С той поры золото и зовется " посевом Хрольва или долины Фюри". (Следуют стихи скальдов Эйвинда Губителя Скальдов и Тьодольва, содержащие кеннинги золота " посев долины Фюри" и " ячмень Хрольва". )

Рассказывают, что конунг по имени Хельгив честь его назван Хельгеланд(120) - был отцом Торгерд Невесты Хельги. Им обоим поклонялись, и курган Хельги был насыпан слоями: слой из золота и серебра-это были жертвенные деньги, - а слой из земли и камней. [В полустрофе Скули Торстейнссона золото обозначается как " крыша кургана Хельги". ]

В " Древней Песни о Бьярки" (121) перечисляется много названий золота. Там-говорится так:

Вождь тороватый дружинникам даровал Феньи работу, Фафнира землю. Гласира иглы, Грани поклажу, Драупнира капли, перину змея.

Щедрый одаривал, мужи принимали волосы Сив, Лед му'ки лука, (122) выкуп за выдру, Марделль слезинки, огонь реки Орун, речь великана.

Битвы вершитель дарил, мы украсились Тьяцци речами, народы без счета, Рейна рудою, распрею Нифлунгов витязь отважный не хранил его Бальдр.

Золото, потому что оно красное, называют в кеннингах " огнем руки, или сустава, или кости". Серебро же, напротив, зовут " снегом", или " льдиною", или " инеем", потому что оно белого цвета. Подобным же образом в кеннингах золота или серебра следует прибегать к словам " кошель", " тигель" или " пена". Золото и серебро равным образом могут быть обозначены как " камень руки" или как " гривна" человека, у которого в обычае носить гривну. Ожерелья и кольца сама по себе золото и серебро, если о них не сказано что-либо другое. [В последующих стихах скальдов Торлейка Красивого, Эйнара Звона Весов, Эйнара Скуласона и Терла Мераскальда встречаются следующие кеннинги золота и серебра: " груз тигля", " пылающий уголь руки", " пламя сустава", " камни Рейна", " огонь моря и снег кошеля", " белая пурга тигля", " снег чаш", " огонь струящегося пути угрей" (" струящийся путь угрей" - море, " огонь моря" -золото), " лава рук". ]

Мужа называют " дробителем золота", как сказано у Оттара Черного. [Далее приводится полустрофа Оттара Черного с упомянутым кеннингом, а также стихи скальдов Эйнара Звона Весов, Торлейка и Торвальда Блендускальда, в которых встречаются кеннинги: " метатель золота", " расточитель золота" и " разбрасыватель золота" ].

В кеннингах женщины упоминается золото, например, когда женщину называют " дарительницей золота". [В качестве примера употребления этого кеннинга приведена полустрофа Халлар-Стейна, где мужчина зовется " расточителем янтаря холодного луга кабана Видблинди", а женщина - " дарительницей змеи потока". ] В этой строфе киты называются " кабанами Видблинди". Это был великан. Как другие ловят рыбу, так он удил из моря китов. " Луг кита" - это море, " янтарь моря" - золото, а женщина - это дарительница того золота, что она раздает. Но слово " дарительница" созвучно со словом " ива", а ива - дерево. Поэтому, как уже было написано, для обозначения женщины служат любые названия деревьев женского рода. Женщина также расточительница того, что она отдает, а это слово созвучно названию упавшего в лесу дерева. [В приводимых полустрофах Гуннлауга Змеиного Языка, Халлар-Стейна, Орма Стейнторссона и Стейнара встречаются следующие кеннинги женщины: " расточительница богатства", " поляна чаш", " Сив - хранительница огня моря", " поросль камней Хьяднингов" (" камни Хьяднингов" - золото, " подпорка камня" - женщина), " Христ меда" (Христ - имя валькирии), " Сюн ожерелья", " движущаяся опора струящейся луны мягкой подставки" (" мягкая подставка" - рука, " луна руки" - золото, " опора золота" - женщина), " береза звонкого костра руки" (" звонкий костер руки" - золото, " береза золота - женщина), " осина монет", " липа льна". ]

Описывая мужчину как дерево, его называют, как уже было написано, " дубом оружия и сражений, странствий и разных деяний, кораблей и вообще всего, что им предпринято и испробовано". [Приведены стихи Ульва Уггасона, Кормака, Халльфреда Беспокойного Скальда, Арнора, Рэва, Оттара с кеннингами мужчины " испытатель племени костей земли" (кеннинг относится к Тору, " кости земли" горы, " племя гор" - великаны, " испытатель великанов" - Тор), " ствол прута убийства" (" прут убийства" - меч, " ствол меча" - муж, воин), " древо губителя щитов" (" губитель щитов" - меч, " древо меча" - муж, воин), " древо ясеня Улля" (" ясень Улля" - щит, " древо щита" - муж, воин), " древо струга", " Фрейр битвы", " ясень вьюги Хоара" (Хоаримя Одина, " вьюга Одина" - битва, " ясега битвы" - воин, вождь) " клен льдины руки" (" льдина руки" - серебро), " древо мечей", " палица ужаса", " терн богатства". ]

Какие есть кеннинги битвы? Зовут ее " бурей оружия, щитов, Одина, валькирий или конунгов воителей". Называют ее также " лязгом?! либо " звоном". [Приводятся стихи Торбьерис Хорнклови, Эйвинда, Вереи, Эйнара Звона Весов с кеннингами битвы " буря копий", " грохот Скегуль" (Скегуль - имя валькирии), " непогода Хоара", " вьюга Хлекк" (Хлекк - имя валькирии), " ураган Гендуль" (Гендуль - имя валькирии), " ливень Хегни", " лязг, дротов", " звон Гендуль". ]

В кеннингах оружия и боевых доспехов упоминают битву, Одина, дев битвы и конунгов воителей. Шлем называют - шеломом", " шапкой" или " колпаком". Кольчуга зовется " рубашкой" или " сорочкой", щит - " шатром", а когда воины стоят щит к щиту, это зовется " палатой", " крышей", " стеной" либо " полом". В кеннингах щита упоминают боевую ладью, называя щит " солнцем, луною, листвой, блеском либо оградой ладьи". Кроме того, щит называют " кораблем Улля". В кеннингах щита упоминаются и ноги Хрунгинра, стоявшего на щите. В старину у щитов полагалось расписывать край, который назывался тогда кольцом. Щиты можно обозначать и через это кольцо.

Рубящее оружие - секиры и мечи - называют " огнем крови и ран". Мечи зовут " огнем Одина", а секирам дают имена великанш и обозначают их посредством слов " кровь", " раны", " лес" и " дерево". Колющее оружие хорошо обозначать, упоминая рыб и змей. В кеннингах метательного оружия нередко упоминают град, вьюгу либо дождь. Так как без этих кеннингов не обходится почти ни одна хвалебная песнь, их видоизменяют на все лады. [Приведены полустрофы Вига-Глума, Эйнара Звона Весов, Тинда, Халльфреда, Гретгира, Рана, Тьодольва, Браги, Халльварда, Кормака, Ульва Уггасона, Глума Гейрасона, Эйвинда Губителя Скальдов, в которых встречаются следующие кеннинги оружия: " шапка Тюра повешенных" (" Тюр повешенных" Один, " шапка Одина" - шлем), " звенящая рубашка повешенного" (" повешенный" - Один, " рубашка Одина" - кольчуга), " дождь оружия Эгиля" (Эгиль - брат кузнеца Велунда, " оружие Эгиля" - лук, " дождь лука" стрелы), " сорочка Хамдира" (кольчуга), " одежда Серли" (то же), " огонь раны" (меч), " шатер Хлекк" (щит), " стена Хильд" (щиты), " льдина крыши Роди" (" крыша Роди" щиты, " льдина щитов" - меч), " пламя солнца кораблей" (" солнце кораблей" - щит, " пламя щита" - меч), " луна носа корабля" (щит), " ограда корабля" (то же), " ладья Улля" (то же), " подстилка подошв похитителя Труд" (" Похититель Труд" - Хрунгнир, " подстилка подошв Хрунгинра" - щит), " колесо дочери Хегни" (" дочь Хегни" -Хильд, " колесо Хильд" - щит), " земля кольца" (имеется в виду кольцо щита, " земля кольца" - сам щит) " огонь Гаута" (меч, Гаут - Один), " огонь шлема" (то же), " гремящий огонь кольчуги" (то же), " лед щитов" (то же), " пагуба шлема" (то же), " Грид шлема" (секира, Гряд - имя великанши), " темный дракон щита" (копье). ]

Стрелы называются " градом лука, или тетивы, или щитов, или битвы". [Приводятся стихи Эйнара Звона Весов, Халльфреда и Эйвинда Губителя Скальдов с кеннингами " град лука", " парус Хлекк" (щит), " одежда Роты копья" (доспехи. Рота-имя валькирии), " град тетивы", " град кольчуги". ]

Битву называют " непогодой либо бураном Хьяднингов", а оружие - " огнем или прутьями Хьяднингов". Эти кеннинги объясняет такое сказание.

У конунга по имени Хегни была дочь, которую звали Хильд. Она досталась как военная добыча конунгу по имени Хедин, сыну Хьярранди. А конунг Хегни был тогда на сходе конунгов. Узнав, что государство его разорено, а дочь уведена в плен, он отправился со своим войском искать Хедина. И стало ему известно, что Хедин отплыл вдоль побережья к северу. Достигнув Норвегии, конунг Хегни узнал там, что Хедин уже отплыл на запад, в открытое море. Тогда Хегни плывет за ним следом до самых Оркнейских островов. И, достигнув острова, что называется Высокий, он застал там Хедина с его войском.

Тогда Хильд встретилась со своим отцом и просила его от имени Хедина принять в знак мира ожерелье. Но тут же повела она и другие речи: Хедин, мол, готов к бою, и Хегни не будет от него пощады. Сурово ответил Хегни дочери. И, увидевшись с Хедином и сказав ему, что Хегни не желает мира, она просила Хедина готовиться к бою. И оба они, Хегни и Хедин, восходят на остров и строят войска. Тут Хедин обращается к Хегни, своему тестю, и предлагает ему мир и выкуп - много золота. Тогда отвечает Хегни: " Слишком поздно заговорил ты о мире, ибо я уже обнажил свой меч Наследство Даина(а) что сковали карлы. Всякий раз, когда это обнажают, он должен принести смерть, и рубит он всегда без промаха, и не заживает ни одна нанесенная им рана". Тогда отвечает Хедин: " Ты хвалишься мечом, а не победою. Добрым зову я тот меч, что верен хозяину".

И завязался между ними бой - его называют битвой Хьяднингов, - и сражались они целый день, а вечером пошли к своим кораблям. Ночью пришла Хильд на поле битвы и колдовством пробудила всех убитых. На другой день конунги возвратились на поле битвы и вступили в бой, и были с ними все те, кто полегли накануне. И так изо дня в день длилась та битва: и убитые, и оставшееся на поле битвы оружие и щиты - все превращалось в камни. Но наутро мертвецы восставали и сражались, и все оружие снова шло в дело. В стихах говорится, что так и застанет Хьяднингов конец света. (123)

Это сказание переложил в стихи скальд Браги в хвалебной песне в честь Рагнара Лодбрака. (124) [Приводятся четыре с половиной строфы этой песни. ]

Битва - это " непогода Одина", как уже было написано. [Приводится полустрофа ВигаГлума с кеннингом " посохи прута непогоды Видрира" (Видрир - Один). ] Битва здесь зо

---------------------------------------------а) Даин-" мертвый" (имя карлика). ---------------------------------------------

вется " непогодою Видрира", меч - " прутом битвы", а мужи - " посохами меча". В кеннинге мужа здесь упомянуты и битва, и оружие. Такой кеннинг называется сложным. Щит зовут " землей оружия", а, усложняя кеннинг, оружие называют " градом или дождем земли оружия".

Какие есть кеннинги корабля? Зовут его " конем, или зверем, или лыжами морского конунга, моря, корабельных снастей либо ветра". [В приведенных далее стихах скальдов Торбьерна Хориклови, Эррингар-Стейна, Халльварда, Торда Сьярекссона, Маркуса, конунга Харальда Сигурдарсона, Эйнара Скуласона, Мани, Рэва, Эйольва Дадаскальда и Стюркара Оддасона встречаются следующие кеннинги корабля: " конь волны", " жеребец Гейти" (Гейти - морской конунг), " северный олень Свейди" (Свейди - морской конунг), " зверь пучины", " скакун корабельного борта", " конь струи Гюльви" (Гюльви - морской конунг), " скакун тропы чайки", " конь мачты", " медведь морских струй", " бурый дома кита", " медвежонок потока", " мишка стапелей", " олень моря", " лось потока", " выдра моря", " волк корабельных катков", " лыжи Мейти" (Мейти морской конунг), " повозка корабельных катков", " морская колесница катков". ]

Какие есть кеннинги Христа? Зовут его " создателем небес и земли, ангелов и солнца", " кормчим мира, царствия небесного и ангелов", " конунгом небес, солнца, ангелов, Иерусалима, Иордана и Греции" ) " владыкой апостолов и святых". Древние скальды упоминали в его кеннингах еще источник Урд и Рим. [Следуют стихи Эйлива Гудрунарсона, Маркуса, Эйлива Кульнасвейна, Сигвата, Арнора, Эйнара Скуласона с такими обозначениями Христа: " конунг Рима", " сидящий на юге у источника Урд", (125) " повелитель монахов", " конунг небес", " владыка обиталища ветров" (" обиталище ветров" - небо), " конунг солнца", " сын. Марии", " владыка ангелов", " владыка Иордана", " хранитель греческой земли и Гардарики", (126) " властелин людей", " конунг всего сущего", " милостивый повелитель всего мира", " охраняющий народ". ]

Некоторые кеннинги имеют разный смысл, и толкователю поэзии следует догадываться по соседним словам, о каком конунге идет речь. Ибо " греческим конунгом" правильно называть кесаря Миклагарда, а " конунгом Иерусалима" того, кто правил Иерусалимом. Подобно этому Римского кесаря называют " конунгом Рима", а того, кто правит Англией, - " конунгом англов". А упомянутый раньше кеннинг, называющий Христа " конунгом людей", может относиться к любому конунгу. Всех конунгов правильно называть в кеннингах " правителями, хранителями либо завоевателями страны", " предводителями дружин" либо " хранителями народа". [Приводятся стихи Эйвинда Губителя Скальдов, Глума Гейрасона, Тьодольва и Эйнара Скуласона с кеннингами " повелитель земли", " хранитель страны", " предводитель дружины", " защитник народа". ]

Конунга, которому подчиняются конунгиданники, правильно называть " конунгом конунгов". Кесарь - это именитейший из конунгов. За ним следует конунг, правящий большой державою. И тот и другой имеют в поэзии одинаковые кеннинги. Следом идут мужи, называемые ярлами или, конунгами-данниками, и в кеннингах они приравниваются к конунгам. Но конунгов-данников нельзя называть " державными конунгами". [Приведена полустрофа Арнора Скальда Ярлов, в которой он называет ярла Торфинна " конунгом ярлов". ]

Следующими в поэтических кеннингах идут люди, называемые херсирами. Херсира можно обозначать в кеннингах так же, как и конунга либо ярла. Его зовут " раздавателем золота", " щедрым на сокровища", " знаменосцем" и " предводителем народа". Можно звать его также " вождем войска и битвы". Ибо всякий державный конунг, повелевающий многими землями, назначает себе в помощники правителями этих земель конунгов-данников и ярлов. Они вершат суд по законам этих земель и защищают от врага те земли, которые находятся в отдалении от конунга, и их приговоры и наказания должны признаваться наравне с конунговыми. А в каждой земле есть много областей, и конунги обычно ставят над этими областями правителей, вверяя им столько областей, сколько находят нужным. Эти правители зовутся по-датски(127) херсирами или лендрманнами, в Стране Саксов - графами, а в Англии - баронами. Во вверенных им землях они должны быть справедливыми судьями и справедливыми защитниками. Если конунг далеко, перед ними во время битвы следует нести знамя, и они тогда считаются военачальниками наряду с конунгами и ярлами.

Следом идут люди, называемые хельдами. Это бонды уважаемого рода и пользующиеся всеми правами. В кеннингах они зовутся " раздающими богатства", " призревающими и примиряющими людей". Эти кеннинги могут относиться и к правителям.

Конунгов и ярлов сопровождают люди, называемые дружинниками и домашней стражей. Лендрманны тоже держат присягнувших им людей, которые зовутся в Дании и Швеции дружинниками, а в Норвегии-домашнею стражей. Они, как и дружинники конунгов, приносят клятву верности. Дружинников часто называли домашней стражей в старые времена. [Приводятся стихи Торвальда Блендускальда и конунга Харальда Сигурдарсона с выражением " домашняя стража". ]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.