Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





неизвестен Автор 5 страница



А в условленный час Локи заманивает Идунн из Асгарда в лес, говоря, что он нашел там яблоки, которые, верно, покажутся ей замечательными, и просит ее взять с собою свои яблоки, чтобы сравнить их с теми. Тут прилетает великий Тьяцци в обличье орла и, схватив Идунн, уносится с нею в Страну Великанов к своему жилищу.

Асам же пришлось плохо, как исчезла Идунн, тотчас поседели они и постарели. Они собрали тинг и спрашивают друг у друга, когда в последний раз видали Идунн. А видали ее в последний раз, как она шла с Локи из Асгарда. Тут схватили Локи и привели на тинг и грозили ему смертью или пытками. И, струсив, он сказал, что готов отправиться за Идунн в Страну Великанов, если Фрейя одолжит ему свое соколиное оперенье. Получив соколиное оперенье, он летит на север в Страну Великанов и в один прекрасный день появляется в доме у великана Тьяцци. Тот уплыл на лодке в море, а Идунн оставалась дома одна. Локи превратил ее в орех и, взяв в когти, полетел во весь дух. Вернувшись домой, Тьяцци хватился Идунн. Он надевает свое орлиное оперенье и летит в погоню за Локи-только ветер в крыльях свистит. Асы же, завидев, что летит сокол с орехом, а вслед за ним-орел, вышли за стены Асгарда и вынесли ворох стружек. Сокол, лишь только влетел в город, камнем упал у городских стен. Тогда асы развели в стружках огонь. Орел уже не мог остановиться, упустив сокола. Огонь вспыхнул у него в перьях и прервал его полет. Тут подоспели асы и убили великана Тьяцци внутри ограды Асгарда, и это их славнейший подвиг.

Скади же, дочь великана Тьяцци, надела свой шлем и кольчугу и с оружием пошла в Асгард мстить за отца. Асы, однако, предложили ей мировую и пообещали выкуп. Первым делом пусть она выбирает себе мужа среди асов, но выбирает по ногам, ничего больше не видя. Она увидела ноги одного из них, замечательной красоты, и молвила: " Вот, кого я выбираю; едва ли что некрасиво у Бальдра! ". А был то Ньерд из Ноатуна.

Еще она поставила условием мира, чтобы асы ее рассмешили, а это, думалось ей, им не удастся. Тогда Локи обвязал веревкой козу за бороду, а другим концом-себя за мошонку. То один тянул, то другой, и оба громко кричали. Наконец Локи повалился Скади на колени, тут она и рассмеялась. Тогда между асами и нею был заключен мир.

Говорят, будто Один по условиям выкупа взял глаза Тьяцци и, забросив на самое небо, сделал их двумя звездами.

Тогда промолвил Эгир: " Да, Тьяцци был могучим великаном. А какого он был рода? ". Браги отвечает: " Отца его звали Эльвальди(а) И о нем я мог бы поведать немало примеча

---------------------------------------------а) " Всемогущий". ---------------------------------------------

тельного. Он был очень богат золотом. И когда он умер и его сыновья стали делить наследство, то, чтобы смерить золото, они решили, пусть каждый берет в свой черед полный рот золота. Первый из них был Тьяцци, второй Иди, третий - Ганг. С той поры и повелось у нас называть золото " счетом рта" тех великанов. А в иносказаниях или поэзии оно зовется " речью, либо словом, либо счетом тех великанов". Эгир сказал: " Мне кажется, это хорошее иносказание для золота".

И еще сказал Эгир: " Откуда взялось то искусство, что зовется поэзией? ".

Браги отвечает: " Все началось с того, что боги враждовали с народом, что зовется ванами. Но потом они назначили встречу для заключения мира, и в знак мира те и другие подошли к чаше и плюнули в нее. (86) А при расставании боги, чтобы не пропал втуне тот знак мира, сотворили из него человека. Он зовется Квасир. (87) Он так мудр, что нет вопроса, на который он не мог бы ответить. Он много странствовал по свету и учил людей мудрости. И однажды, когда он пришел- в гости к неким карлам, Фьялару(а) и Галару(б) они позвали его как будто затем, чтобы поговорить с глаз? на глаз, и убили. А кровь его слили в две чаши и котел, что зовется Одрерир, (в) - чаши же зо

---------------------------------------------а) " Прячущий". б) " Поющий". в) " Приводящий дух я движенье" (первоначально обозначение самого напитка, а не сосуда). ---------------------------------------------

вутся Сон (а) и Бодн, - смешали с той кровью мед, и получилось медовое питье, да такое, что всякий, кто ни выпьет, станет скальдом либо ученым. Асам же карлы сказали, будто Квасир захлебнулся в мудрости, ибо не было человека столь мудрого, чтобы мог выспросить у него всю мудрость.

Потом карлы пригласили к себе великана по имени Гиллинг и жену его. Они зазвали Гиллинга с собою в море покататься на лодке и, лишь отплыли от берега, направили лодку на подводный камень, так что она перевернулась. Гиллинг не умел плавать и утонул, а карлы снова сели в лодку и поныли к берегу. Они рассказали о случившемся его жене, та опечалилась и стала громко плакать. Тогда Фьялар спросил ее, не станет ли легче у нее на душе, если она взглянет на море, где утонул ее муж. И она согласилась. Тогда Фьялар сказал своему брату Галару, пусть заберется на притолоку, как станет она выходить, и спустит ей на голову мельничный жернов, а то, мол, надоели ее вопли. Тот так и сделал. Узнавши о том, великан Суттунг, сын Гиллинга, отправляется туда и, схватив карлов, отплывает в море и сажает их на скалу, что во время прилива погружается в морс. Они молят Суттунга пощадить их и, чтобы помириться с ним, дают за отца выкуп-драгоценный мед. На том и помирились. Суттунг увозит мед домой и прячет

---------------------------------------------а) " Кровь". ---------------------------------------------

в скалах, что зовутся Хнитбьерг, (а) приставив дочь свою Гуннлед сторожить его".

Потому мы и называем поэзию " кровью Квасира", или " питьем либо насыщением карпов", или " влагой Одрерира, Водна либо Сана", или " кораблем карлов" -ведь тот мед помог им избежать смерти на морской скале, или " медом Суттунга", или " влагой Хнитбьерга".

Тогда сказал Эгир: " Темными кажутся мне подобные обозначения поэзии. А как достался тот мед асам? ".

Браги отвечает: " Есть о том такое сказание. Один отправился в путь и пришел на луг, где девять рабов косили сено. Он спрашивает, не хотят ли они, чтобы он заточил им косы. Те соглашаются. Тогда, вынув из-за пояса точило, он наточил косы. Косцы нашли, что косы стали косить много лучше, и захотели купить точило. Он сказал, что пусть тот, кто хочет купить точило, заплатит за него в меру. Это всем пришлось по душе, и каждый стал просить точило для себя. Один бросил точило в воздух, но, так как все хотели схватить его, вышло, что они полоснули друг друга косами по шее.

Один остался Ночевать у великана по имени Бауги, брата Суттунга. Бауги стал сетовать на свои дела и рассказал, что девять его рабов зарезали друг друга косами и навряд ли ему удастся найти себе других работников. Один же назвался Бельверком(б) и взялся рабо

---------------------------------------------а) " Сталкивающиеся скалы". б) Бельверк - " злодей". ---------------------------------------------

тать у Бауги за девятерых, а вместо платы попросил себе глоток меда Суттунга. Бауги сказал, что не он хозяин меда: мол, Суттунг один завладел им; но он готов идти вместе с Бельверком и помочь ему добыть мед.

Бельверк работал все лето за девятерых у Бауги, а как пришла зима, стал требовать с него платы. Они отправились к Суттунгу. Бауги рассказал брату своему Суттунгу об уговоре их с Бельверком, но Суттунг наотрез отказался дать хоть каплю меда. Тогда Бельверк сказал Бауги, что надо попробовать, не удастся ли им заполучить мед какою-нибудь хитростью. Бауги согласился. Бельверк достает бурав по имени Рати(а) и велит Бауги попробовать, не возьмет ли скалу бурав. Тот так и делает. Потом Бауги говорит, что скала уже пробуравлена. Но Бельверк подул в отверстие, и полетела каменная крошка в его сторону. Тут он понял, что Бауги замышляет его провести. Снова велел он буравить скалу насквозь. Бауги стал буравить снова, и, когда подул Бельверк во второй раз, каменная крошка отлетела внутрь. Тогда Бельверк принял обличье змеи и пополз в просверленную дыру. Бауги ткнул в него буравом, да промахнулся. Бельверк добрался до того места, где сидела Гуннлед, и провел с нею три ночи, а она позволила ему выпить три глотка меду. С первого глотка он осушил Одрерир, со второго - Бодн, а с третьего - Сон, и так достался ему весь мед. По

---------------------------------------------а) Это имя и значит " бурав". ---------------------------------------------

том он превратился в орла и поспешно улетел. А Суттунг, завидев этого орла, тоже принял обличие орла и полетел в погоню. Как увидели асы, что летит Один, поставили они во дворе чашу, и Один, долетев до Асгарда, выплюнул мед в ту чашу. Но так как Суттунг уже настигал его. Один выпустил часть меда через задний проход. Этот мед не был собран, его брал всякий, кто хотел, и мы называем его " долей рифмоплетов". Мед Суттунга Один отдал асам и тем людям, которые умеют слагать стихи. (88)

Поэтому мы и зовем поэзию " добычей или находкой Одина", его " питьем" и " даром" либо " питьем асов".

Тогда Эгир сказал: " Сколько способов выражения знаете вы в поэзии? И что входит в поэтическое искусство? ". Тогда молвил Браги: " Две стороны составляют всякое поэтическое искусство". Эгир спрашивает: " Какие? ". Браги отвечает: " Язык и размер". " Какого рода язык пригоден для поэзии? ". - " Поэтический язык создается трояким путем". " Как? ". - " Всякую вещь можно назвать своим именем. Второй вид поэтического выражения-это то, что зовется заменой имен. (89) А третий вид называется кеннингом. Он состоит в том, что мы говорим " Один", либо " Тор", либо кто другой из асов или альвов, а потом прибавляем к именованному название признака другого аса или какого-нибудь его деяния. Тогда все наименование относится к этому другому, а не к тому, кто был назван. Так, мы говорим " Тюр победы", или " Тюр повешенных", или " Тюр ноши", и это все обозначения Одина. (90) Мы называем их описательными обозначениями. В их числе и " Тюр колесницы".

Теперь следует сказать молодым скальдам, пожелавшим изучить язык поэзии и оснастить свою речь старинными именами или пожелавшим научиться толковать темные стихи: пусть вникают в эту книгу, дабы набраться мудрости и позабавиться. Нельзя забывать этих сказаний или называть их ложью, изгоняя из поэзии старинные кеннинги, которые нравились знаменитым скальдам. Христианам не следует однако, верить в языческих богов и правдивость этих сказаний в другом смысле, чем сказано в начале этой книги. (91)

Теперь я приведу примеры того, как знаменитые скальды считали для себя подобающим сочинять стихи, применяя такие хейти и кеннинги. Так говорит Арнор Скальд Ярлов, (92) называя Одина " Всеотцом": [далее следует соответствующая. полустрофа с упомянутым обозначением Одина. ] Поэзия здесь именуется " бражным буруном Всеотца". Хавард Хромой сказал так: [приводится полустрофа Хаварда Хромого, в которой Один называется " богом повешенных". Далее следуют скальдические полустрофы Вига-Глума, Рэва, Эйвинда Губителя Скальдов, Глума Гейрасона, Ульва Уггасона, Тьодольва из Хвина и Халльфреда, в которых есть следующие кеннинги или хейти Одина: " Тюр повешенных", " ас воронов", " Тюр ноши", " Тюр победы", " Тюр гаутов" (" гауты" - это воины), " Хрофта-Тюр", " супруг Фригг", " Третий". ] Здесь также есть пример того, что земля зовется в поэзии " женою Одина". [В последующих полустрофах скальдов Эйвинда, Кормака, Стейнтора, Ульва Уггасона, Эгиля Скаллагримссона, Рэва и Эйнара Звона Весов встречаются обозначения Одина: " Тюр асов", " Игг", " тот, кого обнимала Гуннлед", " брат Вили", " друг Мимира", " противник Волка", " бог павших", " Тюр войска", " испытатель воронов". ] Так сказано в " Речах Эйрика": (93)

Странен сей сон сказал Один, будто встал я до свету убрать Вальгаллу для павших воинов. Велел я эйнхериям живей подыматься, скамьи застилать и мыть чаши. Вином валькирии вождя встречают.

[Далее приводятся скальдические полустрофы Кормака, Торальва, Эйвинда, Браги, Эйнара и Торвальда Блендускальда с обозначениями Одина: " Хрофт", " владыка Хлидскьяльва", " быстрый в полете", " отец человечества", " сын Бестлы", " сын Бора", " потомок Бури". ]

Теперь послушаем, как скальды именовали поэзию теми названиями, которые уже были упомянуты. Поэзию называют, к примеру, " кровью Квасира", " кораблем карлов", " медом карлов", " медом великанов", " медом Суттунга", " медом Одина", " медом асов", " великановым выкупом за отца", " влагой Одрерира, Бодна и Сона" и также их " содержимым", " влагой скал Хнитбьерг", " поживой, находкой, ношей и даром Одина". [Далее следуют скальдические полустрофы Эйнара Звона Весов, Орма Стейнторссона, Рэва, Эгиля, Глума Гейрасона, Эйвинда, Эйлива Гудрунарсона, ВелуСтейна и Ульва Уггасона, в которых встречаются кеннинги поэзии: " кровь Квасира", " сохранившаяся в скалах волна, спасшая карлов", " питье Двалина", " плата племени камней" (" племя камней" - это карлы), " волна жителей скал" (" жители скал" - великаны), " мед Одина", " плата повелителя асов", " выкуп за Гиллинга", " влага котла груза виселицы" (" груз виселицы" - Один), " волна моря Одрерира", " деяние Регнира" (Регнир Один), " волна Бодн", " струг саксов скал" (" саксы скал" - карлы), " семя Сон", " потоки скалы ликования друга Мимира" (" друг Мимира" - Один, " скала ликования" - грудь, " потоки груди Одина" - поэзия), " находка Тунда" (Тунд - Один), " добыча Видура" (Видур - Один), " творение восхваления", " прибой влаги груди воителя" (" воитель" Один), " дар Гримнира" (Гримнир - Один)]

Поэзия зовется " морем либо влагой карлов", ибо кровь Квасира была налита в Одрерир прежде, чем был приготовлен мед, и там, в этом сосуде, он и был приготовлен. Потому его называют " жидкостью котла Одина", как сказал Эйвинд и как уже было написано. [Приводится полустрофа с кеннингом " влага котла бремени виселицы". ] Поэзию также называют " судном или кораблем карлов". " Кораблем карлов" поэзию называют теперь потому, что некоторые названия кораблей созвучны названиям пива. (94) Вот как здесь говорится: [приводится полустрофа с кеннингом " корабль карлов". ]

Какие есть кеннинги Тора? Его называют " сыном Одина и Земли", " отцом Магни, Моди и Труд", " мужем Сив", " отчимом Улля", а также " повелителем и владетелем молота Мьелльнир, Пояса Силы и Бильскирнира", " защитником Асгарда и Мидгарда", " недругом и истребителем великанов и великанш", " убийцей Хрунгнира, Гейрреда и Тривальди", " господином Тьяльви и Ресквы", " недругом Мирового Змея", " воспитателем Вингнира и Хлоры". [Приведены полустрофы Браги, Эльвира Хнувы, Эйлива, Эйстейна Вальдасона, Гамли, Торбьерна Скальда Дне и Ульва Уггасона с кеннингами Тора - " наследник Видрира" (Видрир - Один), " сын Земли", " отец Магии", " отец Труд", " друг Сив", " родич Улля", " устрашитель великанов", " владыка Бильскирнира", " сокрушитель черепа Хрунгнира", " отрубивший девять голов Тривальди", " враг рода вечерних жен" (" вечерние жены" - великанши), " владетель козлов", " истребитель гаутов гор" (" гауты гор" - великаны), " Видгюмнир брода Вимура" (Видгюмнир - имя великана). ] Здесь он зовется великаном брода Вимура. Вимур - имя реки, которую Тор перешел вброд по пути к дому Гейрреда. Так сказал скальд Ветрлиди: [в полустрофе, обращенной к Тору, говорится, что он переломал ноги Лейки, сокрушил Тривальди, поверг Старкала и умертвил Гьяльп (все это имена великанов и великанш). Вслед за тем Снорри цитирует строфу Торбьерна Скальда Дне, в которой говорится, что Тор убил Кейлу, Кьялланди, Аута, Лейди, Бусейру, Хенгьянкьяфту, Хюрроккин и Свивер. ]

Какие есть книги Бальдра? Его называют " сыном Одина и Фригг", " мужем Нанны", " отцом Форсети", " владетелем Хрингхорни и Драупнира", " недругом Хеда", " жителем Хель", " богом плача". Ульв Уггасон отводит сказанию о Бальдре большое место в своей " Хвалебной песни о доме", (95) а о том, почему Бальдра обозначают такими кеннингами, уже было написано.

Какие есть кеннинги Ньерда? Его называют " богом ванов", либо " родичем ванов", либо " ваном", а еще " отцом Фрейра и Фрейи" и " одаривающим богом". Так говорит Торд Сьяррекссон:

Гудрун в гневе гордой деве Херьяна воля Хамдир в поле сынов сгубила, с ваном не мило, коней обуздала, колет удало. (96)

Здесь речь идет о том, что Скади покинула Ньерда, о чем уже было написано.

Какие есть кеннинги Фрейра? Его зовут " сыном Ньерда", " братом Фрейи", а также " богом ванов", " потомком валов", " ваном", " богом изобилия" и " посылающим богатство". Так сказал Эгиль Скаллагримссон:

Ибо Аринбьерна обогатили Фрейр и Ньерд великой казной.

Фрейр еще зовется " недругом Бели", как сказал Эйвинд Губитель Скальдов: [приводится полустрофа с упомянутым кеннингом. ] Он также владетель Скидбладнира и вепря по имени Золотая Щетина, как здесь говорится:

Ивальди отпрыски некогда стали Скидбладнир строить для сына Ньерда светлого Фрейра струг самый крепкий. (97)

Так говорит Ульв Уггасон: [приводится полустрофа этого скальда, в которой упомянуто имя вепря Золотая Щетина. ] Вепрь этот зовется также Страшный Клык.

Какие есть кеннинги Хеймдалля? Его зовут " сыном девяти матерей", " стражем богов", как уже упоминалось, " белым асом", " недругом Локи" и " тем, кто добыл ожерелье Фрейи". Голова зовется " мечом Хеймдалля": сказывают, будто он был пробит насквозь человеческой головой. Об этом поведано в " Заклинаниях Хеймдалли", и с тех пор голову называют " погибелью Хеймдалля", подобно тому как меч зовется " погибелью человека". Хеймдалль владетель коня Золотая Челка. Упоминают и то, что он побывал на острове Вагаскер и у камня Сингастейн: тогда у них с Локи была распря из-за ожерелья Брисингов. Называют его и Виндлером. Ульв Уггасон подробно рассказал о том в " Хвалебной песни о доме". Там упоминается, что Хеймдалль и Локи были в обличье тюленей. Он также " сын Одина".

Какие есть кеннинги Тюра? Его зовут " одноруким асом", " вскормившим Волка", " богом битвы", " сыном Одина".

Какие есть кеннинги Браги? Его зовут " мужем Идунн", " зачинателем поэзии" и " длиннобородым асом". Всех длиннобородых зовут по его имени " Браги-бородач". Зовется он и " сыном Одина".

Какие есть кеннинги Видара? Называют его " молчаливым асом", " владетелем железного башмака", " недругом и убийцей Фенрира Волка", " асом - мстителем за богов", " поселившимся на пепелище отчего дома", а также " сыном Одина" и " братом асов".

Какие есть кеннинги Вали? Его зовут " сыном Одина и Ринд", " пасынком Фригг", " братом асов", " мстителем за Бальдра", " недругом Хеда и его убийцей", " обитателем отчего пепелища".

Какие есть кеннинги Хеда? Его зовут " слепым асом", " убийцей Бальдра", " метателем побега омелы", " сыном Одина", " жителем Хель", " недругом Вали".

Какие есть кеннинги Улля? Его зовут " сыном Сив", " пасынком Тора", " асом - лыжником", " асом - лучником", - " асом - охотником", " асом щита".

Какие, есть кеннинги Хенира? Его зовут " сотрапезником, попутчиком и собеседником Одина", " проворным асом", " длинною ногой" и " блистающим конунгом".

Какие есть кеннинги Локи? Его зовут " сыном Фарбаути и Лаувейи, или Надь", " братом Бюлейста и Хельблинди", " отцом Ванарганда" - это Фенрир Волк, " отцом Ермунганда" а это Мировой Змей, а также " отцом Хель, Нари и Али". Зовут его и " родичем и дядей, весенним попутчиком и сотрапезником Одина и асов", " гостем и украшением сундука Гейрреда", " вором великанов", " похитителем козла, ожерелья Брисингов и яблок Идунн", " родичем Слейпнира", " мужем Синен", " недругом богов", " губителем волос Сив", " кузнецом бед", " коварным асом", " наветчиком и обманщиком богов", " тем, кто виновен в смерти Бальдра", " связанным асом", " тем, кто препирался с Хеймдаллем и Скади". [Далее приводится строфа Ульва Уггасона с кеннингами " сын Фарбаути". т. е. Локи, " страж богов" и " сын восьми и одной матерей", т. е. Хеймдалль. ]

Теперь надо рассказать, отчего возникли те из перечисленных кеннингов, которые еще не объяснялись. Как поведал Эгиру Браги, Тор уехал на восток бить великанов, а Один отправился верхом на Слейпнире в Етунхейм и явился к великану по имени Хрунгнир. Тогда спрашивает Хрунгнир, кто это скачет в золотом шлеме по водам и воздуху? " У него, - говорит, конь на диво хорош". Один сказал, что готов прозакладывать свою голову, что не сыщется коня в Етунхейме, чтобы мог с ним сравниться. Хрунгнир говорит, что хорош конь, но у его, мол, коня ноги куда длиннее. Зовут его Золотая Грива. Рассердился Хрунгнир, вскочил на своего коня и несется за едином: хочет отплатить ему за кичливые речи. Один мчался так быстро, что совсем скрылся из глаз. И обуял тут Хрунгнира такой великанский гнев, что он и не заметил, как очутился внутри ограды Асгарда. Когда он появился в дверях, асы предложили ему выпить с ними пива. Хрунгнир вошел в палату и велел, чтобы ему подавали. Тогда принесли чаши, из которых обычно пил Тор, и Хрунгнир осушил их единым духом. Захмелев, он не скупился на громкие речи, похваляясь поднять всю Вальгаллу и унести в Етунхейм, потопить Асгард и поубивать всех богов, кроме Фрейи и Сив, а их - взять к себе. А Фрейя подливала ему. Си же хвалился, что выпьет у асов все пиво. Когда асам надоела его похвальба, они кликнули Тора. Тотчас явился в палату Тор, высоко занеся свой молот, и был он в великом гневе и спросил, кто это надумал, чтобы пили здесь коварные великаны, кто дозволил Хрунгниру войти в Вальгаллу, и зачем Фрейя ему подливает, словно на пиру у богов. Тогда отвечает Хрунгнир и совсем не как друг глядит он на Тора; говорит, что это Один пригласил его выпить пива и пришел он с его позволенья. И ответил Тор, что придется Хрунгниру пожалеть о том прежде, чем он выйдет из Асгарда. Хрунгнир говорит, что для Аса-Тора небольшая честь убивать его безоружным. Он может лучше испытать свое мужество, если отважится биться с ним на рубеже у Каменных Дворов. " И глупостью былое моей стороны, говорит, - оставлять дома мой щит и точило. Будь я при оружии, мы бы померялись силами. А не то, если ты хочешь убить меня безоружным, я назову тебя подлецом". Тор, конечно, не захотел уклоняться от единоборства, ведь прежде никто не вызывал его на поединок.

Пустился тогда Хрунгнир в обратный путь, и скакал он во весь опор до самого Етунхейма. И разнеслась среди великанов слава о его поездке, и о том, что они условились с Тором о поединке. Великаны понимали, что исход того боя решит их участь. Не ждать им добра от Тора, если погибнет Хрунгнир, ибо Хрунгнир был среди них сильнейшим.

Великаны слепили у Каменных Дворов глиняного человека, и был он девяти поприщ ростом и трех поприщ в обхвате. Только не нашли они сердца, чтобы было ему под стать, пока не взяли сердце одной кобылы, и было оно далеко не бестрепетным, когда явился Тор. У Хрунгнира же было прославленное сердце - из твердого камня и с тремя острыми выступами. По его подобию режется рунический знак, называемый " сердцем Хрунгнира". Голова его тоже была из камня, каменным был и щит его, широкий и толстый. Он держал перед собою тот щит, когда стоял у Каменных Дворов и поджидал Тора. А вместо оружия у него было точило. Он вскинул точило на плечо, и вид у него был не из приятных. Рядом с ним стоял глиняный исполин по имени Меккуркальви, и он сильно трусил. Говорят, что, увидев Тора, он обмочился.

Тор отправился на поединок, а с ним Тьяльви. Тьяльви побежал вперед туда, где стоял Хрунгнир, и сказал ему: " Ты поступаешь опрометчиво, великан, держа щит перед собою. Ведь Тор тебя видел! Он приближается под землей и нападет на тебя снизу". Тогда Хрунгнир сбросил щит себе под ноги и стал на него, держа точило обеими руками. И в тот же миг он увидел молнии л услышал сильные раскаты грома. И увидел он Тора во всем его божественном гневе: тот стремительно мчался, и, занеся свой молот, издалека метнул его в Хрунгнира. Хрунгнир поднял обеими руками точило и бросил его навстречу молоту. Точило столкнулось в воздухе с молотом и раскололось пополам. Один кусок упал на землю, из него-то и образовались все кремневые скалы. А другой кусок вонзился Тору в голову, так что он упал наземь. Молот же Мьелльнир попал в голову Хрунгниру и раскрошил ему череп. Хрунгнир свалился на Тора, и одна нога его оказалась у Тора на шее. А Тьяльви напал на Меккуркальви, и тот бесславно пал.

Тогда Тьяльви подошел к Тору, чтобы снять с него ногу Хрунгнира, да не смог. Услышав, что Тор упал, пришли и все асы, чтобы снять с него ногу, но и у них ничего не вышло. Тут подошел Магии, сын Тора и Ярисаксы. Было ему тогда три ночи отроду. Он спихнул с Тора ногу Хрунгнира и промолвил: " Какая незадача, отец, что я пришел так поздно! Думаю, я бы загнал великана кулаком в Хель, если бы с ним повстречался! ". Тор поднялся на ноги и поздоровался с сыном, говоря, что, верно, вырастет тот могучим богатырем. " И я хочу, - сказал, отдать тебе коня Золотая Грива, которым владел Хрунгнир". Тут вмешался Один и сказал, что Тор поступает нехорошо, отдавая такого доброго коня сыну великанши, а не своему отцу.

Тор возвратился в Трудвангар, а точило все сидело у него в голове. Тут пришла провидица по имени Гроа, жена Аурвандиля Смелого. Она пела над Тором свои заклинания, пока точило не стало шататься. Заметив это и понадеявшись, что теперь можно будет вытащить точило. Тор захотел заплатить за врачеванье, порадовав Гроу. И он рассказал ей о том, как шел с севера через реки Эливагар и нес на спине в корзине Аурвандиля, который тоже был на севере в Етунхейме. И в подтверждение того, что это правда. Тор рассказал, как Аурвандиль высунул из корзины палец ноги и его отморозил, а Тор отломал тот палец и забросил на небо, сделав из него звезду Палец Аурвандиля. Тор сказала-что Аурвандиль теперь уж скоро будет дома. И Гроа так тому обрадовалась, что позабыла все заклинания, и точило перестало шататься. Оно все сидит в голове у Тора. Поэтому следует остерегаться бросать точило поперек пола: тогда шевелится точило в голове у Тора.

Эту сагу переложил Тьодольв из Хвина в своей поэме " Хаустленг". (99) [Далее цитируются семь строф из упомянутого произведения Тьодольва. ]

Тогда сказал Эгир: " Думается мне, Хрунгнир был могучим великаном! А приходилось ли Тору, имея дело с великанами, совершать и другие богатырские подвиги? ".

Тогда отвечает Браги: " Немало интересного можно поведать и о том, как Тор ездил к Гейрреду. Не было тогда при нем ни молота Мьелльнир, ни Пояса Силы, ни железные рукавиц. А всему виною Локи, который был тогда с ним. Ибо вот что приключилось однажды с Локи, когда он летал для забавы в соколином оперенье Фригг. Из любопытства он залетел во двор к Гейрреду, и, увидев там высокие палаты, опустился и заглянул в окошко. А Гейрред завидел птицу из комнаты и велел поймать ее и принести себе. Слуга, которого он послал, полез по стене, и это стоило ему больших усилий, так высока была та стена. Локи пришлось по душе, что тот так бьется, чтобы добраться до него, и он вознамерился не улетать, пока тот не закончит весь свой нелегкий путь. Когда же человек был рядом, он расправил крылья, хотел оттолкнуться, и тут оказалось, что его ноги пристали к крыше. Схватили тогда Локи и принесли к Гейрреду. И, увидев глаза Локи, тот заподозрил, что перед ним человек, и велел ему держать ответ. Но Локи молчал. Тогда Гейрред запер Локи в сундук и три месяца морил его голодом. Когда же вытащил его Гейрред и приказал говорить, Локи поведал, кто он такой, и, чтобы откупиться, дал Гейрреду клятву привести к нему Тора, да без молота и без Пояса Силы.

Тор остановился на ночлег у великанши по имени Грид. Она была матерью Видара Молчаливого. Она поведала Тору всю правду о Гейрреде, что, мол, великан очень хитроумен и трудно с ним справиться. Она одолжила ему свой Пояс Силы и еще свои железные рукавицы и посох, что зовется посох Грид.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.