Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4.2. Практическое задание 2. Таблица 3 – АВС и ХУZ – анализ



4. 2. Практическое задание 2

Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методамАВС и ХУZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.

Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Исходные данные для проведения анализа АВС и ХУZ, руб

Номер позиции

Средний запас за год по позиции

Реализация за квартал

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

1. Необходимо дифференцировать ассортимент по методу АВС, выделив позиции, наиболее значимые с точки зрения занимаемой доли. Для этого рассчитаем долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса, разделив средний запас по каждой ассортиментной позиции на общую сумму запасов.

Например, позиция 1:

2500/30320 * 100 % = 8, 25 %

Общий объем запасов – 30320 = 2500+760+3000+…+17050+270 +4000

Доля запасов по позиции 1 в общем объеме запасов равно 8, 25 %.

Результаты внести в графу 3 таблицы 3.

Таблица 3 – АВС и ХУZ – анализ

Исходные и расчетные данные

Анализ АВС

Анализ ХУZ

Номер позиции ассортимента Средний запас по позиции Доля позиции в общем запасе, % Коэффициент вариации спроса по отдельной позиции ассортимента, % Номер позиции в списке, упорядоченном по признаку доли в общих запасах Доля позиции в общей сумме запасов, % Доля нарастающим итогом, % группа Номер позиции по списку, упорядоченному по коэффициенту вариации Ззначение коэффициента вариации, % группа
8, 25 6, 3

56, 23

56, 23

A

2, 5

X

2, 51 15, 8

13, 19

69, 42

3, 7

9, 89 52, 1

9, 89

79, 31

B

6, 3

1, 85 8, 2

8, 25

87, 56

4

8, 2

0, 36 85, 0

6, 20

93, 76

11, 9

Y

6, 20 11, 9

2, 51

96, 27

C

2

15, 8

0, 63

24, 5

1, 85

98, 12

7

24, 5

56, 23

2, 5

0, 89

99, 01

9

40, 8

Z

0, 89

40, 8

0, 63

99, 64

52, 1

13, 19

3, 7

0, 36

100, 00

5

Итого

 

 

 

 

 

 

 

2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместить в графах 5 и 6 таблицы 3.

На первом месту в списке, упорядоченном по возрастанию доли в общем запасе, оказалась ассортиментная позиция 8, удельный вес (доля) которой 56, 23 %.

Графа 7 таблицы 3 содержит данные о доли позиции нарастающим итогом, т. е. с учетом предшествующих позиций.

Например, доля нарастающим итого позиции 1 в упорядоченном списке 87, 56 %, т. е.

56, 23 % + 13, 19 % + 9, 89 % + 8, 25 % = 87, 56 %

3. Построить кривую АВС-анализа

Рисунок 1 – Кривая АВС-анализа

4. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С

Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:

• в группу А включают 20 % позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой (в графе 5 таблица 3 находится на первом месте).

• в группу В включают следующие 30 % позиций

• в группу С включают оставшиеся 50 % позиций (нижняя половина графы 5 таблицы 3). Следует иметь в виду, что стандартное разделение, может не ограждать специфики конкретного множества. С этой целью предлагается поводить разделение на основе кривой АВС-анализа. Участки кривой, на которых происходит резкое изменение радиуса кривизны, укажут на границы подмножеств, требующих разных подходов к управлению.

5. При дифференциации ассортимент по методу ХУZ весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, У или Z, является коэффициент вариации спроса (ν ) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.

Коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v) рассчитывается по формуле

 

%,

где Xi–  i-е значение спроса по оцениваемой позиции (таблица 2 – данные по кварталам);

       Xcр – среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

       n – число кварталов, за которые произведена оценка.

Среднеквартальное значение спроса (Xcр) определяется как обыкновенная средняя по кварталам через годовую реализацию деленную на четыре квартала. Например, позиция 1:

 

Xcр1 = (600+620+700+680)/4= 2600/4= 650.

 

Расчет коэффициента вариации спроса по отдельным позициям ассортимента рекомендуется производить в табличной форме (таблица 4). Расчет по первой позицию привести подробно, по остальным позициям представить только расчетные данные в таблице 4.

Таблица 4 – Форма для расчета коэффициента вариации спроса

Номер позиции

Реализация за год, руб.

Средняя реализа-ция за квартал, руб.

Числи-тель подкорен-ного выраже-ния

Подкоренное выраже-ние

Значение корня

Значение дроби

Значение коэффици-ента вариации

41, 2

0, 0634

6, 3

31, 6

0, 1581

15, 8

390, 5

0, 5207

52, 1

12, 2

0, 0816

8, 2

25, 5

0, 8498

85, 0

56, 1

0, 1194

11, 9

12, 2

0, 2449

24, 5

111, 8

0, 0251

2, 5

24, 5

0, 4082

40, 8

37, 4

0, 0370

3, 7

 

Пример расчета коэффициента вариации спроса для позиции 1:

Числитель подкоренного выражения (графа 4 таблицы 4):

(600 – 650)2 +(620 – 650)2+(700 – 650)2+(680 – 650)2= 6800

Подкоренное выражение (графа 5 таблицы 4):

6800/4 = 1700

Значение корня (графа 6 таблицы 4):

√ 1700 = 41, 2

Значение дроби (графа 7 таблицы 4):

41, 2/650=0, 063

Значение коэффициента вариации (графа 8 таблицы 4):

0, 063*100%= 6, 3 %

Результат расчета коэффициента вариации спроса внести в графу 4 таблицы 3.

6. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 9 и 10 таблицы 3.

Выше всех размещена позиция 8 и 10, у которых наименьшие коэффициенты вариации спроса 2, 5 и 3, 7, соответственно.

7. Построить кривую ХУZ (рисунок 2).

Рисунок 2 – Кривая ХУZ-анализа

8. Разделить анализируемый ассортимент на группы X, У и Z.

Деление ассортимента на группы осуществляется исходя из значения коэффициента вариации спроса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.