|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Практическое задание 2. Таблица 3 – АВС и ХУZ – анализ4. 2. Практическое задание 2 Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методамАВС и ХУZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами. Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице 2. Таблица 2 – Исходные данные для проведения анализа АВС и ХУZ, руб
1. Необходимо дифференцировать ассортимент по методу АВС, выделив позиции, наиболее значимые с точки зрения занимаемой доли. Для этого рассчитаем долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса, разделив средний запас по каждой ассортиментной позиции на общую сумму запасов. Например, позиция 1: 2500/30320 * 100 % = 8, 25 % Общий объем запасов – 30320 = 2500+760+3000+…+17050+270 +4000 Доля запасов по позиции 1 в общем объеме запасов равно 8, 25 %. Результаты внести в графу 3 таблицы 3. Таблица 3 – АВС и ХУZ – анализ
2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместить в графах 5 и 6 таблицы 3. На первом месту в списке, упорядоченном по возрастанию доли в общем запасе, оказалась ассортиментная позиция 8, удельный вес (доля) которой 56, 23 %. Графа 7 таблицы 3 содержит данные о доли позиции нарастающим итогом, т. е. с учетом предшествующих позиций. Например, доля нарастающим итого позиции 1 в упорядоченном списке 87, 56 %, т. е. 56, 23 % + 13, 19 % + 9, 89 % + 8, 25 % = 87, 56 % 3. Построить кривую АВС-анализа Рисунок 1 – Кривая АВС-анализа 4. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом: • в группу А включают 20 % позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой (в графе 5 таблица 3 находится на первом месте). • в группу В включают следующие 30 % позиций • в группу С включают оставшиеся 50 % позиций (нижняя половина графы 5 таблицы 3). Следует иметь в виду, что стандартное разделение, может не ограждать специфики конкретного множества. С этой целью предлагается поводить разделение на основе кривой АВС-анализа. Участки кривой, на которых происходит резкое изменение радиуса кривизны, укажут на границы подмножеств, требующих разных подходов к управлению. 5. При дифференциации ассортимент по методу ХУZ весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, У или Z, является коэффициент вариации спроса (ν ) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости. Коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v) рассчитывается по формуле
%, где Xi– i-е значение спроса по оцениваемой позиции (таблица 2 – данные по кварталам); Xcр – среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции; n – число кварталов, за которые произведена оценка. Среднеквартальное значение спроса (Xcр) определяется как обыкновенная средняя по кварталам через годовую реализацию деленную на четыре квартала. Например, позиция 1:
Xcр1 = (600+620+700+680)/4= 2600/4= 650.
Расчет коэффициента вариации спроса по отдельным позициям ассортимента рекомендуется производить в табличной форме (таблица 4). Расчет по первой позицию привести подробно, по остальным позициям представить только расчетные данные в таблице 4. Таблица 4 – Форма для расчета коэффициента вариации спроса
Пример расчета коэффициента вариации спроса для позиции 1: Числитель подкоренного выражения (графа 4 таблицы 4): (600 – 650)2 +(620 – 650)2+(700 – 650)2+(680 – 650)2= 6800 Подкоренное выражение (графа 5 таблицы 4): 6800/4 = 1700 Значение корня (графа 6 таблицы 4): √ 1700 = 41, 2 Значение дроби (графа 7 таблицы 4): 41, 2/650=0, 063 Значение коэффициента вариации (графа 8 таблицы 4): 0, 063*100%= 6, 3 % Результат расчета коэффициента вариации спроса внести в графу 4 таблицы 3. 6. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 9 и 10 таблицы 3. Выше всех размещена позиция 8 и 10, у которых наименьшие коэффициенты вариации спроса 2, 5 и 3, 7, соответственно. 7. Построить кривую ХУZ (рисунок 2). Рисунок 2 – Кривая ХУZ-анализа 8. Разделить анализируемый ассортимент на группы X, У и Z. Деление ассортимента на группы осуществляется исходя из значения коэффициента вариации спроса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|