|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рамендик Д.М. 4 страница9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете? 1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно; 2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени; 3) я делаю это редко или никогда не делаю. 10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слишком долго не может закончить мысль. Вы чувствуете желание поторопить его? 1) часто; 2) иногда; 3) почти никогда. 11. Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор? 1) часто; 2) иногда; 3) почти никогда. 12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно? 1) раз в неделю или чаще; 2) несколько раз в месяц; 3) почти никогда; 4) никогда. 13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто Вы опаздываете? 1) иногда; 2) редко; 3) почти никогда; 4) я никогда не опаздываю. 14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно? 1) часто; 2) иногда; 3) редко или никогда. 15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. д., и этот человек опаздывает уже на 10 минут. Вы: 1) спокойно подождете; 2) будете прохаживаться в ожидании; 3) обычно у Вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании. 16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы: 1) спокойно ждете своей очереди; 2) испытываете нетерпение, но не показываете этого; 3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие; 4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени. 17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п. ), то Вы: 1) напрягаете все силы, для победы; 2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно; 3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно. 18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе? 1) предпочитаю избегать этого; 2) принимаю потому, что это неизбежно; 3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует. 19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы: 1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться. 20. Чем, по Вашему мнению. Вы отличаетесь в настоящее время: 1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться. 21. По мнению Ваших родных или друзей Вы: часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и несклонны соревноваться? 22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу общую активность? 1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее; 2) около среднего; всегда есть какое-то занятие; 3) сверхактивность, бьющая через край энергия. 23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относитесь к своей работе слишком серьезно? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее энергичны, чем большинство людей? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за Короткое время Вы способны выполнить большой объем работы? да, абсолютно;. 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 26. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы большинство дел делаете в спешке? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень стараетесь выиграть? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе? 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю; 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный, (не было проблем); 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 31. Каким Вы представляете свой характер сегодня: 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный; • 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом? 1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше; 2) я чувствую легкую досаду; 3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу. 33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно Вас разозлили. Вы: 1) ответите резко; 2) ответите в спокойной форме; 3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить 4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно. 34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку? 1) ежедневно или чаще; 2) еженедельно; 3) ежемесячно или реже. 35. Работа, которую Вы должны закончить к определенному сроку, как правило: 1) не вызывает напряжения, потому что привычно однообразна; 2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей. 36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома? 1) нет; 2) да, но только изредка; 3) да, весьма часто. 37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает: 1) лучше; 2) обычное; 3) хуже. 38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое? 1) нет, никогда; 2) да, но не так часто; 3) да, постоянно. 39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в последующем году? 1) да; 2) нет, мне хотелось бы добиться большего; 3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен. 40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли: 1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности; 2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты. 41. К концу отпуска Вы: 1) хотите продлить его еще на недельку — другую; 2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе; 3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе. 42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено? 1) да; 2) нет; нет, никогда. 43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе? 1) да, часто; 2) да, иногда; 3) нет никогда. 44. В последние 3 года Вы получали какое-нибудь поощрение на работе? 1) никогда. 2) иногда; 3) часто; 45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой? редко или никогда; раз в неделю или реже почти постоянно. 46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время? на моей работе это невозможно; весьма редко иногда (реже, чем раз в неделю) часто 47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура? да; нет. 48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы: некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам; продолжаете работать также активно, несмотря на усталость. 49. Когда Вы работаете в коллектив, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить? редко; не чаще, чем от других; чаще, чем от других. 50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)? 1) никогда; 2) иногда; 3) часто; 51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы: прямо указываете ему на это; находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств; ничего не говорите об этом. 52. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы прилагаете: гораздо больше усилий; несколько больше усилий; примерно столько же усилий; немного меньше усилий; гораздо меньше усилий. 53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете: гораздо большую ответственность несколько большую ответственность примерно такую же ответственность; несколько меньшую ответственность; значительно меньшую ответственность. 54. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете необходимость торопиться? 1) гораздо больше; 2) несколько больше; 3) столько же; 4) несколько меньше; 5) гораздо меньше. 55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы: значительно более аккуратны; несколько более аккуратны; примерно в такой же степени аккуратны; несколько менее аккуратны; значительно менее аккуратны. 56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу. Ваше отношение к ней: 1) гораздо более серьезное; 2) несколько более серьезное; 3) мало отличается от других; 4) несколько менее серьезное; 5) значительно менее серьезное. 57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели: 1) больше часов; 2) примерно столько же; 3) меньше, чем раньше; 58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует: 1) меньшей ответственности; 2) столько же ответственности; 3) большей ответственности. 59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа: 1) более престижна; 2) столь же престижна; менее престижна. 60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)? 1) изменений не было или были однажды; 2) две; 3) три; 4) четыре; 5) пять и более. 61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени? 1) да; 2) нет. ОБРАБОТКА ДАННЫХ. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:
Если суммарное количество баллов: не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип А поведенческой активности личности; 168-335 баллов — диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно — А 1); 336-459 — диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности — тип АБ; 460-626 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно - Б 1); 627 баллов и выше — диагностируется с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип Б. Интерпретация результатов. 1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью типа А характерны: преувеличенная потребность в деятельности — сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений; постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, за новые достижения при постоянной неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на трудности и «поражение»; неумение и нежелание выполнять каждодневную, обстоятельную и однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания; нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения; энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи; импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника; . соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов; стремление к доминированию в коллективе или компаниях, возникновение тревоги и беспокойства под влиянием внешних обстоятельств и жизненных трудностей (легкая фрустрируемость). Как свидетельствует медицинская статистика, люди с типом поведения А имеют повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний. 2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны: повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетливостью и умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения; энергичная, выразительная речь и мимика; эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы; чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессовых ситуациях; стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности; при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но как внешние, так и внутренние проблемы преодолеваются волевым усилием. 3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности — АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены. Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию факторов, вызывающим стресс, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности. 4. Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б1, характерна рациональность в выборе режима активности, труда, отдыха и общения. Они могут проявлять высокую активность, но только если видят, что это необходимо и способны прекратить ее сразу, как только эта необходимость отпала. Они не азартны, скорее расчетливы. 5. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа Б характерно: повышенное внимание к своим собственным интересам в ущерб внешней активности; отсутствие инициативности в работе, отношение к ней как к необходимому условию и источнику средств существования; отсутствие выраженного стремления к достижениям, простота изменения целей; относительная расслабленность, стремление делать все, в том числе говорить, не спеша и обстоятельно; принятие решения после всестороннего анализа, а не импульсивно; продуманность, аккуратность и тщательность действий, отсутствие выраженной эмоциональности, амбициозности, агрессивности, стремления к доминированию; повышенное внимание к собственному здоровью, стремление к максимальному удобству и комфорту жизни. По статистике среди предпринимателей и менеджеров больше людей с типами поведения А, А1 и АБ, относительно меньше людей с типами поведения Б и Б1. Люди с поведением типа А и А1 как правило инициаторы новых дел, первопроходцы, руководители инновационных и рискованных проектов. Чем больше поведение человека приближается к типу Б, тем более подходит ему относительно спокойное, «рутинное» управление сложившимся коллективом, хорошо налаженным делом. В зависимости от доминирующих мотиваций и характера находится желание или нежелание личности делать карьеру. Карьера представляет собой продвижение человека в организационной или профессиональной иерархии или последовательность рода занятий в течение жизни. Внешняя объективная сторона карьеры – последовательность занимаемых личностью профессиональных и социальных позиций. Внутренняя сторона карьеры – установка на успех и активность в профессиональной и служебной деятельности. Люди с якорем автономии. Это психологические типы, испытывающие потребность в индивидуальной работе, связанной исключительно с личной ответственностью, отрицательно относящиеся как к начальникам, так и к необходимости работать в команде. Следовательно, такие люди не заинтересованы в служебной карьере, что касается карьеры профессиональной, то она их интересует только в той мере, в какой не затрагивает или не уменьшает их свободу деятельности. Люди с якорем технико-функциональной компетентности. Такие люди ценят успех в профессии и стремятся сделать профессиональную карьеру. Для них важно признание профессионального сообщества в тех формах, в которых оно существует: научные степени, премии, патенты за изобретения, известность и так далее. Якорь безопасности и стабильности означает, что человек воспринимает организацию, как защищающую и поддерживающую его структуру. Он не стремится делать карьеру, для него характерен конформизм и психологическая совместимость с группой. Якорь менеджерской компетентности. Эти люди идентифицируют себя с организацией, следовательно стремятся к служебной карьере. Это как правило. Социально одаренные личности, то есть способные организовывать, руководить и управлять. Они коммуникабельны и ответственны. И стремление к власти у них часто совпадает с интересами организации. Якорь предпринимательской креативности. Потребность создавать новое не связана напрямую с потребностью во власти или влиянии. Такие люди воспринимают продвижение по служебной или профессиональной лестнице как необходимое условие творчества, но не цель. Якорь соревновательной потребности. Личности, для которых в любой деятельности главное – успех, их не пугают риск, ответственность и неопределенность, зато раздражают рутина, правила и нормы. Якорь стиля жизни Оценка профессиональной деятельности с позиции обеспечения соответствующего уровня и образа жизни. В этом случае. Стремление к карьере подчинено стремлению к высокому материальному положению, престижным связям, известности. Такие люди при наличии высокого материального стимулирования их деятельности не испытывают потребности во власти или профессиональном признании. Деловой стиль зависит не только от мотивации и стиля активности. Важнейшим фактором делового стиля является пол участников общения. Избежать влияния полового фактора на деловые отношения практически невозможно. Психологические различия мужчин и женщин создают порой неосознаваемые коммуникативные барьеры. По мнению мужчин, женщина чаще демонстрирует неадекватное поведение. Мужчины упрекают женщин за неумение разбираться с собственными ошибками, пассивность и неправильную расстановку приоритетов. Женщина является «проблемой» для мужчины в деловых отношениях потому, что женский деловой стиль определяется ориентацией на человеческие отношения и проработку деталей – мужчину это раздражает. Мужчины ненавидят, когда женщины расстраиваются, нервничают и плачут. Например, женская манера перебивать у женщин является способом выражения повышенного интереса. Для мужчины такое поведение женщины – фактор раздражающий, Женщина всегда требует и ждет от мужчины определенных взглядов и принципов, пассивный мужчина с неустойчивыми взглядами чужд ее пониманию. Мужчина «непонятен» женщине своим формализмом. Она нервничает, если «он» не обращает на нее внимание и нервничает, если обращает. Женщина больше страдает от невоспитанности окружающих. Кроме того, ей постоянно досаждает мужской шовинизм. Деловой женщине приходится сопротивляться и стереотипным взглядам на женщину: женщины слишком чувствительны, женщины слишком нервозны, женщины непредсказуемы. Перечислим основные особенности женского и мужского стилей: Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин – эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям; Не смотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджмент как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и на интересы людей и их желание работать – у женщин; У мужчин рациональность и простота – главные критерии правильности решения, у женщин – позитивные человеческие последствия; Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам; Часто для мужчины результат важнее процесса, для женщины – наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения; Часто на словах женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины – более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений; Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные. Самооценка у женщины, как правило, занижена, а у мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90 % мужчин считают самым важным в жизни работу. принято считать женщину слабым полом. Поэтому деловой женщине приходится выбирать между мужским поведенческим стилем, который может привести к профессиональным успехам, и женским поведенческим стилем, который повысит самооценку окружающих ее мужчин, но не позволит ей сделать карьеру. При анализе психологического подтекста деловых отношений между мужчиной и женщиной следует принимать во внимание стандартные ситуации: «начальник – подчиненный», «деловые партнеры», «коллеги». Предубеждение против женщин – начальников общеизвестно. Каждый человек, взваливая на себя руководство, сталкивается с сопротивлением окружающих. Женщина сталкивается с дополнительным сопротивлением. Мужчины ожидают от женщины исполнительности, а не способности руководить. Женщина, следовательно, может или должна постоянно демонстрировать свою компетентность и силу. Психологически оптимальным считается тандем начальников мужчины и женщины, в котором мужчина выступает инструментальным лидером (формальным руководителем или человеком, способным распределять функции и принимать решения), а женщина – эмоциональным лидером (центром эмоционального напряжения и разрядки, человеком, обеспечивающем позитивные межличностные отношения в группе). Любая группа работает эффективно, если в ней есть мужчины и женщины. Мужчины не дают женщинам сплетничать и капризничать, а женщины не позволяют превратить организацию в казарму. Таким образом, мужчина и женщина в деловых отношениях не могут не демонстрировать особенности и различия когнитивных, эмоциональных и волевых реакций и поведенческих стилей. Мужчины стремятся к независимости, а женщины заботятся о взаимозависимости, поэтому наличие в любой группе мужчин и женщин является позитивным фактором. Эффективность деятельности мужчин и женщин зависит от того, насколько они сами и окружающие условия способствуют не «равенству полов», а «равенству в различии». Деловой женщине приходится учитывать значимость правил, предписаний, инструкций для мужчин и использовать свое знание для обходных маневров. А мужчине необходимо принимать в расчет женскую обидчивость и эмоциональную память. Современные технологии общения дают возможность разным людям не изменяться, а приспосабливаясь друг к другу, делать свою жизнь комфортной. Хорошо известно, что, независимо от пола, люди различаются по степени общительности. умение общаться во многом определяет и профессиональный, и жизненный успех человека.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|