![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Схема 6с. 3 страницаОрган по сертификации отменяет сертификат и право применения знака ССПБ в следующих случаях: нарушение контролируемых требований нормативных документов к сертифицированной продукции; неуведомление органа по сертификации о внесенных изменениях в документацию на продукцию или методы ее испытаний; изменение конструкции, состава, комплектности продукции; изменение организации и (или) технологии производства; изменение или невыполнение требований и технологий, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества; невыполнение в установленные сроки требований решения о приостановлении действия сертификата; отказ от проведения инспекционного контроля; непредоставление возможности инспекционного контроля в установленные при выдаче сертификата сроки. Отмена действия и изъятие сертификата оформляются решением об отмене сертификата. Решения о приостановлении действия и отмене сертификата утверждаются руководителем органа по сертификации и вручаются под расписку или высылаются по почте владельцу сертификата в недельный срок. Информация о приостановлении и отмене сертификатов направляется в центральный орган ССПБ, а также, по импортируемой продукции - в Государственный таможенный комитет РФ. Повторное представление на сертификацию продукции, на которую отменен ранее выданный сертификат, осуществляется в общем порядке. Этап корректирующих мероприятий ранее регламентировался положениями п. 18 Порядка проведения сертификации продукции. В частности, было предусмотрено следующее. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации продукции: приостанавливает действие сертификата; информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в Положении о Системе сертификации в области пожарной безопасности в России; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий. При проведении корректирующих мероприятий изготовитель (продавец): определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушением установленных требований продукции, номер и размер партии, наименование, тип и модель продукции; уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции. После того как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты признаны удовлетворительными, орган по сертификации: возобновляет действие сертификата; информирует заинтересованных участников сертификации. При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и выдает держателю сертификата решение об отмене действия сертификата.
Статья 148. Дополнительные требования, учитываемые при аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)
Комментарий к статье 148
1 - 2. Комментируемая статья, на что указано непосредственно в ее названии, устанавливает дополнительные требования, учитываемые при аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров). К данной статье отсылает положение ч. 1 ст. 147 комментируемого Закона, предусматривающее, что сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, и дополнительными требованиями, изложенными в комментируемой статье. Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 163. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 147 Закона), необходимость аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) для осуществления осуществления соответственно обязательной сертификации, проведения исследований (испытаний) и измерений продукции при осуществлении обязательной сертификации предусмотрена в положениях п. п. 1 и 4 ст. 26 Федерального закона " О техническом регулировании". Выше также говорилось (см. комментарий к ст. 147 Закона), что до принятия комментируемого Закона Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 312 утверждалось Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации (утратило силу). На основании этого документа МЧС России 21 апреля 2006 г. были утверждены руководящие документы " Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации. РД ССПБ-1" < 397> и " Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. РД ССПБ-2" < 398>. -------------------------------- < 397> Пожарная безопасность. 2006. N 4. < 398> Там же.
Ряд положений " Требований к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. РД ССПБ-2" воспроизведен в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи. Так, в ч. ч. 1 и 2 данной статьи вошли следующие положения, содержащиеся в п. 24. 1 РД ССПБ-2 в отношении оснащения испытательной лаборатории: испытательная лаборатория должна быть оснащена собственным оборудованием, средствами измерений, а также расходными материалами (химическими реактивами, веществами и др. ) для правильного проведения испытаний, определенных областью ее аккредитации, что требуется для признания ее компетентности; испытательное оборудование, средства и методики измерений должны отвечать требованиям стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных документов на методы испытаний. Испытательное оборудование должно быть аттестовано, а средства измерений поверены в установленном порядке; использование испытательной лабораторией испытательного оборудования и средств измерений, не принадлежащих лаборатории, допускается только в следующих случаях: 1) для дорогостоящего или уникального оборудования (не имеющего широкого распространения или требующего регулярного квалифицированного обслуживания), если для обеспечения области аккредитации требуется его регулярное использование; 2) для уникального оборудования, которое используется лабораторией нерегулярно; 3) при временной неисправности своего оборудования или прохождении им аттестации или поверки в период проведения испытаний; в случае, предусмотренном подпунктом 1 (" для дорогостоящего или уникального оборудования" ), количество испытаний, в которых необходимо использование стороннего оборудования, должно составлять не более 10% от общего числа показателей, определенных областью аккредитации лаборатории. Это оборудование должно быть учтено в соответствующих документах лаборатории в соответствии с требованиями настоящего документа, и лаборатория должна иметь письменное согласие владельца оборудования (договор аренды, соглашение о сотрудничестве и т. п. ) предоставлять его для проведения испытаний в необходимое время, обеспечивать пригодность для этих целей и возможность контроля его состояния; объем работ, выполняемых с помощью оборудования по подп. 2 " для уникального оборудования, которое используется лабораторией нерегулярно", не должен превышать 10% от общего количества за год в пересчете на количество итоговых протоколов испытаний. Однако воспроизведены данные положения в комментируемой статье с изменениями, которые наглядно видны при сопоставлении данной статьи с п. 24. 1 РД ССПБ-2. 3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи оборудование и средства измерения, не принадлежащие испытательной лаборатории, могут использоваться только при условии, что такое оборудование аттестовано и средства измерений проверены в установленном порядке. Данное требование ранее содержалось в положениях в п. 24. 1 " Требований к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации. РД ССПБ-2". В пункте 6 Положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, предусмотрено, что дополнительным критерием аккредитации испытательных лабораторий (центров) является наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия объектов подтверждения соответствия установленным требованиям в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации. Следует отметить, что требование ч. 3 комментируемой статьи согласуется с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ " Об обеспечении единства измерений" < 399>, в соответствии с ч. 4 ст. 1 которого измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании, относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это означает, что на измерения продукции, проводимые в рамках обязательной сертификации, распространяются требования названного Закона к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. -------------------------------- < 399> СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3021.
4. Пункт 1 ч. 4 комментируемой статьи устанавливает, что организация, претендующая на аккредитацию в качестве органа по сертификации на соответствие требованиям комментируемого Закона, может быть аккредитована, если в составе этой организации имеются аккредитованная лаборатория с аналогичной областью аккредитации. Данное требование отличается от правил п. 43. 4 названного выше Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, которыми предусматривалось следующее: организация может быть аккредитована как орган по сертификации, как правило, при наличии в ее структуре аккредитованной в ССПБ испытательной лаборатории; допускается аккредитация органа по сертификации, не имеющего в своем составе испытательной лаборатории, при наличии в регионе аккредитованных испытательных лабораторий и отсутствии других аккредитованных органов; область аккредитации такого органа по сертификации не должна превышать областей аккредитации испытательных лабораторий данного региона. Законом 2012 г. N 117-ФЗ в ч. 4 комментируемой статьи включен пункт 2, предусматривающий такое условие аккредитации организации в качестве органа по сертификации на соответствие требованиям комментируемого Закона, как наличие работников - специалистов (экспертов), аттестованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего Приказа МЧС России, устанавливающего порядок такой аттестации.
Статья 149. Особенности подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности
Комментарий к статье 149
В комментируемой статье, определяющей особенности подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности, предусмотрено, что данное подтверждение соответствия может проводиться как путем декларирования их соответствия, так и путем их обязательной сертификации, но в независимости от формы подтверждения соответствия к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов (декларации о соответствия или сертификата соответствия), в обязательном порядке должен прикладываться протокол испытаний с указанием значений показателей, установленных комментируемым Законом. Выполнение данного требования обеспечивает возможность осуществления т. н. входного контроля, в рамках которого проверяется соответствие веществ и материалов, используемых в производстве, требованиям комментируемого Закона. Так, ранее в п. 15 Порядка проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации, утв. Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 312 (утратил силу), предусматривалось, что в рамках такого этапа сертификации, как оценка производства, наряду с прочим исследуются вопросы наличия и выполнения в процедурах входного контроля процедур проверки характеристик сырья, материалов, комплектующих изделий, влияющих на выполнение требований к конечной продукции.
Статья 150. Особенности подтверждения соответствия средств огнезащиты
Комментарий к статье 150
1. Комментируемая статья, определяющая особенности подтверждения соответствия средств огнезащиты, в ч. 1 устанавливает, что подтверждение соответствия средств огнезащиты осуществляется только в форме сертификации (это правило следует и из положений ст. 146 комментируемого Закона о схемах подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности). С учетом сказанного выше в отношении принципов выбора федеральным законодателем форм обязательного подтверждения соответствия (см. комментарий к ст. 146 Закона) следует отметить, что в данном случае отказ от приоритетной формы обязательного подтверждения соответствия - декларирования соответствия - обусловлен высокой степенью потенциальной опасности, связанной с использованием средств огнезащиты. 2 - 4. В частях 2 - 4 комментируемой статьи определены требования к содержанию: сопроводительных документов, представляемых заявителем в аккредитованный орган по сертификации для проведения сертификации (ч. 2); протоколов испытаний испытательных лабораторий (ч. 3); сертификата соответствия (ч. 4). Ранее подобные требования содержались в соответствующих нормах пожарной безопасности, в т. ч. в упоминаемых выше (см. комментарий к ст. 136 Закона), НПБ 236-97 " Огнезащитные составы для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности", НПБ 238-97 " Огнезащитные кабельные покрытия. Общие технические требования и методы испытаний", НПБ 251-98 " Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие технические требования. Методы испытаний". В частности, согласно п. 5. 1 НПБ 236-97 для получения сертификата пожарной безопасности заказчик должен представить в орган сертификации: разработанную и утвержденную в установленном порядке техническую документацию на огнезащитный состав; протоколы испытаний, подтверждающие огнезащитную эффективность состава. В соответствии с п. 5. 2 НПБ 236-97 в сертификате пожарной безопасности на огнезащитный состав кроме общих сведений, установленных бланком сертификата, должны быть отражены следующие специальные показатели и характеристики: название огнезащитного состава; группа огнезащитной эффективности; виды, марки, толщины слоев грунтовых, декоративных или атмосфероустойчивых лакокрасочных покрытий, используемых в комбинации с указанным средством огнезащиты при сертификационных испытаниях; толщина огнезащитного покрытия и расход огнезащитного состава для установленной группы огнезащитной эффективности. В пункте 7. 5. 2 НПБ 236-97 предусмотрено, что протокол испытания должен содержать: наименование организации, проводящей испытания; наименование организации-заказчика; дату изготовления огнезащитного состава; способ нанесения и толщину покрытия; наименование огнезащитного состава, сведения об изготовителе, товарный знак и маркировку огнезащитного состава с указанием технической документации; дату проведения испытаний; наименование нормативного документа на методы проведения испытаний; визуальные наблюдения при испытании; эскизы и описание испытанных образцов, данные о контрольных измерениях состояния образцов, эксплуатационных свойствах покрытий и перечень отклонений, допущенных при изготовлении образца, от технических документов на конструкцию; запись контролируемых параметров, результаты их обработки и оценку; видео- или фотоматериалы; заключение о группе огнезащитной эффективности покрытия; срок действия протокола. 5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что маркировка средств огнезащиты, наносимая производителями на продукцию, может содержать только сведения, подтвержденные при сертификации. Данное правило является нововведением, поскольку оно в соответствующих нормах пожарной безопасности не содержалось.
Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 34. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 151. Заключительные положения
Комментарий к статье 151
1. В комментируемой статье содержатся заключительные положения, т. е. предписания, связанные со вступлением в силу комментируемого Закона. Ранее федеральный законодатель зачастую называл подобные положения переходными, но с определенного времени он руководствуется правилом юридической техники о том, что переходными именуются положения, применение которых рассчитано на период между принятием федерального закона и вступлением его в силу (в этом отношении определенный характер переходных носят положения ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи). Следует иметь в виду, что отдельные заключительные положения содержатся и в иных статьях комментируемого Закона, нежели комментируемая статья (в частности, в нормах ч. 4 ст. 4, ч. ч. 7 и 8 ст. 64 Закона). В норме ч. 1 комментируемой статьи учтено положение п. 1 ст. 46 Федерального закона " О техническом регулировании" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ), согласно которому со дня вступления в силу названного Закона (т. е. с 1 июля 2003 г. ) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. При этом в п. 1. 1 указанной статьи предусмотрено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 ст. 6 Федерального закона " О техническом регулировании" (т. е. в тех же целях, в которых принимаются технические регламенты: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей), в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных статьей 46 названного Закона особенностей изменения в нормативные правовые акты РФ, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Упомянутые особенности разработки и принятия таких нормативных правовых актов РФ, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти определены в том же п. 1. 1 ст. 46 Федерального закона " О техническом регулировании" (эти особенности определены по аналогии с положениями ст. 9 названного Закона о порядке разработки и принятия технических регламентов Постановлениями Правительства РФ). 2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает особенность декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств для продукции общего назначения на период до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов: схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств (а речь идет о схеме 1д подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности - декларация соответствия заявителя на основе собственных доказательств, см. комментарий к ст. 146 Закона) применяется только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Иначе говоря, пока не вступят в силу соответствующие технические регламенты, не могут принимать декларацию соответствия продукции общего назначения требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств следующие виды заявителей: изготовители; юридические лица и предприниматели, выполняющие функции иностранного продавца; предприниматели, выполняющие функции иностранного изготовителя (о понятиях указанных лиц см. комментарий к ст. 145 Закона). 3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи признается юридическая сила следующих видов документов, выданных, принятых до дня вступления в силу комментируемого Закона (т. е. до 30 апреля 2009 г., см. комментарий к ст. 152 Закона): 1) документов об аккредитации, выданных в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам); 2) принятых документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям пожарной безопасности. Указанные документы в соответствии с рассматриваемой нормой считаются действительными до окончания установленного в них срока. Как представляется, в данной норме учтена правовая позиция, изложенная КС России в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П < 400> и позднее подтвержденная в ряде других решений. Согласно этой правовой позиции допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, которое может повлечь ухудшение положения граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставлением гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. -------------------------------- < 400> СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2276.
Статья 152. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 152
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Там же установлено то, что неопубликованные законы не применяются. Кроме того, согласно указанной конституционной норме любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" < 401>, согласно ст. 4 которого (в ред. Федерального закона от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ < 402> ) официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в " Парламентской газете", " Российской газете", " Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на " Официальном интернет-портале правовой информации" (www. pravo. gov. ru). -------------------------------- < 401> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801. < 402> СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5977.
Полный текст комментируемого Закона опубликован: в " Парламентской газете" - в N 47 - 49 от 31 июля 2008 г.; в " Российской газете" - в N 163 от 1 августа 2008 г.; в " Собрании законодательства Российской Федерации" - в выпуске N 30 (ч. 1) от 28 июля 2008 г. (ст. 3579). При этом следует иметь в виду, что согласно правовой позиции КС России, изложенной в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П < 403>, день, которым датируется выпуск " Собрания законодательства Российской Федерации" с текстом федерального закона, не может считаться днем его обнародования; указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами. С учетом указанной правовой позиции днем официального опубликования комментируемого Закона следует считать 31 июля 2008 г., т. е. первый из дней опубликования текста Закона в газете. -------------------------------- < 403> СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202.
Как предусмотрено в ст. 6 Федерального закона " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Соответственно, комментируемой статьей и установлен такой " другой" порядок вступления в силу комментируемого Закона - данный Закон (все его положения без каких-либо изъятий) вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования. Таким образом, днем вступления в силу комментируемого Закона следует считать 30 апреля 2009 г. Предопределен же этот порядок вступления в силу комментируемого Закона правилом п. 10 ст. 7 Федерального закона " О техническом регулировании", согласно которому технический регламент, принимаемый федеральным законом, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Подавляющая часть изменений, внесенных Законом 2012 г. N 117-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования данного Закона, т. е. с 12 июля 2012 г. Особый порядок вступления в силу установлен, во-первых, для норм, вносящих изменения в ст. ст. 82 - 84 комментируемого Закона, - эти нормы вступают в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования Закона 2012 г. N 117-ФЗ, т. е. с 13 июля 2014 г., и во-вторых, для норм, вносящих изменения в ст. 97 комментируемого Закона, - эти нормы вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Закона 2012 г. N 117-ФЗ, т. е. с 13 июля 2015 г. Необходимо также упомянуть, что обязательность повторного опубликования в официальных изданиях полного текста федерального закона, в который внесены изменения, Федеральный закон " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" не предусматривает (в норме ч. 4 его ст. 9 говорится лишь о возможности повторного официального опубликования в полном объеме федерального закона, в который были внесены изменения или дополнения). Достаточно лишь официального опубликования федерального закона, которым внесены изменения в ранее изданный федеральный закон. В этой связи уместно упомянуть об Определении КС России от 20 декабря 2005 г. N 515-О < 404>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на норму ст. 4 названного Закона, допускающей действие закона без повторного опубликования его полного текста в официальных изданиях после внесения в него изменений и дополнений. Соответственно, текст комментируемого Закона повторно - в связи с принятием Закона 2012 г. N 117-ФЗ, внесшего в него изменения - официально не опубликовывался. -------------------------------- < 404> СПС.
Приложение к Федеральному закону " Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(в ред. Федерального закона от 10. 07. 2012 N 117-ФЗ)
Таблица 1
Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния
Комментарий к таблице 1
К комментируемой таблице отсылает часть 1 ст. 11 комментируемого Закона, указывая, что в данной таблице приведен перечень показателей, необходимых для оценки пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния (однако в названии данной таблицы говорится о перечне показателей, необходимых для оценки только пожарной опасности веществ и материалов). Ранее номенклатура показателей и их применяемость для характеристики пожаровзрывоопасности веществ и материалов определялись в п. 1. 4 ГОСТ 12. 1. 044-89 " ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения". В данном документе указанная номенклатура определена в следующем виде.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|