|
|||
Виктор Клемперер. LTI. Язык третьего рейха.. Записная книжка филолога. Мой жене. Еве Клемперер. Виктор Клемперер⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Из‑ за слов… Так заканчивается книга об LTI, языке Третьей империи. Но только ли о языке эта книга? Нет, говоря о словах, о языке, Виктор Клемперер рассказал нам о жизни и смерти в гитлеровской Германии, о высоком и низком, о людях и нелюдях, но прежде всего — о себе. Ибо весь кошмар существования под каждодневной угрозой смерти он пережил‑ прожил сам. Утешение же и опору ученый нашел в своей профессии, в своем призвании филолога. Уже на первых страницах он рисует образ канатоходца, держащего в руках балансир и держащегося на проволоке над пропастью благодаря этому балансиру. Но кто же такой Виктор Клемперер? Интеллигентному читателю фамилия покажется знакомой, как же, ведь Отто Клемперер — один из крупнейших дирижеров 20 века, его имя стоит в том же ряду, что и имена Тосканини, Фуртвенглера, Орманди. Кроме того, порывшись в памяти, можно припомнить и врача, которого пригласили лечить Владимира Ленина в 1922 г. и который в 1923 г. участвовал в консилиуме, собравшемся по тому же поводу. Речь идет о Георге Клемперере. А Виктор — кузен Отто и родной брат Георга — филолог, специалист по романской, то есть французско‑ итальянско‑ испанской, литературе и соответствующим языкам. Виктор Клемперер родился 9 октября 1881 г. в Ландсберге, небольшом городе на реке Варте (после 1945 г. отошел к Польше и сейчас называется Гожув Велькопольский), в семье раввина. В 1890 г. семья переселилась в Берлин, где отец занял пост второго проповедника в еврейской реформированной общине. В 1902—1905 гг. Клемперер изучал философию, романскую филологию и германистику в университетах Мюнхена, Женевы, Парижа и Берлина. С 1905 по 1912 гг. жил в Мюнхене, зарабатывая на жизнь литературным трудом. В 1912 г. он принял христианство (протестантизм). В 1912—1913 гг. написал свою докторскую работу и защитил ее в Мюнхенском университете. В 1914 г. защитил cum laude габилитационную работу, выполнив ее под руководством известного лингвиста и литературоведа Карла Фосслера (1872—1949), специализировавшегося в области романистики и оказавшего сильное влияние на научное мышление Клемперера. От Фосслера (автора исследования «Культура Франции в зеркале развития языка», 1913) — то пристальное внимание к языку как субъекту культуры, которое бросается в глаза читателю книг Клемперера. В 1914—1915 гг. он преподает в Неапольском университете, пишет там большое исследование о Монтескье. Научная и педагогическая деятельность была прервана войной, на которую Клемперер уходит добровольцем. После службы в фронтовых частях его назначают военным цензором в Управление по цензуре книжной продукции (в Ковно, затем в Лейпциге). Когда война закончилась, он получает место экстраординарного профессора в Мюнхенском университете (1919), а в 1920 г. — кафедру романистики в дрезденском Высшем техническом училище (это почтенное учебное заведение, основанное в 1828 г., называется теперь Техническим университетом). Там он проработал до 1935 г., когда его уволили из‑ за еврейского происхождения. Всю жизнь Клемперера жгла память о том, как в 1933 г. он, «казуистически успокаивая свою совесть, которой‑ то все было ясно», присягнул правительству Гитлера, цепляясь за свое «уже давно оподленное» место профессора. Клемперер не эмигрировал, как его родственники. Благодаря «арийской» жене (пианистке Еве Клемперер, урожденной Шлеммер, 1882—1951) ему была сохранена жизнь. В 1940 г. он с женой подвергся принудительному переселению из собственного дома в один из дрезденских «еврейских домов», о которых он много пишет в книге «LTI». В феврале 1945 г. Клемпереру с женой удалось спастись, покинув Дрезден, разрушенный в жестоком налете союзнической авиации 13 февраля. К тому времени в Дрездене осталось около 70 евреев, все они были обречены нацистами на смерть (один из гестаповцев советовал Клемпереру при обысках: «Купи себе газа на 10 пфеннигов! Мы ведь тебя все равно доконаем, облегчи нам работу! »). Но в ночь на 13 февраля большинство из них погибли под бомбами союзников. Клемперер и его жена уцелели, во время налета они потеряли друг друга, но уже утром были вместе. Перед ними забрезжила надежда на спасение. Им удалось найти приют в Баварии и вернуться в Дрезден в июне того же года, уже после краха гитлеровского режима. В послевоенной Германии Клемперера привлекают к работе в комиссии по денацификации. Многие бывшие PG приходят к нему, вымаливают рекомендации, свидетельства того, что они ни в чем преступном не были замешаны. В ноябре 1945 г. он возвращается в дрезденское Высшее техническое училище, откуда его уволили нацисты, он — ординарный профессор. Вступает в Коммунистическую партию Германии. События его жизни с июня по декабрь 1945 г. зафиксированы в дневнике, в названии которого издатели использовали слова самого автора — «А вокруг все так неустойчиво» («Und so ist alles schwankend»). 25 июня 1946 г. в газете «Tä gliche Rundschau» появляется его статья «Нацистский вариант немецкого языка (Das Nazi‑ Deutsch). Записная книжка филолога». В ней излагается концепция книги, которая выйдет через год. Эта книга — «LTI», сырьем для нее послужили дневники, которые он вел на протяжении всего нацистского господства (Ева Клемперер время от времени отвозила накопившиеся материалы своей подруге в город Пирна неподалеку от Дрездена, где они чудом сохранились). В 1946 г. он возглавляет Культурбунд. В 1947—1960 г. Клемперер ведет преподавательскую деятельность в университетах Грайфсвальда, Халле и Берлина. В 1950 г. становится депутатом от Культурбунда в Народной палате ГДР. Ему присуждают Национальную премию ГДР III класса (1952), он избирается действительным членом берлинской Академии наук (1953). В 1952 г. он вступает в брак с Хадвиг Кирхнер. В 1954 г. выходит в свет фундаментальное исследование Клемперера, над которым он работал еще до войны (его рукопись хранилась в Пирне вместе с дневниками): «История французской литературы 18 столетия. Том 1. Век Вольтера». Второй том, «Век Руссо», вышел в 1966 г., уже после смерти автора. Умер Виктор Клемперер 11 февраля 1960 г. Жизнь Клемперера до 1945 г. подробно описана в его дневниках и воспоминаниях, ныне доступных читателям: Curriculum vitae. Erinnerungen 1881—1918 (1989); Leben sammeln, nicht fragen wozu und warum. Tagebü cher 1918—1932 (1996); Ich will Zeugnis ablegen bis zum letzten. Tagebü cher 1933—1945 (1995); Und so ist alles schwankend. Tagebü cher Juni bis Dezember 1945 (2 изд. — 1996). Библиография его трудов (410 ссылок, состояние на 31 декабря 1956 г. ) приведена в сборнике: Im Dienst der Sprache. Festschrift fü r Victor Klemperer. Zum 75. Geburtstag am 9. Oktober 1956. Herausgegeben von Horst Heintze und Erwin Silzer. VEB Max Niemeyer Verlag. Halle (Saale) 1958. Добрая половина ссылок в библиографии относится к трудам по романской филологии, четверть — к работам по германистике, остальное — работы по мировой литературе, по вопросам методологии, педагогики и культуры, проблемам высшей школы. После Второй мировой войны Клемперер много пишет и выступает с докладами. Статьи и выступления посвящены возрождению культуры в Германии, современной языковой ситуации в Германии, чистоте немецкого языка, преодолению вражды между Германией и Францией и духовной связи этих стран (кстати, он участвовал в переговорах о мире между Францией и Германией в Саарбрюккене и Париже). Есть заметка даже о «Великой октябрьской социалистической революции». За последние годы популярность Клемперера в Германии очень выросла. В середине 90‑ х годов разразился настоящий бум, связанный с его книгами. Их печатают, читают по радио и в театре, снимают на их основе документальный фильм. Вот несколько фактов, взятых из прессы. В сообщении агентства dpa от 5 мая 1995 г. говорится: «Берлинское издательство Aufbau‑ Verlag продало права на издание в США „Дневников“ Виктора Клемперера (1933—1945) за рекордную сумму более 840 000 марок. Как сообщает издательство, контракт с нью‑ йоркским издательством Random House предполагает выплату самой большой суммы, которая когда‑ либо была заплачена за права на перевод в США немецкой книги». В заметке «Sü ddeutsche Zeitung» от 4 мая 1995 г. на ту же тему говорится подробнее: поначалу одно нью‑ йоркское издательство предложило за права всего 20 000 долларов, далее развернулся торг, напоминающий аукцион, в котором победило издательство Random House, предложившее 550 000 долларов. (Не правда ли, эти сообщения легко вписываются в главу «Проклятие суперлатива»? ) 27 ноября 1995 г. в Мюнхенском университете состоялась церемония присуждения Клемпереру (посмертно) антифашистской Премии имени брата и сестры Шолль за дневники, которые представляют собой важный документ, показывающий страдания еврейского народа при нацистском режиме. Премия в 20 000 марок вручена издателю дневников и вдове (второй жене) писателя. С речью, названной «Принцип — точность» выступил писатель Мартин Вальзер. «У Клемперера учишься: надо думать о своей совести, а не следить за совестью других людей». В 1995 г. сценарист из Лейпцига Петер Штайнбах взялся за сценарий документального 13‑ серийного фильма по дневникам Клемперера (1933—1945). Издательство Aufbau‑ Verlag продало права кинофирме Neue Filmproduktion Berlin на выпуск этого фильма, который будет показан в конце 1999 г. по германскому телеканалу ARD. 6 июня 1996 г. радиостанция DeutschlandRadio начала чтение послевоенных дневников Клемперера (июнь‑ декабрь 1945 г. ). Программа была рассчитана на 5 передач (читал артист Джерри Вольфф). В январе 1996 г. в течение 7 дней в мюнхенском театре Kammerspiele проходило чтение дневников Клемперера, которые он вел в во время нацистского господства. Актерский ансамбль провел чтения (в общей сложности 84 часа) без всяких театральных ухищрений. С 1 марта по 12 апреля 1996 г. в помещении библиотеки Свободного университета (Берлин) работала выставка, посвященная Клемпереру. На ней были представлены многочисленные литературоведческие, публицистические работы ученого и, конечно, его автобиографический труд — воспоминания и дневники за огромный период 1919—1945 гг.
Почему же раньше об этом человеке знали лишь немногие специалисты? В ФРГ — понятно, ведь Клемперер после войны вступил в коммунистическую партию, а потому не вызывал особого доверия в Западной Германии. Но почему — при всех его заслугах на академическом и общественном поприщах — его имя не упоминалось в Советском Союзе? До перестройки никакие работы Клемперера не переводились, в Краткой Литературной Энциклопедии он упоминается однажды, и то мельком, а в академическую «Историю немецкой литературы» он не попал. Причина, мне кажется, одна. Дело в том, что в наследии Клемперера есть одна небольшая книга, изданная в Германии сразу после войны и впоследствии нечасто, но переиздававшаяся, она‑ то и заставляла партийных идеологов в ГДР и СССР поеживаться. Эту книгу в русском переводе читатель и держит в руках. В ней умный, проницательный ученый, человек, за плечами которого долгая жизнь, гражданин Германии еврейского происхождения, которого в период, когда Германия строила национал‑ социализм, каждый день подстерегала смерть, дает свое объяснение того малопонятного факта, что огромные массы населения Германии (причем не только «простой» народ, но и «непростой» — интеллектуалы, аристократы) были в течение 12 лет заражены, охвачены безумием, последствия которого всем известны. Объяснений этого факта давалось и дается множество, но Клемперер — ученый‑ филолог — подходит к проблеме с достаточно нетривиальной (особенно в те годы) стороны, со стороны языка. Во многом, если не во всем, причина кроется в языке, а точнее, в сознательном использовании нацистами языка в качестве орудия духовного порабощения целого народа. Поскольку в Советском Союзе уже существовал подобный прецедент, а в Восточной Германии идеологическая обработка населения после 1945 г. не прекратилась, а только поменяла ориентиры, популяризировать эту книгу смысла не было. Уж очень все похоже. В упомянутой статье в газете «Tä gliche Rundschau» (от 25 июня 1946 г. ) Клемперер пишет: «То, что нацизму удалось двенадцать лет держать немецкий народ в духовном рабстве, бесспорно, следует по большей части связывать с единовластием особого нацистского языка. А поскольку солидное число типичных нацистских выражений все еще в ходу, охоту за этими ядовитыми остатками никак нельзя назвать занятием чисто эстетическим или чисто филологическим, и уж подавно — педантичной ученой казуистикой. Необходимо выявить корни и сущность этого языка. И данной задачей следует заняться лингвистам и экономистам, историкам, юристам, ученым‑ естественникам. …[в книге „LTI“] речь идет о наблюдениях, которые в основном были сделаны не в кабинете, а непосредственно в жизни, и достаточно часто в самые ее злые часы; ведь часто бывали жестокими гестаповцы, а им‑ то в рот я и смотрел». Последний образ отсылает к знаменитой фразе Мартина Лютера, который советовал внимательно относиться к народной речи, «смотреть народу в рот (aufs Maul sehen)». Книга «LTI» показывает, что, перебирая слова, которыми мы — по большей части, особо не задумываясь, — пользуемся, можно не только описать жизнь (благодаря реалиям, схваченным в словах), но и проникнуть в секреты не видимых на поверхности механизмов, управляющих этой жизнью. Клемперер — один из тех, кто убежден, что язык не просто орудие человеческого общения, не просто носитель информации, хранитель накопленного людского опыта и знаний (культуры), но властный распорядитель жизни. Лейтмотивом проходят по книге строки шиллеровского дистиха о языке, который «сочиняет и мыслит» за нас. В эпиграф вынесены слова Розенцвейга о том, что язык — «больше, чем кровь». Мысль о всевластии языка, как нигде, важна в применении к нашей стране, имеющей опыт тоталитаризма с его двумя страшными орудиями господства и принуждения — языком (тотальной, всепроникающей пропаганды) и террором. Простодушная, а иногда даже слепая вера нашего народа в слово (особенно печатное или авторитетно передаваемое средствами массовой информации) делает его особенно предрасположенным ко всевозможным идеологическим заразам. Умелое оперирование определенной (лживой по замыслу) системой слов и жесткая изоляция людей от других «систем» позволяют идеологам превращать общество самостоятельно мыслящих людей в послушное стадо[277]. Когда рухнул нацистский режим, Клемперер с горечью обнаружил, что язык Третьего рейха не умер, он сохранился в головах поколения живущего и передавался новым. То же произошло после краха ГДР и объединения Германии. Язык тоталитарного коммунистического немецкого государства будет постоянно вытесняться, но процесс этот не быстрый. А что говорить о нас, когда язык советской пропаганды до сих пор жив в речах активистов левой оппозиции. На их голос, на знакомые и привычные слова откликаются миллионы — в основном уже немолодых — наших сограждан. Невидимые языковые поводки могут повести людей, не защищенных критическим сознанием и самостоятельным взглядом на вещи, в любом направлении. И этим пользуются не только идеологические манипуляторы. Ведь реклама с ее «слоганами» — это еще одна система управления людьми (пропаганда, по сути, есть идеологическая реклама). Надо надеяться, что более безобидная: пусть уж лучше меня будут убеждать в преимуществах того или иного сорта чая или зубной пасты, чем призывать к истреблению людей определенного класса, определенных национальностей или носителей «инакомыслия».
Несколько слов нужно сказать о заглавии книги. Строго говоря, LTI переводится как «Язык Третьей империи», но было решено остановиться на варианте «Язык Третьего рейха», поскольку в нашей стране выражение «Третий рейх» однозначно ассоциируется с гитлеровской Германией и сочетание «Третья империя» может вызвать недоразумения. Позволю себе напомнить, что под «Первой империей» в Европе подразумевается Священная Римская Империя (Sacrum Romanorum Imperium, Heiliges Rö misches Reich), основанная франкским королем Оттоном I (912—973), первым императором Священной Римской Империи («Священной», кстати, она стала в 1254 г. ). В конце 15 в. название разрослось, добавлены слова «немецкой нации». Сама Империя (после Вестфальского мира 1648 г. существовавшая чисто номинально, как совокупность в основном мелких государств) официально прекратила существование в 1806 г. Второй империей стала бисмарковская Германия после объединения в 1871 г. Германская империя (Deutsches Reich) фактически рухнула в 1918 г., но в официальных документах это название немецкого государства сохранялось в Германии до 1945 г., без «перерыва» на Веймарскую республику[278]. Термин «Drittes Reich», «Третья империя», который в СССР стали переводить как «Третий рейх», был заимствован гитлеровцами из книги Мёллера ван ден Брука (Das dritte Reich, 1923), об этом см. примечание на с. 152 [прим. 126]. Согласившись на «рейх», переводчик, однако, не счел нужным продолжать советскую традицию транслитерации («Майн кампф») вполне ординарного названия книги Гитлера «Моя борьба». Далее. Хочется обратить внимание читателей на словесную пару «фашизм» — «нацизм». В Советском Союзе в обыденном языке привилось слово «фашизм» (с дериватами «фашист», «фашистский») для обозначения политического режима, существовавшего в Германии в 1933—1945 гг. Когда речь заходила и заходит о режиме Муссолини, обычно добавляют для пояснения прилагательное «итальянский». Слово «нацизм» («нацист», «нацистский») употребляется в обыденном языке гораздо реже, в основном, когда речь идет о нацистской партии (NSDAP) и ее членах. В западной традиции под фашизмом (при наличии у этого слова расширительного смысла) все‑ таки чаще подразумевают именно итальянский фашизм, а гитлеровский режим называют национал‑ социализмом или нацизмом. (Кстати, само слово «фашизм» в английском написании несет характерные особенности исходного латинского слова fascism [не fashism или faschism] — от лат. fascis, «пучок», «связка»). Известно, что фашизм возник в Италии. Для него характерны такие моменты, как вождизм, корпоративное государство, национализм (хотя в 1938 г. официально были приняты расовые доктрины по образцу нацистских, расизм в антиеврейском варианте не привился, — возможно потому, что итальянцы тоже относятся к так называемой средиземноморской расе). Идеология так и не была четко сформулирована, как это имело место в советском марксизме и германском национал‑ социализме. В других странах фашистские движения — в Англии (Освальд Мосли), в Испании (Франко), после войны в Аргентине (Хуан Перон) — открыто признавали свою приверженность идеям (итальянского) фашизма. Для нацистского движения, зародившегося в Австрии, отличительной чертой являются расовая доктрина (заимствованная у Гобино, Чемберлена и других теоретиков) и социалистический характер, огосударствление экономики, опора на рабочих и мелкую буржуазию. До прихода к власти Гитлер успокаивал крупных промышленников и банкиров тем, что социалистическая риторика используется им только для пропагандистских целей и что для крупной буржуазии NSDAP не представляет такой опасности, как две марксистские партии (социал‑ демократическая и коммунистическая). Укрепив власть, Адольф Гитлер повел уже самостоятельную политику, независимую от крупного капитала. Можно предположить, что пропагандисты коммунистической партии в СССР стремились внушить людям, что в Германии строится совершенно «не тот» социализм, и «не то» социалистическое государство, что в СССР. А потому применили уже существовавшее в русском языке слово «фашизм» (его знал и Владимир Ленин) к гитлеровскому режиму. Ну а если приходилось упоминать соответствующую партию, то ее название тенденциозно искажалось — вместо «национал‑ социалистической» она стала «национал‑ социалистской» (см. БСЭ, 3 изд. ). В Большом энциклопедическом словаре (1997) историческая правда был восстановлена. В русском языке слово «фашизм» всегда употребляется с ярко выраженной негативной оценкой. Эпитет «фашист» — ругательство, имеющее смысл «человек, такой же плохой, преступный, жестокий, отвратительный, опасный, как гитлеровцы, немецкие нацисты» (не итальянские фашисты! ). Отношение к итальянским фашистам в массовом сознании более снисходительное, фигура Муссолини (особенно после фильма «Обыкновенный фашизм») — скорее комичная, чем зловещая. Безусловно, нацистские идеологи оглядывались на опыт фашизма с его культом Древнего Рима (взять хотя бы нацистское приветствие — выброшенная вверх правая рука — ср. картину Давида «Клятва Горациев»), да и «фюрер» — это перевод итальянского «дуче». Сближают их и общие родовые тоталитарные черты. Но все же это разные явления, и смешивать их вряд ли нужно. Тем более, что во время Великой отечественной войны Советский Союз воевал прежде всего с нацистской Германией. И последнее. Переводить книгу было непросто, поскольку для того, чтобы не засушить эти дневники, не превратить их в чисто филологический материал с автобиографическими вставками, нужно было не только приводить примеры лексики LTI, но по возможности подыскивать эквиваленты из нашей жизни и нашего языка. Как принято говорить в таком случае, пусть читатель сам оценит, насколько переводчик справился со своей задачей. Но переводить «LTI» было, вместе с тем, отрадно. Давно уже мечталось о появлении этой столь важной книги на русском языке. И вот эта мечта сбылась, книга станет фактом нашей интеллектуальной жизни, мысли ее автора станут достоянием многих, и не только специалистов. И многие, оглядываясь назад, на историю нашей страны, попытаются ответить на вопрос, который задавал себе Виктор Клемперер: «Как это стало возможным, что образованные люди совершили такое предательство по отношению к образованию, культуре, человечности? »
[1] раз‑, де‑. Здесь и далее примечания переводчика. При подготовке примечаний использовались следующие издания: V. Klemperer. Und so ist alles schwankend. (Berlin, 1996); «Der Nationalsozialismus Documente 1933—1945» (Frankfurt A. M., 1957); «Энциклопедия Третьего Рейха» (М., 1996); У. Ширер. Взлет и падение Третьего рейха Т. 1 (М., 1991); «Encyclopaedia judaica» (Jerusalem, 1973), «Краткая еврейская энциклопедия» (Иерусалим, 1976 cл. ).
[2] Имеются в виду вклинивания войск союзников.
[3] Культурбунд («Kulturbund zur demokratischen Erneuerung Deutschlands») — массовая организация, созданная в 1945 г. с целью демократического обновления Германии и преодоления последствий нацистского режима. С 3 марта 1946 г. ее возглавлял В. Клемперер.
[4] Бернд Роземайер (1909—1938) — немецкий автогонщик.
[5] Ханс Хорст Вессель (1907—1930) — немецкий штурмовик; после гибели в уличной драке был возведен нацистской пропагандой в ранг национального героя.
[6] Элли Роземайер‑ Байнхорн (р. 1907) — жена Б. Роземайера.
[7] Bund Deutscher Mä del (Союз немецких девиц, см. прим к с. 311 [прим. 230]), Hitlerjugend (Гитлерюгенд, Гитлеровская молодежь), Deutsche Arbeitsfront (Немецкий трудовой фронт).
[8] Диффамация (от лат. diffamo — порочу) — распространение порочащих сведений о ком‑ либо.
[9] Адольф Гласбреннер (1810—1876) — немецкий писатель‑ юморист и сатирик.
[10] Имеется в виду работа: «Geschichte der franzö sischen Literatur im 18 Jahrhundert». Bd. 1 — Berlin, 1954; Bd. 2 — Halle, 1966.
[11] Партайгеноссен, члены NSDAP (Национал‑ социалистической немецкой рабочей партии).
[12] «Weil ein Vers dir gelingt in einer gebildeten Sprache, / Die fü r dich dichtet und denkt, glaubst du schon Dichter zu sein? » («Dilettant»). В русском переводе Н. Вильям‑ Вильмонта дистих «Дилетант» звучит следующим образом: «Если удался стишок на языке изощренном, / Мыслящем, друг, за тебя, мнишь, что ты тоже поэт? » В кн.: Ф. Шиллер. Собр. соч. в 8 томах. Т. I. Л., 1936, с. 151 (из цикла «Памятки»).
[13] Фильм американского режиссера Йозефа фон Штернберга (1930).
[14] Франц фон Папен (1879—1969) — немецкий дипломат и политический деятель. 1 июня 1932 г. стал рейхсканцлером Германии. Поддерживал Гитлера и способствовал установлению нацистской диктатуры в Германии.
[15] старого режима (франц. ).
[16] «Симплициссимус» — сатирический иллюстрированный еженедельник, издававшийся в Мюнхене в 1896—1942 гг.; в нем печатались Т. Манн, Г. Манн, Г. Гессе, А. Цвейг и др. Был закрыт нацистами.
[17] Людвиг Фульда (1862—1939) — плодовитый и популярнейший на рубеже веков и вплоть до 30‑ х годов драматург, незаурядный переводчик, поэт, эссеист и новеллист. После прихода нацистов к власти преследовался как еврей и покончил жизнь самоубийством.
[18] Законом от 22 сентября 1933 г. в Третьем рейхе была создана Имперская палата по делам культуры, контроль за которой осуществляло Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом. Имперская палата по делам культуры объединяла семь подпалат: по делам прессы, радиовещания, кинематографии, театра, литературы, музыки и изобразительных искусств («Der Nationalsozialismus. Documente 1933—1945», S. 95)
[19] Reichswehr — германские вооруженные силы времен Веймарской республики.
[20] Генрих фон Клейст (1777—1811) — немецкий писатель и драматург. В его творчестве большое место занимала национально‑ патриотическая проблематика.
[21] Фриц фон Унру (1885—1970) — драматург, романист и оратор, много писавший о войне и жизни офицеров.
[22] Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927) — немецкий философ, социолог, историк и культуролог. Подробнее о нем см. гл. XXI.
[23] Имеется в виду труд швейцарского историка Якоба Буркхардта (1818—1897) «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860, русский перевод 1904—1906 и 1996)
[24] общественная жизнь (лат. ).
[25] «День Потсдама», когда по инициативе национал‑ социалистов первое заседание нового рейхстага было открыто в потсдамской гарнизонной церкви, где покоились останки Фридриха Великого. Гитлер рассматривал это как важную в пропагандистских целях демонстрацию согласия между представителями старых прусско‑ немецких традиций (в лице Гинденбурга) и новым Рейхом.
[26] Персонаж драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихинген». Сценическая редакция 1804 г. III акт, VI явление.
[27] Вильгельм Вундт (1832—1920) — немецкий психолог, физиолог, философ и языковед.
[28] необходим (франц. ).
[29] Очищение крови (исп. ).
[30] Volksgenosse, буквально «товарищ по народу».
[31] Август Вассерман (1866—1925), Пауль Эрлих (1854—1915), Альберт Людвиг Нейссер (1855—1916) — немецкие ученые еврейского происхождения, сделавшие ряд важных открытий в области бактериологии, иммунологии и венерологии.
[32] Имеется в виду монополист в области кинопроизводства и кинопроката в Германии 20—30‑ х годов — концерн UFA (Universum‑ Film AG), во главе с Альфредом Гугенбергом (1865—1951), крупным предпринимателем и политическим деятелем, основателем и председателем Немецкой национальной народной партии (Deutschnationale Volkspartei, DNVP, 1918—1933, в 1925 и 1927—1928 гг. — правящая партия).
[33] Вальтер Ратенау (1867—1922) — министр иностранных дел в Веймарской республике, подписал Рапалльский договор с Советской Россией. Убит террористами из организации «Консул». Вскоре их выследила полиция. Один из них погиб в перестрелке, а другой покончил с собой.
[34] битва за хлеб (итал. ).
[35] «Wochenschau», «Еженедельное обозрение» — официальная кинохроника в нацистской Германии.
[36] 30 января 1933 г. президент Германии Гиндербург назначил Гитлера рейхсканцлером.
[37] Стажер, готовящийся к карьере государственного служащего.
[38] «Stahlhelm — Bund der Frontsoldaten», «Стальной шлем — союз фронтовиков», военизированная организация, созданная в 1918 г., а в 1933 г. влившаяся в SA.
[39] То есть членов Немецкой национальной народной партии (см. сноску на с. 45). [прим. 32].
[40] Имеется в виду процедура принятия («приобщения к») единой идеологии нацистской Германии в соответствии с политикой приобщения («унификации» или «подключения», «Gleichschalten»).
[41] Аннемари Кёлер (1892—1948) — врач‑ хирург, знакомая Клемпереров. С 1937 г. работала в больнице в Пирне. Ей Клемперер передал на хранение свои рукописи.
[42] Эрих Мюзам (1878—1934) — немецкий поэт, драматург, публицист. Клемперер ошибается: Мюзам не дожил до своего шестидесятилетия. Он погиб в концлагере Ораниенбург.
[43] Здесь и далее в квадратных скобках приводятся слова, отсутствующие в оригинале, но необходимые для уточнения смысла.
[44] Георг Брандес (1842—1927) — датский литературный критик. Кремперер упоминает шеститомный труд Брандеса «Главные течения в европейской литературе 19 в. » (1872—1890).
[45] термином (франц. ).
[46] На выборы в рейхстаг 12 ноября 1933 г. был предложен список, абсолютное большинство в котором составляли нацисты. Одновременно был проведен референдум об отзыве представителей Германии из Лиги наций.
[47] Натан Мудрый — заглавный герой пьесы Г. Э. Лессинга.
[48] В оригинале «der Fü hrer». Наличие артикля в таком случае свидетельствует об особом почтении со стороны говорящего.
[49] Alles echte Germanen (AEG).
[50] См. прим. к с. 42. [прим. 25]
[51] заводить, натягивать, закручивать. Об этом многозначном немецком глаголе речь пойдет в следующей главе.
[52] Имеется в виду роман немецкого писателя Теодора Пливье (1892—1955) «Stalingrad» (Wien etc., 1958).
[53] Эта теория изложена Бергсоном в работе «Смех» (1899—1900).
[54] Выражение «der dumme August» означает «дурак», «рыжий» (в цирке).
[55] Саарская область после поражения Германии в Первой мировой войне передана под управление комиссии Лиги Наций (1919. ). В 1935 г. она отошла к Германии по результатам плебисцита.
[56] В эту ночь авиация союзников разрушила Дрезден, погибло около 35 000 жителей.
[57] вывешивать плакат, объявление.
[58] Георг Бюхманн (1822—1884) — немецкий филолог, автор популярного словаря «Geflü gelte Worte Der Zitatenschatz des deutschen Volkes gesammelt und erlä utert von G. Bü chmann» (1864).
[59] Теодор Фонтане (1819—1898) — немецкий писатель. Роман «Штехлин» опубликован в 1899 г.
[60] Член детской гитлеровской организации, вроде «октябренка».
[61] Связка, пучок (лат. ).
[62] Вот эта семья однокоренных слов Rede — речь, reden — говорить, произносить речь, rednensch — ораторский.
[63] «Eh ick mir hangen lasse, jloob ick an den Sieg»
[64] Ж. ‑ Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании. М, 1911, с. 435, 443 (перевод П. Д. Первова).
[65] В переводе Н. Вильмонта это место звучит так: «Не спеши отдать его на лютый суд толпы, свирепой черни буйных изуверов! » (Г. Э. Лессинг. Натан Мудрый. Акт IV, явление IV В кн.: Г. Э. Лессинг. Драмы. Басни в прозе. М., 1972, с. 406).
[66] Имеется в виду «июльский заговор» 1944 г., попытка покушения на Гитлера во время военного совещания в его ставке под Растенбургом (Восточная Пруссия): в заговоре приняли участие высшие военные и административные чины, дипломаты, священнослужители и др.
[67] Жозеф Бедье (1864—1937) — французский филолог, специалист по романской филологии. С 1903 г. — профессор Коллеж де Франс.
[68] Франсуа Понсар (1814—1867) — французский драматург.
[69] См. Дан 5, 30.
[70] Мартин Мучманн — в 1924—1945 гг. гауляйтер Саксонии.
[71] Эрнст Толлер (1893—1939) — немецкий писатель‑ экспрессионист, Иоганнес Роберт Бехер (1891—1958) — немецкий писатель и государственный деятель, в раннем творчестве отдал дань экспрессионизму. Унру — см. прим к с. 38. [прим. 21]
[72] Ханс Йост (1890—1978) — немецкий драматург, поэт, с 1933 г. — президент Академии немецкой культуры, с 1935 — президент Имперской палаты по делам литературы и Имперской палаты по делам театра.
[73] zackig — четкий, угловатый.
[74] «Deutsche Allgemeine Zeitung», «Немецкая общая газета».
[75] с точки зрения евреев (лат. ).
[76] «Перелетные птицы» (Wandervö gel) — национально‑ патриотическое молодежное движение в Германии до Первой мировой войны, туристский союз.
[77] Бальдур фон Ширах (1907—1974) — лидер немецкой молодежи, в 1933—1940 гг. — руководитель Гитлерюгенда.
[78] Речь идет о бомбардировке Дрездена союзниками в ночь с 13 на 14 февраля 1945 г.
[79] Франц Грильпарцер (1791—1872) — австрийский поэт и драматург.
[80] Перевод С. Свяцкого. В кн.: Ф. Грильпарцер. Пьесы. М., 1961, с. 512, 522.
[81] Вероятно, имеется в виду Фридрих Макс Мюллер (1823—1900), выдающийся немецкий филолог, языковед и историк религий. Вильгельм Шульце (1863—1935) — немецкий лингвист, автор работ по индогерманской этимологии.
[82] Антон Беттельхейм (1851—? ) — австрийский писатель.
[83] Имеется в виду роман английского писателя Хоуорда Спринга (1889—1965) «О, Авессалом» (1938), который впоследствии получил название «Мой сын, мой сын».
[84] В оригинале имеется в виду замена слова «Jude» в повествовательной форме словом «Jud’» в устной звательной форме, в данном случае производящей впечатление грубого окрика.
[85] Знаменитый немецкий дирижер и композитор Отто Клемперер (1885—1973), кузен автора. В американской эмиграции с 1933 по 1945 гг.
[86] Карл Эмиль Францоз (1848—1904) — австрийский писатель и публицист. Имеется в виду его книга: «Из полу‑ Азии», 1876.
[87] Речь идет об идише, бытовом и литературном языке европейских евреев, сложившемся в 10—14 вв. на основе одного из верхненемецких диалектов, который подвергся интенсивной гебраизации и усвоил ряд фонетических, морфологических особенностей древнееврейского языка, а также письмо и частично лексику последнего.
[88] Вальтер фон дер Фогельвейде (ок. 1170 — ок. 1230), Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170 — ок. 1220) — поэты‑ миннезингеры.
[89] Sippe — род, клан, родня.
[90] Буквально «вендский», т. е. лужицкий, отосящийся к лужицким сербам, или сорбам, — славянам, живущим в окрестностях Котбуса и Дрездена.
[91] Лесной массив в бассейне р. Шпрее.
[92] По имени немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840).
[93] Малолитражку «фольксваген» сконструировал Фердинанд Порше (1875—1951), «отец» немецких танков. На базе легкового автомобиля был создан армейский вездеход.
[94] Warthegau — гay Третьего рейха, так называлась аннексированная западная область Польши.
[95] Рядом с этими городами находились нацистские концлагери. Аушвиц — немецкая форма для польского топонима «Освенцим».
[96] Что‑ нибудь вроде «могилки для копейки».
[97] Femd hö rt mit.
[98] Аббревиатура выражения «kommt nicht in Frage», «об этом не может быть и речи», «это невозможно». Чуть ниже упоминается еще одно разговорное сокращение того же типа «Какфиф», «kommt auf keinen Fall in Frage», т. е. «об этом ни в коем случае не может быть и речи», «это абсолютно невозможно».
[99] По‑ немецки это звучит так «Роро», «Penne ohne Pause oben! ».
[100] Herstellunsanweisung der Wirtschaftsgruppe.
[101] Hamburg‑ Amerikanische Packetfahrt‑ Actien‑ Gesellschaft, акционерное общество «Морские перевозки Гамбург — Америка».
[102] Hieb — по‑ немецки «удар» — произносится практически так же, как и аббревиатура «Hib».
[103] ί χ θ ύ ς, по‑ гречески «рыба». ’Ι η σ ο υ ς Χ ρ ι σ τ ο ς, Θ ε ο υ Υ ί ό ς, Σ ω τ ή ρ.
[104] Sozial‑ demokratische Partei Deutschlands — Социал‑ демократическая партия Германии.
[105] Der Alte Fritz — народное прозвище короля Пруссии Фридриха II Великого.
[106] Имеются в виду рубашки а‑ ля Шиллер, апаш.
[107] Штефан (Стефан) Георге (1868—1933) — немецкий поэт‑ символист. Кружок Ш. Георге объединял талантливых представителей немецкой интеллигенции — Ф. Гундольфа, Л. Клагеса и др.
[108] В 1873 г. американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление происходило одновременно на трех манежах. Барнум соединил цирк с паноптикумом и различными аттракционами.
[109] Эдвин Эрих Двингер (1898—1981) — немецкий писатель. См. прим. к с. 219. [прим. 171]
[110] Капповский путч — антиправительственный мятеж, организованный в марте 1920 г. в Веймарской республике журналистом и землевладельцем Вольфгангом Каппом, Германном Эрхардтом, генералом Эрихом Людендорфом и др. Мятеж, нацеленный на установление военной диктатуры, потерпел неудачу.
[111] Вариант перевода: «Немецкая кошка».
[112] Вариант перевода: «головная организация немецкой кошки».
[113] Оскар Вальцель — (1864—1944) — немецкий теоретик и историк литературы, автор исследований «Немецкие романтики» (1908), «Идейные течения в 19 веке» (1924) и др.
[114] Имеется в виду Первая мировая война.
[115] Glaubensgesprä ch. Терминологическое значение этого слова — «межконфессиональное собеседование, спор о вере».
[116] Оберзальцберг — высокогорное село на юге Баварии, где находилась резиденция Гитлера Бергхоф.
[117] «Ами» — американцы, «томми» — британцы.
[118] 9 ноября 1923 г. национал‑ социалисты, воспользовавшись кризисной ситуацией в Германии, решились на открытое выступление в Мюнхене с целью захвата власти. Колонна демонстрантов (около 2000 человек), во главе которой шли генерал Людендорф, Гитлер, Геринг и другие партийные бонзы, была обстреляна полицейским подразделением на Резиденцштрассе перед зданием Фельдхернхалле. Шестнадцать человек погибли.
[119] Blutzeuge, т. е. «засвидетельствовавшие веру своей кровью», как называли первохристианских мучеников.
[120] Роберт Лей (1890—1945) — заведующий Организационным отделом NSDAP и руководитель DAF.
[121] Начиная с 1937 г. в Германии открывались школы‑ интернаты под эгидой партии для специально отобранных мальчиков, первоначально это были школы им А. Гитлера, размещенные в партийных орденских замках Зонстхофен, Фогельзанг, Крессинзее, в 1938 г. заложено еще десять школ такого типа. Воспитанникам внушалась идея их избранничества и готовности к выполнению особых заданий партии.
[122] Адольф Шпамер (1883—1953) — германист и этнолог, в 1926—1949 гг. — профессор Дрезденского высшего технического училища.
[123] Шутка, основанная на близости звучания слова «небо» (химмель) и фамилии Гиммлер (Химмлер): Царство Небесное — Himmelreich (химмельрайх), гиммлеровское царство — Himmlerisches Reich (химмлеришес райх).
[124] с известными изменениями (лат. ).
[125] 18 мая 1848 г. в соборе св. Павла во Франкфурте‑ на‑ Майне открылось общегерманское Национальное собрание, цель которого заключалась в объединении раздробленной Германии. Часть депутатов настаивала на исключении из территории будущей Германии земель, принадлежащих Габсбургам, и на объединении этой «Малой Германии» под эгидой Пруссии. Но была и другая точка зрения: объединить все германские государства под началом Австрии. 28 марта 1849 г. франкфуртский парламент принял конституцию единого германского рейха. В апреле того же года корона германского императора была предложена прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который, однако, отказался принять ее. Германия объединилась только при канцлере Бисмарке.
[126] Артур Мёллер ван ден Брук (1876—1925) — немецкий искусствовед, историк культуры. В сотрудничестве с Д. Мережковским ван ден Брук подготовил и издал первое собрание сочинений Достоевского на немецком языке в 22 томах (1906—1915). Позднее переключился на философию истории и политическую публицистику. Для него характерна «консервативно‑ революционная» ориентация в области национальной и социальной политики. Название книги ван ден Брука «Третий рейх» было использовано нацистами в пропагандистских целях.
[127] В ходе денацификации в Германии устанавливалась степень виновности отдельных членов партии, непричастные к преступлениям нацистов реабилитировались.
[прим. ] Оригинальная руна, приведенная в книге В. Клемперера:
[128] Георг Гервег (1817—1875) — немецкий поэт и публицист революционно‑ демократической ориентации.
[129] Людвиг Тоблер (1827—1895) — немецкий филолог‑ германист.
[130] Карл Фосслер (1872—1949) — немецкий литературовед, специалист по романской литературе. С 1911 по 1937 и с 1945 по 1949 гг. — профессор Мюнхенского университета. Глава школы «неофилологии», которая способствовала переходу от позитивизма в литературоведении на идеалистические и эстетические позиции. Был научным руководителем Клемперера при написании им габилитационной диссертации.
[131] Люттих — немецкая форма названия бельгийского города Льеж.
[132] Станиолевые полоски сбрасывались союзнической авиацией для выведения из строя («ослепления») радаров, управляющих огнем зенитной артиллерии.
[133] Вильгельм Шерер (1841 — 1886) — немецкий филолог, автор фундаментального труда «История немецкой литературы» (1880—1883, русский перевод — 1893).
[134] Культуроведение (Kulturkunde) — педагогическая дисциплина, применяющая целостный подход к разнообразным явлениям культуры того или иного народа — языку, литературе, истории, географии и искусству, с тем чтобы понять их и сделать предметом обучения как единый (совокупный) феномен. Возникла на основе импульсов, почерпнутых из концепции В. Дильтея, философии культуры и морфологии культуры (Шпенглер, Тойнби). В дальнейшем развивалась в форме «германоведения» и исчезла после краха национал‑ социализма.
[135] Ойген Лерх (1888—1952) — немецкий филолог, специалист по романской филологии.
[136] Оба слова в названии этой книги обозначают понятие «дух», одно — на французском языке, другое — на немецком.
[137] Георг Шёнерер (1842—1921) — лидер «великогерманцев», требовавших присоединения Австрии к Германии и называвших Австрию «Восточной маркой» (т. е. восточной пограничной территорией, аналогичный топоним — Украина). Карл Люгер (1844—1910) — бургомистр Вены (с 1897 г. ), руководитель австрийских христианских социалистов, проповедовавших, помимо прочего, антисемитские взгляды, что роднило их с «великогерманцами».
[138] «Основания 19 столетия» (в 2 томах, 1899) — труд Хьюстона Стюарта Чемберлена (см. прим на с. 41), книга впервые увидела свет на немецком языке. Чемберлен, сторонник расовой доктрины Гобино, отстаивал тезис о превосходстве нордической расы над прочими, утверждая, что немцы лучше других народов приспособлены для установления нового порядка в Европе.
[139] Вилли Зайдель (1887—1934) — немецкий писатель.
[140] Эта ирландско‑ голландско‑ негритянско‑ жидовская мразь (англ. ).
[141] Александр фон Гумбольдт (1769—1859) — немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник.
[142] Эрнст Мориц Арндт (1769—1860) — немецкий поэт, писатель, публицист, автор работ «Дух времени» (4 тома, 1806—1818), «Pro populo germanico» (1854) и др.
[143] Фридрих Людвиг Ян (1778—1852), «отец гимнастики» (Turnvater), немецкий педагог и политический деятель. В 1811 г. открыл в Берлине первую гимнастическую площадку. В период французской оккупации пропагандировал гимнастику для подготовки молодых людей к военной службе. С 1815 г. проникся националистическими настроениями.
[144] Франц Бопп (1791—1867) — немецкий языковед, один из основателей сравнительного языкознания. Его работы по сравнительной грамматике индогерманских языков стали важной вехой в развитии языкознания.
[145] Освободительные войны (Befreiungskriege) — войны коалиции европейских держав против Наполеона I в 1813—1815 гг. В оккупированной Германии они вызвали национальный подъем, стремление к единому немецкому государству. Среди поэтов, воспевавших борьбу против французских оккупантов, был Т. Кернер (погиб в бою).
[146] Артур Шницлер (1862—1931) — австрийский писатель и драматург. Полное собрание его сочинений издано на русском языке в 1910 г. Роман «Дорога к воле» составил 7‑ й том этого собрания.
[147] Лили Браун (1865—1916) — немецкая писательница, участница социалистического женского движения. Книга «Воспоминания социалистки» была опубликована в 2‑ х томах в 1909—1911 гг.
[148] Центральное издательство нацистской партии, в котором была напечатана и «Моя борьба» Гитлера. Издательство принадлежало вначале Францу Эйеру, а с 1922 г. его возглавил Макс Аманн.
[149] В оригинале игра слов в слове ersonnen («выдуманный») корень ‑ sonn— (от слова Sinn, «смысл») напоминает слово Sonne («солнце»), от которого автор производит причастие ersonnt — «высолнеченный», т. е. высвеченный.
[150] То есть выписывает счет на определенную сумму.
[151] В оригинале слово «Endlö sung», которое обычно переводят как «окончательное решение» (например, «еврейского вопроса»); здесь оно переведено как «окончательная ликвидация». В данном абзаце речь идет о трансформации значения слова «ликвидация» — от финансового к «истребительному», кроме того, сам контекст подсказывает, что речь идет не о «решении», а о «ликвидации». Глагол lö sen (решать; уничтожать, прекращать, отменять) синонимичен глаголу auflö sen (разрешать [вопрос]; ликвидировать), а последний — глаголу liquidieren, точно так же синонимичны дериваты этих глаголов — существительные Auflö sung (разложение, распад, смерть) и Liquidation. В английском языке финансовое и «истребительное» значения также присутствуют в глаголе liquidate (The New Shorter Oxford English Dictionary. V. 1. Oxford, 1993, p. 1601), но если финансовые смыслы этот словарь возводит к итальянскому глаголу liquidare, то «убийственные» — к русскому глаголу «ликвидировать», только после появления которого с данным значением возникло соответствующее значение (put an end to or get rid of, esp. by violent means; wipe out; kill) и в английском слове liquidate. Нельзя не указать и еще на одну аналогию: в русском языке у глагола «решить» имеется значение «убить» (см. в словаре Даля «Чем мучить, уж лучше решить»)… Вот и получается, что «Endlö sung» может означать и «окончательное решение», и «окончательную ликвидацию», т. е. истребление. Это и позволило нацистам использовать слово как эвфемизм.
[152] качает его, но он не тонет (лат. ). Девиз Парижа, имеющего в гербе корабль.
[153] Имеется в виду фильм «Голубой ангел», см. с. 27. [см. главу II; имеется в виду первый абзац главы].
[154] Добровольческий корпус — полувоенные формирования, созданные после поражения Германии в Первой мировой войне для борьбы с «изменниками отечества» — социал‑ демократами, евреями и марксистами, — а также возрождения «германского духа».
[155] Михаэль фон Фаульхабер (1869—1952) — кардинал Римско‑ католической церкви в Третьем рейхе.
[156] Die Fahrt ins Blaue — увеселительная поездка без определенных целей.
[157] Ина Зайдель (1885—1974) — немецкая писательница, автор поэтических произведений в романтическом духе: баллад, визионерских гимнов, романов. См. также с. 343—344. [см. главу XXXVI; стр. 343 начинается с примечания №263].
[158] В смысле «протащить» (einschleusen).
[159] Es spurt schon wieder.
[160] Выражение «инженеры человеческих душ» употребил Сталин на встрече с писателями у М. Горького 26 октября 1932 г. Определение «инженер человеческого материала» встречается у Ю. Олеши в очерке «Человеческий материал» (1929) (см. В. А. Душенко. Словарь современных цитат. М., 1997, с. 344).
[161] Издание Leipzig u. Berlin, 1923.
[162] См. P. Valé ry Note (ou I’europé en). In idem Oeuvres V. 1 Paris, 1975, p. 1000—1014.
[163] Имеется в виду газета «Miesbacher Anzeiger», критиковавшая правительство Веймарской республики с крайне правых позиций. «Штюрмер» («Der Stü rmer», «Штурмовик») — иллюстрированная газета, издававшаяся во Франконии и отличавшаяся разнузданным антисемитизмом.
[164] Эжен Мелькиор де Вогюэ (1848—1910) — французский писатель и историк литературы. Его перу принадлежит, среди прочего, также сборник рассказов «Русские сердца» (1893).
[165] Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд (1804—1881) — премьер‑ министр Великобритании в 1868 и 1874—1880 гг., писатель.
[166] Пауль Рорбах (1869—1956) — немецкий писатель, публицист, автор работ по культурно‑ политической тематике, в частности, «Сердце Европы в зеркале столетий» (1953).
[167] Граф Рихард Николаус фон Куденхове‑ Калерги (1894—1982) — австрийский писатель и политик, основатель пан‑ европейского движения. Его книга «Пан‑ Европа» получила мировую известность. В 1924 г. он начал издавать журнал «Пан‑ Европа»; в нем и в своих книгах выступал за создание европейского союза государств. В 1974 г. стал Генеральным секретарем основанного им Европейского парламентского союза.
[168] Жюль Ромэн (псевдоним; наст. имя — Луи Фаригуль, 1885—1972) — французский писатель.
[169] Карл Гуцков (1811—1878) — немецкий писатель и публицист, глава литературного течения 30—40‑ х годов «Молодая Германия».
[170] Нюрнбергские законы о гражданстве и расе, принятые рейхстагом 15 сентября 1935 г., резко ограничивали гражданские права евреев.
[171] Имеется в виду первая часть трилогии Э. Двингера (см. прим к с. 130 [прим. 109]) «Немецкая страсть» — «Армия за колючей проволокой», где действие происходит в лагере немецких военнопленных в Сибири. Здесь, как и в некоторых других романах, Двингер описывает собственный опыт: во время Первой мировой войны он оказался в русском плену, а в гражданскую войну прошел всю Сибирь в составе армии генерала Колчака.
[172] Буквально: «Для семита». Здесь пародируется название известного прусского ордена — «Pour le Mé rite», «За доблесть».
[173] «Иудейская война» — сочинение древнееврейского историка Иосифа Флавия (37 — после 100).
[174] Во всех официальных зданиях стояли специальные деревянные стенды, на которых выставлялась газета «Штюрмер».
[175] Юлиус Штрайхер (1885—1946) — нацистский политический деятель, издатель (с 1923 г. ) «Штюрмера». С 1925 — гауляйтер Франконии.
[176] В марте 1945 г. Клемперерам после их бегства из Дрездена дали приют их друзья — аптекарь Ханс Шернер и его жена Труде. См. об этом гл. XXXVI.
[177] В книге французского писателя Жана де Лабрюйера (1645—1696) «Характеры, или нравы нашего века» в сатирическом виде изображается жизнь высших сословий.
[178] Эрнст Рём (1887—1934) — руководитель нацистских штурмовых отрядов SA, в 1920‑ е — начале 1930‑ х гг. — один из ближайших сподвижников Гитлера. Рост влияния подразделений SA и лично Рёма встревожил военные и промышленные круги, следствием чего стала учиненная Гитлером 30 июля 1934 г. кровавая резня — «ночь длинных ножей». Множество штурмовиков были убиты, а сам Рём застрелен в тюрьме.
[179] Der Mundfunk, JMA — Judische Mä rchenagentur (ср. радио ОБС — «одна баба сказала»).
[180] Шамес — служка в синагоге.
[181] Отон Зигфрид Пниовер (1859 —? ) — немецкий литературовед‑ германист.
[182] Фридрих Гундольф (1880—1931) — поэт, историк литературы, профессор Гейдельбергского университета. Одним из его учеников был Геббельс.
[183] То есть «еврейским», «для евреев».
[184] Waschjuden, Saujuden. Saujude имеет эквивалент более грубый, скорее, «вонючий еврей» (от Sau — свинья, что для благочестивого еврея было оскорбительно вдвойне).
[185] Иоахим Принц (р. 1902) — раввин и общественный деятель. Родился в Германии; в 1926 г. стал раввином берлинской еврейской общины. Постоянно выступал против нацизма, даже после прихода Гитлера к власти. В 1937 г. был арестован гестапо и выслан из Германии, после чего стал раввином в Нью‑ Джерси. Автор трудов «Еврейская история» (1931), «История Библии» (1934), «Жизнь в гетто» (1937) и др. В 1958—1966 г. был президентом Американского еврейского конгресса. Семен (Шимон) Маркович Дубнов (1860—1941) — еврейский историк, публицист и общественный деятель. Автор 10‑ томной «Всемирной истории еврейского народа» (на нем. языке вышла в Берлине в 1925—1929 гг., подлинник на русском языке опубликован в Риге в 1934—1938 гг. ) В 1922 г. эмигрировал скачала в Ковно, затем в Берлин, а в 1933 — в Ригу. В сентябре 1941 г. был арестован нацистами и помещен в гетто. Погиб, вероятно, в декабре 1941.
[186] Артур Элёссер (1870—1938) — немецкий писатель, литературный и театральный критик.
[187] Известный немецкий издательский дом; впоследствии был куплен нацистским издательством Эйера.
[188] Так окрестили «Vossische Zeitung».
[189] Фридрих Теодор фон Фишер (1807—1870) — немецкий литературный критик и эстетик гегельянского толка, пытался дать теоретическое обоснование реалистическому направлению в литературе.
[190] Кристоф Фридрих Николаи (1733—1811) — немецкий писатель и литературный критик.
[191] Михаэль Беер (1800—1833) — немецкий поэт и драматург.
[192] Вольфганг Менцель (1798—1873) — немецкий писатель и историк литературы.
[193] Людвиг Бёрне (1786—1837) — немецкий политический публицист и литературный критик.
[194] И прочие, и прочие (итал. ).
[195] Рудольф Франк (1886 —? ) — немецкий писатель, литературовед и юрист.
[196] Имеется в виду Г. Гейне.
[197] Юлиус Баб (1880—1955) — немецкий писатель, драматург и театральный критик. В 1933 г. эмигрировал. Автор многочисленных биографий писателей и актеров.
[198] Эрнст Лиссауер (1882—1937) — немецкий писатель, поэт, драматург.
[199] Теодор Герцль (Биньямин Зеев; 1860—1904) — основатель политического сионизма, создатель и первый президент Всемирной сионистской организации. В молодые годы, окончив юридический факультет Венского университета, занимался вначале юриспруденцией, а затем — литературной деятельностью, публицистикой. Под влиянием дела Дрейфуса пришел к выводу о том, что единственным решением еврейского вопроса может быть создание еврейского государства. Этому Герцль посвятил дальнейшую жизнь и политическую деятельность. Его программа изложена в книге «Еврейское государство» (1896).
[200] Франц Розенцвейг (1886—1929) — немецкий философ, автор работ по истории философии, истории культуры и теологии иудаизма и христианства. Главный философский труд — «Звезда спасения» (1921). В 1924 г. совместно с М. Бубером предпринял новый перевод Библии на немецкий язык; после смерти Розенцвейга Бубер завершил перевод (в 1961 г).
[201] Ныне Познань (Польша).
[202] Крайности сходятся (франц. ).
[203] gestor (лат. ) — ведущий (дела), руководитель.
[204] Ср. Чис 9, 15—23.
[205] Барон Бёррьес фон Мюнххаузен (1874—1945) — просионистски настроенный немецкий поэт. Возродил жанр немецкой балладной поэзии. В числе его сочинений — библейские баллады «Юда» (1920). Иллюстрировавший эти баллады Эфраим Моше Лильен (1874—1925) — еврейский график; он первым из художников‑ евреев примкнул к сионистскому движению.
[206] В конце еврейской пасхальной трапезы собравшиеся восклицают: «На следующий год [будем] в Иерусалиме».
[207] Левая рука Вильгельма II была от рождения парализована.
[208] То есть в собственно Германии (а не в Австрии).
[209] Знаменитый римский историк Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э. ) вкладывал в уста своих персонажей — исторических лиц (например, Сципиона и Ганнибала) — речи, подходящие к их характерам.
[210] Суперлатив — в грамматике — превосходная степень.
[211] Адольф фон Вильбрандт (1837—1911) — немецкий писатель. Был директором Венского театра, писал исторические трагедии в духе Шиллера, драмы, повести. Ему посвящена работа Клемперера «Адольф Вильбрандт» (1907).
[212] В русском переводе не представляется возможным передать отсутствие артикля в цитате, которую приводит автор «Vö lkischer Beobachter baut grö β tes [вместo das grö β te] Verlagshaus der Welt» — «Vö lkischer Beobachter строит крупнейший в мире издательский корпус».
[213] См с. 41. [см. главу IV. Партенау; имеется в виду последний абзац главы].
[214] Имеется в виду сатирический роман американского писателя Эптона Синклера (1878—1968) «100% Биография патриота» (1920).
[215] Вальтер фон Браухич (1881—1948) — генерал‑ фельдмаршал гитлеровской армии, главнокомандующий сухопутными войсками (1938—1941).
[216] Альберт Шпеер (1905—1981) — немецкий архитектор. С 1942 г. — министр вооружений и боеприпасов. На Нюрнбергском процессе был приговорен к 20 годам тюремного заключения.
[217] Филиппе Томмазо Маринетти (1876—1944) — итальянский писатель, глава и теоретик футуризма, сподвижник Муссолини.
[218] Это аналогично движению от Народного комиссариата внутренних дел к Наркомвнуделу и далее к НКВД.
[219] Шапка‑ невидимка — Tarnkappe.
[220] Schneckenoffensiven, Schneckentempo — буквально, «улиточные наступления», «улиточный темп».
[221] Эрих Людендорф (1865—1937) — немецкий военный и политический деятель, генерал пехоты.
[222] То есть со вниманием относиться к народной речи.
[223] По‑ немецки этот лозунг звучит так: «Fü hrer, befiehl, wir folgen! » Здесь в последнем слове тот же корень, что в слове Gefolgschaft, «дружина».
[224] Имеется в виду убийство в Париже 7 ноября 1938 г. еврейским юношей Гершелем Грюншпаном (р. 1921) советника германского посольства Эрнста фом Рата, совершенное с целью привлечь внимание европейской общественности к нацистским преследованиям евреев. Непосредственным толчком послужило сообщение о выселении из Германии польских евреев, в том числе родителей Грюншпана. Нацистские власти использовали теракт как повод для организации еврейских погромов, которые прошли по всей Германии в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. (т. н. Хрустальная ночь).
[225] Кровь и почва. Далее встречается слово Blubokult — «культ крови и почвы».
[226] От англ. trek, обоз африканских буров‑ переселенцев в фургонах, запряженных волами.
[227] В оригинале «bodenstä ndig», т. е. «почвенные».
[228] Буквально «заякорена» (verankert).
[229] «Eintopf», «[все в] один горшок» — густой суп, одновременно первое и второе блюдо.
[230] В переводе сделана попытка передать отличие пары «Jü nge, Mä del» от пары «Knabe, Mä dchen», в то время стилистически более нейтральной.
[231] Георг Херрманн — псевдоним немецкого писателя Георга Борхардта (1871—1943). Его романы о жизни берлинских евреев эпохи Бидермейер («Еттхен Геберт», 1906, «Генриетта Якоби», 1909) имели большой успех. Роман «Время умирает» вышел в 1934 г.
[232] Снова игра слов: Gefolgschatt (сопровождение, свита; дружина) — folgen (сопровождать, следовать).
[233] черного дня (лат. ). Имеется в виду день, когда союзническая авиация разбомбила Дрезден. См. прим к с. 100. [прим. 78].
[234] «Kameraden, die Rotfront und Reaktion erschossen, / Marschiern in unsern Reihen mit».
[235] См. прим. к с. 47. [прим. 41].
[236] В декабре 1944 г. в Арденнах.
[237] В переводе германиста Льва Гинзбурга: «Дрожат одряхлевшие кости / Земли перед боем святым. / Сомненья и робость отбросьте, / На приступ! И мы победим! / Нет цели светлей и желаннее! / Мы вдребезги мир разобьем! / Сегодня мы взяли Германию, / А завтра — всю Землю возьмем!.. » (Л. Гинзбург. Потусторонние встречи. М., 1990, с. 236).
[238] Государственный гимн Германии «Deutschland, Deutschland ü ber alles», слова которого написал поэт Хоффманн фон Фаллерслебен (1789—1874).
[239] В оригинале здесь использовано старонемецкое название марта — «Lenzing».
[240] Вместо «heute gehö rt uns Deutschland» стало «heute, da hö rt uns Deutschland». Лев Гинзбург в книге «Потусторонние встречи» дает несколько иную версию судьбы этого стихотворения. В первой редакции «этого молодежного нацистского гимна» Ганса Баумана данное место звучало: «Сегодня нас слышит Германия…» Учитель, которому 19‑ летний Бауман показал песню, «исправил одно только слово: переделал „hö rt“ (слышит) на „gehö rt“ (принадлежит) — всего две буквы, крохотная приставка: не надо было менять даже рифму» (с. 237). [см. главу XXVII. На стр. 237 находится прим. 179].
[241] См. прим к с. 235. [прим. 178].
[242] в соответствии с правом.
[243] пораженчество (франц. ). В Третьем рейхе осужденным за пораженчество отрубали голову.
[244] О «глубинном стиле» (Tiefenstil) см. ниже.
[245] В послевоенной Германии.
[246] См. об этом далее.
[247] См. прим. к с. 231. [прим. 176].
[248] Полностью (лат. ).
[249] Заискивание с целью завоевания чьей‑ либо благосклонности (лат. ).
[250] Мемель (немецкое название нынешней Клайпеды) — крепость, основанная в 1252 г. рыцарями Немецкого ордена. С 1762 входил в Пруссию, а потом и в Германскую империю (до 1919). По Версальскому договору отошел к Литве и был поглощен нацистской Германией в 1939 г. согласно пакту Молотова‑ Риббентропа.
[251] ярость тевтонская (лат. ).
[252] Украшающий (или хвалебный) эпитет (лат. ).
[253] Точнее, Фридрих Юлиус Шталь (настоящая фамилия — Йольсон, 1802—1861) — немецкий философ права и политик, теоретик прусского консерватизма.
[254] Людвиг Уланд (1787—1862) — немецкий романтический поэт, автор баллад, драм на исторические сюжеты, публицист, литературовед.
[255] Вильгельм Раабе (1831—1910) — немецкий писатель, автор более 20 романов, а также повестей и рассказов в стиле «поэтического реализма».
[256] Пауль Антон де Лагард (1827—1891) — немецкий ориенталист и культуролог. Исходя из идеи о необходимости «национального христианства», он резко критиковал христианство и церковь своего времени, что впоследствии в ложно интерпретированном виде было использовано идеологами национал‑ социализма (в частности А. Розенбергом).
[257] Здесь, вероятно, имеется в виду попытка представить Рембрандта как неотъемлемо присущий германской культуре «героический идеал», предпринятая немецким писателем, предшественником национал‑ социализма Юлиусом Лангбеном (1851—1907) в книге «Рембрандт как воспитатель» (название книги заставляет вспомнить название третьей части «Несвоевременных размышлений» Фридриха Ницше: «Шопенгауэр как воспитатель»).
[258] Адольф Бартельс (1862—1945) — немецкий писатель и историк литературы.
[259] Фридрих Линхард (1865—1929) — немецкий писатель.
[260] Дитрих Эккарт (1868—1923) — немецкий писатель. В 1918 г. выступил как противник революции и радикальный антисемит. В 1919 г. познакомился с Гитлером, стал его другом и всячески содействовал расширению социальной базы нацистского движения.
[261] Из глубины (лат. ).
[262] В оригинале — artvergessenes Weib.
[263] Арнольд Улиц (1888—1971) — немецкий писатель‑ экспрессионист.
[264] den ewigen Belangen.
[265] См. прим. к с. 107. [прим. 90].
[266] Так нацисты называли Версальский договор 1919 г.
[267] Херманн Альвардт (1846—1914) — немецкий публицист и политический деятель, депутат рейхстага. За свои антисемитские выступления и публикации неоднократно привлекался к суду и отбывал тюремное заключение. Его взгляды получили поддержку определенной части прессы и католического духовенства в Германии.
[268] Точнее, в штурмовые отряды (SA), куда указом Гитлера от 1 декабря 1933 г. были включены все члены «Стального шлема».
[269] По достижении 18 лет девушки — члены BDM — должны были отработать один год на селе, помогая крестьянам. Трудовая повинность существовала и для юношей соответствующего возраста.
[270] Приблизительный перевод немецкой расшифровки RAMSES: Ruβ lands Armee macht schlapp Ende September.
[271] Sollte England siegen, muβ Adolf ‘raus (буквально: «Если Англия победит, Адольфу придется уйти»).
[272] Ныне Вроцлав, Польша.
[273] Смысл этой фразы: не подражай в обобщениях нацистам, которые, употребляя определенный артикль, говорили о поляках, как о «поляке» (der Pole), о евреях, как о «еврее» (der Jude).
[274] Крест пребывает, в то время как мир преходит (лат. ).
[275] См. прим. к с. 47. [прим. 41]
[276] Na wejen Ausdrü cken (буквально: «Ну, из‑ за выражений»).
[277] Попытка разобраться в «социолингвистическом эксперименте», проведенном в нашей стране коммунистической партией, была сделана в статье Г. Ч. Гусейнова «Ложь как состояние сознания» («Вопросы философии», 1989, № 11, с. 64—76).
[278] Интересно, что в ГДР оставили прежнее название железной дороги — Reichsbanhn (т. е. Имперская ж. д. ), тогда как в ФРГ ее переименовали в Deutsche Bundesbahn (Немецкую федеральную ж. д. ).
|
|||
|