|
|||
Альбер Камю 22 страницаС. 169. Для Ницше, как и для Толстого, Христос - не бунтарь - Ницше был знаком с книгой Л. Н. Толстого " Моя религия", вышедшей в 1885 г. во французском переводе, где ключ ко всему христианству Толстой видит в словах Христа о непротивлении злу насилием, а все позднейшее христианство рассматривается как отход от этой заповеди. Ницше в " Антихристе" (" Антихристианине" ) говорит о непротивлении злу как о " глубочайшем слове Евангелия", в некотором смысле " ключе к нему". Христос проповедовал всепрощение, а не бунт; как " бунт рабов" христианство начинается, по Ницше, с общины первых христиан (" вновь вышло наружу самое неевангельское из чувств - мстительность" ) и получает окончательный вид у Павла, " величайшего из апостолов мщения" (см.: Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1989). По Ницше, не вера, а дела - завет Христа. В таком случае история христианства представляет собой лишь долгий путь измены этому Евангелию Камю не совсем точно передает мысль Ницше. Если историю христианства Ницше действительно считал предательством Евангелия, то он никоим образом не полагал Иисуса проповедником творчества. Напротив, Ницше находит у Христа болезненную чувствительность ко всякой реальности (" любое прикосновение действует слишком сильно" ), бегство от нее во внутренний мир. " Страх перед болью, даже перед бесконечно малой величиной боли - может ли окончиться чем-то иным, нежели религия любви... " (Антихристианин, 30). С. 170. Термин " нигилизм" (от лат. nihil - " ничто" ) Ницше, предположительно, позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который, в свою очередь, отталкивался от " Отцов и детей" Тургенева. У Ницше нигилизм означает потерю всех ценностей, что ведет к декадансу, вырождению человечества. Нигилизм - неизбежное следствие христианства, " удвоения мира", противопоставления дионисийскому потоку жизни вечных и неизменных моральных ценностей - сначала в философии Сократа и Платона, затем в христианстве (" платонизме для стада" ). Христианство постепенно разлагается, а вместе с тем утрачивается смысл человеческого существования: " Высшие ценности обесцениваются. Нет цели, нет ответа на вопрос: " Зачем? " (Воля к власти, II, 43). Появляются различные варианты " пассивного нигилизма" философия Шопенгауэра, " европейский буддизм", декаданс. Социализм для Ницше есть одно из проявлений декаданса. Собственный " активный нигилизм", учение о воле к власти, вечном возвращении и сверхчеловеке противопоставляется Ницше " пассивному нигилизму". С. 172. Amorfali - любовь к судьбе; odium fati -- ненависть к судьбе. С. 173. Эмпедокл, бросившийся в кратер Этны - Эмпедокл из Акраганта (V в. до н. э. ) - древнегреческий философ и поэт. Существует несколько версий его кончины, самой популярной (хотя и не самой достоверной) из которых является его торжественное самосожжение в огненном жерле вулкана. Но имя Диониса обессмертили лишь письма к Ариадне, написанные философом в состоянии безумия - образы древнегреческой мифологии - Дионис, Лабиринт, Тесей, Ариадна использовались Ницше для передачи главных идей своего учения, и в то же самое время они имели для него личный смысл. Ариадна ассоциировалась с Козимой Вагнер, последние, уже безумные письма, в том числе и к " Ариадне", Ницше подписывал " Дионис" (иногда " Распятый Дионис" ). С. 174. Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа, 1475-1507) - сын папы Александра VI, восславленный Макиавелли политический деятель, честолюбивым замыслам и кровавым преступлениям которого положила конец смерть Александра VI, отравившегося приготовленным для гостей ядом. Ницше считал неосуществившейся возможностью Ренессанса занятие папского престола Цезарем Борджиа, то есть разложение христианства изнутри и полное преображение Европы. Парсифаль - герой средневековых поэм о Св. Граале; в данном случае имеется в виду герой музыкальной драмы Р. Вагнера, в которой воплотились христианские по духу идеи Вагнера о самоотречении, уходе от мирских желаний. Ницше расценивал позднее творчество Вагнера, в котором соединялись романтизированное христианство и германский национализм, как лицемерие и проявление декаданса. Цезарь Борджиа сам по себе не слишком хорош, но он реализует свою волю к власти, а не уходит от мира, не отрекается от жизни, как Парсифаль. С. 175. Розенберг, Альфред (1893-1946) - ведущий теоретик национал-социализма, автор труда " Миф XX века". Был министром по делам оккупированных " восточных территорий", казнен по приговору Нюрнбергского трибунала. С. 179. Готорн (Хоторн), Натаниэл (1804-1864) - американский писатель. Лотреамон (наст. имя Изидор Дюкасс, 1846-1870) - автор " Песней Маль-дорора", оказавших значительное влияние на европейскую поэзию XX в., прежде всего на сюрреализм. С. 181. Бланшо, Морис (р. 1907) - французский писатель, философ, литературовед, автор работ о Лотреамоне, Саде, Малларме, Кафке, Рильке и других писателях. С. 183. Конфуций, Будда - Конфуций (Кун фу цзы, ок. 551-479 до н. э. ) - древнекитайский мыслитель, основатель наиболее влиятельной школы китайской философии, превратившейся на рубеже нашей эры в своеобразную религию. Будда (ок. 536-480 до н. э. ) - имя, данное индийскому принцу Гаутаме Сиддхарте, создателю философского учения об " освобождении" и нирване, которое в дальнейшем приобрело черты религиозной доктрины буддизма. С. 184. Фантазио - герой одноименной комедии А. де Мюссе. С. 187. Сюрреализм (surrealisme - букв. " сверхреализм" ) авангардистское направление, возникшее в начале 20-х гг. во Франции, оказавшее влияние на литературу, живопись, скульптуру, театр, кинематограф. Продолжая традиции романтико-анархического бунтарства против буржуазной цивилизации, сюрреализм провозглашал своей целью изменение мышления, чувствования, общественного уклада путем освобождения интуиции, сил бессознательного от власти интеллекта и связанного с ним " буржуазного миропорядка". Арагон, Луи (1897-1982) - французский писатель, политический деятель. Начинал как сюрреалист, после вступления в ФКП считал себя " социалистическим реалистом". Автор многочисленных романов, поэтических и публицистических работ. Дадаизм (от фр. dada, в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - авангардистское направление в литературе и живописи, сложившееся в Швейцарии во время 1-й мировой войны. В 20-е гг. французские дадаисты переходят к сюрреализму. Бретон, Андре (1896-1966) - французский поэт, ведущий теоретик сюрреализма. Принимал активное участие в политической жизни в конце 40-х гг. вместе с Камю, Сартром и другими " левыми интеллектуалами" выступал на митингах, подписывал воззвания и т. п. В октябре 1951 г. Бретон опубликовал открытое письмо в журнале " Арт", затем дал интервью, в которых подверг критике трактовку Камю творчества Лотреамона и сюрреализма. С. 188. Ваше, Жак - дадаист, покончил с собой в 1919 г. Кревель. Реве (1900-1935), Рига, Жак (1898-1929) - писатели-сюрреалисты, также покончившие жизнь самоубийством. Нозьер, Виолетта - преступница, была приговорена к смертной казни в 1929 г. за отравление. С. 189. Жарри, Альфред (1873-1907) - французский поэт, писатель, драматург. Уолпол, Хорас (1717-1797) - английский писатель, автор готического рома-иа " Замок Отранто" и трагедии " Таинственная мать". Гельвеций, Клод Адриан (1715--1771) - французский философ-материалист. С. 190. Навилъ, Пьер - французский социолог, публицист и писатель, участник сюрреалистического движения, троцкист. Элюар, Поль (Эжен Эмиль Поль Грендель, 1895-1952) - французский поэт, участник первых сюрреалистических кружков. Активный участник Сопротивления, в 1942 г. вступил в ФКП. Каландра, Завис - чешский журналист и писатель, провел шесть лет в гитлеровских лагерях, в 1952 г. ему был вынесен смертный приговор в ЧССР. Знавший Каландру Элюар не принял участия в кампании протеста против приговора. С. 191. Арто, Антонин (1896-1948) - французский поэт, актер, театровед. В середине 20-х гг. участвовал в сюрреалистическом движении, в дальнейшем выступил как теоретик " театра жестокости". Амиэль, Анри Фредерик (1821-1881) - франкоязычный швейцарский писатель, находился под влиянием пантеистического идеализма Шеллинга и Гегеля. С. 192. Батай, Жорж (1897-1962) - французский писатель, философ. Подлинная литература имеет, согласно Батаю, " прометеевский характер". С. 193. Шар, Рене (р. 1907) - французский поэт, близкий друг Камю. С. 196. Шамфор, Себастьян Рок Николя (1741-1794) - французский моралист, автор " Максим и мыслей", " Характеров и анекдотов". Покончил с собой во время якобинского террора. Один из любимых Ницше французских писателей. Камю опубликовал в 1944 г. вступительную статью к изданию " Максим" Шамфора, в которой Шамфор характеризуется как " моралист бунта". Исторический бунт С. 198. Эти слова принадлежат герцогу де Лианкуру, они были ответом на вопрос Людовика XVI, узнавшего о восстании в Париже и взятии Бастилии: " Это бунт? " - " Нет, сир, это не бунт, это - революция". С. 199. Прудон, Пьер Жозеф (1809-1865) - французский философ и экономист, теоретик мелкобуржуазного социализма и анархизма. С. 200. Анахарсис Клоотс (Жан-Батист дю Валь-де-Грас, барон фон Клоотс, 1755-1794) - немецкий аристократ, с 1776 г. жил в Париже, принимал участие в работе над " Энциклопедией". С 1789 г. активный участник французской революции, именовал себя " оратором рода человеческого" и " гражданином человечества", был членом якобинского клуба, депутатом Конвента. В 1793 г. сблизился с гебертистами и принимал участие в дехристианизации Парижа и установлении Культа Разума. Был арестован, будучи обвиненным Робеспьером в иностранном заговоре. Приговорен к смерти и казнен вместе с другими гебертистами 24 марта 1794 г. С. 203. Равальяк, Дамьен - Равальяк - убийца Генриха IV (14 мая 1610 г. ); Дамьен - покушался на жизнь Людовика XV в 1757 г. (возможно, покушения, гак такового, не было, слабый удар был нанесен перочинным ножом, дабы запугать короля). И Равальяк, и Дамьен были четвертованы. Мишле, Жюль (1798-1874) - французский историк и писатель, автор многотомных " Истории Франции" и " Истории французской революции". Боссюэ, Жак Бенинь (1627-1704) - французский богослов, епископ. Был воспитателем наследника престола, вел полемику с протестантами, с квиетизмом. В " Рассуждении о всеобщей истории" дал обзор истории человечества в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет судьбами народов. В политических сочинениях осуществлял богословское обоснование абсолютизма как наиболее разумной формы правления. С. 204. Савойскш викарий - " Исповедание веры савойского викария" текст Ж. Ж. Руссо, включенный в IV книгу романа " Эмиль"; представляет собой изложение религиозно-философских воззрений Руссо. Дантон, Жорж Жак (1759-1794) - деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. Сент-Жюст, Луи Антуан де (1767-1794) - участник французской революции, член Комитета общественного спасения, ближайший сподвижник Робеспьера, организатор и теоретик террора. Был инициатором социально-экономических декретов о конфискации собственности эмигрантов и ее распределении, политических декретов против гебертистов и дантонистов. Был арестован и казнен вместе с Робеспьером. Его главное произведение " Республиканские учреждения" было опубликовано посмертно. В основном социально-политическом трактате Руссо " Об общественном договоре, или Принципы политического права" развивается учение, оказавшее значительное влияние на вождей якобинцев. С. 207. Фоше. Клод (1744-1793) - архиепископ Буржа, принял активное участие во французской революции, был депутатом сначала Законодательного собрания, затем Конвента. Сторонник жирондистов, казнен во время якобинского террора. Верны, Пьер Викторьен (1753-1793) - один из руководителей жирондистов в Законодательном собрании, затем в Конвенте. Был казнен вместе с другими вождями Жиронды. С. 209. Ру, Жак (1752-1794) - французский революционер, член клуба кордельеров, отрекся от религиозного сана, проповедовал социально-экономическое равенство, руководитель " бешеных". Был арестован в сентябре 1793 г. и покончил с собой, узнав о приговоре революционного трибунала. Брюсо, Жак Пьер (1754-1794) - французский политический деятель, журналист, один из руководителей жирондистов (которых иногда даже называли " бриссотенами" ). Казнен во время террора. С. 210. Vox populi, vox naturae - глас народа, глас природы (лат. ). С. 211. Катан, Брут, Сцевола - французские революционеры постоянно обращались к образцовым персонажам римской республики. Катан, Марк Порций (95-46 до н. э. ) - стоик, республиканец, покончивший с собой после поражения помпейявцев в Утике (отсюда " Катон Утический" ). Брут, Марк Юний (85-42 до н. э. ) - один из заговорщиков и убийц Цезаря во имя восстановления республики. После поражения в битве под Филиппами покончил с собой. Сцевола, Гай Муций - легендарный римский герой, отправившийся в лагерь этрусского царя Ларса Порсенны и сжегший в присутствии последнего на медленном огне свою руку, чтобы продемонстрировать, что среди римлян есть множество готовых к самопожертвованию юношей, способных убить царя ценою своей жизни. Общим для всех этих римских героев являются верность республике, готовность к тираноубийству и к собственной гибели во имя общего блага. Монтескье, Шарль Луи (1689-1755) - французский философ, писатель, историк, видный представитель французского Просвещения. С. 212. Бернарден де Сен-Пьер, Жак Анри (1737-1814) - французский писатель, развивал руссоистские идеи о жизни согласно природе и добродетели в романе " Поль и Виргиния" (1788). Является предшественником французского романтизма. С. 214. Марат, Жан-Поль (1743-1793) - французский публицист и политический деятель, один из вождей монтаньяров, " друг народа", был убит Шарлоттой Корде. С. 216. Бийо-Варенн. Ж. П. (1756-1819), Колло д'Эрбуа. Ж. М. (1750-1796) - члены Комитета общественного спасения, так называемые " левые термидорианцы", принимали участие в заговоре по свержению Робеспьера, но в связи с их многочисленными репрессивными деяниями во время террора были осуждены на ссылку в Гвиану. С. 217. Жорес, Жан (1859-1914) - французский политический деятель философ, историк. Один из лидеров французской социалистической партии, основатель газеты " Юманите", противник национализма и войн. Был убит националистом накануне 1-й мировой войны. Автор " Социалистической истории французской революции". Речь идет об июльской революции 1830 г. во Франции, которая завершилась установлением конституционной монархии " короля-гражданина" Луи-Филиппа Орлеанского. С. 218. ... еще оставляют Верховное существо - после отмены введенного гебертистами Культа Разума по настоянию Робеспьера 7 мая 1794г. был введен культ Верховного существа, формулируемый в духе деистической философии Просвещения, в первую очередь философии Руссо. Робеспьер был противником атеизма, которому он желал противопоставить (как и христианству) " естественную религию", признающую существование Верховного существа и бессмертие души. Данный культ должен был иметь общественный характер с целью развития гражданственности и республиканской морали. Первое и единственное празднество в честь Верховного существа отмечалось 20 прериаля 11 года (8 июня 1794 г. ). После падения якобинцев этот культ был незамедлительно отменен. С. 219. Александр Север - римский император, время правления с 222 по 235 г. С. 222. Давид Штраус, Бруно Бауэр, Фейербах - представители младогегельянства. Штраус, Давид Фридрих (1808-1874) - теолог, главное произведение - " Жизнь Иисуса", в котором все сверхъестественные события Нового завета рассматриваются как мифы, причиной возникновения которых является зависимость человека от природы. Бауэр, Бруно (1809-1882) - теолог, философ. Дал более радикальную, чем Штраус, критику Евангелий; считал движущей силой истории самосознание, деятельность " критически мыслящих" личностей. Фейербах, Людвиг (1804-1872) - философ-материалист. Вместе с отходом от гегельянства сформулировал принципы собственного антропологического материализма. В основном произведении Фейербаха " Сущность христианства" религия рассматривается как иллюзия, имеющая своим истоком бессилие человека перед лицом природы. Бог есть проекция на внешний мир человеческого духа, отчуждение от человека его собственных сущностных сил, а религия - зависимость человека от продукта собственного мышления. С. 226. Град Божий - в трактате Августина Аврелия " О граде Божием" проводится разделение на два вида человеческой общности: " град земной" и " град Божий". С. 227. Кожев, Александр (1902-1968) - французский философ русского происхождения (настоящая фамилия - Кожевников). Занимал высокий пост во французской администрации, получил известность как интерпретатор гегелевской философии, прежде всего " Феноменологии духа". С. 229. " Подлинным богом, богом человеческим, будет Государство" - в комментарии к изданию эссе Камю в библиотеке " Плейады" указывается источник - это не сам Фейербах, а интерпретация его воззрений Ипполитом, писавшим, что у Фейербаха " государство есть реализация божества на земле". Вероятно, это комментарий к словам Фейербаха: " Государство есть реализованная, развитая, раскрытая полнота человеческого существа" (Избр. фил. произв. М., 1955. Т. 1. С. 132). Но такого рода трактовка воззрений Фейербаха на государство является крайне односторонней, Камю превращает Фейербаха в " государственника", каковым тот не был даже в начале своей деятельности, когда был гегельянцем. В дальнейшем Фейербах выступает с критикой государственности (см., например, его тезисы " Право и государство" ). Homo homini lupus est - " человек человеку - волк"; Homo homini deus est - " человек человеку - бог". С. 230. Цитируется Фейербах, но, видимо, французский перевод несколько отличается от русского (либо Камю цитирует по памяти). Приводим весь отрывок: " Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией... Истинная философия заключ ется не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей. Никакой религии! - такова моя религия; никакой философии! - такова м философия" (Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии // Избр. филос. произв. Т. 1. С. 268). С. 232. Кше, Эдгар (1803-1875) - французский историк, автор работ о греческой, итальянской и немецкой истории, противник клерикализма. С. 233. Университет, основанный в 1750 г. в Москве - " Указ об учрежден] в Москве Университета" был подписан императрицей Елизаветой Петровной января 1755 г., открытие состоялось 26 апреля. Своя ночь на 4-е августа - имеется в виду знаменитое ночное заседай Учредительного собрания в ночь на 4 августа 1789 г. (вошедшую в историю Франции как " ночь чудес" ), когда депутаты от дворянского сословия добровольно отказались от своих феодальных привилегий. С. 235. Камю цитирует не совсем точный перевод на французский отрывка письма Белинского к В. П. Боткину от 1 марта 1841 г. В тексте вместо обратно перевода на русский мы приводим аутентичный текст Белинского, но с соответcвующими французскому тексту сокращениями. В подлиннике этот отрывок звучит следующим образом: " Благодарю покорно, Егор Федорыч, - кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уважением, честь имею донести вам, что, если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лествицы развития, - я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр., и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастия и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братии по крови, - костей от костей моих и плоти от плоти моея" (Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1. С. 573). Цит. по: Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1. С. 590. Герцен писал о нигилизме в статьях: " Новая фаза русской литературы", " Еще раз Базаров". В последней статье Герцен говорит о нигилизме как о " науке без догматов", " совершеннейшей свободе от всех готовых понятий, от всех унаследованных обструкций и завалов". В целом Герцен считал " нигилизм" неудачным термином: " Слово " нигилизм" - это слово жаргонное; первыми выдвинули его в России, враги радикального и реалистического движения" (ответ Г. Вырубову // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1960. Т. XX. Кн. 2. С. 511). Этот термин по мнению Герцена, применим не к революционному движению, а к " трагическому нигилизму Шопенгауэра". Вряд ли можно, таким образом, говорить " апологии нигилизма" у Герцена, в особенности если учесть его критику проповедников " бунта" и террора - Бакунина, Нечаева и др. Герцен считал, что эта проповедь " разнуздания дурных страстей" ошибочна теоретически и неприемлема этически. Спору с их взглядами посвящена его работа " К старому товарищу". Еще резче он отзывался о пропаганде бакунистов в личной переписке: "... проповедует совершенное уничтожение собственности и семьи... но ведь это вздор. И это было бы, действительно, возвращение в обезьяны и в скуку однообразия, которую человечество, по своему фантастическому элементу, не вынесет" (письмо Огареву от 24 марта 1869 г. ). Котляревский Н. А. (1863-1925) - русский литературовед, автор работ о сентиментализме, романтизме и декабристах. С. 236. Данных фраз в тексте Тургенева нет; либо французский перевод используемый Камю, сильно отличается от оригинала, либо Камю вольно объединяет несколько реплик Базарова. С. 237. Мсье Омэ - персонаж " Мадам Бовари" Флобера - деревенек аптекарь, тип самодовольного обывателя, провинциального вольтерьянца, ссылающегося по любому поводу на науку. Камю придерживается спорной версии о сумасшествии Писарева под конец жизни и его самоубийства. Известно, что у Писарева были психические затруднения еще до четырехлетнего заключения в одиночке; могло произойти обострение, но говорить о сумасшествии все же не приходится - Писарев продолжал писать одну статью за другой, готовил книгу о Дидро, принимал участие в политической жизни. Сомнительна и версия о самоубийстве - скорее всего Писарев просто утонул, купаясь на Рижском взморье. С. 238. Камю ошибается, покушение Каракозова на императора Александра II произошло в 1866 г Манихейство - созданное персом Мани (III в н э) религиозное учение, сочетавшее в себе положения зороастризма, христианства и гно стицизма. Поскольку в этом учении утверждается непримиримая борьба доброго и злого начал, " манихейство" стало именем нарицательным этот термин используется для обозначения дуалистического " черно-белого" видения мира Бакунин, по мнению Камю, впадает в " элементарное манихейство" поскольку революция и государство выступают у него как абсолютное благо и абсолютное зло С. 239. Камю ставит вопросительный знак, поскольку у Бакунина смешивают ся две совершенно различные секты итальянские Fraticelli XIII-XV вв и " богемские братья" XV-XVI вв. Камю в данном случае дает пересказ следующего отрывка " Кнуто-германской империи и социальной революции" М А Бакунина. " В Богемии, славянской стране, имевшей несчастие сделаться частью Германской империи, мы находим в народных массах, среди крестьян, такую любопытную секту, как фратичелли, которые в борьбе между небесным деспотом и сатаной дерзают брать сторону сатаны, этого духовного главы всех революционеров прошедших, настоящих и будущих, истинного творца человеческого освобождения, по свидетельству Библии, отрицателя небесной империи, подобному тому как мы являемся отрицателями всех земных империй, создателя свободы, того кого Прудон в своей книге о Справедливости приветствует с таким неподражаемым красноречием" (Бакунин М Л. Философия Социология Политика М. 1989. С. 277). Ни итальянские и провансальские Fraticelli, выходцы из францисканского ордена, ни богемские братья почитателями сатаны не были С. 240. " Интернациональное братство" - созданное Бакуниным в Италии тайное общество, которое не стало массовой организацией Программным документом был " Революционный катехизис" (1866) " Катехизис революционера" - документ был написан Бакуниным и Нечаевым в 1869 г. С. 244. Охрана - Охранное отделение было создано в 1881 г при Депар таменте полиции, сменившем упраздненное в 1880 г Третье отделение С. 245. Равашоль Ф. К, Вайан О., Анри Ю - французские анархисты 80-90 х гг прошлого века. Карт, Мари Франсуа Сади (1837-1894) - президент III Республики, был убит анархистом Казерио С. 246. Савинков, Борис (1879-1925) - один из руководителей эсеровской " Боевой организации", министр Временного правительства, писатель (псевдоним - В. Ропшин). Камю пользуется французским переводом " Воспоминаний террориста", в котором имеются некоторые несовпадения с русским оригиналом. Так, фамилия Бориса Вноровского передана как Войнаровский, в тексте Камю есть фразы, которые отсутствуют в русском издании. В мемуарах Савинкова Е. С. Созонов упоминается как Сазонов. С. 247. У Камю очевидная ошибка - Борис Вноровский погиб при покушении на адмирала Дубасова Как пишет Савинков " После него остался черновой набросок его автобиографии и последнее письмо к родителям" С. 249. Фукье-Тенвиль. Антуан-Квентин (1746-1795) - общественный обвинитель революционного трибунала во время якобинского террора, осужден и казнен во время термидора С. 251. Ткачев, Петр Никитович (1844-1885) идеолог революционного крыла народничества Говоря о влиянии идей Ткачева на Ленина, Камю имеет в виду положение политической теории Ткачева о необходимости захвата государственной власти: " Революционная партия все яснее и яснее начинает сознавать, что без захвата государственной власти в свои руки невозможно произвести в существующем строе общества никаких прочных и радикальных изменений, что социалистические идеалы, несмотря на всю их истинность и разумность, до тех пор останутся несбыточными утопиями, пока они не будут опираться на силу, пока их не прикроет и не поддержит авторитет власти" (Антология мировой философии. Т. 4 С 370) Для захвата власти требуется централизованная организация и тайная деятельность революционного меньшинства (" интеллигентное меньшинство придает материальной силе соответствующую организацию и направляет ее к определенной цели" Там же С 372) С. 255. Вальхалла (Валгалла - " Чертог убитых" ) - в скандинавской мифологии небесное жилище, где пируют павшие в бою храбрые воины Юнгер, Эрнст (р 1895) - немецкий писатель и философ В юности служил в Иностранном легионе в Африке, воевал в 1-ю мировую войну В 20-е гг выпустил ряд работ, в которых воспевал войну как " магическое единение духа я крови" Некоторое время примыкал к " национал-большевизму" В работах Юнгера начала 30-х гг - " Тотальная мобилизация", " Работник" - обосновывается " национальная революция", которая превратит каждого немца в " рабочего-солдата", для которого весь мир " мастерская", " плановый ландшафт", " имперское пространство". Эти идеи были созвучны национал-социализму, однако Камю не совсем точно прямо записывает Юнгера в нацисты - к гитлеровскому режиму Юнгер относился критически. После войны в философии Юнгера преобладают аристократический анархизм, критика технической цивилизации и массового общества. Раушнинг, Герман (1887-? ) - немецкий политический деятель и публицист Был близок нацизму, но в 1934 г. ушел в отставку с поста президента сената Гамбурга, с 1936 г. - в эмиграции, где написал работу " Революция нигилизма" (1938), на которую ссылается Камю С. 256. Франк. Ганс (1900-1946) - немецкий политический деятель, глава нацистской юстиции, с 1939 г. - генерал-губернатор Польши Приговорен к повешению на Нюрнбергском процессе. С. 258. " Fuhrerpnnzip" - " принцип вождизма", объявленный нацистскими идеологами высшей формой управления и высшим проявлением народовластия Согласно этому принципу, вся полнота власти принадлежит верховному вождю, выражающему народную волю; каждый государственный или партийный чиновник полностью подчинен вышестоящему по иерархии вождю, но обладает широчайшими полномочиями и полнотой власти над подчиненными С. 265. " Цветочки" Франциска Ассизского. Св. Франциск Ассизский (1182-1226) - итальянский монах, основатель нищенского ордена, названного по его имени францисканским " Цветочки" - сборник легенд о жизни ев Франциска, записанный в начале XIV в.
|
|||
|