Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Альбер Камю 21 страница



В полуденный час своей мысли бунтарь также отказывается от самообожествления, чтобы разделить в битвах общую судьбу людей. Мы избираем Итаку*, надежную землю, смелую и суровую мысль, осмысленное действие, щедрость человека, знающего, что он делает. Залитый светом мир остается нашей первой и последней любовью. Наши братья дышат под тем же небом что и мы; справедливость бессмертна. Отсюда рождается странная радость, помогающая нам жить и умирать, - радость которую мы не желаем откладывать на будущее. На нашей многострадальной земле эта радость - наш неизбывный хмель наша горькая пища, суровый морской ветер, древняя и новая заря. Окрыленные ею, мы будем бороться за то, чтобы преобразить душу нашего времени и ту Европу, в которой есть место всему. И этому призраку Ницше, к которому двенадцать лет после его затмения* являлся на поклон Запад - как к испепеляющему образу своей высочайшей совести и своего нигилизма, и тому безжалостному пророку справедливости, чей прах по недосмотру угодил в квадрат неверующих Хайгетского кладбища*; и обожествленной мумии человека действия в ее стеклянном гробу, и всему, что энергия и разум Европы без передышки порождали на потребу гордыни нашего гнусного времени. Все они могут ожить вместе с мучениками 1905 г., но при условии, что мы поймем: они дополняют друг друга и всем им положен некий солнечный предел. Каждый говорит другому, что он не Бог; здесь-то и завершается романтизм. В этот час, когда каждый из нас должен напрячь свой лук, чтобы показать, на что он способен, чтобы вопреки и благодаря истории отвоевать то, что ему уже принадлежит, - скудную жатву своих полей, краткий миг земной любви, - в этот час, когда наконец-то рождается подлинный человек, нам нужно расстаться с нашей эпохой и ее ребяческим исступлением. Тетива натянута, лук скрипит. Напряжение все сильней - и прямая жесткая стрела уже готова устремиться в свободный полет.

1 Замечено, что язык тоталитарных учений - это всегда язык схоластики или канцелярии.

2 В своих " Беседах о правильном пользовании свободой" Жан Гренье приводит доказательство, которое можно резюмировать так: абсолютная свобода есть разрушение всякой ценности; абсолютная ценность упраздняет любую свободу. Ему вторит Палант: " При наличии единой и универсальной истины свобода теряет право на существование".

3 Здесь мы еще раз убеждаемся, что абсолютный рационализм - это нечто иное, чем просто рационализм. Между ними такая же разница, как между цинизмом и реализмом. Один выталкивает другого из пределов, обеспечивающих. тому смысл и законность. Он более жесток, но в конечном счете менее эффективен. Разница та же, что между насилием и силой.

4. См. об этом замечательную и любопытную статью Lazare Bickel " La physique confirme la. philosophic" // Empedocle № 7

5 Современная наука предает свои истоки и отрицает собственные достижения, соглашаясь идти на службу государственному терроризму и духу силы. Наказанием за это служит ее упадок и неспособность производить в абстрактном мире ничего, кроме средств разрушения и порабощения. Но когда будет достигнут предел, наука, быть может, еще послужит целям индивидуального бунта чудовищная необходимость послужит ей поворотной точкой.

6 Толэн*, будущий коммунар, писал: " Люди обретают свободу только внутри естественных групп".

7 Современные скандинавские общества - ограничимся только одним этим примером - служат доказательством того, сколько искусственного и опасного кроется в чисто политических противоречиях. Плодотворнейший синдикализм, сочетающийся там с конституционной монархией, реализует приближение к справедливому обществу. Первой заботой исторического и рационального государства было, напротив, стремление навсегда уничтожить профессиональную ячейку и общинную автономию.

8 Ср. письмо Маркса Энгельсу от 20 июля 1870 г. с пожеланием победы Пруссии над Францией: " Его (немецкого рабочего класса. - Авт. ) перевес на мировой сцене над французским был бы в то же время перевесом нашей теории над теорией Прудона и т. д. " *

БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК

Работу над книгой Камю начал задолго до ее завершения и публикации. Ухе в 1943-44 гг. появляются первые наброски, в частности опубликованная в 1945г статья " Заметки о бунте", вышедшая в сборнике " Экзистенция". Отдельные проблемы поднимаются и в публицистике второй половины 40-х гг., прежде всего в цикле статей в газете " Комба", озаглавленном " Ни жертвы, ни палачи". К тому же роман " Чума" и пьеса " Праведники" прямо связаны с тематикой " Бунтующего человека". В особенности пьеса, героями которой являются террористы эсеровской " боевки". Камю прорабатывает большую литературу: труды тех мыслителей, которые им рассматриваются, философские исследования, исторические труды о революционном движении. Например, его оценка гегелевской философии, марксизма и русской революции в известной степени зависят от работы К. Поппера " Открытое общество и его враги" и книги Н. А. Бердяева Истоки и смысл русского коммунизма". Но ссылки на источники редки, иногда цитаты приводятся по второисточникам, что затрудняет их атрибуцию.

К написанию книги Камю приступает в феврале 1950 г. Через год, 27 февраля 1951 г., он пишет своему другу поэту Рене Шару: " Вот уже месяц я работаю без перерыва. Полнейшее одиночество, напряжение всей воли, чтобы закончить работу, заставляют меня не вставать из-за письменного стола по десять часов в день. Я надеюсь закончить к 15 марта. Роды долгие, трудные, и мне кажется, что ребенок будет уродцем. Эти усилия довели меня до изнеможения". Хотя основной текст был завершен даже чуть раньше установленного самим Камю срока, работа продолжалась. Отдельные главы - о Ницше и Лотреамоне - были опубликованы в журналах до выхода книги, но Камю продолжал " шлифовать" текст Сохранившиеся гранки с исправлениями Камю (Камю подарил их Шару) свидетельствуют об огромной работе, проделанной Камю при подготовке книги.

Полемика по поводу книги началась еще до ее появления. Опубликованные в журналах отдельные главы вызвали критику А. Бретона, взявшего " под защиту" Лотреамона и сюрреалистов. Камю дважды отвечал на нее письмами в журнал " Арт". После выхода книги в ноябре того же года она оказалась в центре внимания средств массовой информации. Критику со стороны анархиста Леваля, оправдывавшего Бакунина, Камю частично принял и даже внес небольшое исправление в текст последующих изданий. На критику коммунистов в " Юманите и " Нувель критик" Камю не стал бы даже отвечать, не получи она одобрения в журнале некоммунистическом - " Обсерватер". К такой критике он мог себе позволить относиться с известной иронией: его обвиняли не больше и не меньше как в пропаганде террористических актов против советского руководства (а затем и против миллионов коммунистов), в том, что он " поджигатель войны" (хотя незадолго до этого его бранили за пацифизм); говорилось и об " американских деньгах". Словом, набор ругани был обычным, и Камю возмутили не сами эти вздорные обвинения, а сходная реакция в кругах интеллектуалов, принадлежащих к так называемой " прогрессивной левой". Окончательный разрыв с нею произошел после публикации в журнале Сартра " Тан модерн" критической статьи Ф. Жансона. Камю отвечал крайне резко, на что получил и предельно жесткую отповедь Сартра. Разрыв этот, впрочем, назревал давно и произошел бы раньше или позже и без полемики по поводу " Бунтующего человека". Достаточно напомнить, что Сартр в это время опубликовал пьесу " Дьявол и Господь Бог", в конце которой герой пьесы говорит: " Вот начинающееся царство человека... я буду палачом и мясником". Так что разрыв был неизбежен.

Как вспоминал Камю впоследствии, " эта книга наделала много шума и принесла мне куда больше врагов, нежели друзей (по крайней мере первые кричали громче вторых). Как и все в мире, я не люблю иметь врагов. И все же, если бы мне пришлось писать книгу заново, я написал бы ее такой, как она есть. Из всех моих книг она мне особенно дорога".

Перевод " Бунтующего человека" выполнен Ю. М. Денисовым (с начала и до главы " Богоубийства"; для настоящего издания он в значительной степени обновлен) и Ю. Н. Стефановым (с главы " Индивидуальный терроризм" и до конца) по изданию: Camus A. L'Homme revolte. P., Gallimard, 1951.

Введение

С. 118. " Грозовой перевал" - роман английской писательницы Э. Бронте (1818-1848).

Человек бунтующий

С. 126. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях - лозунг, провозглашенный во время гражданской войны в Испании Пасионарией - Долорес Ибаррури.

С. 127. Анализ бунта приводит по меньшей мере к догадке, что человеческая природа действительно существует, соответственно представлениям древних греков и вопреки постулатам современной философии Камю ведет здесь (и на протяжении всей книги) спор с экзистенциализмом Сартра, согласно учению которого у человека нет природы, некой предустановленной сущности: " существование предшествует сущности", акт выбора, проект человека определяют, каков человек. Камю относит бунт к универсальной человеческой природе, что соответствует представлениям древних греков и расходится с философией экзистенциализма.

С. 128. L'homme du ressentiment - " Человек озлобленный" - таков французский перевод книги немецкого философа М. Шелера (см. примеч. к " Мифу о Сизифе" ). Центральное место в этой книге, публиковавшейся по-немецки под различными заглавиями, занимает анализ ницшеанского понятия " Ressentiment". Это французское слово, буквально переводимое как " злоба, злопамятство", совмещает целый ряд смысловых оттенков - зависть, мстительность, ревность, злопыхательство и т. д. В книге Шелера дано феноменологическое описание этого чувства, но главное место занимает полемика о Ницше. Последний видел в Ressentiment мстительную злобу слабых, объявляющих порочными недоступные им витальные ценности. Нужда провозглашается добродетелью, жизненные ценности осуждаются как греховные, поэтому Ницше считает священника тем типом человека, для коего наиболее характерна мстительная злоба. Шелер согласен с Ницше в оценке Ressentiment как чувства, характерного для низших слоев общества, мечтающих из зависти низвергнуть все высшее, но он ведет с Ницше спор по поводу духовных Ценностей христианства. Шелер видит в христианстве вершину духовной силы, а злопамятство считает главным источником " современного гуманитаризма", светской морали, социальных движений, ставящих своей целью достижение равенства. В этом смысле для него нет разницы между буржуазией и пролетариатом: гуманитаризм переворачивает традиционные ценности с ног на голову, подчиняет высшее низшему - это бунт рабов в морали, универсализация рабских ценностей (см.: Scheler М. L'homme du ressentiment. P., 1970. Р. 125-126). Камю оспаривает именно эти положения Шелера: бунт против рабства, против неравенства имеет своим истоком не мстительную злобу отверженного, но стремление к утверждению всеобщей ценности свободы.

С. 129. Воспитатель Эмиля - имеется в виду Ж. Ж. Руссо, автор романа " Эмиль, или О воспитании" (1762), в котором изложены философские и педагогические идеи Руссо

Метафизический бунт

С. 136. Эсхил (525-456 до и э ) - великий греческий драматург, родоначаль ник трагического жанра Из огромного литературного наследия до нас дошло только семь произведений, в их числе самое известное " Прикованный Проме тей", первая пьеса трилогии, в которую входили также " Прометей освобожден ный" и " Прометей-Огненосец". Согласно одному из греческих мифов, Прометей похитил с неба огонь Зевса и передал его людям, за что и несет наказание Позднейшая версия мифа приписывает ему создание людей из глиняных фигур в которые он вдохнул жизнь У Эсхила Прометей научил людей общественной жизни, изобрел разные науки:

Ум и сметливость

Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел

Они глаза имели, но не видели,

Не слышали, имея уши Теням снов

Подобны были люди, весь свой долгий век

Ни в чем не смысля.

Камю не случайно постоянно возвращается к образу титана-богоборца этот образ неоднократно использовался в литературе и искусстве как символ и " мета физического бунта", и социальной революции (см Лосев А. Ф. Проблема сим вола и реалистическое искусство М, 1976 Гл. VII)

С. 137. Платон. Соч М, 1968 Т. 1. С 306 " Горгий", 484 а " Платон предвосхищает в Калликле вульгарный тип ницшеанства. " - в диалоге Платона " Горгий" выведен молодой афинский аристократ Калликл, ученик и приятель софистов. В известном смысле можно считать Калликла (и некоторых платоновс ких софистов - Пола, Фрасимаха) предшественниками Ницше В данном случае Камю имеет в виду слова Калликла о том, что законы устанавливаются слабо сильными, которые составляют большинство, дабы запугать тех, кто способен над ними возвыситься: " Но сама природа. провозглашает, что это справедливо - когда лучший выше худшего и сильный выше слабого" (" Горгий", 483 d) Сильному позволено природою сбросить с себя оковы закона и обычая, больший ство же приручает этих прирожденных господ " заклинаньями и ворожбою", внушая, что все должны быть равны " и что именно это прекрасно и справедливо" За этими словами следует приводимый Камю отрывок из речи Калликла спра ведливость природы просияет вместе с захватом власти сильнейшими

Эпикур и Лукреций. Эпикур (341-270 до н э) - древнегреческий фило соф-материалист, основал в Афинах свою школу (" Сад Эпикура" ) в 306 г до н э Тит Лукреций Кар - римский поэт I в до н. э, последователь Эпикура, автор философской поэмы " О природе вещей"

С. 138. Подобно Эпиктету и Марку Аврелию - Камю сравнивает воззрения эпикурейца Лукреция с учениями представителей другой школы античной фило Софии - стоицизмом Эпиктета (50-130) и императора Марка Аврелия Антонина (121-180)

Альфред де Виньи (1797-1863) - французский писатель и поэт

С. 139. Клинамен - случайное, спонтанное отклонение атомов Главное отличие атомистического учения Эпикура от атомизма Демокрита заключалось в признании Эпикуром тяжести как причины движения Но если атомы падают в пустоте под действием тяжести, то они движутся параллельно, их траектории не пересекаются. В таком случае становится невозможным их столкновение и об разование составных тел Эпикур вводит в картину мира случайное отклонение атомов от прямой линии (клинамен), что и обусловливает столкновения Детер минизм Демокрита тем самым ограничивается, но причинность не отвергается Лукреций отмечает, что причина отклонения не внешняя, как в случае столкнове ния атомов, а внутренняя, заключенная, как и сила тяжести, в самих атомах

Моета mundi - городские стены, пределы мира Строго говоря, в эпикуреяз ме нет учения о пределах мира он бесконечен, пребывает а вечном движения Эпикур характеризуется Лукрецием как философ, который

Силою духа живой одержал он победу и вышел

Он далеко за предел ограды огненной мира,

По безграничным пройдя своей мыслью и духом пространствам

Камю имеет в виду ограниченность человеческого мира в учении эпикуреизма. Каждой конечной вещи установлен предел, в том числе и нашему миру

Там же с теченьем времен и стены великого мира,

Приступом взяты, падут и рассыплются грудой развалин

(" О природе вещей", Д, 1144).

Лукреций " о первом преступлении религии", о неповинной крови Ифигении, говорит

... Но, напротив, религия больше

И нечестивых сама и преступных деяний рождала.

Было в Авлиде ведь так, где жертвенник Тривии Девы

Ифианассинои был осквернен неповинною кровью

(" О природе вещей", I, 83-86).

Ифианасса - вариант имени Ифигении, дочери аргосского царя Агамемнона, которую собирались принести в жертву Артемиде греческие воины, чтобы умилостивить богиню и продолжить плаванье к Трое, которому препятствовал ветер Лукреций опускает то, что у Гомера девушка подменяется ланью на алтаре самой Артемидой, не принимающей человеческого жертвоприношения. Лукрецию важно было подчеркнуть жестокость и преступность религии.

С. 140. Цит. по: Лукреций. " О природе вещей", I, 63-79

К последним строкам поэмы Лукреция Камю обращался ранее в романе " Чума"

Капища все, наконец, святые богов бездыханной

Грудою тел переполнила смерть, и, завалены всюду

Трупами доверху, все небожителей храмы стояли

Там, где пришельцев толпу призревали служители храмов,

Ни почитанье богов, ни веления их в это время

Не соблюдались уже - отчаянье все ниспровергло

Янсенизм - религиозное течение в католицизме XVII-XVIII вв, осужденное кесколькими папскими буллами и преследуемое королевской властью во Фран ции Название данного течения восходит к голландскому теологу Янсению (1585-1638), проповедовавшему строгое этическое учение и развивавшему близкие протестантизму идеи о предопределении. Янсенизм привлек к себе многих выдающихся мыслителей и писателей XVII в - Арно, Расина, Паскаля, который провел последние годы своей жизни в аббатстве Пор-Ройаль, центре янсенизма

С. 141. Лама савахфани - " А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или, лама савахфани? то есть - Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? " (Мф.: 27, 46. )

Гностицизм - религиозно-философское движение поздней античности, в котором соединялись отдельные положения греческой философии и различных восточных религий, прежде всего иудаизма и христианства Для гностицизма характерны дуализм доброго и злого начал, пессимистический взгляд на мир, подчиненный злу, и учение о спасении как особого рода знании (" гнозисе" )

Валентин (II в н э ) - основатель одной из гностических сект, учил в Риме с 136 по 165 г. Согласно учению Валентина, существует 30 эонов, последним из которых является София (Мудрость). Первый зон - " Бездна" (Бюфос), нерожденная монада, беспредельный, невыразимый, трансцендентный бог, ничего не знающий о мире и не вмешивающийся в его дела Грех Софии попытка проникнуть из любопытства в божественную " бездну", за что она наказывается падением. Хотя сама она не выходит за пределы божественной полноты бытия - Плеромы, но, соединившись с желанием, она порождает Демиурга, отождествляемого с ветхозаветным Яхве. Для искупления греха Софии всеми зонами порождается Спаситель-Христос, соединяющийся с человеком-Иисусом, чтобы создать звездное царство - " Кеному" - по образу и подобию высшего царства и принести людям спасительное знание.

Маркион (85-160) - гностик, основавший после отлучения его христианской общиной свою собственную церковь, существовавшую вплоть до конца IV в Маркион признавал только Новый завет (Евангелие от Луки и Послания ал Павла), отвергал Ветхий завет и его Бога-отца как злого Демиурга.

Гностицизм заранее хотел избегнуть августинизма - весь отрывок о гностицизме, как греко-христианской реакции против иудаизма, является кратким вое произведением нескольких глав юношеской диссертации Камю " Христианская метафизика и неоплатонизм". В раннем, евангелическом христианстве Камю находит прежде всего страх смерти, надежду на спасение, которая расходится с миром гармоничной греческой мысли Гностицизм, будучи порождением гречес кого мышления, оказывается у Камю примиряющим противоречия учением Проблема зла снимается интеллектуальным познанием, в то время как для Августина разум бессилен без веры, любое человеческое стремление ничтожно без благодати. Поэтому в раннем христианстве и в августинизме Камю видел истока бунта, экзальтированный порыв, отказ от греческого идеала меры и безмятех ности. Вместе с христианством мы вступаем в историю греха и искупления жажды Града небесного, который и становится градом земным в европейском нигилизме

Василид - александрийский гностик первой половины II в. Его сложная космология дошла до нас только в отрывках, приводимых опровергавшими ее отцами церкви. Василид - сторонник докетизма, то есть воззрения согласно которому реального телесного воплощения Христа не было - рождение, земное существование и смерть Христа суть кажимости Земное бытие в целом греховно и обречено на страдания, и в этом смысле грешниками являются и мученики, и человек-Иисус - всякое страдание есть наказание за грехи.

С. 142. Штирнер, Макс (настоящее имя Каспар Шмидт, 1806-1856) начинал свою философскую деятельность как младогегельянец, в 1845 г. выпустил книгу " Единственный и его собственность", в которой развивал идеи крайнего индивидуализма и анархистского бунтарства Любые социальные нормы и ценности были объявлены " призраками" - индивид полностью свободен от каких бы то ни было ограничений.

Маркиз де Сад, Донатьен Альфонс Франсуа (1740-1814) французский писатель За многочисленные вызывающе аморальные деяния находился в заключении с 1778 по 1790 г. сначала в замке Венсенн, потом в Бастилии. Написал в тюремной камере ряд романов (" Сто двадцать дней Содома" и др ). Отвергнутый аристократическим обществом и собственной семьей, Сад становится республиканцем, активно участвует в революции, но не принимает террора якобинцев и обвиняет их в " бесчеловечности" вопреки собственной философии. В декабре 1793 г. он под арестом, ожидает казни, но после свержения якобинцев выходит на свободу. В 1795 г. выпускает свое главное произведение " Философия в будуаре", в котором, наряду с описанием оргии, содержится брошюра " Французы, еще одно усилие, если вы хотите стать республиканцами". При Наполеоне, в 1801 г, Сада помещают в сумасшедший дом Сен-Пелажи (потом в Шарантон), где он ставит пьесы, в которых играют постояльцы сумасшедшего дома. Имя маркиза стало нарицательным - садизмом называется, во-первых, сексуальное извращение, когда наслаждение доставляет причинение боли партнеру, а во-вторых, удоволь ствие от актов жестокости, как таковых, насилия вообще

Калло. Жак (1592-1635) - французский художник и гравер

С. 143. Вольнодумство вплоть до аббата Мелье и Вольтера. Вольнодумцами (либертинами) называли представителей враждебного католической церкви, религии вообще идейного течения во Франции в XVII в. К нему относят таких писателей и поэтов, как Т. де Вио, Сирано де Бержерак, Ш. де Сент-Эвремон. Свободомыслие либертинов было одним из источников идеологии Просвещения, поэтому Камю относит к вольнодумству (либертинажу) аббата Мелье и Вольтера. Ж. Мелье (1664-1729) - французский мыслитель, незадолго до смерти написал " Завещание", в котором развивает материалистические и атеистические воззрения, из которых делает радикальные социально-политические выводы в духе утопического социализма. Отрывок из " Завещания" был опубликован Вольтером в 1762 г., полный текст - лишь в 1864 г. Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) - французский писатель, философ, историк, публицист. В своих художественных и публицистических произведениях подвергал критике феодальные отношения, деспотизм, выступал против нетерпимости, религиозного фанатизма, ханжества. Хотя Вольтер, будучи деистом, не отвергал бытия Бога, он выступал против политической и идеологической власти церкви.

С. 144. Пари Паскаля - известен так называемый аргумент-пари Паскаля в пользу существования Бога Паскаль предлагает держать пари, взвесив шансы " за" и " против", как в азартной игре, делая ставку на то, чего можно " меньше всего проиграть": " Взвесим выигрыш и проигрыш в случае, что Бог есть если вы выигрываете, то выигрываете все, если проигрываете, то не теряете ничего. Без колебаний держите пари за то, что Бог есть", поскольку, если вы поставите на то, что Бога нет, то ничего не выиграете в земной жизни, но проиграете загробную жизнь

С. 145. Клоссовский, Пьер (р. 1905) - французский писатель, переводчик Светония и Вергилия, автор романов и работ о Саде и Ницше.

С. 146. Нодье, Шарль (1780-1844) - французский писатель, в салоне которого - центре литературной жизни Парижа - собирались романтики в 20-е гг прошлого века.

С. 147. Моральный бланкизм - исторически бланкизм связан с деятельностью французского революционера Луи Огюста Бланки (1805-1881), руководителя нескольких тайных социалистических организаций. В более широком смысле - это попытка свержения существующей власти путем заговора небольшой группы революционеров, заговорщическая деятельность вообще.

С. 152. " Потерянный рай" - поэма Джона Мильтона (1608-1674) английского поэта и публициста, принимавшего активное участие в политической жиуи Англии, выступавшего на стороне пуритан против монархии. Изгнанный со службы после реставрации королевской власти, он посвятил себя поэзии В 1667 г. вышел его " Потерянный рай", центральным персонажем которого является Сатана, представленный как метафизический бунтарь.

Блейк, Вильям (1757-1827) - английский поэт и художник. В романтической поэзии Блейка христианская мораль, ценности и нормы буржуазного общества подвергаются беспощадной критике. В " пророческих книгах" Блейка им создана мифологическая эпопея, охватывающая судьбы мира и человечества от их сотворения через грехопадение и тысячелетние страдания до грядущего освобождения и " Нового Иерусалима". Подобно Мильтону, бунт Сатаны рассматривал как метафизический (см.: Блейк В. " Бракосочетания Ада и Рая" Поэзия английского романтизма. М., 1975).

С. 153. Мелвилл, Герман (1819-1891) - американский писатель, автор философского романа " Моби Дик, или Белый Кит".

С. 154. Лорензаччо - герой одноименной исторической драмы Альфреда де Мюссе; Гаи Исландец - герой одноименного романа В Гюго

Ле Пуатвен, Альфред (1816-1848) - французский романтик, близкий друг Флобера.

Борель - Петрус Борель д'0трив (1809-1859) - французский писатель, выступал под псевдонимом Ликантро (" человек-волк" ) Черный юмор, имморализм Бореля стали предметом исследования Бодлера.

С. 155. Кено, Раймон (1903-1976) - французский писатель, в 20-е гг. участник сюрреалистического движения.

Шарль Бодлер писал о дендизме в книге " Поэт современной жизни"

С. 156. Прево д'Экзмиль, Аитуан Франсуа, аббат (1697-1763) французский писатель, автор многочисленных романов (наиболее известный " История кавалера де Гриё и Манон Леско" ). Камю имеет в виду многотомный роман " Английский философ, или История Кливленда, незаконного сына Кромвеля, им самим написанная" (1731-39).

Ласенер, Пьер-Франсуа (1800-1836) - знаменитый преступник, о котором Бодлер упоминает в " Салоне 1846 г. ": " Предсмертный вызов известного преступника, бунтаря со здоровым телом и ясным духом, чья свирепая отвага не склонила голову даже перед машиной, олицетворяющей высшую кару'" (Бодлер Ш Об искусстве. М, 1986. С. 129).

Местр. Жозеф Мари де (1753-1821) - граф, французский католический философ, публицист, политический деятель. В 1802-17 гг был посланником сардинского короля в Санкт-Петербурге, где и были написаны основные его сочинения, в том числе " Петербургские вечера" (1821 Т 1-2). В философии истории де Местр - сторонник провиденциализма, для политических воззрений характерно превознесение социального порядка (отсюда и апология палача как вершителя порядка). Был одним из ведущих идеологов клерикально-монархической реставрации в Европе 1814-48 гг.

С. 157. Племянник Рамо - герой произведения Дидро " Племянник Рамо" действительно существовавшее лицо, Жан-Франсуа Рамо, которого называли " племянником Рамо", чтобы отличить от его дяди - крупнейшего представителя классицизма в музыке -- Жана-Филиппа Рамо. Племянник Рамо был известен своей беспринципностью, беспорядочным поведением. В диалоге Дидро он предстает как циник, высмеивающий и все вокруг, и себя самого, ошеломляющий философа " такой проницательностью и вместе такой низостью, чередованием мыслей столь верных и столь ложных, столь полной извращенностью всех чувств, столь бесконечной гнусностью и вместе с тем столь необычной откровенностью".

С. 158. Несправедливость, совершенная по отношению к Марфе - вероятно имеется в виду известное евангельское противопоставление Марфы и Марии, где Иисус укоряет Марфу: " Ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк: 10, 41-42). Традиционно этот упрек интерпретировался как превосходство созерцательной жизни над активной, веры над делами.

С. 168. Декаданс - понимался Ницше не только как совокупность явлении в культуре конца XIX в. Литературно-художественный декаданс есть порождение нигилизма, умственного и физического вырождения " высших людей". Декаданс это победа слабых над сильными, триумф " рабской морали", хаотическая спутанность инстинктов и страстей. Вместо того чтобы действовать, декадент, жертва излишней чувствительности, стремится избавиться от страданий в опьянении или с помощью наркотиков; но страдания может уменьшить и " искусство для искусства". В обоих случаях мы имеем дело с одним феноменом вырождения европейской творческой элиты. Декаданс понимается Ницше и как физиологическое вырождение, и как стремление к социальным реформам. Декадент желает уменьшить страдания, и начинаются демократические, социалистические, феминистские движения; в мстительной злобе декадент становится анархистом, разрушителем общества, каковое он считает " несправедливым".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.