|
|||
Комментарии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Бродящий портрет. Рыцарская легенда Источник текста: Воспоминания Теобальда. Часть V. Воспоминания общие. Вильна: Типография М. Р. Ромма, Жмудский пер., д. 325, 1890. Дозволено цензурою 30 мая 1890 г. С. 87-112. …Нижегородского драгунского полка… - тот самый воевавший на Кавказе полк, в котором служили, в частности, Л. С. Пушкин, Р. И. Дорохов (один из прототипов Долохова в " Войне и мире" Л. Н. Толстого), М. Ю. Лермонтов и другие не менее достойные люди. …животный магнетизм, спиритизм, месмеризм, гипнотизм, а в последнее время и мантивизм… - открытые австрийским врачом Фридрихом Антоном Месмером (1733-1815) явления гипнотизма объяснялись теорией животного магнетизма, предполагающей существование особой эфирной жидкости, посредством которой существа оказывают влияние друг на друга; истекая из пальцев и глаз магнетизера, она вызывает различные нервные явления у магнетизируемого; магнетизмом наделены также предметы; о пагубных последствиях увлечения спиритизмом поведал фон Роткирх устами персонажа рассказа " Духовидец", с которым невдолге познакомятся и читатели " Индоевропейского диктанта"; мантивизмом отставной полковник называл, видимо, увлечение мантикой, т. е. различными способами гаданий, как то пиромантия (в том числе омоплатоскопия), гидромантия и коскиномантия, клеромантия, рапсодомантия и библиомантия (по " Чапаеву и Пустоте", например, у Вяч. Курицына), орнитомантия, гиероскопия, морфоскопия или физиогномика с хиромантией, матемантика и геомантия, онейромантия, некромантия, хресмология и т. п. …с александрийскою библиотекою, сожженною Омаром… - речь идет о сподвижнике Мухаммеда и его преемнике, втором калифе (634-644) Омаре ибн аль-Хаттабе, под водительством которого арабы якобы сожгли прославленную богатейшую библиотеку в Александрии Египетской; на самом деле часть ее (вместе с Кодексом Чипая) погибла во время осады при Юлии Цезаре (48-49 гг. до н. э. ), а остальное, в том числе и первый известный науке уйгурский список Мананаса, благочестиво уничтожил константинопольский император Феодосий (341) в целях уничтожения галиндско-ятвяжских ересей. Тюбингенской школой на первых порах называлось развивавшееся в Тюбингенском университете в конце XVIII в. направление в протестантской теологии, сочетавшее просветительские тенденции с супранатурализмом, т. е. с убежденностью в сверхъестественных основаниях окружающего мира, на чем и воспитались небезызвестные Шеллинг, Гегель, Гёльдерлин. …нассауских войск… - войск Нассау, небольшого германского графства, в 1806 г. ставшего герцогством и в 1866 г. вошедшего в состав Пруссии. Эйзен фон Шторхенвальд - Родовое имя героя повести означает " Железо из Аистового леса"; ср. фигуру мистика и мистификатора Людвика фон Шреккенфельда (Schreckensfeld - " долина ужасов" ) в повести Н. А. Полевого " Блаженство безумия" (1833). кавалергарды, если кто уже забыл разъяснения по поводу " Службы в Динабурге", так это - гвардейские кавалеристы из отборного привилегированного подразделения. …Баярд, рыцарь без страха и упрека. - Храбрый и великодушный французский рыцарь Пьер дю Террайль Баярд (1476-1524) был прозван рыцарем без страха и упрека, что навеки запечатлено книгой " Приятнейшая, забавная и отдохновительная история, сочиненная честным слугой о событиях и поступках, успехах и подвигах доброго рыцаря без страха и упрека, славного сеньора Баярда…" (1527). …один или оба эполета… - принадлежность офицерской парадной формы, закругленные с внешней стороны погоны, украшенные бахромой и позументами. …Фрейшиц еще не отливал для него в волчьей долине пули… - имеется в виду мотив оперы немецкого композитора Карла Марии фон Вебера (1786-1826) с либретто адвоката и драматурга Фридриха Кинда (1768-1843) " Вольный стрелок" (" Freischutz", 1821), почерпнутый в " Книге о привидениях" (" Книга призраков"; Лейпциг, 1811) Иоганна Августа Апеля (1771-1816) и Фридриха Лауна (Фридрих Август Шульце, 1770-1849), куда его навеяло народное поверье о стрелке, продавшем душу дьяволу и получившем бьющие без промаха пули; предание отразилось в " Эликсирах сатаны" (1815-1816; русский перевод 1897, 1984) Э. Т. А. Гофмана. …зашел мой приятель Бестужев… - Александр Александрович Бестужев (Марлинский; 1797-1837), прозаик, критик, поэт, за участие в заговоре декабристов после заключения в тюрьме и ссылки в Якутии был переведен в 1829 г. рядовым на Кавказ. …прочитал свою повесть " Замок Эйзен" . - Опубликована под этим заглавием в " Невском альманахе на 1827 г. " по сигнальному экземпляру альманаха " Звездочка" (1825), весь тираж которого был задержан и пролежал на типографском складе до 1861 г.; здесь повесть напечатана была с названием " Кровь за кровь", а по случайно уцелевшему при уничтожении макулатуры экземпляру альманаха ее перепечатал М. И. Семевский в журнале " Русская старина" (1883, № 7), куда с конца 80-х годов пописывал и барон Василий фон Роткирх. …едва ли кто из образованных людей не знает " Повестей и рассказов Александра Марлинского" - Огромным успехом пользовались выпущенные в 1832 г. анонимно в Петербурге 1-5 часть и в 1834 г. в Москве 6-8 части " Русских повестей и рассказов", за чем в 1835 г. последовало их второе издание, в 1838 - 1839 и 1847 гг. вышли " полные" собрания сочинений Марлинского в 12 и 4 томах соответственно, каковые, по всей вероятности, и имеет в виду полковник. …с поднятым палашищем… - палаш (опять-таки см. " Службу в Динабурге" ) - длинная и прямая сабля с широким и обоюдоострым к концу клинком. " Верую во единого" - католический символ веры, начинающийся словами, разумеется, " Верую во единого Бога" (латинск. Credo in unum Deum). …" absolvo te! ", т. е. разрешаю тебя… - католическая формула отпущения грехов при исповеди, восходящая к евангельскому " иди и впредь не греши" (Иоанн, 8, 11). …на пищу св. Антония! - святой Антоний Фивский (251-356), прозванный Великим основатель монашества в Египте, занимался умерщвлением плоти и усиленно постился, питаясь хлебом с солью; подробности см. в романе Г. Флобера " Искушение святого Антония" (1874). Ревель - немецкое название Таллинна, по-русски Колывань. Бригитта - святая Бригитта, шведская монахиня (ок. 1303-1373) королевского рода, основательница женского монашеского ордена, в монастырях коего допускались насельники мужского и женского пола, хотя и в отдельных помещениях; около Ревеля был выстроен в начале XV в. монастырь ее имени, разрушенный во время Ливонской войны, а орден угас с Реформацией. власяница - рубашка из конского волоса или грубой шерсти (козьей, как правило) темного цвета в форме мешка, носимая кающимися. …барона Бокка - Георг фон Бокк (1758-1812) владел одним из крупнейших имений Лифляндии (около 2500 душ, 170 кв. верст), имел дочь Елизавету (не Луизу! 1790-1842), вышедшую замуж за П. О. Цеге фон Мантейфеля, и сыновей Тимотеуса Эбергарда (1787-1836), Георга (1791-1872) и Карла (1792-1868/72), участники войны 1812 г., из коих особенно прославился Тимотеус-Тимофей, приятель В. А. Жуковского (и герой романа Я. Кросса " Императорский безумец"; 1977, русский перевод 1980), чей арест и заключение в 1818 г. потрясли русское общество; сын его Георг Тимофеевич фон Бок (1818-1876) был вице-адмиралом и приближенным великого князя Владимира Николаевича. камерюнгфрау… - (нем. ) камеристка, горничная, комнатная служанка. …статую Ниобеи… - Ниобея, согласно греческим мифам, не в меру гордилась своими детьми, о количестве которых свидетельства Гомера, Гесиода, Пиндара, Сафо и драматургов расходятся (от двенадцати до двадцати, причем обычно во всех вариантах сыновей и дочерей поровну), каковые и были перестреляны Аполлоном и Артемидой по наущению матери их Лето (Латоны), у которой только и было их двое с ее жалкими двумя детьми; Ниобея с горя превратилась в скалу и стала олицетворением горя и страдания; мотив превращения живого существа в камень, живого в неживое, представляется своеобразной инверсией оживания неживого - трупа рыцаря, портрета или каменной статуи командора (см. ниже); барон разбил, скорее всего, копию знаменитой статуи, приписываемой то Праксителю, то Скопасу. …статуя командора или бронзовая " илльская Венера" . - История бронзовой Венеры, обязанной своим названием притоку Рейна, существенно уступает в популярности сюжету, введенному в литературу пьесой испанского драматурга Тирсо де Молины (1571-1648) " Севильский озорник, или Каменный гость" (1625), воодушевившей Мольера, Корнеля, Гольдони, Байрона, Флобера; исключительную роль в его распространении сыграла опера, в особенности третий акт, " Дон Жуан" (1787) Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) с либретто итальянца Да Понте, а у нас - " Каменный гость" (1830) А. С. Пушкина (1799-1837), тем не менее помещается в широкое интертекстуальное пространство/
|
|||
|