Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Он-лайн проекты



Авторы: Алипова Маргарита, Иванченко Алина, МамиеваДзерасса, Яковлева Софья

1. Аудиолекции преподавателей СПбГУ                                                                                                                                                                            http: //russianlectures. ru/ru/course/

О ресурсе: Cайт разработан на филологическом факультете СПбГУ на средства пожертвования фонда “Русский мир”. Все авторы Audeamus имеют возможность проводить видеолекции в режиме реального времени. Ресурс содержит аудиолекции преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета, входящие в состав 20 учебно-методических комплексов, разработанных в рамках проекта. Предметные области: лингвистика, литературоведение, фольклор, искусствоведение, история, журналистика, библеистика.

В рассматриваемой лекции ресурса Audeamus рассказывается о становлении и развитии отечественной светской цензуры XVIII — начала XX века, объяснены основные принципы работы цензурных комитетов и показано общественное отношение к институту ограничения свободы слова.

Взаимоотношения правительства и печати в дореволюционной России

Цензура в дореволюционной России. Роль в отечественной журналистике

Цензура - государственный институт контроля над массовой информацией. Цензура вечна. Главная функция: охрана существующего строя.

Во всем мире различают два вида цензуры: предварительная - осуществляется до выхода издания в массовый тираж. Во всем мире именно предварительная цензура считается синонимом несвободы слова, ограничения свободы печати, потому что автор не может взять на себя ответственность за то, что он хочет сказать своим читателям, слушателям, зрителям. Совершенно другая ситуация с цензурой карательной.

Цензура карательная имеет разные названия, раньше она называлась цензура карательная и последовательная, сейчас она называется цензура судебная.

Карательная цензура или последующая - это цензура после отпечатывания всего тиража, и, собственно, этот вид цензуры неизбежен, даже когда мы читаем в законах, “цензура недопустима, цензура не разрешается”, речь, конечно, идет о предварительной цензуре.

Русская цензура является стержнем существования российской журналистики. Так получилось, что вся русская журналистика выстроилась либо в борьбе с цензурой, либо в попытках утаить что-либо от цензуры. Именно поэтому в русском языке есть теория: язык русской литературы (особенно 19 век), язык русской журналистики очень синонимичен. У нас было развито мастерство т. н. эзопового языка: языка намеков, языка полуфраз, языка какого-то скрытого чтения между строк. Именно потому что русский автор всегда пытался прямо не говорить, понимая что это вычеркнет цензура, но тем не менее донести до читателя свои мысли.

Светская цензура в России возникла с развитием светской журналистики (в начале 18 века). Здесь тоже важно сопоставить: если в Европе цензура возникает как и печать в 15 веке, то у нас цензура возникает в 18 веке. У нас цензура возникает тогда, когда, собственно говоря, в Европе с предварительной цензурой почти покончено. В Англии она объявлена вне закона. В нач. 18 века в Швеции объявляется на конституционном уровне свобода печати и пр. Т. е. европейцы уже прошли вот этот этап борьбы с предварительной цензурой, а мы только на него вступили.

развитие русской цензуры в 18 веке очень необычно. Цензура де-факто появилась в нач 18 века, а де-юре в конце 18 века. Т. е. целое столетие законов, подкрепляющих существование цензуры не было.

В первой половине 18 века отечественная журналистика - сплошь правительственная. Отечественная журналистика монополизирована правительством, нет частных изданий. С 1702 по 1759 г. в стране не было ни одного частного издания. Отечественная цензура связана с именем Петра I, который является основателем нашей русской журналистики. Элементы цензуры есть уже в первой русской газете “Ведомости”, которая была создана в 1702 г. Петр I особенно в первые годы существования “Ведомостей” много времени уделял выпуску этой газеты и иногда даже сам держал корректуру, проводил редакторскую правку текстов. И мы видим на сохранившихся корректурных листах “Ведомостей” на полях рукой Петра сохранившиеся надписей. Например: “Сей статьи меж скобок в народ не пускать”. Главной задачей “Ведомостей” была пропаганда петровских реформ. И кроме того “Ведомости” сообщали о Северной войне и, совершенно точно, петровские ведомости не сообщали в публику, например, о сильных поражениях русских войск, а о победах, наоборот, расписывали очень много. Именно эти корректировки - первые примеры цензуры. Петр I самолично участвовал в просмотрах монастырских библиотек, в сожжении раскольнических книг, Петр I издал указ, по которому каралось смертной казнью хранение, чтение и распространение шведских листовок (когда шведы захватили типографский станок со славянским шрифтом и начали печатать контр-пропагандистские листовки, обращенные к русским, уверяя их, что характер Северной войны это характер захватнический, что мы фактически заримся на земли шведов). Даже за хранение таких листовок, если, например, какой-нибудь крестьянин поднял эту листовку и хранил у себя дома, при этом даже не умея читать, но если обнаружили бы эту листовку, по указу Петра Великого его бы карали смертной казнью.

Законодательное оформление в 18 веке цензура получила только в самом конце, во времена правления Екатерины Великой. Предыдущие правители так или иначе пытались контролировать печатное слово, но не было системы, твердых законодательных устоев.

Совершенно другая ситуация возникла, когда на престол взошла Екатерина II. Во первых, она издала несколько указов (“указы о вольных типографиях”). Екатерина II сначала отдельным лицам, сначала немцу Иоганну Гартенгу и др., а потом любому российскому подданному даровала право частного свободного издания книг, газет и журналов. Но обязательным условием были проверки всего напечатанного “вольной типографией”, т. о. Екатерина впервые отдала цензурные обязанности полиции. Затем последовал еще целый ряд указов Екатерины, несколько ограничивающий свободу печати. За несколько месяцев до смерти, 16 сентября 1796 года Екатерина II подписывает указ о создании в России цензурных комитетов. В России создавалось 4 цензурных комитета в 4х городах Российской Империи, прежде всего, это Москва и Петербург. Цензурный комитет состоял из трех человек, в указе написано о трех особ: церковная, т. е. священнослужитель, особа ученая, т. е. профессор, и особа светская, т. е. чиновник. Таким образом в стране появлялось 12 профессиональных цензоров, которые должны были контролировать всю печатную продукцию Российской Империи. Кроме того, Екатерина дала цензорам оружие, т. е. она определила, что нельзя печатать что бы то ни было, противное: 1) строю, 2) церкви, 3) нравственности, 4) личной чести граждан. Это был фундамент всей российской цензуры.

Цензура в 19 веке уже осуществлялась. Отличалась колебаниями от мягкости к жесткости. Первая половина 19 века это время правления двух императоров: Александра I и Николая I. Времена правления Александра I считаются “мягкими временами” в цензурной эпохе России, потому что именно при Александре I в 1804 году был принят первый цензурный устав, самый мягкий цензурный закон на всем протяжении существования дореволюционной журналистики. В нем сказано: “В случае, если цензор увидит место двойное по смыслу, он обязан толковать это место в пользу сочинителя” (тот самый эзопов язык). Эта относительная мягкость цензурной политики Александра I после войны с Наполеоном, после войны 1812-1814 годов законодательных каких-либо ограничений не было, но на практике это стало ужесточаться, потому что Россией фактически правил уже не Александр I, а граф Аракчеев, в стране были довольно жесткие меры против любого свободомыслия, хотя с точки зрения закона все было мягко и хорошо. Но мы помним, Александр I умирает, Николай I вступает на престол в день восстания декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Он заявил: ”Пока я жив, революции в России не будет”, это отражается на цензурном законодательстве. Эпоха правления Николая 1 считается очень жесткой по отношению к печати, потому что на второй год своего вошестивия на престол в 1826 году Николай I принимает т. н. “чугунный цензурный устав”. Там было 230 параграфов, там было огромное количество тем, где были прописаны запреты. Нельзя было даже не с должным восторгом отзываться о лицах царской фамилии. Нельзя выводить на театральную сцену священников, иконы, элементы богослужения. Нельзя показывать военных в пренебрежительном духе и т. д. Кроме того, устав создал сложную многоступенчатую цензурную бюрократическую систему. Это было очень тяжело для журналистики, для общества, что через 2 года в 1828 году Николай I отменил действие устава 26 года и принял более мягкий цензурный устав, он называется “николаевский устав” 1828 года. Еще важный период цензурной политики Николая I - последние 7 лет его царствования. В 1848 году во Франции разражается революция, в России начинается т. н. “мрачное семилетие”. Очень многих иностранных подданных Николай буквально вышвыривает из границ Российской Империи. Тех русских, которые находятся за границей, император требует вернуться, а в стране начинается, как называют современники, эпоха цензурного террора, потому что в стране был создан тайный цензурный комитет, т. н. “комитет второго апреля”, созданный 2 апреля 1848 года. Комитет имел главную задачу: осуществление цензуры над цензорами. Он не проверял саму журналистику, он мог в любой момент тайно от имени Императора проверить любую работу цензора. Цензор знал что он может лишиться жалования, бесплатной казенной квартиры, денег, служебного положения только потому что он пропустил какую-то статью. Поэтому русская журналистика в 1848 - 1855 годах фактически перестала быть публицистичной, перестала писать о том, что волнует обществ, что интересует общество. Она пыталась максимально выжить, в чем заслуга именно “Бутурлинского цензурного комитета”, который нагнал жуткий страх на саму цензуру.

В феврале 1855 года Николай I умирает от воспаления легких и на престол всходит его старший сын Александр (годы правления: 1855-1881). Мы все знаем его главное дело: отмена крепостного права в 1861 году, судебная реформа, образовательная реформа, военная реформа. Это было главное из целой цепи великих реформ, которые провел Александр II. Одна из великих реформ Александра II это цензурная реформа, которая была проведена в 1865 году. Суть этой цензурной реформы заключалась в том, что часть изданий российской журналистики были освобождены от предварительной цензуры, с одновременным подчинением их карательной цензуре. Впервые на законодательном уровне часть изданий, правительственные издания, научные издания, столичные газеты и журналы, которые внесли большой залог, получили от министра внутренних дел освобождение от предварительной цензуры. Вся частная провинциальная периодика оставалась под предварительной цензурой. При этом опозиционно настроенные издательства не освобождались от предварительной цензуры. Но, тем не менее, доля свободы была, учитывая русские реалии. Кроме того, по цензурной реформе Александра II все преступления печати должны были рассматриваться в суде. После покушения на Александра II Дмитрия Каракозова в 1866 году, этот пункт перестал действовать. Все наказания печати осуществлялись администрацией. Т. о. великие реформы Александра II, которые привели к капитализации России, одна из этих реформ - цензурная реформа.

Эпоха Александр III получила наименование “‘эпохи контрреформ”, т. е. Александр III пытался ограничить последствия великих реформ Александра II. В 1882 году Александр III провел цензурную контрреформу. Были приняты временные правила о печати. Главный пункт следующий: если издание получало три предостережения, после этого издание подлежало предварительной цензуре. Т. е. этот пункт резко ограничивал свободу слова, которую, особенно частные газеты и журналы получали после цензурной реформы 1865 года. Также одним из пунктов устанавливалось создание “комитета четырех министров”, который мог закрыть любое периодическое издание не доводя разбирательство до суда. Это был апофеоз административного давления на печать. Ситуация сразу сказалась на развитии российской журналистики, с 1883 года пошел цикл закрытия крупных периодических изданий. Цензурная политика последнего русского императора Николая II характеризуется вынужденной мягкостью. Самый известный цензурный закон эпохи Николая II это Высочайший манифест от 17 октября 1905 года. Николай II даровал гражданам Российской Империи свободу слова, свободу печати, свободу совести, свободу вероисповедания, свободу союзов и собраний, неприкосновенность личности и право голоса. Основываясь на этом манифесте, в ноябре 1905 года были приняты новые временные правила о печати, которые даровали всем изданиям Российской Империи отмену предварительной цензуры, на временную замену ее карательной цензурой. Кроме того, было объявлено, что все преступления печати рассматриваются в суде. Это правовое положение журналистики, которое существовало тогда в развитых европейских странах. Но с 1906 года начинается ужесточение, принимается целый ряд цензурных законов, где снова возвращается предварительная цензура сначала для иллюстрированных изданий, а затем для изданий провинциальных. В 1914 году была введена всеобщая военная цезура.

В России в течении двух столетий существовала цензура, довольно жесткая, однако в целом царская цензура существовала в рамках закона.

Полное отсутствие цензуры невозможно, всегда во всех странах остается цензура карательная, которую сегодня называют судебной. Нельзя, упоминая о цензуре, говорить о ней только в отрицательном смысле, потому что еще со времен Екатерины II, русская цензура занималась в том числе и охраной нравственности, охраной личной чести каждого. Другое дело, когда цензура запрещает человеку свободно высказывать свои мысли, свободно аргументировать, что является ограничением свободы слова, чего по любым разумным правовым человеческим законам быть не должно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.