Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. § 1. Мотив цвета в поэзии Н.Е. Ряшенцевой как отражение национального самоопределения поэтессы (на основе анализа мотива желтого цвета в художественном мире Н.Е. Ряшенцевой)



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

§ 1. Мотив цвета в поэзии Н. Е. Ряшенцевой как отражение национального самоопределения поэтессы (на основе анализа мотива желтого цвета в художественном мире Н. Е. Ряшенцевой)

Мотив цвета – одна из категорий, при помощи которой автор работает над созданием образа, он важен для понимания мыслей и идей творца, так как употребление определенных цветов может быть объяснено образованием, воспитанием, религиозными убеждениями художника, именно в этом и есть принципиальное понимание цвета как культурного феномена с учетом истории человечества, выработавшего целую систему ассоциаций, связанных с тем, или иным цветом, имеющим особое символическое значение.

Н. Е. Ряшенцева является тюменской писательницей, следовательно, в ее творчестве прослеживаются русские традиции, встречаются автобиографичные моменты её жизни, для описания которых поэтесса прибегает к цветописи.

Исследуя стихотворения из сборника «Я родом из старой деревни» (2005), мы выявили, что писательница использует богатую цветовую палитру: золотой, белый, черный, желтый и т. п. Отбор текстов показал, что в 20-ти стихотворениях из 90-та определяющим для понимания проблематики становится цвет. Одним из основных локальных цветов (после золотого, белого и черного), встречающихся в стихотворениях сборника является желтый цвет, который встречается в 5-ти текстах сборника: «На столе лежит альбом…», «Я еду, где темные сосны…», «Горят огни…», «Все говорит о том, что очень на пороге…», «Вечереет, и солнца луч…».

Желтый цвет в русской культуре первоначально полностью отождествлялся с золотым. С XII века оттенки желтого приобретают в народном сознании самостоятельные, как правило, противоположные золотому, отрицательные значения. Так бледно-желтый оттенок соотносится с предательством, обыденность, охристо-желтый — со страхом, боязнью, тускло-желтый — с деградацией, ревностью, прелюбодеянием. Тогда как локальный цвет в чистом виде символизирует солнце, тепло, радость, изобилие – исключительно положительные категории действительности.

В стихотворениях Н. Е. Ряшенцевой гармонично соединяются всё значения желтого цвета, однако преобладающим в художественном мире поэтессы является восприятие желтого как цвета радости, тепла, изобилия, что находит отражение в её лирических текстах.

    В стихотворении « Вечереет, и солнца луч …» перед читателем предстает пейзажная зарисовка заката в деревне, она представляет собой развернутую метафору пожара, где одним из ключевых элементов художественности является мотив желтого цвета. На первом этапе небо наполнено яркими и сочными красками: перед нами играющий луч солнца, сверкнувший «прощально на закате» среди багряно-алых туч. Этот луч – та самая искра, с которой начинается пожар заката. Луч скользит по «кромке зубчатого леса», словно поджигая верхушки, а «ветерок- повеса» разгоняет едва зародившийся «огонь». В последний момент попытку спасти ситуацию предпринимает солнце – оно укрывает закат тучками, спасая тем самым небо и лес от разгорающегося огня. Наступает тишина, как символ победы над огнем. На смену дневному светилу приходит луна. С её восходом, всё кругом засыпает так же плавно, как просыпалось с восходом солнца, не спит только сама луна. Не спит, оберегая всё вокруг от подобной пожару или иной беды. При рассмотрении образа луны важно обратить внимание на тот момент, что следит за миром она «желтым оком», глазом цвета благополучия.

Таким образом, нам удалось установить, что желтый цвет в творчестве Н. Е. Ряшенцевой, в большей части, символизирует тепло, радость, изобилие, или, в редких случаях, уныние, усталость, обыденность, служит для усиления цветовой составляющей текста и его смыслового наполнения. Использование этого цвета позволяет говорить о наследовании поэтессой культурных традиций.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.