Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





§ 2. Региональная литература Тюменской области



    Тюменская область всегда была богата на талантливых писателей и поэтов. «Одни из них прибыли в Сибирь не по доброй воле. Их сослало сюда за революционную деятельность царское правительство. Другие побывали здесь с исследовательскими целями. Третьи – сибиряки по рождению и большую часть своей жизни (или всю жизнь) провели в Сибири. Некоторые из этих писателей широко известны, другие –менее, иные же теперь незаслуженно забыты» [4, с. 2].

Русская литература Тюменской области развивается с первой половины XVIIвека. В её развитии принято выделять три этапа.

Первый этап – XVII-XVIIIвв. Для литературы данного периода характерно преобладающее творчество литераторов-одиночек, таких как: Савва Есипов, Аввакум Петров, Семен Шаховский-Харя, Панкратий Сумароков. Последний из названных литературных деятелей был инициатором попытки формирования регулярных сибирских журналов «Иртыш» превращающийся в Ипокрену», «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствия всякого рода звания читателя».

         Второй этап – XIX –первая половина XX вв. связан с такими характерными особенностями региональной литературы, как драматизм судеб сибирских поэтов, а именно: Е. А. Милькеева, П. П, Ершова, формирование локальных групповых текстов – поэзия декабристов (Г. С. Батеньков, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, Н. А. Чижков).

         Третий этап – вторая половина XX –начало XXIвв. В этот период развитие литературы региона отличается от предыдущих организационным оформлением профессиональной деятельности писателей. «Динамика развития литературы во второй половине XXв. нагляднее всего выражается в смене решений темы освоения. Учитывая друг друга и вступая в спор, в текстах воплощается три различные концепции – концепция первопроходцев, концепция превращения, концепция катастрофы. Публицистичность становится значимым жанрово-стилевым компонентом многих произведений. Очерковым формам в тои или иной степени на практике отдают дань большинство писателей области независимо от родовой специфики создаваемого текста (лирика, эпос, драма). В рамках «социального заказа» и вне его русская литература как для взрослых, так и для детей ведет многовекторный жанровый поиск, оказывает воздействие на младописьменные литературы региона. Одни художники успешно работают в различных жанрово – родовых модификациях словесность (К. Я. Лагунов, Ю. С. Надточий, З. К. Тоболкин), другие специализируются в конкретных формах. Среди них мастера сказа (М. К. Анисимкова, А. И. Васильев, А. П. Мищенко, В. Ю. Софронов), драмы и нравоописательного этюда (С. Б. Шумерский), лирической медитации (А. А. Гришин, Н. В. Денисов, Л. Г. Ефремова, В. А. Нечволода, П. А. Суханов), рассказа (Ю. Н. Афанасьев, Б. А. Комаров), очерка (Е. Г. Ананьев, Г. К. Сазонов). Представители нового поколения профессиональных литераторов (Ю. И. Басков, В. И. Захарченко, Н. И. Коняев, А. С. Рахвалов, В, Л. Стропальщиков) также тяготеют в жанрово-тематическом поиске к определенным формам» [11, с. 4-5].

         В жанре повести массовое развитие имели такие её разновидности, как: документальная повесть («Хозяева тундры» Е. Г. Ананьев, «Дорога метрии» Б. И. Галязимов, «И сильно падает снег…» К. Я. Лагунов, «Жаркий Север» А. П. Мищенко, «Пробуждение» Ю. С. Надточий), историческая повесть («Ваули» М. А. Анисимкова), повесть для детей («Мы с Митяем» С. В. Мальцев, «Звезда Семена Урусова» К. Я. Лягунов), лирический очерк («Петушиные зорьки» И. М. Ермаков), бывальщины («Сильны друг другом» Л. Г. Заворотчева), документальный очерк-хроника («Двадцать первый» К. Я. Лагунов»), очерк-сказ («И был на селе праздник» И. М. Ермаков).

              Жанры региональных литератур Западной Сибири, в свою очередь, соответствуют тенденциям развития отечественной словесности в целом. «В XVII – первой половине XIX вв. основные достижения связаны со стихотворными формами (С. И. Шаховской, П. П. Ершов), во второй половине XIX-XX вв. – с прозаическими (П. П. Ершов, Н. А. Лухманова, К. Я. Лагунов, И. М. Ермаков, З. К. Тоболкин, В. П. Крапивин, В. Л. Строгальщиков, А. И. Васильев, Н. И. Коняев). Из общерусского жанрового репертуара был творчески освоен достаточно широкий круг жанров: летопись, житие, послание, молитва, элегия, литературная сказка, прозаический цикл, путевые записки, очерк, роман, повесть, рассказ, сказ, новелла, поэма, басня, социально-психологическая драма, переложение фольклорных источников» [11, с. 6-7].

Таким образом, региональная литература, в нашем понимании, - это литература отдельно взятых регионов, городов, представлявшая и представляющая особый интерес для исследователей во все времена. Основные направления литературы региона во многом совпадают с развитием историко-литературного процесса страны, однако региональная литература имеет своё наполнение и свои отличия, которые находят отражение в художественном мире писателей и поэтов разных уголков нашей страны. Не является исключением и художественный мир Н. Е. Ряшенцевой. При комплексном подходе исследования художественной практики поэтессы появляется возможность сделать выводы о своеобразии региональной литературы, о ее роли в историко-литературном процессе XXI века.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.