Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Холод - доктор 24 страница



Однако в настоящее время школа еще не уделяет должного внимания способным детям. И даже хуже того: по подсчетам специалистов, " во Франции примерно 2, 5 процента школьников проявляют исключительные способности... Интеллектуальный индекс у этих детей порядка 130 (средний уровень -­100"... но ЧЕТВЕРО из ПЯТИ одаренных детей не в силах приспособиться к школьной программе и ЧИСЛЯТСЯ СРЕДИ ОТСТАЮЩИХ", - сообщает журнал " Констелласьон" в заметке " Помогите вундеркиндам" (Рим, 1968). Что же удивительного, что " ребенок, подававший большие надежды, не оправдывает их"? Не вина это, а беда его. Мы еще не задумываемся всерьез над этими потрясающими фактами и выносим себе оправдательный приговор.

Специальные школы (математические, физические и др. ) у нас позволяют части способных детей избежать этой печальной участи " числиться среди отстающих", но какое количество не могут этого сделать! Правда, иногда родители правильно оценивают возможности малышей и помогают им " быстро двигаться", как в семье Двораков (г. Киев), где старший сын - Саша в двенадцать лет окончил школу, а в 17 - механико-математический факультет университета, пятнадцати лет его сестра Таня была на втором курсе, а девятилетний Володя учился в 5-м классе. Или учитель Д. Таракулов, оценивший способности Рузихол Шадиевой и позволивший ей одолеть " ТРИ КЛАССА ЗА ГОД" (" Правда", 1976, 26 сентября), так что к восьми годам она оказалась в четвертом классе.

Такие факты теперь не редкость и число их, конечно, быстро бы выросло, если бы учителя и работники народного образования узнали о существовании беспощадного НУВЭРСа. Почему, действительно, в некоторые годы до полутора миллионов школьников " оставалось на второй год"? Почему не позволяли стольким же " шагнуть вперед на год"? Ведь распределение способностей среди учеников подчиняется общему закону распределения случайных величин, и, видимо, близко к симметричному. Значит вперед должно уходить ровно столько же учеников, сколько их отстает. А мы почему-то видим только слабую часть и " принимаем меры", " подтягиваем отстающих", а о способных забыли.

Но здесь, если опять-таки верить исследованиям специалистов Франции, мы беспокоимся о судьбе лишь двух с половиной процентов. А как же остальные 97, 5%? 0 них надо позаботиться значительно раньше, до школы, когда НУВЭРС еще не успеет завершить основную часть своих губительных разрушений. Выражаясь фигурально, формирование личности происходит в дошкольном детстве, а в школе идет лишь ее косметическая отделка. Этот вывод с каждым годом становится все более и более обоснованным.

Очень доказательны данные, полученные П. Г. Лехестик в Пыльваской школе ЭССР. В 1967 году было обследовано 270 школьников перед поступлением в школу. Проверялись умение читать, писать, считать, а также внимание, память, сообразительность. Через три года, после окончания этими учащимися начальной школы, их успеваемость сравнили с результатами предварительного обследования. Учащиеся, хорошо успевающие в школе, обнаружили и в предварительном обследовании высокий уровень развития памяти, мышления, все умели еще до школы читать, писать и считать. Исследователи, не подозревая о существовании НУВЭРСа, сделали совершенно правильный вывод: " причиной неуспеваемости ребенка с первых лет учебы в школе, является его недостаточная подготовленность в дошкольном возрасте".

На Всемирной ассамблее международной Организации по вопросам дошкольного обучения и воспитания (Афины, 1966 г. ) Рене Заззо (Париж) подвел итоги многим исследованиям последних лет: " По мере накопления наблюдений значимость первых лет жизни выступала со все большей силой... оказалось, эти первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали". Далее он добавляет: " По опыту Флоренс Гудинаф:

" точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст три года". " Торндайк и его сотрудники пришли в результате вычислении... к тому же самому выводу, а именно, что в возрасте трех лет человеческое существо проделало уже полпути своего умственного развития".

 

Поиски решения проблемы способностей

 

Отрывочные сведения, которые удается получать, говорят о непрерывном росте интереса к проблеме (интереса научного и утилитарного) и о приближении к познанию закономерностей раннего развития.

Нехватка ученых, обладающих высоким творческим потенциалом, заметнее ощущается в развитых странах. США решают проблему даже таким способом -­усиленно вывозят ученых из Европы, прельщая их высокой оплатой (в три раза выше, чем в Англии), богатым оборудованием лабораторий и возможностью более эффективно вести исследования. По сообщениям печати, в США ввезено за 1967-й и 1968 годы более пяти тысяч ученых из Англии, Франции и ФРГ. Одновременно ведутся исследовательские работы и ставятся эксперименты. в Филадельфии существует " Институт по исследованию человеческого потенциала", координирующий свои усилия с группой специалистов Пенсильванского университета. Профессор этого института Глен Думен считает, что самый " правильный" возраст, в котором следует учить ребенка читать, -­это полтора-два года. Это " не выдумка мечтателя-утописта, не спекуляция на человеческом желании улучшить этот мир, а выводы, полученные в результате двадцатилетних экспериментов", - пишет Мауро Каламандреи в " Эспрессо" (Рим, 1966 г. ). В Токио (Япония) открыта школа одаренных детей - своего рода дополнение к обычной школе. Ее задача - готовить элиту для японской науки и промышленности (японские промышленники выплачивают астрономические суммы за иностранные технические патенты). Школа уже продемонстрировала свои возможности, повышая на 20-30 пунктов индекс интеллекта своих питомцев за год. Ученики школы (старшему из них 12 лет) уже обошли по показателям сообразительности, зафиксированным специальными тестами, студентов Токийского университета. В школу поступают заявления о приеме даже из США. Наш корреспондент видел там мать, которая привозит сына на занятия самолетом из Осаки. В школе около ста детей, число учащихся в классе не более четырех. Занятия два раза в неделю по 1-2 часа. Особая программа и необычная методика. Директор школы - профессор Такэя Фусими - утверждает: интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте - от рождения до двенадцати лет. Не упустить золотое время, дать формирующемуся человеку как можно больше шансов развить интеллектуальные способности - такова задача школы. Основание он видит в работе биологов, которые считают, что среди 15 миллиардов клеток мозга активно работают около двадцати процентов. Остальные почти бездействуют. В 1977 году это число уже считали равным 10-12%, а в 1985-м - даже 3-5%. Таким образом, исследования иностранных ученых и практические эксперименты идут по линии преодоления НУВЭРСа и сокращения асинхроната, то есть с каждым годом все более вскрывают колоссальные возможности человеческого мозга, на использование которых направлена новая гипотеза. К сожалению, в нашей стране в этом отношении делается крайне мало.

Вместе с запрещением педологии почти полностью прекращены попытки измерений и объективной оценки уровня развития интеллекта, и творческих способностей в том числе, а значит, и нет возможности научно обосновывать или отвергать новые методы обучения и развития детей, достижения и недостатки в работе как общеобразовательных, так и специальных школ, и различных воспитательных учреждений. Научных работ, направленных на преодоление этого недостатка, не публикуется. И совсем нет экспериментов и исследований, направленных на проверку новой гипотезы способностей - одной из важнейших в наше время психолого-педагогических проблем. Создавшееся положение надо изменить как можно быстрее, иначе нам грозит отставание не только в новом, перспективном и быстро развивающемся направлении психолого-педагогических исследований, но главное - в системе подготовки молодых кадров, творцов научно-технического прогресса. Такое отставание ликвидировать не просто, потребуются десятилетия, чтобы осуществить сдвиг к раннему развитию детей в широких масштабах. Это очень сложная задача в экономическом и социальном плане. Но решать ее нужно. И первым шагом к ее решению должен стать эксперимент, поставленный на серьезной научной и материальной основе. Такой эксперимент в масштабе научно-производственного педагогического объединения (НППО), охватывающего ныне разъединенные родильные дома, ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, базовое предприятие и научно-исследовательский центр, имеющего единую социально-педагогическую программу и несущего ответственность за свою " продукцию", а еще лучше - ряд подобных НППО быстро смогли бы соединить усилия отдельных энтузиастов и дать им возможности для разработки методик раннего развития различных способностей и подойти, наконец, к задаче практического осуществления цели разностороннего развития человека.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности, хотя уже совершенно определенно выявилась тенденция к тому, что все большая и большая часть исполнительской работы будет перекладываться на машины, а мозг человека все больше будет освобождаться для истинно человеческой -­творческой деятельности.

Чувствуя нарастающую потребность общества в развитии творческих способностей людей, школа уже делает первые шаги в этом направлении. На это направлены и реформа школы 1984 года, и решение о введении курса по изучению компьютерной техники, и поиски учителей-новаторов - В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, С. Н. Лысенковой и др., удивляющие нас раскрывающимися возможностями детей. Но результаты пока не могут быть значительными из-за потерь, которые в дошкольный период наносит детям НУВЭРС.

Познания закономерностей развития творческих способностей и преодоление НУВЭРСа, то есть сдвиг развития детей в сторону БОЛЕЕ РАННЕГО, откроет огромные резервы способностей, которые мы сейчас хороним в дошкольном и младшем школьном возрасте, и поможет успешно решить целый ряд проблем современности:

- это позволит ликвидировать перегрузку учащихся в школе, угрожающую сейчас их здоровью;

- это освободит детям ВРЕМЯ для занятий теми важными видами человеческой деятельности, для которой сейчас его не остается, - в первую очередь на производительный ТРУД, затем на спорт и на техническое и научное творчество;

- это позволит резко повысить уровень школьной подготовки и привести ее в соответствие с требованиями научно-технического прогресса в наше время;

- все это поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих, созидательных сил человека и - главное - до высот, которые сейчас доступны только единицам.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Педагогический словарь. Гл. ред. И. А. Каиров. В 2-х томах, Изд-во АПН РСФСР. М., 1960.

2. Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи. В сб.: Проблемы способностей. М., 1962, с. 10-11.

3. Колмогоров А. Наука требует горения. - " Известия", 21. 2. 1962.

4. Заззо Рене. Психическое развитие ребенка и влияние среды. - " Вопросы психологии", 1967, No. 2, с. 129.

5. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966, с. 157.

6. Бидл Джордж У. Человек и культурная наследственность. - " Америка", 1966, No. 120, с. 22.

7. Sjolin Stig (Швеция). Уход за здоровыми Детьми в дневных центрах. - В Сб.: Уход за детьми и их воспитание а дневных центрах. Женева, 1965, с. 24.     

  8. Lebovici S. (Франция). Детский психиатр о детях в дневных центрах. - Там же, с. 89-108.

9. Никитин Б. Вот как надо учить. - " Народное образование", 1964, No. 1, с. 53.

10. Никитин Б. Опыт объективной оценки уровня развития технических способностей школьников. - В сб.: Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964, с. 101-135.

11. Никитин Б. Опыт объективной оценки продуктивности технической деятельности учащихся I-ХI кл. Рукопись / Институт психологии АПН РСФСР. М., 1964.

12. Котовщикова А. Они растут без мамы. - " Нева", 1965, No. 6.

13. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - Избр. психологические исследования. М., 1956, с. 429.

14. Курдюмов М. Важный вопрос. - " Народное образование", 1967, No. 9.

15. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960, с. 106

16. Леви Вл. Охота за мыслью. М., 1967, с. 271-277.

17. Лессинг Л. Внутри молекулы мозга. - " За рубежом", 1966, No. 37, с. 27.

18. Уолтер Грей. Живой мозг. М., 1966, с. 269-270.

19. Чехонин Б. " А как ты думаешь? " - " Неделя", 13-19 августа 1967 г., No. 34.

20. Лехестик П. Г. Об одном из путей предупреждения неуспеваемости в школе, " Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания". - Тезисы докл. конф. Минск, 28-31. 3. 1973. М., 1973, с. 207.

21. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., Мир, 1972, с. 20.

22. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное. - " Коммунист", 1980, No. 11, с. 67.

23. Дубинин Н. П. Там же, с. 68.

 

И ВНУКИ

(Наблюдения дедушки и размышления бабушки)

 

ДЕДУШКА: Теперь, когда все дети выросли и работают, а в четырех молодых семьях растут уже девять внучат, очень многие спрашивают нас:

- А ваши дети воспитывают внуков так же, как вы? Согласны ли дети с вашими методами воспитания? Если ответить, что согласны, то это будет верно лишь отчасти. Во-первых, дети выросли очень разные по своим характерам, а во-вторых, их мужья или жены пришли, естественно, со своими взглядами, с другим опытом и теми привычками, которые трудно изменять, когда человек уже вырос. Поэтому в семьях у них сложились своеобразные обычаи, естественные для них и не всегда рациональные, с моей точки зрения. Но что поделать? С внешней стороны - многое " по-никитински": дома малыши носятся и зимой и летом босичком; на спортивном комплексе " Аист", который я привез из далекого Северодвинска, проводят столько времени, сколько душа пожелает, и превращают его и в " пароход", и в " автобус", и в " космический корабль". Они очень дружны между собой и если вынуждены зимой на две-три недели расставаться, то скучают и радуются встрече так горячо, словно не виделись целый год. Наши дети кое в чем пошли дальше нас. Мы, например, не окунали своих детей в холодную воду, когда приносили из родильного дома, а они это делают. Оказывается, это лучший способ запуска терморегулирующих функций, и потому без тени страха внучата всю зиму выскакивают босиком на снег и со мной, и без меня. Поэтому хлопот со здоровьем внучат почти никаких, а для нас особенно отрадно то, что у них и в помине нет того кошмарного экссудативного диатеза, который преследовал шестерых наших детей долгие годы. Спасибо Илье Аркадьевичу Аршавскому. Его совет дать ребенку материнскую грудь в первые же минуты жизни (гениальное открытие! ), чтобы младенец высосал первые капельки молозива (природный эликсир жизни и здоровья! ), спас от диатеза младшую нашу дочку и почти всех внуков. И результат: из девяти внуков только один пострадал от диатеза... * Снова и снова мы убеждались: то, что 17 лет тому назад казалось нам случайностью, на самом деле есть могучий закон природы.

* Помогло ему от диатеза народное средство: березовый деготь, смешанный пополам с топленым нутряным салом, - мазать больную кожу дважды в день в течение недели.

А внучата радуют нас не только шелковистой кожей, но и ладными стройными фигурками, удивительной ловкостью и легкостью движений и той потрясающей неутомимостью, которая так обычна для малышей и которая иногда почему-то пугает взрослых. А сколько силы в этих неугомонных деятелях! И они, конечно, должны ее показать каждому, кто остановится около дедушкиных гирь. Весят гири 16, 24 и 32 кг, но уже начиная с 2, 5 года все становятся " тяжелоатлетами", а в 5-6 лет переставляют с места на место даже самую тяжелую (сами-то весят всего 16-18 кг). Трое старших внучат (5, 6 и 8 лет) давно читают книжки, и не только себе, но и младшим, а Дашенька в два с половиной года не только знает все буквы и цифры, но и безошибочно находит на школьном глобусе все материки и океаны. Внуки много конструируют, строят сооружения из кубиков и все тех же деревянных кирпичей, которые я сделал еще для своих ребят.

Мне, правда, кажется, что в свое время мы больше времени и сил уделяли детям, они развивались быстрее, чем внучата, и были сообразительнее, Но доказать, что это так, довольно трудно.

Бесспорным остается только одно - возможности детей настолько выше и научных и житейских представлений, что грустно видеть и убогость современного слишком среднего образования, и трагедию самых способных и одаренных, которых школа останавливает в развитии уже в 12-13 лет. Остается только надеяться, что оживляющая общество гласность приведет, наконец, не к словесной, а реальной перестройке, когда появятся возможности хотя бы в нескольких школах дать простор расцвету способностей и талантов наших детей, а общество научится и видеть, и ценить талантливых людей. Мечтаю, чтобы мои внуки учились в такой школе.

БАБУШКА: Внуки у нас подоспели как раз к моему уходу на пенсию, так что мой " заслуженный отдых" оказался очень кстати. И вот уже почти десять лет я дома - с внучатами. Получилось так, что двое всегда при нас, мы живем вместе; двое приезжают на выходные и на лето, остальные бывают раза 3-4 в год - чаще просто не выходит: далеко живут. И вот что я заметила: всех я люблю, конечно, но как по-разному складываются наши отношения! Что любовь даже у матери бывает разная, это я и раньше знала: к ней всегда примешивается то чувство острой жалости, то какой-то робости, то глубокого уважения, то удивления - свой " привкус", свой " оттенок" у любви к каждому ребенку. А с внуками вышло по-другому, здесь многое зависит от того, сколько мы бываем вместе. Вот когда я поняла и почувствовала, как сложно бывает с малышами, когда они растут не рядом, а где-то за тридевять земель. С теми, что живут у нас, мы понимаем друг друга с полуслова, полувзгляда, как камертоны, легко настраиваемся друг на друга - такого наслаждения от взаимопонимания я не испытывала даже с детьми.

А вот к внучатам, приезжающим раз в неделю, уже приходится поначалу привыкать, ведь дней пять не виделись - они уже другие! Помогает, конечно, опыт, но опыт - это обобщенное знание, а здесь-то каждый - уникальная личность, которая успела измениться и... отвыкнуть от меня. Первый день приходится быть " на подступах", второй - мы уже свои, а тут - снова расставание.

С остальными еще сложнее: три-четыре месяца перерыва - словно скачок в неизвестное. Тут уж приноравливаться заново и завоевывать их симпатию приходится неделями.

Вот после этого и думаю, думаю... Бабушки и дедушки все чаще становятся теперь приходящими. А от приходящих, временных что внукам достается? Только гостинцы и нотации. Немного, честно говоря. Впрочем, старикам от внуков тоже ничего не перепадает, кроме спасибо и вежливых улыбок. На шею никто не кинется, не задохнется от счастья, как недавно моя Лёлечка. Мы с ней за все три года ее жизни почти не разлучались надолго, а тут меня не было около двух недель. Обняв меня крепко-крепко, она не могла даже вымолвить ничего, только постанывала: " А! а! " - и прижималась, прижималась щекой к моей щеке. А про гостинцы мы обе забыли...

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.