|
|||
Холод - доктор 20 страница14. Не прячем от ребенка спички, иголки, ножницы и другие опасные вещи, а сами ЗНАКОМИМ МАЛЫША С ОПАСНОСТЬЮ, когда он впервые сталкивается с нею. Делаем это так: предупредив ребенка, что может быть " больно! ", " горячо! ", ПОЗВОЛЯЕМ дотронуться до горячего чайника, утюга, плитки, то есть получить " урок". Двух-трех таких " уроков" обычно оказывается достаточно, чтобы ребенок на всю жизнь становился осторожным в обращении с ними и питал доверие к нашим предупреждениям. 15. При встрече с БОЛЬШОЙ ОПАСНОСТЬЮ, где применение " малых доз" невозможно (поезд, автомашина, открытое окно в квартире на пятом этаже и т. п. ), мы не пускаемся в рассуждения и объяснения, а в первый раз переживаем испуг, проявляем опасение и осторожность гораздо большую, чем обычно, чтобы ребенок видел образец поведения в данной ситуации. Например, выходя впервые с малышом на улицу, подчеркнуто бросаемся в сторону от автомашины подальше, чтобы он опасался уличного транспорта, внимательно смотрим налево и направо, остановившись перед проезжей частью улицы. Когда ребенок подрастет настолько, что может " вести маму" в магазин или в булочную (с 2-3-х лет), мы поручаем ему " проводить маму в магазин", " перевести через улицу", то есть " перекладываем заботу" о безопасности на ребенка. 16. Запрещая что-то ребенку, строго говорим ему " НЕЛЬЗЯ", но тут же говорим ему, что " МОЖНО", например: " Рвать книги НЕЛЬЗЯ, а старую газету МОЖНО", " Стучать молотком по телевизору НЕЛЬЗЯ, а по дощечке МОЖНО" и т. д. Запретов должно быть немного, но четких, их надо соблюдать всем. 17. Когда впервые даем карандаш или ложку в руки, то сразу даем ВЕРНО, как НАДО держать - так малыш и берется (первые дни следим за этим). Это стараемся делать во всех подобных случаях с самых первых попыток, так как переучивать значительно труднее. Вообще стараемся не учить тому, от чего потом придется отучивать. 18. Мама спит с малышом рядом примерно до года. Ночью, когда он проснется, она держит его над тазиком (чтобы сделал " пи-пи" ) и затем кормит грудью. Малыш рядом с матерью спит спокойно остаток ночи, и мать обычно высыпается. Только с первым ребенком мама мучилась до 5 месяцев, добиваясь " ночного перерыва в кормлении". Мы считаем ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ младенца с матерью очень важным для его развития и укрепления его нервной системы. Недостаток его ведет к обеднению эмоциональной сферы, к ее ущербности и формированию " неконтактности" в старшем возрасте, преодолеть которую впоследствии очень трудно. Чтобы избежать депривации - эмоционального голодания, - стараемся, чтобы ребенок постоянно видел мать или отца или слышал их - он тогда может спокойно играть сам, и подолгу. При этом по мере возможности наблюдаем за ним и не скрываем своего интереса к его деятельности. Не боимся брать малыша часто НА РУКИ. Перед сном мама нередко поет ему песенку и старается, чтобы он подпевал (развивается слух и голос). Берут его на руки и старшие дети, братья и сестры, говорят с ним, показывают и называют предметы или спрашивают его: " Что это? ", " Где лампа? " и т. п. Маленькие няньки развивают малыша, пожалуй, лучше, чем мы, взрослые, так как быстрее находят с ним общий язык в играх и делах. Поэтому, наверное, матери и отцу легче с двумя-тремя ребятишками в семье, чем с одним. 19. Стараемся больше хвалить, искренне РАДУЕМСЯ УСПЕХАМ малыша, каждому его достижению, ведем записи о них в дневниках, составляем графики измерений физического и умственного развития каждого из детей. Это помогает накапливать опыт, побуждает к анализу и размышлению. 20. Мы заметили, что малыш уже с 10-11 месяцев может испытывать СОСТРАДАНИЕ, сочувствие, проявляет желание помочь старшим, участвовать в их делах, подражая им. Мы стараемся поддерживать это стремление ребенка, не отталкиваем его от себя, а вместе с ним делаем многое, вместе огорчаемся, вместе радуемся. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие к уставшему, огорченному, больному, слабому: " Мама устала, принеси ей тапочки, чтобы она переобулась". В последние годы мы поняли, что именно в этом возрасте начинается ориентация человека в НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ. Если наибольшее удовольствие он испытывает, доставляя радость другим людям, то радость созидания, радость творчества и отдачи становится высшими из радостей его жизни. Эти эталоны нравственных ценностей являются основой того, что называют совестью, они формируются рано и лежат, видимо, в подсознании. ВОТ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. 1. В первый год жизни малыш не болеет. 2. Обнаженный (в трусиках) выдерживает лучи солнца, летний ветер, купание в реке и в море, ходьбу босиком по полу, земле, траве, снегу 3. Ест почти все, что едят взрослые. Желудок работает всегда хорошо. 4. С трех месяцев СТОИТ сам, держась за опору, прочно ВИСИТ, держась за пальцы взрослого (до 30 секунд). 5. ПОЛЗАТЬ начинает с 6-7 месяцев, причем не касаясь пола коленками, что говорит о высоком уровне его физического развития. 6. ХОДИТЬ сам без опоры и поддержки начинает с 8, 10 месяцев; ходит босиком в комнате, а летом и во дворе. 7. Развитие СИЛЫ и ЛОВКОСТИ: подходит к турнику или к кольцам, сам берется за них и повисает на 2-5 секунд, влезает и слезает с дивана - в 10 месяцев; поднимает ножки к рукам из виса на перекладине или кольцах (сильный брюшной пресс) - 10-11 месяцев; влезает по вертикальной лесенке на высоту 1, 5-2 метра и слезает с нее - в год. 8. К году САМ ПЬЕТ из чашки, с 13-14 месяцев САМ ЕСТ ложкой густую кашу. 9. ПРОСИТСЯ на горшок, просыпается для этого и ночью. 10. ГОВОРИТ 10-15 слов, понимает и выполняет элементарные просьбы, проявляет сочувствие, желание помочь, участвовать в занятиях старших. А ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, как мы теперь понимаем, был вот в чем: живя с такими малышами, мы - при всех наших хлопотах и заботах - не уставали! Напротив, мы словно заряжались от них бодростью и радостью жизни, которая буквально била ключом в нашем доме. И как странно было слышать от других: " Ах, как трудно с детьми! Совсем замучились... " Только спустя время, столкнувшись со страшными проблемами других семей, мы поняли, что с детьми может быть действительно невыносимо тяжело. И главные трудности, отравляющие детям и родителям жизнь, были связаны с бесконечными болезнями. Почему же они миновали наших детей? Мы попробовали в этом разобраться, и увидели, каких бед нам удалось избежать. Наверняка не все существующие попали в " чертову дюжину" грозных ОПАСНОСТЕЙ, на которую мы обращаем ваше самое пристальное внимание. Но эти - мы убеждены! -можно и нужно предотвратить. Если это удалось нам, значит, и другим это под силу.
Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год
1. АЛКОГОЛИЗМ родителей: отягощенная наследственность; пьяное зачатие обрекает ребенка на психическое или физическое уродство. 2. НЕФИЗИОЛОГИЧНОЕ ВЕДЕНИЕ беременности и родов, ведущее к увеличению числа физиологически незрелых детей (сейчас их 90%). З. ПОЗДНЕЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ к груди матери (через 1-3 суток) и отсутствие физического (" кожа к коже" ) и эмоционального контакта с матерью в первые часы и дни после рождения. 4. ПЕРЕКУТЫВАНИЕ в часы бодрствования и термостатическое содержание (постоянно в тепле), ведущее к угнетению механизмов терморегулирования и частым простудным заболеваниям. 5. СТЕРИЛИЗАЦИЯ пищи, питья, посуды, пеленок, игрушек и пр., задерживающая развитие и укрепление иммунитета и приводящая к болезненности ребенка: к нему будет " липнуть" любая инфекция. 6. ПЕРЕКАРМЛИВАНИЕ, стимулируемое все возрастающими (акселеративными) нормами роста и веса, искусственным и смешанным вскармливанием и ранним прикормом (ранее 5 6 месяцев). 7. МАЛОПОДВИЖНОСТЬ в первые 6 месяцев и НЕДОСТАТОК ДВИЖЕНИЯ и ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК до и после года, ведущие к недоразвитию мышечной системы и - коррелятивно - к слабости всех внутренних органов, а также к задержке умственного развития. 8. ПРИМЕНЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ для лечения младенцев. Антибиотики аминоглюкозидного ряда (неомицин, мономицин, канамицин, стрептомицин) ведут к ГЛУХОТЕ: сначала к потере слуха на высоких частотах, затем на низких и при дальнейшем применении - к СЛЕПОТЕ. 9. ПРИЕМ ЛЕКАРСТВ кормящей МАТЕРЬЮ: Пенициллины - могут вызвать сенсибилизацию ребенка. Тетрациклины - оказывают токсическое действие. Сульфаниламиды - усиливают желтуху у ребенка. Левомицитины - вызывают отказ от груди, рвоту, диспепсические явления и даже поражение костномозгового кроветворения. Налидиксиновая кислота - может вызвать гемолиз эритроцитов у детей. Метронидазол (трихопол) - оказывает канцерогенное действие. (Справочник по детской диететике". М., 1980, с. 89. ) 10. ОБЕРЕГАНИЕ ребенка ОТ ОПАСНОСТЕЙ ВМЕСТО ЗНАКОМСТВА С НИМИ, приводящее к неосторожности и заметно увеличивающее вероятность травматизма. 11. ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ познания мира - после 6-7 месяцев усаживание ребенка, умеющего ползать, в кроватку или в манеж, - задерживающее развитие творческих сторон интеллекта. Огромное количество запретов, делающих ребенка удобным для взрослых, но неразвитым. Две крайности в общении с ребенком, вызывающие задержку его психического развития: " ЗАОРГАНИЗОВАННОСТЬ" - непрерывные занятия, развлечения, игры и отсутствие времени для самостоятельной деятельности ребенка ведет к пассивности и апатии; и " ЗАБРОШЕННОСТЬ" - сведение общения только к обслуживанию ребенка - ведет к психическому голоданию (депривации) и госпитализму. 12. " БЕЗОТЦОВЩИНА", отстранение или самоустранение мужчины из процесса воспитания, ведет сначала к физической изнеженности, а затем (в более старшем возрасте) к инфантильности или неуправляемости и агрессивности детей. 13. РАЗЛАД В СЕМЬЕ - напряженная, холодная, а тем более скандальная обстановка пагубна для психики ребенка, сильно задерживает его развитие, а позже ведет к неврозам, угнетенному состоянию, желанию уйти из дома и даже из жизни. Мы надеемся, что вы внимательно прочитали эти две странички и увидели, что многое могут предотвратить сами родители. Но, к сожалению, не все зависит от них. И прежде всего пребывание в родильном доме: что мы там можем? Все в руках врачей и медицинских работников, матери остается только подчиняться. И все-таки... Мы расскажем о том, как мы однажды обратились с " Просьбами к врачам родильного дома" и что из этого вышло.
Наши просьбы к врачам и сестрам родильного дома
Было однажды так: пригласили нас в московский родильный дом, и мы рассказали врачам, акушерам, сестрам (собралось человек 30) о том, что вы уже прочитали в этой главе. Вопросам не было конца: - И вы поили некипяченой водой? - Совсем раздетого на мороз? - С первого дня просится на горшок? - Как это: " кожа к коже"? - Зачем же кормить сразу? И т. д., и т. п. Самым удивительным оказалось то, что многое врачам-специалистам было неизвестно, и хотя далеко не со всем они согласились, все-таки выслушали нас очень доброжелательно и с большим интересом. А когда узнали, что у нас скоро появится внук или внучка, предложили привезти будущую маму к ним в родильный дом. - А не могли бы вы выполнить наши просьбы? - не растерялся Борис Павлович. - Ну, если они не будут противопоказаны... В тот же вечер, вернувшись домой, Борис Павлович написал свои " Просьбы к врачам и сестрам", а уже через несколько дней повез дочку в родильный дом и вручил " Просьбы" врачу. - Ого, целых 17! - удивился доктор. - Здесь самое главное, но ведь тут нет ничего противоестественного. - Гм, - сказал врач, просмотревши столь необычный документ, - действительно, тут скорее все естественно, но... существуют инструкции Минздрава, их не миновать. Однако, на что запрета нет - попробуем! Новорожденную положили на грудь маме сразу после рождения. Вокруг родильного стола собрались все свободные врачи и акушеры: " Сосет! " -удивлялись они. Так " тронулся лед" наших взаимоотношений с медициной. А те " семнадцать просьб" еще несколько лет уточнялись, дополнялись и верно служили рождению наших внуков и многих других детей. К сожалению, правда, не все: врачи-то были не против, но инструкция! Надеясь на то, что настала пора пересмотра многих устаревших инструкций, предлагаем вам убедиться самим, что ничего противоестественного в наших просьбах нет. Наоборот - все естественно. Итак, вот о чем мы просим врачей родильного дома: 1. Не делать НИКАКИХ ИНЪЕКЦИИ и особенно местной анестезии, так как она губит материнский инстинкт и вредно действует на ребенка. 2. Постараться придать роженице положение полусидя, чтобы потугам помогала сила тяжести, то есть вес ребенка, тогда роды проходят легче и быстрее. 3. Не накладывать зажимы и не перевязывать пуповину, пока не прекратится пульсация крови в ней, то есть подождать 5-7 минут, чтобы ребенок забрал из плаценты всю свою кровь (100-150 мл). 4. Сразу же после родов, не разрезая пуповину, приложить голенького ребенка к обнаженной груди матери (на 10-15 минут), чтобы он пососал из обеих грудей. Еще лучше, если мать САМА приложит его к груди. Эти удивительные 15 минут близости (контакт " кожа к коже" ) накладывают неизгладимый след на всю будущую жизнь и взаимную привязанность матери и ребенка, позже не могут быть восстановлены и с трудом компенсируются. Нечто подобное может происходить и с отцом ребенка, но бедные отцы не знают, как много любви к сыну или дочери они хоронят, страдая под окнами недоступного и потому бессердечного родильного дома. РАННЕЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ к груди резко снижает вероятность появления диатеза у ребенка (примерно в десять раз), желтухи, аллергий, включает в работу иммунную систему ребенка, осеменяет кишечник ацидофильной палочкой, имеющейся в молозиве. Оно является сильным физиологическим сигналом материнскому организму, что все в порядке, и это ускоряет течение послеродовых процессов (ускоряется выход последа, останавливается кровотечение, быстрее сокращается матка), улучшает самочувствие, благотворно действует на мать и дитя. У матери будет много молока, предупреждается мастит, а ребенок не будет " ленивым сосуном", отпадает необходимость докорма и искусственного вскармливания. Нужно помнить, что СМЕШАННОЕ вскармливание столь же вредно, как и ИСКУССТВЕННОЕ. Это экологическая катастрофа для ребенка, тем более страшная, чем меньше ребенок. 5. Ничего не давать ребенку из бутылки с соской в первые 10-15 дней (глюкоза, донорское молоко), чтобы не делать из него " ленивого сосуна" и затем " искусственника". 6. Не смазывать соски матери зеленкой (бриллиант грюн) и не протирать раствором борной кислоты (она вредна для ребенка). Самая эффективная профилактика маститов - раннее прикладывание к груди, кормление грудью и минимум сцеживаний. 7. Не закапывать в глаза новорожденному ни раствор ляписа, ни сульфацил-натрий, если нет для этого показаний. Они часто вызывают конъюнктивит у ребенка, особенно ляпис (до 80%). Не делать прививку БЦЖ, если для этого нет показаний. По истечении инкубационного периода возможны диспепсические явления, а позже " прививочный туберкулез", требующий лечения (4-6% случаев). 8. Не удалять первородную смазку с кожи ребенка в течение первых суток, так как в ней содержатся полезные вещества, всасывающиеся в кожу. 9. Не ограничиваться измерением роста и веса, а дважды - через 1 минуту и 5 минут - провести экспресс-диагностику физиологической зрелости по шкале Апгар-Аршавского (сердцебиение, дыхание, окраска кожи, мышечный тонус, рефлексы) и сообщить результаты родителям. Зрелый ребенок - 8-10 баллов. Нормальный вес - 3 +- 0, 6 кг. 10. Не уносить младенца надолго (более 30 минут) от матери для осмотра и измерений и сразу поместить ребенка с матерью в отдельной палате или поставить его кроватку рядом с материнской. Удаление ребенка от матери ведет к психической депривации, тем более страшной, чем продолжительнее разлука. Мать должна помнить: чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в физическом и биоэнергетическом контакте с нею. Если он плохо спит ночью один, то матери лучше положить его рядом с собой. 11. Рекомендовать матери произвести " запуск терморегулирующих функций" организма трехкратным погружением ребенка В ХОЛОДНУЮ ВОДУ (6-12 С). Погружение делать полным (так, чтобы головка уходила под воду последней и лицом вниз), коротким (на 0, 5-1 сек), с интервалом между погружениями в 2-3 вдоха ребенка. Резкий крик после первого погружения - нормален, длительный сон после погружений (до 5-8 часов) - тоже. Наилучшее время " запуска" -первый-второй день после рождения, то есть в " период наивысших адаптивных возможностей ребенка" (И. А. Аршавский). 12. В дальнейшем поддерживать терморегулирующие функции всегда в рабочем состоянии. Для этого рекомендовать матери: - кормить ребенка голеньким (сидя или лежа - как ей удобнее): ребенок получает " воздушные ванны" 4-7 раз в сутки по 15-20 мин. Это включает в работу терморегуляторы организма и предупреждает опрелости; - подмывать ребенка при необходимости только холодной водой - из-под крана с ладони (включение терморегулирующих функций в работу); - заворачивать ребенка в пеленки только для сна (во время сна температура окружающей среды, т. е. под пеленкой, должна быть комфортной -32-34 С), оставляя его в распашонке или голеньким во время бодрствования. В комнате в одеяло не заворачивать, чтобы не вызвать потницу, опрелости и другие неприятности. 13. Не советовать матери " смиряться со стиркой пеленок на 6-8 месяцев", а рекомендовать " учить гигиеническим навыкам со дня рождения", как это делается у народов Индии я многих африканских стран. Для этого держать ребенка над тазиком или раковиной, если он проснулся сухим, держать после еды или питья воды и подкреплять рефлекс опорожнения мочевого пузыря наградой - приласкать, покачать, иногда и покормить. Мать почти избавится (и тем больше, чем более внимательна и чутка она к " сигналам" малыша) от огромной и бессмысленной работы по стирке и глажке пеленок, а малыш не будет приобретать навыков противоестественной неопрятности и неврозов, вызываемых позже ночным недержанием мочи (энурез) и связанным с ним комплексом неполноценности. Вот и все просьбы. Их 13, а не 17 просто потому, что некоторые пункты мы соединили вместе, кое-что добавили, но ничего не сокращали. Выполнить их так нетрудно, а результаты могут быть так велики... А ведь когда-нибудь (мы уверены! ) эти " Просьбы" станут простой инструкцией Минздрава. По велению Природы.
Наши предложения работникам детских садов
Ни в ясли, ни в детские сады мы детей не отдавали, поэтому опыта " детсадовских родителей" не приобрели. Конечно, мы об этом не жалеем, потому что и тогда, и сейчас считаем, что наши дошкольные воспитательные учреждения предоставляют очень мало возможностей для физического, умственного и нравственного развития ребятишек: ни побегать босиком, ни подвигаться всласть, ни поиграть в охотку, ни трудных задачек на смекалку, ни букв и цифр до школы, ни совместных дел и занятий со взрослыми или со старшими, ни учета личных особенностей и состояний, ни непременной доброты, любви к каждому ребенку - как же без этого жить и каким вырастешь? Кроме этого, для нас оказалось просто невозможным передать детей, даже на время, в другие руки, пусть добрые, умелые, но чужие. И дело тут было не в недоверии или какой-то боязни. Что-что, а сохранность и сытость детей в детском саду сомнению не подлежит. Тут другое: дети целый день были бы где-то, в незнакомом для нас мире и окружении, а как же тогда мы бы чувствовали их и знали? Ведь они меняются не по дням, а по часам. И как бы дети постигали наш мир, видя нас только в утренней суете и вечерней усталости? В общем, и сознание, и чувство - все было настроено против этих " камер хранения для детей", которые представлялись нам своеобразными казармами, где все делается по жесткому режиму и " чохом" - всеми разом. Мы не представляли себе там своих ребят! Конечно, нам было трудно, подчас почти невозможно, но мы все-таки выход находили: по очереди работали (кто - утром, кто - вечером), у нас были разные выходные и отпуска, брали работу домой или детей на работу (когда они подросли), иногда пользовались помощью бабушек, а бывало - просто знакомых или соседей, и все-таки выдержали. И может быть, поэтому слегка свысока позволяли себе относиться к тем, кто " не выдерживал", да и не очень задумывался над тем, вести или не вести ребенка в детский сад. Ну, конечно, вести! Было бы куда - проблему видели только в этом. Когда начались наши " встречи с родителями", мы волей-неволей стали расшатывать стереотип восприятия детского сада как лучшего варианта воспитания дошкольника. Папы и мамы начинали задумываться, верно ли делают, а иногда принимали трудные решения поступиться ради малыша какими-то своими интересами и делами. И мы радовались тому, что кого-то " наставили на путь истинный". Но все чаще к нам подходили с вопросом: " А если мы согласны с вами и очень хотели бы обойтись без детского сада, да не можем. Как быть? " И знакомили нас с такими жизненными обстоятельствами, которые загоняют людей в тупик: матери-одиночки, многодетные без жилья, малообеспеченные молодые семьи, студенты и т. д. Да для них детский сад - жизненная необходимость. Мы узнали, что есть и другие - не хотелось бы называть их отцами и матерями - им дети только помеха и обуза, а жизнь детей в подобных " семьях" превращается в ежедневное страдание. Для таких детей детский сад - просто спасение. Мы поняли: без детского сада не обойтись, поэтому нельзя относиться к общественному дошкольному воспитанию как к чему-то такому, чего надо избегать и о чем лучше не думать. И мы стали думать - вникать в эту нелегкую и, как оказалось, очень больную проблему " обобществленного детства". Мы пошли в детские сады, познакомились с условиями работы в них и буквально потеряли покой. Мы даже и не подозревали, как там трудно и взрослым, и детям: до 3О - и больше! - малышей на няню и воспитательницу (с нищенской зарплатой); до 30 - и больше! - однолеток в одном " загоне" целый день. А поминутный - действительно казарменный! - режим. А обязаловка в кормлении (по норме) и в занятиях (все - играем, все -рисуем, все - поем), как положено. А бумагописание вместо живого творчества (планы да отчеты - по ним судят о работе). Все как будто нарочно сделано, чтобы отпугнуть творческих воспитателей и задержать развитие детей. Мы уже к тому времени твердо знали, ЧТО значат первые годы для жизни человека, какие колоссальные потенциальные возможности скрыты в дошкольном возрасте. Была уже написана " Гипотеза возникновения и развития творческих способностей" (см. следующую главу), которую у нас никак не удавалось опубликовать, а в ФРГ и Японии ее выпустили в свет очень быстро. Там же были изданы и другие наши книги. И уже в 1981 году мы получили первое известие: в ФРГ появился детский сад " по Никитиным". Надо было что-то делать. Тем более что к нам стали все чаще обращаться за поддержкой, за информацией энтузиасты дошкольного воспитания, болеющие душой за свое дело. Ради детей они готовы были нарушить кое-какие медицинские кабинетные инструкции и методички " бездетной педагогики". На свой страх и риск они меняли образ жизни детей у себя в садах. Ну как нам было не откликнуться? Одним из первых детских садов, поставивших в группе спортивный комплекс В. С. Скрипалева, был детский сад No. 1226 в Зеленограде (1979 г. ). И через некоторое время воспитатели с удивлением и радостью отметили: во-первых, дети стали вдвое меньше болеть; во-вторых, они уже через год физически настолько окрепли, что в первом классе, после детсада, почти все были отобраны в школу олимпийского резерва; в-третьих, ребята стали дружнее и доброжелательнее, так как свободные занятия и игры на спортснарядах научили их быть внимательнее друг к другу. Наконец, в-четвертых, с облегчением вздохнули сами воспитатели: спорткомплекс стал еще одной " няней", помогающей занять детей полезным и веселым делом. Сначала в Зеленоград ехали посмотреть, потом решались попробовать у себя. Постепенно спортивные комплексы, бассейны переставали быть полулегальным экзотическим новшеством. Лед тронулся! Но первые ласточки еще не сделали весны. До настоящего тепла еще нескоро, хотя теперь оно зависит и от нас самих. Перемены в стране развязали руки многим честным людям. И они, несмотря на то, что верхние этажи образования по-прежнему не заботятся о своем фундаменте - дошкольном детстве, - начали строить новый фундамент сами. Для них и предназначены наши " Предложения". Пусть не смущает вас их краткость: здесь есть главное, с чего можно НАЧАТЬ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ по эффективному укреплению здоровья, повышению физического и умственного развития детей в детских садах 1. В течение отопительного сезона поддерживать в помещениях, где находятся дети, ЗДОРОВУЮ ТЕМПЕРАТУРУ, то есть 17-18 С. В каждой группе иметь минимум два термометра, установленные на высоте 1 м от пола, и повышение температуры выше +20 С считать ЧП и немедленно принимать меры по ее нормализации. Если в течение одной недели температура будет выше +20 С, то крепость здоровья детей снижается, так как постоянный термокомфорт ведет к свертыванию функций терморегуляции у детей. Особенно вредны для здоровья полы с подогревом. Подогрев полов отключать полностью, а проектирование таких зданий запретить законом. 2. Превратить СПАЛЬНИ В СПОРТЗАЛЫ и тем самым вдвое увеличить пространство для жизни и развития (особенно физического). Для этого: - удалить кровати; - установить вместо них спорткомплексы В. С. Скрипалева (не менее одного на группу); - для дневного сна детей приобрести поролоновые или пенополистироловые коврики, чтобы укладывать детей на полу (как в Японии). Можно сделать откидные спальные полки, как на кораблях или в поездах, в два яруса на высоте 20 и 80 см от пола. 3. ДНЕВНОЙ СОН можно оставить только ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ, так как с возраста 3-4 года большинство детей днем спать не ложится. Остальные дети могут заниматься в это время чтением, письмом, рисованием, лепкой и тихими играми. Эта мера намного увеличивает время для самостоятельных занятий, а значит, для саморазвития детей и может прекратить взаимную трепку нервов воспитателей и детей в эти часы. Но переход этот нельзя делать сразу, резко. Пропуски сна сначала единичны, а затем становятся чаще и через 2-3 месяца сплошными (в старших группах). 4. Перейти постепенно на более ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ (взрослым тоже полезно): - ОБЛЕГЧИТЬ ОДЕЖДУ и обувь детей. Поощрять ребятишек за " храбрость", то есть сдвигаться постепенно к идеальной форме одежды - ТРУСИКИ и БОСИЧКОМ летом и зимой. Дома " застрельщиками" могут быть и храбрые папы и мамы, а в детском саду воспитатели и няни, все, кто понимает, как важно дать нагрузку и системам терморегуляции в организме ребенка. - Спортивный комплекс и спортивные игрушки сделать доступными для детей, чтобы дети СВОБОДНО МЕНЯЛИ СВОИ ИГРЫ в течение дня. - Поощрять малышей к придумыванию всяких " упражнений" и игр на спортксмплексе: кто " выглянет в окошко"? (подтянуться на кольцах и заглянуть в кольцо), кто три раза качнется на кольцах " в колобке"? (соединить в одну точку кулаки, коленки и подбородок), кто влезет по шесту или канату и на какую высоту? (разметить красиво шест и канат по высоте". Для этого записывать новые " номера" (" лягушка", " свечка", " уголок" и т. п. ). К концу года или к празднику провести олимпиады и записать их результаты (рекорды, чемпионов и т. п. ). 5. ОБОГАТИТЬ ДВОР спортивными сооружениями и снарядами: - Сделать БЕГОВУЮ ДОРОЖКУ вдоль забора (кольцевая наибольшей длины, т. е. 200-400 м) шириной 1, 2-1, 5 м с внутренним закруглением на поворотах радиусом не менее 3 м. - Установить спортивные комплексы на площадках каждой группы, усложняя их для детей более старшего возраста. - Сделать для детей летний бассейн - " лягушатник" глубиной до 0, 5 м и наклонными бортиками, чтобы зимой превращать их в мини-катки для малышей. - Сделать асфальтированную площадку для катания на самокатах летом, а зимой превращать ее в хоккейное поле. 6. Для объективной оценки уровня физического развития детей ввести измерения СИЛЫ, СКОРОСТИ, ВЫНОСЛИВОСТИ (бег на дистанцию в 1500 своих ростов), ЛОВКОСТИ, МЕТКОСТИ (лазание по шесту и бросание мяча в цель на расстояние 5 ростов) по " индексам справедливости" (см. журнал " Физкультура и спорт" No. 3, 1983, с. 20 или сборник " Искусство быть здоровым", ФиС, 1984, с. 34; изд. 2-е, 1987, с. 21). Измерения делать 2-3 раза в год и отмечать в таблицах достижения каждого ребенка. 7. Количество ожиревших детей возрастает у нас примерно на 1% ежегодно. Это уже серьезная опасность. Здоровье детей заметно укрепляется, если ПРЕКРАТИТЬ НАСИЛЬСТВЕННОЕ КОРМЛЕНИЕ детей (большие порции, требования съедать всю порцию и весь обед). Ребенок должен есть с удовольствием и только то, что он хочет. Первое блюдо дети едят неохотно, и заставлять их не надо. Перед обедом спросить: " Кто хочет есть первое (суп, борщ)? " - и наливать только желающим. Второе блюдо тоже давать по желанию (чего и сколько). Хорошее самочувствие и нормальный стул у ребенка (" колбаски" ) - главные показатели правильного питания.
|
|||
|