Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В данном случае также нарушены все вышеприведенные нормы Конституции и федеральных законов.



 

Здравствуйте, прочтите информацию полностью. ЭТО ВАЖНО! Нужно принимать меры для защиты детей.

 

10 августа 2017 года Министерство здравоохранения утвердило Приказ от N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (далее – Приказ № 514н). 1 января 2018 года Приказ № 514н вступает в силу. Он должен заменить собой ныне действующий Приказ Минздрава от 21 декабря 2012 г. N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (далее - Приказ № 1346н).

Полагаем, Приказ № 514н грубо нарушает Конституцию РФ и законы РФ.

Ниже приведены направления законодательной реформы Минздрава и аргументы о незаконности Приказа № 514н.

Действующий Приказ № 1346н предусматривает три вида медосмотров для детей (п. п. 3-5 Приложения № 1 к Приказу):

А) Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних – это осмотры разных специалистов в установленные возрастные периоды в целях выявления заболеваний, факторов риска их развития, определения групп здоровья и выработки рекомендаций. При проведении указанного осмотра заполняется карта осмотра в 2 экземплярах: один для родителей (ребенка старше 15 лет), другой – для медицинской организации, заполняющей на основании карт осмотра неперсонифицированные формы отчетности с обобщенными данными – для статистики (п. п. 24-26 Приложения № 1 к Приказу). Карта осмотра заполняется в т. ч. в электронном виде (п. 23 Приложения № 1 к Приказу), но Приказ не предусматривает передачу этой карты в какие-либо инстанции, она лишь используется для подготовки обобщенного отчета (п. 25 Приложения № 1 к Приказу). Данные о прохождении осмотра фиксируются в истории развития ребенка лишь в той поликлинике (клинике), где проведен осмотр (п. 21 Приложения № 1 к Приказу).

Б) Предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних – это осмотры при поступлении в образовательные учреждения «в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению». Для школ дети обычно проходят именно этот осмотр. По результатам предварительного осмотра заполняется медкарта или справка, в которой указывается медицинская группа здоровья для физкультуры (пп. 40, 41 Приложения № 1 к Приказу). Эта карта (или справка) оформляется в одном экземпляре и передается на руки родителю (ребенку старше 15 лет). Именно этого документа достаточно, чтобы посещать школьные занятия по физкультуре. Никакой электронной формы данная карта не предусматривает. Данные о прохождении предварительного осмотра остаются только в истории развития ребенка (в соответствующей поликлинике) (п. 39 Приложения № 1 к Приказу). Но медкарта никуда не передается.

В) Периодические медицинские осмотры – это краткие осмотры «в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы». Этот осмотр проходят дети, которые уже учатся в школе. Фактически ребенка смотрит только педиатр, и сдаются общие анализы, что фиксируется в медкарте ребенка вместе с заключением об отсутствии (наличии) противопоказаний к учебе. Этого достаточно, чтобы учиться в школе.

В отношении всех видов осмотров предусмотрено получение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Кроме того, прямо сказано, что дети до 15 лет прибывают на осмотр в сопровождении родителей (п. п. 15, 33, 48 Приложения № 1 к Приказу).

По Приказу N 514н:

1) «Предварительные» и «периодические» медосмотры отменены. Остается только полномасштабный «профилактический осмотр ». Он предусматривает детальное изучение здоровья ребенка множеством специалистов и может длиться до 45 дней

Теперь дети обязаны ежегодно проходить полный «профилактический осмотр», потому что без него родителям невозможно будет получить справку о медицинской группе здоровья ребенка для физкультуры (п. 22 Приложения № 1 к Приказу), а значит, и исполнить обязанность по получению ребенком основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции).

До 18 лет включительно ежегодно требуется полный профилактический осмотр (иногда меняется лишь количество специалистов). При этом из Приказа можно заключить, что справку о медицинской группе здоровья для физкультуры выдадут, если ребенок пройдет полный профилактический осмотр большого числа специалистов.

Такие требования явно избыточны, и они по существу серьезно препятствуют реализации права на получение образования ребенком (ст. 43 Конституции) в случае законного отказа родителей от медицинского вмешательства (например, от осмотра части специалистов).

2) Действующий Приказ N 1346н прямо указывает на сопровождение ребенка родителем при проведении осмотра. Однако новый Приказ № 514н эти слова намеренно исключает, то есть, устанавливает, что профилактический осмотр ребенка происходит в отсутствие родителей. Для осмотра ребенка в новых реалиях ребенку следует только принести заранее оформленное «согласие родителя» (п. 15). Полагаем, введение правила о проведении профилактического медосмотра в отсутствие родителей - это нарушение права родителей на воспитание (ст. 38 Конституции, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ). При этом стандартный перечень процедур, на которые соглашаются «в силу закона» граждане, подписывая стандартный бланк информированного согласия, включает в себя, например, рентген, иммунологические исследования, в ведение лекарственных препаратов и др. ( см. Приказы Минздрава от 20 декабря 2012 г. N 1177н, от 23 апреля 2012 г. N 390н). То есть, врачи с «информированным согласием» от родителей могут позволить широкий перечень действий в отношении ребенка в отсутствие родителей, что также подрывает право родителей на воспитание.

3) Согласно Приказу № 514н информация о результатах профилактических осмотров ребенка будет передаваться каждый раз поликлиникой (платной клиникой), где был проведен осмотр, медицинским работникам медицинского блока школы, в которой обучается ребенок (подп. 3 п. 22 Приложения № 1 к Приказу ). Иными словами, передача в школу полной информации о здоровье ребенка состоится принудительно, в обход родителей. И судя по всему - в полном объеме заполненной медкарты.

В одном из серьезных лицеев Санкт-Петербурга осенью с. г. медик на родительском собрании заявила: «Это пока у меня нет полных данных о здоровье Ваших детей, скоро будут». Очевидно, уже готовится к вступлению в силу нового Приказа.

Обсуждаемая норма Приказа является незаконной.

А) ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет принцип врачебной тайны (ст. 13).

Согласно ч. 1 ст. 13 «Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну», и по ч. 2 ст. 13 не подлежат раскрытию без письменного согласия гражданина (за исключением строго ограниченного числа случаев, указанных в федеральном законе).

Однако Приказ N 514н, детально регулируя все вопросы, касающиеся профилактического осмотра и его последствий, не предусматривает получение письменного согласия родителей (ребенка старше 15 лет) на разглашение врачебной тайны. Поэтому обсуждаемую норму Приказа № 514 н следует расценивать как нарушение правила федерального закона о врачебной тайне (ст. 13).

Б) Передача информации о результатах профилактических осмотров в школу является согласно ФЗ РФ от 27. 07. 2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» «обработкой персональных данных» (п. 3 ст. 3).

Вместе с тем, ФЗ «О персональных данных» в статье 5 устанавливает следующие принципы обработки персональных данных:

«1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. …

4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки ».

Полагаем, обсуждаемая норма Приказа нарушает все приведенные положения.

Согласно закону «профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов» (п. 1 ч. 2 ст. 46 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Заявленным целям передача данных о здоровье ребенка в школу очевидно не соответствует. Иными словами, несовместима такая обработка персональных данных как принудительная передача информации в школу, с целями сбора персональных данных в рамках медосмотра, заявленными в законе (в статье 46). Поэтому Приказ грубо нарушает ст. 5 ФЗ «О персональных данных».

Действительно, непонятно, зачем данные обширного профилактического мед. осмотра, который касается всех (детальных) аспектов здоровья ребенка, передавать из медицинской организации в школу? Какую цель преследует эта обработка данных? Для физкультуры достаточно сведений о медицинской группе здоровья ребенка!

Полагаем, что Приказ № 514н лишь создает условия для сбора и распространения среди разных субъектов межведомственного взаимодействия детальных данных о ребенке, о динамике его развития, в целях обеспечения простой возможности для вмешательства в семью, то есть, создает удобство для чиновников, а не для граждан. Тем самым нарушается главный конституционный принцип о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание и защите прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2 Конституции).

В) Кроме того, принудительная обработка любых данных о частной жизни лица (к коим относится передача данных в школу о здоровье детей без согласия родителей/детей старшей 15 лет), является грубым нарушением части 1 статьи 24 Конституции о том, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается», а также части 1 статьи 23 Конституции РФ «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Передачу данных профилактического осмотра ребенка из мед. организации в школу следует признать ограничением прав, предусмотренных ст. ст. 23, 24 Конституции. Согласно части 3 статьи 55 Конституции: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ни одного из оснований, указанных в части 3 статьи 55 Конституции, не имеется для того, чтобы принимать закон, позволяющий принудительно передавать данные медосмотра на ребенка из медицинской организации в школу, а тем более делать это на уровне Приказа Минздрава.

4) В случае прохождения профилактического осмотра в платной клинике копия карты осмотра будет передана в государственную поликлинику, к которой ребенок прикреплен по обязательному медицинскому страхованию (п. 23 Приложения № 1 к Приказу).

Передача информации о результатах профилактических осмотров из платной клиники в государственную является согласно ФЗ РФ от 27. 07. 2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» «обработкой персональных данных» (п. 3 ст. 3).

В данном случае также нарушены все вышеприведенные нормы Конституции и федеральных законов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.