Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблема инакомыслия в романе В.Дудинцева «Не хлебом единым»



Проблема инакомыслия в романе В. Дудинцева «Не хлебом единым»

 

А. М. Лагуновский

 

Роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым»был первой серьезной попыткой дать критический ана­лиз «элиты власти», механизма управления страной. Дудинцев показывает, что формула, свойственная для первичной клетки механизма власти, дейст­вительна и для клеток, занимающих значительно бо­лее высокое место в государственной иерархии. И там, как и в самом низу, действуют те же движущие силы — ложь и страх, порождающие пропасть между упра­вляющими и управляемыми.

Разница лишь в том, что «наверху», откуда идут вниз все решения, эти силы действуют с увеличенной мощностью. Честолюбие, жажда власти, жадность к материальным благам, страх все это потерять «на­верху» еще более отвратительны, чем «внизу». Дудин­цев выбирает в качестве главного положительного ге­роя изобретателя, который символизирует сомнение, инакомыслие. Открыватель — всегда инакомысля­щий, в любой отрасли знаний. Главный отрицатель­ный герой — высокий чиновник, представитель «эли­ты власти», считающей инакомыслящих врагами. Пи­сатель подчеркивает, что «они», представители власти, считают себе враждебным инакомыслие даже в тех­нике.

Конфликт между изобретателем Лопаткиным и чи­новником, «хозяином» Дроздовым носит черты извеч­ного спора между идеалистом, желающим облагоде­тельствовать свой народ или все человечество, и чи-новником, которому мешает каждое нововведение, ибо оно угрожает его спокойствию. Но отмечая эти черты, писатель подчеркивает те характерные для советской действительности особенности, которые превращают этот конфликт в борьбу за право на инакомыслие, в борьбу с застывшей системой, неспособной к регенера­ции, вынужденной для сохранения жизни защищаться от всего нового.

Отношение к изобретению Лопаткина, отношение даже не к инакомыслию, а к возможности инакомыслия, служит писателю чем-то вроде лакмусовой бу­мажки для проверки достоинств человека. Мир делится на «они», власть, хранители системы, и «мы», подвластные, выражающие сом­нение в абсолютной и постоянной правоте властей.

Спор с властью, с «ними» — невозможен, ибо каждое сомнение в правоте одного из представителей власти, превращается в сомнение в устоях власти как таковой. Спор Лопаткина с Дроздовым становится, следовательно, спором Лопаткина с государством, становится спо­ром политическим. Дроздов — это и есть государство. Поэтому он с такой снисходительной уверенностью в своих силах увещевает Лопаткина: «Мы видим тебя как на ладони, а ты нас — не понимаешь. Ты не пони­маешь, например, того, что мы можем обойтись без тво­его изобретения, даже если бы оно было настоящим, большим изобретением».

«Мы», уверяет Дроздов, можем обойтись без «вас», без «твоего» изобретения. Дроздов выражает твердую уверенность власти, что народ служит ей, что только власть знает, что народу нужно, полезно, выгодно. Система, которую представляет Дроздов, не только «может» обойтись без инакомыслящих, без «изобрета­телей», она должна обойтись без них, она должна с ними расправиться, ибо инакомыслие, сомнение грозит самой сути системы.

Арест Лопаткина, суд над ним, осуждение на 8 лет лагерей — необходимы Дроздову, ибо Лопаткин заражает сомнением других, убивает в других веру в непогрешимость системы.

Подчеркивая символичность суда на Лопаткиным, писатель предъявляет ему обвинение в разглашении государственной тайны. Тайна эта: сомнение в непогре­шимости Дроздова и ему подобных.

Лопаткина обвиняют в выдаче тайны Надежде Дро­здовой. Это главный символ романа. Надя, молодень­кой девушкой, увлеклась сильным, все умеющим, как ей казалось, Дроздовым и стала его женой. Жизнь в ор­бите власти порождает в ней первые сомнения в спра­ведливости того, что Дроздов делает, в чистоте его на­мерений. Она вдруг обнаруживает, что он «стремится захватить побольше и все время кривит душой».

Появление Лопаткина окончательно рассеивает по­следние иллюзии. Надежда уходит от Дроздова к Лопаткину.

Женщина, жена — всегда была у русских писате­лей символом Родины, России. Дудинцев наделяет свою главную героиню — дополнительно — именем Надежда. Надежда не оставляет в невзгодах изобретателя, оста­ется ему верной несмотря ни на что, несмотря даже на его любовь к другой женщине, Надежда чуть не губит его своей правдивостью, и она же спасает его.

В романе два конца — победил Лопаткин, ибо его изобретение принято, приносит пользу (благодаря, пре­жде всего, тому, что оно может быть использовано военной промышленностью); но победил и Дроздов, ко­торый, правда, потерял жену, но зато поднялся на сту­пень или две выше в иерархии, его позиция стала еще прочнее, он больше, чем когда-либо верит в свою силу, считая успех Лопаткина случайным, легкой царапиной на стене, ограждающей механизм власти.

Писатель не уверен, чья победа прочнее, кто ока­жется победителем в будущем. Но впервые в советской литературе (потом эти слова с несравненно большей силой повторят герои Солженицына) звучит убежде­ние: «Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя». Учится думать Надежда, учится думать инженер Крехов, восторгавшийся Дроздовым и обнаруживший, что он «долго молился на … деревянного. …, идиот­ского бога». Убеждается в несправедливости приговора член суда Бадьин. У многих и многих персонажей ро­мана деятельность изобретателя Лопаткина вызывает «инакомыслие». Он как вирус, заражающий болезнью сомнения верующих в незыблемость системы граждан страны. Он учит их думать, а, следовательно, учит их свободе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.