Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 2



 

Донецкий государственный институт здоровья,

физического воспитания и спорта

 

 

Кафедра биомеханики

и спортивной метрологии

 

КОСТИ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ

 

(Методические рекомендации к лабораторным

 занятиям по анатомии человека)

 

Донецк – 2010


УДК 611 (075)

ББК 28. 86 я 73

К 72

 

Кости и их соединения: (методические рекомендации к лабораторным занятиям по анатомии человека )/ сост.: И. К. Донец, А. В. Зорькина; ДГИЗФВиС. – Донецк, 2010. - 52с.

 

Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов дневной формы обучения ДГИЗФВиС к лабораторным занятиям по анатомии человека.

Основное внимание в настоящих методических рекомендациях уделено строению суставов и особенностям их функционирования, что особенно важно для подготовки будущих специалистов в области физического воспитания и спорта. Так же в методических рекомендациях дается информация по строению костей, понимание которой студентам будет необходимо для изучения строения и функционирования скелетной мускулатуры.

 

 

Составители: д. м. н. И. К. Донец, А. В. Зорькина.

 

 

Рецензенты:

Зенин О. К - проф. кафедры анатомии человека ДонНМУ им. м. Горького, д. мед. н., проф.

 

Ороховский В. И - проф. кафедры физиологии, физической и психологической реабилитации, д. м. н., проф.

 

Методические рекомендации к лабораторным занятиям по анатомии человека   утверждены на заседании кафедры биомеханики и спортивной метрологии, протокол № 4 от 21. 10. 2011.

 

Методические рекомендации к лабораторным занятиям по анатомии человека   утверждены на заседании методического совета ДГИЗФВиС, протокол № 1 от 28. 11. 2010

 

 

Утверждено на заседании Ученого Совета ДГИЗФВиС протокол № 3 от 04. 11. 2010.

 

 

Редактор:

Зорькина А. В

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1

 

ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ. ОРГАНИЗМ И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. ОСИ И ПЛОСКОСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Анатомия как наука. Изучение методов исследования в анатомии, понятия систем и аппаратов органов, практическое значение анатомии в спорте. Ознакомление с понятием плоскостей и осей тела человека и видами движений, анатомической терминологией.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. Скелет, таблицы, рисунки.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. Функциональная анатомия является биологической наукой, способствующей всестороннему развитию личности, она создает научную базу для специалистов, работающих в области физического воспитания и спорта.

Современная анатомия представляет собой науку о формировании и строении тела человека, где форма изучается во взаимодействии, взаимосвязи и взаимообусловленности с функцией с точки зрения развития вида (филогенеза) и индивидуума (онтогенеза). При этом учитывается влияние внешней среды и законов социальной жизни. Организм в анатомии рассматривается как единое целое, где система органов и тканей объединяется и управляется нервной системой.

Практическое значение анатомии в спорте очень велико. В своей практической деятельности преподаватель физического воспитания, тренер и спортсмен постоянно решают вопросы, связанные с возрастными и половыми особенностями строения и функционирования человеческого тела, им нередко требуется детально знать взаимное расположение органов и их функциональную взаимосвязь при тех или иных двигательных режимах. Знание анатомии и других медико-биологических дисциплин позволяет тренеру и преподавателю физического воспитания так построить тренировочный процесс, чтобы не только подвести спортсмена к достижению высокого результата, но и улучшить состояние его здоровья и физического развития.

Органы, системы и аппараты органов. Орган – это часть тела, имеющая определенную форму, отличающаяся особой для этого органа конструкцией, занимающая определенное место в организме и выполняющая характерную функцию. В образовании каждого органа участвуют несколько тканей (различные виды соединительной, эпителиальная, нервная, мышечная), но одна из них является главной, ведущей, рабочей. Для мозга это нервная ткань, для мышц – мышечная, для желез – эпителиальная. Другие ткани, присутствующие в органе, выполняют вспомогательную функцию.

Для выполнения ряда функций одного органа оказывается недостаточно. Поэтому возникают комплексы органов – системы или аппараты.

Система органов это совокупность однородных органов, выполняющих единую функцию и имеющих общее происхождение и общий план строения. Изучите, какие системы органов существуют в организме человека.

Отдельные органы и системы органов, имеющие неодинаковые строение и развитие, также могут объединяться для выполнения общей функции. Такие функциональные объединения разнородных органов называют аппаратом. Например, опорно-двигательный аппарат включает костную систему, соединения костей и мышечную систему. Системы и аппараты органов образуют целостный человеческий организм.

Для спортивной морфологии характерно подразделение целостного организма на три блока: органы, исполняющие движения (опорно-двигательный аппарат), органы, регулирующие двигательную деятельность (нервная система, органы чувств, эндокринный аппарат) и органы, обеспечивающие двигательную деятельность (сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная и выделительная системы). Это разграничение чисто условно, так как достижение высоких спортивных результатов, приспособление к высоким нагрузкам достигается благодаря перестройке всего организма.

Тело человека состоит из головы, шеи, туловища и двух пар конечнос- тей – верхних и нижних. В голове различают область свода черепа и область лица; в туловище – спину, грудь и живот, в верхних конечностях – плечевой пояс и свободную верхнюю конечность (плечо, предплечье, кисть), в нижних конечностях – таз и свободную нижнюю конечность (бедро, голень, стопа).

Костями скелета ограничены полость черепа, где расположен головной мозг, грудная и брюшная полости.

Анатомическая терминология. Части тела располагаются в различных положениях относительно анатомических осей и плоскостей. В связи с этим существует определенная терминология для анализа и подробного описания местоположения органа или конечности:

- медиальный, если орган (органы) лежит ближе к срединной плоскости;

- латеральный (боковой), если орган расположен дальше от срединной плоскости;

- промежуточный, если орган лежит между двумя соседними образованиями;

- передний или вентральный, если орган расположен ближе к передней поверхности тела;

- задний или дорсальный – орган расположен ближе к задней поверхности тела;

- верхний или краниальный – ближе к верхнему концу тела;

- нижний или каудальный – ближе к нижнему концу тела;

- пронация – вращение (ротация) во внутрь;

- супинация – вращение кнаружи.

По отношению к частям конечностей употребляются термины проксимальный и дистальный. “Проксимальный” служит для обозначения частей, расположенных ближе к месту начала конечности у туловища, „дистальный”(отдаленный) – для обозначения дальше расположенных частей. Например, на верхней конечности локоть занимает проксимальное положение сравнительно с пальцами, а пальцы сравнительно с локтем – дистальное.

Термины наружный и внутренний применяются преимущественно для обозначения положения в отношении полости тела и целых органов, в смысле лежащий «более кнутри» или «более кнаружи»; поверхностный и глубокий – для обозначения соответственно отстоящий «менее глубоко» или «более глубоко» от поверхности тела или органа.

Человек построен по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии, тело его делится на две половины – правую и левую. Границей между ними является срединная (медианная) плоскость.

Оси и плоскости тела человека. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения частей тела и местоположения (топографии) органов относительно друг друга, характеристики движений используют понятия о плоскостях и осях.

Для этого используются специальные плоскости – сагиттальная, фронтальная и горизонтальная (рис. 1). Они могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным.

Сагиттальная плоскостьпроводится спереди назад, она делит тело человека на левую и правую части. Сагиттальная плоскость, проходящая через середину тела, называется срединной.

Горизонтальная плоскостьпроводится горизонтально параллельно линии горизонта. Она делит тело человека на верхний (краниальный) и нижний (каудальный) отделы.

Фронтальная плоскостьпроходит справа налево и делит тело человека на передний (вентральный) и задний (дорсальный) отделы.

Все указанные плоскости располагаются взаимно перпендикулярно. В результате пересечения двух взаимно перпендикулярных плоскостей образуются направления (оси), которые используются в анатомии для описания движений (рис. 1).

В результате пересечения сагиттальной и фронтальной плоскостей образуется вертикальная ось, вокруг которой возможны вращение (ротация) вовнутрь (пронация) и наружу (супинация).

Сагиттальная ось образуется при пересечении горизонтальной и сагиттальной плоскостей. Вокруг нее происходят отведение и приведение.

Поперечная осьобразуется при пересечении фронтальной и горизонтальной плоскостей. Вокруг нее осуществляются сгибание и разгибание.

Движения. Различают следующие виды движений: сгибание, разгибание, пронация, супинация, отведение, приведение и вращение. Термином сгибание обозначают движение одного из костных рычагов вокруг поперечной оси, при этом угол между сочленяющимися костями уменьшается. Например, когда человек садится, при сгибании в коленном суставе уменьшается угол между бедром и голенью.

Движение в противоположном направлении, то есть, когда происходит выпрямление конечности или туловища, а угол между костными рычагами увеличивается, называется разгибанием. Исключением является голеностопный сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу. Поэтому сгибание стопы называют также подошвенным сгибанием, а разгибание стопы обозначают термином тыльное сгибание.

Рис. 1 Плоскости и оси тела человека:

АВСД – сагиттальная срединная плоскость, ЕFGН – фронтальная плоскость, КLМN – горизонтальная (поперечная) плоскость, а-а – поперечная ось, в-в – фронтальная ось, с-с – вертикальная ось.

 

 Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение и отведение. Приведение – движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении. Например, при отведении плеча рука поднимается в сторону, а приведение пальцев ведёт к их смыканию.

Под вращениемпонимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Например, поворот головы происходит благодаря вращению шейного отдела позвоночника. Вращение конечностей обозначают также терминами пронацияили вращение кнутри и супинацияили вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации – кпереди. Пронация и супинация кисти осуществляются благодаря проксимальному и дистальному лучелоктевым суставам. Нижняя конечность вращается вокруг своей оси преимущественно за счёт тазобедренного сустава; пронация ориентирует носок стопы внутрь, а супинация – кнаружи. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым.

 

Контрольные вопросы.

1. Каковы цели и задачи анатомии?

2. Какова роль анатомии в системе подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту?

3. Какие различают в организме человека системы и аппараты органов?

4. Что обозначают вышеуказанные анатомические термины?

5. Какие плоскости можно провести через тело человека?

6. Как проводятся сагиттальная, горизонтальная и фронтальная плоскости и на какие части они делят чело человека?

7. Какая плоскость называется срединной?

8. В результате пересечения каких плоскостей образуются сагиттальная, поперечная и вертикальная оси и какие движения вокруг них совершаются?

9. Какие различают движения? Охарактеризовать каждое движение.

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 2

 

ТЕМА. ОБЩАЯ ОСТЕОЛОГИЯ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучение строения, классификации и функционального значения костей.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. Скелет, набор костей, таблицы, рисунки.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. Одной из функций человеческого организма является изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы, способные сокращаться и изменять положение костей, – активную часть.

Скелет представляет собой комплекс плотных образований, имеющих важное значение. Он состоит из отдельных костей, соединенных между собой при помощи соединительной, хрящевой или костной тканей, вместе с которыми и составляет пассивную часть аппарата движения. В скелете различают следующие части: скелет туловища (позвонки, ребра, грудина), скелет головы (кости черепа и лица), кости поясов конечностей – верхней (лопатка, ключица) и нижней (тазовая) и кости свободных конечностей – верхней (плечо, кости предплечья и кисти) и нижней (бедро, кости голени и стопы). Число отдельных костей, входящих в состав скелета взрослого человека, более 200, из них 36-40 расположены по средней линии тела и являются непарными, остальные – парные.

Функции скелета можно разделить на механические и биологические. Механические функции скелета проявляются в его способности осуществлять защиту, опору, движение и амортизацию толчков и сотрясений. Биологические функции костной системы связаны с участием скелета в обмене веществ, особенно в минеральном обмене (кости являются депо минеральных солей фосфора, кальция, железа) и в кроветворении. Разберите каждую из указанных функций.

Химический состав кости и ее физические свойства. Кость состоит из двух видов химических веществ: неорганических и органических. К неорганическим веществам относятся вода и соли (главным образом кальция). Органическое вещество называется оссеином. В кости около 50% воды, 20% солей и 12% оссеина. Оссеин придает кости эластичность, а соли – твердость.

Рис. 2. Строение костной ткани (поперечный разрез через трубчатую кость): 1-надкостница, 2-пластинки остеона, 3-канал остеона (гаверсов канал), 4-наружные главные пластинки, 7-остеоциты, 9-остеон.

Химический состав кости непостоянен, он меняется с возрастом, зависит от функциональных нагрузок, питания и других факторов. В костях детей оссеина больше, чем в костях взрослых, поэтому кости более гибкие и редко ломаются. В старости в костях преобладают неорганические вещества, вследствие чего кости становятся менее эластичными и более хрупкими. Питание только растительной или только животной пищей также может вызвать изменение химического состава костей. При недостатке в пище витамина Д в костях ребенка плохо откладываются соли кальция, нарушаются сроки окостенения.

Строение костной ткани. Структурной единицей костной ткани, видимой в лупу или при малом увеличении микроскопа, является остеон (рис. 2), т. е. система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг центрального (гаверсова) канала, содержащего сосуды и нервы. Разберите строение остеона.

Из остеонов состоят более крупные элементы кости, видимые уже невооруженным глазом на распиле или на рентгенограмме, – перекладины костного вещества или трабекулы. Из этих трабекул складывается двоякого рода костное вещество: если трабекулы лежат плотно, то получается плотное компактное вещество. Если трабекулы лежат рыхло, образуя между собою костные ячейки наподобие губки, то получается губчатое, трабекулярное вещество. Перекладины губчатого вещества располагаются не беспорядочно, а закономерно, соответственно функциональным условиям, в которых находится данная кость или ее часть. Наружный слой кости представлен толстой (в диафизах трубчатых костей) или тонкой (в эпифизах трубчатых костей, в губчатых и плоских костях) пластинкой компактного вещества. Под компактным веществом располагается губчатое вещество (рис. 3). Компактное вещество хорошо развито в костях, выполняющих преимущественно функцию опоры и движения (например, в диафизах трубчатых костей). В местах, где при большом объеме требуется сохранить легкость и прочность, преобладает губчатое вещество. Такие кости имеют снаружи лишь тонкую пластинку компактного костного вещества (эпифизы трубчатых костей, губчатые кости). Рис. 3. Строение кости. Снаружи кость покрыта надкостницей(рис. 2, 3 ), которая представляет собой тонкую крепкую соединительнотканную пленку бледно-розового цвета. Она состоит из двух слоев: наружного волокнистого (фиброзного) и внутреннего костеобразующего (остеогенного или камбиального). Разберите строение и функциональное значение каждого слоя. Суставные поверхности кости, свободные от надкостницы, покрывает суставной хрящ. Костные ячейки содержат красный костный мозг – орган кроветворения и биологической защиты организма. Он участвует также в питании, развитии и росте кости. В диафизах трубчатых костей находится желтый костный мозг, а полость в них  называется костномозговой (рис. 4). Таким образом, все внутреннее пространство кости заполнено костным мозгом, составляющим неотъемлемую часть кости как органа. Красный костный мозг имеет вид нежной красной массы, состоящей из ретикулярной ткани, в петлях которой находятся клеточные элементы, имеющие непосредственное отношение к кроветворению (стволовые клетки) и костеобразованию (костесозидатели – остеобласты и костеразрушители – остеокласты). Он пронизан нервами и кровеносными сосудами, питающими, кроме костного мозга, внутренние слои кости. Кровеносные сосуды и кровяные элементы придают костному мозгу красный цвет. Желтый костный мозг обязан своим цветом жировым клеткам, из которых он главным образом и состоит. В период развития и роста организма, когда требуются большая кроветворная и костеобразующая функции, преобладает красный костный мозг (у плодов и новорожденных имеется только красный мозг). По мере роста ребенка красный мозг постепенно замещается желтым, который у взрослых полностью заполняет костномозговую полость трубчатых костей. Таким образом, в понятие кости как органа входят костная ткань, образующая главную массу кости, а также костный мозг, надкостница, суставной хрящ и многочисленные нервы и сосуды.

Классификация костей. Кости различаются по форме, строению и функции, вследствие чего существует следующая классификация костей:

I. Трубчатые кости: длинные и короткие;

II. Губчатые кости: длинные и короткие;

III. Плоские кости: кости черепа и поясов конечностей;

IV. Воздухоносные кости: кости черепа;

V. Сесамовидные кости: надколенник, гороховидная кость;

VI. Смешанные кости.

I. Трубчатые кости построены из губчатого и компактного вещества, образующих трубку с костномозговой полостью. Они выполняют все 3 функции скелета (опора, защита и движение) и являются длинными и короткими рычагами движения. Разберите строение трубчатых костей (рис. 4).

II. Губчатые кости построены преимущественно из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного. Среди них различают длинные губчатые кости (ребра и грудина) и короткие (позвонки, кости запястья, предплюсны). Такие кости расположены там, где необходимо обеспечить достаточную прочность и опору при небольшом размахе движений (позвоночный столб, грудная клетка).

III. Плоские костиучаствуют в образовании полостей тела (кости черепа, лопатка, тазовые кости), выполняют опорную и защитную функции, имеют большие площадки для прикрепления мышц.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.