Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОВЕТ ВЗРОСЛЫМ



А эта игра-задание поможет ребенку увидеть себя со стороны, научит совместной работе.

Пусть ребенок ляжет на пол на обойный лист или на газету, а вы обведите его тело по контуру в разных позах, сам он пусть закрасит свой силуэт темной краской.

Вырезайте теперь силуэты и наклеивайте на большой лист или стену.

Можно сделать работу на какую угодно тему, напри­мер: «Игра в футбол», «Собираем ягоды».


«РИСУЕМ ВОДОЙ»

Совсем не обязательно рисовать за столом, можно рисовать лежа на полу, или на доске, или на асфальте мелом, водой.

Водой чудесно рисовать. Потому что можно рисовать на холодильни­ка на стене в ванной, на дверях и прямо на полу. Причем «краска», высыхая, исчезает, и шедевры можно создавать снова.

Можно даже газету «раскрасить» водой.

«Я выражаю себя, и это мне нравится. Я не устаю и хочу продол­жать».


 

ЭСТАМП-ОТТИСК


Отпечаток с какой-либо формы на бумаге называется эстампом. Для изго­товления наших эстампов для формы ис­пользуйте веревки.

ШТАМПИК ИЗ ВЕРЕВОЧКИ

Из веревочек очень интересно скла­дывать буквы, цифры и «рисовать» лю­бые предметы: получается контурный ри­сунок.

Но вам веревка пригодится для штамповки рисунков.

1. Возьмите толстый брусок, одну его;
сторону сделайте гладкой и на нее на­
клейте картон, нанесите на него клей
ПВА и узоры из веревки.

2. Затем поролон или губку положите
в блюдечко, напитайте краской и об­
макните штампик. Используйте гуашь,
акриловые краски (ими можно делать
отпечатки на ткани, они не смывают­
ся), акварель.

3. Можно наносить на штампик краску
не одного цвета, а разных цветов.

Для этого аккуратно кистью на-] несите ее на выпуклую часть штампа.

Отпечатки можно делать на белой бумаге, на тонированной, на цветной, на ткани, на картоне. Можно оживить ста- ренькую салфетку или майку.


 



 


ШТАМПИК ИЗ КАРТОНА


Можно, как и в случае с веревкой, наклеивать изображе­ние на брусочек, а можно и прямо на бумагу.

Потребуются: губка или ватный тампон, ножницы, клей, картон, краски, 2 листа бумаги.

Ход работы

1, На картоне нарисуйте любые
фигурки, какие захотите,
затем вырежьте их и на­
клейте на один лист бумаги.

2. Дождитесь высыхания клея.
Теперь губкой нанесите
краску на лист с фигурками
и сверху приложите чистый
лист бумаги. Рисунок нуж­
но чем-нибудь аккуратно______ _,

прогладить (ложкой, паль- \^ чинами, валиком). Там, где бумага соприкасалась с вы­пуклыми фигурками, остал­ся цветной отпечаток, а вокруг — непрокрашенное

поле. Очень необычный 3. Можно сразу наносить цветные крас-
рисунок получается.                          Ки, но делать это надо быстро, не

давая краске высохнуть, иначе не

выйдет отпечатка.



Вот два друга, а может, это соперни­ки? Пора придумы­вать про них сказку и нарисовать ее!


4. Можно сначала отпечатать один цвет. Затем, когда краска на штампе

и на рисунке просохнет, нанести следующий цвет.

И не нужно спешить, выбрасывать штампик, им можно работать много раз.


«ПЕЧАТАЕМ СПИЧЕЧНЫМ КОРОБКОМ И... »

Попробуйте порисовать спичечным коробком, катушками, пуговицами, ключами — это всё, как штампик, нужно, опустив в краску, прижать к бумаге и оторвать.

Посмотри, что получилось у Тюбика, и попробуй сам.


 



 


«ПЕЧАТАЕМ РАСТЕНИЯ»

1. Соберите на прогулке несколько красивых, изящных листочков. Мо­
жет, вам покажется интересной их форма или зубчики.

Если за окном зима, осторожно сорвите 1—2 листочка у комнатного растения в горшочке.

2. Те листочки, которые вы собрали, аккуратно просушите, уложив их
между газетами под пресс, каждый листик предварительно расправьте.

3. Растения подсохнут через 1—3 дня. Тогда осторожно возьмите один
листик и, положив на бумагу, покройте его гуашевой краской. Затем
быстро, не дав краске высохнуть, листочек накладывайте на лист бу­
маги и отпечатывайте, сверху придавив его чистой бумагой и рукой.

«Бабочка»

Нарисуйте туловище. Один и тот же листик вы будете отпечатывав четыре раза. Листик каждый раз подкрашивайте краской перед оттиском.



Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился ввысь и улетел.

(Бабочка)

1. Нанесите краску.

2. Уложите листочки краской
вниз. Придавите чистым
листом.

3. Аккуратно снимите листо­
чек.



 


 



 


 



 



Ход работы

1. На листе бумаги разметьте место для вазы и для бу­кета.      

2. Если это веточка дерева, сразу ее нарисуйте.

3. Если же в вазе будут «стоять» цветы, отметьте, где и сколько будет цве­тов.

4. Теперь отпечатайте листья там, где наметили.


«Букет»


ВАЖНО!

Каждый раз для нового отпечатка рисунок нужно накрывать чистой бумагой. Не торопитесь!

У вас получится отличная работа, и ее можно подарить маме, бабушке, другу. Только не забудьте оформить её в рамочку - паспарту. ке, Тол

 


Паспарту



Ход работы

1. Возьмите лист бумаги большего, чем рисунок, размера.

2. Вырежьте в нем окошечко размером меньше, чем ри­сунок.




3. Оставьте поля, равные /4 размера работы.

4. Рисунок поместите под паспарту и закрепите его скотчем или лейкопласты­рем.

5. Можно внизу приклеить еще один лист размером с паспарту.


ШТАМПИК ИЗ ОВОЩЕЙ

Штампик можно изготовить и из  овощей: из картофеля, моркови, редиски, свеклы и др.

Ход работы

1. Вырежьте штампик из любых овощей.

2. Опустите его в краску... и творите!


 


 


РИСУЕМ ГУБКОЙ (ПОРОЛОНОМ)

«Осенний пейзаж»

Осень и красавицу березку можно нарисовать губкой.

Прежде чем приступить к работе, определите состояние природы, подумай­те о вашем настроении, которое вы пе- редадите в рисунке.

Материалы: гуашь, белила, 3 кусоч­ка поролона (губка), кисть, палитра, вода.

Ход работы

Небо. На палитре кистью подготовьте голубой цвет для неба, теперь наберите краску на губку и широкими мазками закройте все небо. Вверху сделайте цвет темнее, к линии горизонта — светлее,; добавив больше белил.

Земля. На ней лежит ковер из су­хих листьев, но они уже повяли. Сме­шайте желтую и черную краску на па­литре, получится цвет умбра. Возьмите другую губку и такими же длинными мазками нарисуйте землю. Когда фон I высохнет, кистью нарисуйте белые ство-1 лы берез. Посмотрите, какие они строй­ные, изящные, живые. Не делайте ство­лы прямыми, как солдатики на посту.

Деревья. Теперь нарисуйте крон; дерева, то есть листву. Обратите внима­ние на характер березки. Она нежная



спокойная, скромная. Веточки опущены вниз, струятся, как вода в фонтане. Березки чем-то похожи на тонкие свечечки.

Возьмите третью губку и получите на палитре «золото» для листвы (желтая 4- белила, желтая + красная). Здесь уже не нужно тащить по бумаге губку широкими мазками. Нуж­но как в танце: присели-встали, Приложите к бумаге губку, ото­рвите, приложите, оторвите.

Затем тонким кончиком кисти серым, голубым, корич­невым, но не черным цветом нарисуйте точечки и пятна на коре нашей белоствольной кра­савицы. Готово!

Теперь оформите вашу ра­боту в рамочку (паспарту) н повесьте на стену.



 


«Ваза с цветами»

Материалы: 2 листа бумаги, краски, 2 губки, вода, ножницы, ка­рандаш.

Ход работы




1. Изготовьте трафарет: сло­
жите лист пополам, на сгибе
нарисуйте половинку вазы.

2. Вырежьте,    разверните.
Получилась дырочка от
рисунка — это и есть тра­
фарет.

3. Так же сделайте трафарет
листочков, цветочков.
Один трафарет можно от­
бивать несколько раз.

4. Смочите краски. Губку во
время работы мочить нельзя.

5. На чистый лист бумаги
наложите трафарет вазы.

6. Отпустите губку в краску
и затем прижмите ее  к
бумаге, делая «клюющие»
движения.

7. Опустите губку в краску
другого цвета и продол­
жайте печатать.
Сначала отпечатайте вазу,
затем цветы, листья и на­
конец рамку. Без неё ра­
бота будет казаться неза­
конченной.

8. Рисунок закройте листиком
так, чтобы остался незак­
рытым ровный край бума­
ги. Теперь губкой отбейте
цветную рамку по всем че­
тырем сторонам рисунка.


 


 


СПОСОБЫ ТОНИРОВАНИЯ БУМАГИ

Вы, наверное, уже заметили, что рисунки выглядят красивее, законченное, если они выполнены не на белом листе, а на каком-либо цветном фоне.

А как же сделать такой фон, как за-тонировать бумагу?

Есть много способов тонирования. Первый и самый доступный — акварель по сырой бумаге.

Попробуем?

АКВАРЕЛЬ ПО СЫРОЙ БУМАГЕ

Потребуется: бумага, акварельные краски, вода, широкая кисть, тряпочка.

Ход работы

Намочите лист бумаги водой. Мож-но это сделать ладошкой или намочить лист в ванночке.

Если нам нужно затонировать лист одним цветом, то выполняется отмывка широкими мазками — линиями.


СПОСОБЫ ТОНИРОВАНИЯ БУМАГИ

ОТМЫВКА (ОДНИМ ЦВЕТОМ)



1. Намочите бумагу водой.

2. Проведите широкой кистью
мазки слева направо. Пос­
ле каждого мазка кисть от
бумаги надо отрывать.

3. Работа заполняется краской
сверху вниз.


ВЛИВАНИЕ ЦВЕТА В ЦВЕТ (ОТЕКАНИЕ КРАСКИ ВНИЗ)



1. Намочите бумагу.

2. Нанесите мазок краски
любого цвета.

3. Вымойте кисть.

4. Под первым мазком нане­
сите другой, иного цвета.

5. Бумагу приподнимайте за
верхний край так, чтобы
краски, стекая вниз, сво-
бодно смешивались.


ЦВЕТНЫЕ КЛЯКСЫ (РАСТЕКАНИЕ ПО СЫРОЙ ПОВЕРХНОСТИ)



1. Намочите бумагу.

2.  Поставьте поочередно лю­бой краской пятна-кляксы.

3. Белую бумагу незакрашен­ной оставлять не нужно.


ИГРА «ДОРИСУЙТЕ АКВАРЕЛЬ»



Заполните любым способом лист бумаги.

В целом листе или в его части постарайтесь найти пей­заж, портрет, животное, бу­кет. ..

Можно дорисовать недо­стающие детали.


ФОН ИЗ ТЕКСТУРНОЙ БУМАГИ



Как сделать фон похожим на текстурную бумагу? Пред­лагаем вам три варианта.

Первый — это акварель по сырой бумаге плюс соль.

1. Намочите бумагу.

2. Нанесите ярко краску по­
лосками, пятнами, кому как
захочется.

3. На сырую краску насыпь­
те крупную поваренную
соль.

4. Дайте просохнуть рисунку.
Соль можно смахнуть или
оставить.




Следующий способ — ак­варель плюс целлофановый пакет (получается эффект кри­сталлов).

1. Намочите бумагу.

2. Нанесите ярко краску.

3. На сырую краску сверху
положите целлофан и сом­
кните его так, чтобы полу­
чились складки.

4. Дайте просохнуть краске.

5. Снимите целлофан после
полного высыхания краски.

Чтобы получить акварель плюс упаковочный материал с «пузырьками», необходимо:

1. Выполнить акварель по сы­
рой бумаге.

2. Затем наложите упаковку с
пузырьками сверху.

3. Дайте просохнуть краске.

4. Снимите упаковку.


КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТУРНУЮ БУМАГУ

Открытки из текстурной бумаги



Предлагаем вам из уже приготовленной текстурной бу­маги изготовить открытки, ко­торыми можно поздравить дру­зей и близких с праздниками, пригласить в гости.

1. Сложите пополам высох­
шую бумагу.

2. Нарисуйте на ней веточку,
цветы, листики.

3. Вырежьте по контуру ри­
сунки.

4. Наклейте вырезанные цвет­
ные рисунки на белую бу­
магу.

Из текстурной бумаги можно вырезать, сложив ее пополам, любые формы.

Например, такие.



 


Панно «Бабочка»



1.    Возьмите лист черной бу­маги.

2. Выполните кристаллический
фон.

3. Сложите лист бумаг» по­
полам, вырежьте рамку
толщиной 2 см.

4. Из оставшейся бумаги
вырежьте бабочку.

5. Наклейте на черную бума­
гу цветные детали.



 


РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И ЗАПОЛНЕНИЯ ЦВЕТНОГО ФОНА

Предлагаем другие способы заполне­ния плоскости цветным фоном.

Работать при этом можно любым красками.


РАЗДЕЛЬНЫЙ МАЗОК

Ход работы

1. Нанесите мелкие мазочки — точки
одного цвета, оставляя между ними
промежутки.

2. Нанесите мазочки другого цвета.


 



3. Можно использовать любое
количество цветов.

Можно раздельный мазок наносить на предва-, рительно высохший свет­лый фон.

4. Рисовать в технике раз­
дельного мазка можно на
белой, тонированной или
цветной бумаге.


 


 


 


 


 




Работы, выполненные ват­ными палочками, очень похо­жи на рисунки, сделанные раз­дельными мазками.

Материалы: акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.

Ход работы

1. Карандашом нанесите рису­
нок на бумагу.

2. Каждую новую краску бе­
рите новой палочкой.

3. Заполните точками сначала
контур рисунка.

4. Затем весь рисунок запол­
ните точками.


«РИСУЕМ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ»


 



 


МОЗАИКА

Мозаика — изображение, выложенное из смальты (кусочков цветно­го непрозрачного стекла, плитки, камушков). Это древнейшая техника украшения стен, потолков, полов храмов, дворцов. Древние греки, рим­ляне, византийцы достигли небывалого мастерства в этом искусстве. Мы предлагаем вам выполнить несколько изображений в технике мозаики, но материалом для нее будут краски и бумага.

Рисованная мозаика


Материалы: лист черной бумаги, цветная гуашь, кисть, тряпочка.

Ход работы

1. Нарисуйте зеленым или
желтым цветом контуры,
например, бабочек, цветов,
фруктов.

2. Цветными точками начинай­
те заполнять эти контуры.

3. Между мазочками остав­
ляйте небольшие просветы
черного фона. Получается
очень красиво, словно на­
стоящая мозаика.


«Рваная» мозаика



Ход работы

1. Нарисуйте на бумаге белый
или черный контур вашей
будущей мозаики.

2. Возьмите цветную бумагу
и разорвите ее на мелкие
кусочки.

3. Клеем ПВА намазывайте
бумагу внутри контура
(иначе быстро высохнет
клей) и приклеивайте раз­
ноцветные кусочки бумаги.


Можно сделать «резаную» мозаику. Она выполняется так же, только кусочки цветной бумаги не разрываются, а на­резаются ножницами.


 

послойная работа -лессировка



\, Нанесите первый светлый

фон.

2. Затем на предыдущий вы­сохший слой наложите бо­лее яркую краску.

3. Рисунок уточните, нанеси­те третий красочный слой.


1. На кисть нанесите краску.


2. Прижмите кисть к бумаге.

3. . Оторвите кисть от бумаги, не проводя кистью по листу.


ПРИМАКИВАНИЕ


 


 


 



 


МОНОТИПИЯ

Вновь мы поиграем с отпечатками краски. Материалы: бумага, краска, кисточка.




Ход работы

1. Согните лист пополам
(книжечкой).

2. На половине листа нари­
суйте два крылышка бабоч-
ки красками.

3. Сложите лист и прогладьте
его ладошкой.

4. Разверните лист, что вы
видите?

Получилось очень красивое зеркальное отражение двух крыльев. Теперь у нашей ба­бочки их четыре, и она вот-вот взлетит.

Попробуйте « отпечатать » букет цветов в вазе, деревья на берегу озера, пейзаж.



 


РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И ЗАПОЛНЕНИЯ ЦВЕТНОГО ФОНА

Такие оттиски называются монотипией. Название произошло от гре­ческих слов «монос» один и «типос» отпечаток.

В этой технике получается всего один отпечаток, второго сделать нельзя. Но этот один отпечаток бывает очень красивым и необычным.

Для этой техники можно использовать не только бумагу.

Попробуйте сделать рисунок на стекле, керамической плитке, на картоне.

А теперь на влажный рисунок сверху положите чистый лист бумаги.

Прижмите лист рукой.

Осторожно снимите рисунок, оформите в паспарту.

Можно что-либо тоненько дорисовать.


ДИАТИПИЯ

Эта необычная техника изобразительного искусства получила свое на. звание от греческого слова— сквозь, через.

В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы. Попро. буйте и вы, ребята, нарисовать грибы.

Материалы: краски любые, картон, бумага, карандаш.


Ход работы

1. Ватным или поролоновым тампоном нанесите неболь­шой слон краски на картон.

2. На картон положите сверху лист бумаги.

3. Нарисуйте что-нибудь на нем карандашом. Не дави­те сильно на бумагу рукой.

4. На той стороне, которая была прижата к картону, получится оттиск с необыч­ным рисунком и фоном.

5. Выполните рисунок снача­ла с одним цветом, затем с двумя-тремя и т. д.

Эта работа воспитывает ак­куратность, внимание, вообра-

жение



 



КАК СДЕЛАТЬ РАМОЧКИ

Из любой тонированной бумаги по­лучится красивая рамочка для фотогра­фии, для расписания уроков, для поздрав­ления, для рисунка.

Как же сделать такую рамочку?

Ход работы

1. Нарисуйте текстурную бумагу.

2. Сложите лист пополам и, применяя
способ симметричного вырезания, сде­
лайте рамку.


 



3. К рамке с обратной сторо­ны подклейте клеем ПВА или «Момент» чистый лист бумаги. Сделайте подставку.

4. Рамку можно сделать ас-симметричной или с фигур­ными элементами.



 


РЕЛЬЕФНЫЕ (ВЫПУКЛЫЕ) РИСУНКИ

Используя клей и краски, можно сделать картину, раму для рисунка или для фотографии.

Материалы: клей ПВА, бумага (картон), гуашь, вода, кисть.



Ход работы

1.   На бумаге нарисуйте ка­рандашом изображение.

2. Все изображение по конту­ру покройте тонкой объем­ной полоской клея ПВА (выдавите его из флакона через насадку).

3. Рисунок с клеем должен просохнуть 6—8 часов.

4. Сухой рисунок покройте гуашью или лаком.




 


РИСУЕМ ЛЕГКИМИ




 

ВЫДУВАНИЕ

Материалы: бумага, краски, трубочка от шариковой ручки (с тоненьким кон­чиком для усиления воздушной струи).

Ход работы

1. Поставьте каплю красной краски на
бумагу.

2. Возьмите трубочку, дуйте резко на
каплю сверху так, чтобы капля раз­
леталась в стороны и получилась звез­
дочка.

3. Рядом с красной звездочкой выдуйте
желтую звездочку — получится жи­
вописный цветок.

4. Нарисуйте способом примакивания
листики вокруг цветов:

 

— опустите кисть одной стороной в
желтую краску;

— другой стороной кисть опустите в
зеленую краску;

— приложите кисть боком к бумаге,
получится двухцветный отпечаток;

— нанесите темно-зеленым цветом по
контуру листика «усики».


 



 


Пейзаж в технике выдувания



Ход работы

1. Сделайте фон по сырой бумаге.

2. На сухой фон внизу ри­сунка нанесите каплю тем­ной краски (черную, корич­невую или зеленую).

3. Подуйте из трубочки на каплю, но не сверху, а как будто толкая ее вперед.


 


4. Чтобы получились мелкие веточки, трубочкой во вре­мя выдувания нужно пока­чать из стороны в сторону.


5. Добавьте к рисунку листи-ки, цветы.




 


МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРЬКИ

И вновь нам нужно набрать побольше воздуха в легкие, чтобы на­рисовать удивительную картину.

Материалы: гуашь, вода, жидкое мыло типа «Реп», бумага, трубоч­ка для коктейля, мелкая баночка (крышка от гуаши).

Ход работы

1. В крышке смешайте гу­ашь, мыло, воду. Гуаши возьмите 5 столовых ло­жек, мыла — 1 столовую ложку, воды — 1 чайную ложку.

2. Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы полу­чились мыльные пузыри.



3. Возьмите лист бумаги и ос­торожно прикасайтесь ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как перевод­ную картинку).

4. Получаются удивительные отпечатки. Угадайте, на что они похожи? Можно дори­совать и сделать картину, открытку или оберточную бумагу, которой хорошо оклеить шкатулку, альбом, цветочный горшок.


ЛОСКУТНАЯ РАДУГА

Предлагаем сделать декоративную композицию, очень похожую на коврик из лоскутков цветной ткани.

Материалы: текстурная бумага (кристаллическая, мыльные пузыри, акварель плюс соль), ножницы, клей, карандаш.




Ход работы

1. Текстурную бумагу раз­режьте на полоски по 2, Э сантиметра шириной.

2. Сделайте 4 полоски длиной 14, 5 сантиметров, 4 полос­ки длиной 9 сантиметров, 8 квадратиков со сторона­ми 2, 5 сантиметра.

3. Середину можно оформить квадратом со стороной 6, 5 сантиметра.

4. Соберите все детали, пос­ледовательно наклеивая на чистый лист бумаги.



5. Вклейте квадратики в уголки.

6- Можно все детали, кроме квадратиков, собрать и на­клеить на цветной лист бумаги, и тогда цветные квадратики по углам полу­чатся сами собой.


 


 


НАБРЫЗГ


Это очень интересная техника разбрызгивания краски. У художников есть для этого специальный аппарат, он называется аэрограф.

А где же нам взять аэрограф? Мы обойдемся без него. Нам потре­буются старая зубная щетка, нож и краска. На стол нужно постелить газету, а на нее чистый лист бумаги.

Ход работы

1. Налейте в тарелку жидкую
краску.

2. Обмакните в нее щетку.

3. Следите, чтобы краска не
капала со щетки.

4. Наклоните щетку над бу­
магой и проводите по вор­
су ножом по направлению
к себе.

Можно обойтись и без ножа. Воспользуйтесь пальцем своей правой руки, в левой держите щетку с краской.

Брызги разлетаются и застывают на бумаге в причудливой форме.

Придумайте название своей работе. Дорисуйте кисточкой то, что счи­таете нужным.

А теперь попробуйте технику набрызг в работе с сухими листиками.



1. Приготовьте листочки. Утю­
жите их на белую или
цветную бумагу.

2. Придавите листочки монет­
ками.

3. Забрызгивайте фон.

4. Дайте краске высохнуть.
Снимите листочки.


КАК СДЕЛАТЬ ШАБЛОН

Но что делать, если нет под рукой сухих листиков? Если вместо листиков вы захотите использовать в своей работе другие предметы? Можно вырезать листики и любые фигуры, какие захотите, из бумаги.

Ход работы

1. Нарисуйте на бумаге фи -
гурку собаки.

2. Вырежьте аккуратно ее
ножницами.    Получится
шаблон.

3. Разместите шаблон на бу­
маге и сделайте набрызг.

4. А теперь, используя тра­
фарет (оставшуюся на бу­
маге дырочку от шаблона),
сделайте в технике набрызг
еще одну собачку.

Придумайте, что бы вам хотелось сделать. Может, космос? Или фрукты? В этой замечательной технике все выглядит красиво.


 


 


 



' ■


 


РИСУНОК С РЕЗЕРВОМ (БАТИК)

Батик — это искусство создания рисунков с резервом на ткани. При этой технике часть ткани покрывается резер­вом (специальным составом из воска и резинового клея), а часть раскрашива­ется.

Краски не ложатся на резерв, не закрашивают его, и контурный рисунок сохраняется.

Мы предлагаем сделать батик на бу­маге, а вот основой для резерва могут быть разные материалы.



КЛЕЕВОЙ РЕЗЕРВ

Материалы: канцелярский клей, ак­варель, бумага, карандаш.

Ход работы

1. Сделайте карандашный рисунок.

2. По контуру обведите рисунок клеем.
Пусть он высохнет.

3. Раскрашивайте рисунок акварелью.
Клей не будет воспринимать краски.


РЕЗЕРВ ИЗ СВЕЧКИ



Материалы: свеча воско­вая или парафиновая, акварель, бумага, карандаш.

Ход работы

1. Сделайте контурный рису­
нок карандашом.

2. Проведите по контуру све­
чой, сильно нажимая, но
не выезжая за контур ри­
сунка.

3. Раскрасьте акварельными
красками рисунок.


РЕЗЕРВ ИЗ ВОСКОВОГО МЕЛКА



Материалы: восковые мелки, акварель, бумага, каран­даш.

Ход работы

1. Сделайте рисунок восковы­
ми мелками без фона.

2. Нанесите любым одним или
несколькими цветами фон.

3. Рисунок, сделанный воско­
выми мелками, не будет
закрашиваться: краска ля­
жет лишь там, где нет сле­
да мелков.


«Натюрморт из фруктов»





Ход работы

1. На листе бумаги начертите
рамку.

2. Разделите рамку на геомет­
рические фигуры.

3. Нарисуйте восковыми мел­
ками фрукты. Следите,
чтобы они не прижимались
к рамке картины.

4. Раскрасьте восковыми мел­
ками рамку так, чтобы ря­
дом находились контрастные,
то есть резко отличающие­
ся, цвета: красный — зеле­
ный, желтый — фиолето­
вый, синий — оранжевый.

5. Нанесите фон акварельны­
ми красками прямо по все­
му рисунку.



 


А теперь попробуйте нарисовать праздничный салют на ночном небе или морские глубины.


«Потрескавшийся воск»

А вот еще один способ работы с восковыми мелками. Материалы: восковые мелки, тонкая бумага, гуашь, кисть, газеты, утюг.

Ход работы

1. Нарисуйте восковыми мелками крупный рисунок, при этом сильно
нажимая на мелки.

2. Закрасьте фон восковыми мелками так, чтобы не было просветов.

3. Сомните рисунок, начиная с краев. Не торопитесь, не порвите бумагу.

4. Разверните рисунок, расправьте его.

5. Закрасьте темной краской весь рисунок, кистью старайтесь загнать
краску во все трещинки.

6. Промойте рисунок с обеих сторон под краном. Высушите.

7. Рисунок получился очень мятый, прогладьте его утюгом, положив
между газетами.


ПРОЦАРАПАЕМ КАРТИНУ

Эта работа в технике гроттаж (от французского «гратте» — Цара­пать). Рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности.

Материалы: лист плотной бумаги, свеча, клей ПВА, гуашь, вязаль­ная спица, несколько старых газет.



Ход работы

1. Застелите стол газетой (на
ней мы будем работать).

2. Смешайте гуашь и клей в
пропорции 1: 1.

3. Натрите лист бумаги све­
чой. Следите за тем, что­
бы лист весь был покрыт
стеарином.

4. Нанесите состав из туши и
гуаши на покрытую стеари­
ном поверхность листа.

5. Просушите    красочный
слой.

6. Возьмите в руки вязальную
спицу или иглу и процара­
пайте любой рисунок на
черном листе.

Хотите, чтобы штрихи по­лучились цветными? Тогда за­ранее покрасьте бумагу в нуж­ный вам цвет. А дальше ри­суйте вашу картину иглой или спицей.



 


ФАНТАЗИРУЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!



 


 


ВОЛШЕБНЫЕ НИТКИ


Эта техника — «волшебные нит­ки» — вызывает бурный восторг де­тей. Ведь они, используя ее в своих ри­сунках, становятся маленькими волшеб­никами!

Ход работы

1. Возьмите нитки № 10 и нарежьте по
20—25 сантиметров.

2. Разведите акварель или возьмите
цветную тушь. Опустите в краску
нитки, чтобы они пропитались. Дер­
жать нитки следует за кончики.

3. Уложите нитку на лист бумаги, сверху
придавите другим листом (кончик
ниточки должен обязательно высовы­
ваться).

4. Потяните за кончик ниточки, одно­
временно прижимая верхним листом.
На каждый новый цвет нужен чис­
тый верхний лист бумаги.

5. А теперь посмотрите, что у вас по­
лучилось. Дорисуйте фломастером или
красками и кистью тот образ, кото­
рый вы увидели на бумаге.


 


 



 


КОЛЛАЖ

Фантазия здесь бьет ключом!

Коллаж (франц. наклеивание) — это прикрепление к какой-либо основе материалов, разных по цвету, фактуре.

Давайте поиграем — выполним кол­лаж: наклеим на лист бумаги вырезан­ные из фотографий, рисунков, картинок, иллюстраций фигуры на лист бумаги и создадим новое, единое целое.

Основой коллажа может служить как чистый лист бумаги (белой или цветной), так и фотография, рисунок, репродукция.

Попробуйте вырезать разные предме­ты из журнала, газеты и соедините их вместе, можно вклеить фотографии дру­зей, родителей. Так часто делают поздра­вительные газеты и открытки: например, дерево, на ветках которого «выросли» все твои бабушки, дедушки, тети, дяди, братики, сестрички (генеалогическое дре­во — весь род).


Коллажи можно придумать и составить по темам: «День рождения», «Поход», «Цирк», «Каникулы», «Я болею». Можно фантазировать, при­думав интересную историю по коллажу. Наверняка получится что-то смешное, и вы от души посмеетесь.

АППЛИКАЦИЯ

С ДОРИСОВЫВАНИЕМ

Она является разновидностью коллажа.

Материалы: карандаши, краски, бумага и различный бросовый мате­риал.

Ход работы

1. На лист бумаги наклейте обрезок (обрывок) цветной бумаги любой
формы.

2. Посмотрите, на что это похоже? Дорисуйте красками или карандаша­
ми этот бесформенный кусочек.

3. Придумайте название своей работе.


Проверяем ваше внимание.

Найдите на большом рисунке все предметы, помещенные в маленьких

квадратах.






РИСУЕМ БУСИНКАМИ, ШАРИКАМИ, КАМЕШКАМИ

Материалы: гуашь, бусинки или ка­мешки, вода, кисть, скотч, ножницы, кар­тонная коробка из-под конфет, бумага.

Ход работы

1. На дно коробки скотчем прикрепите

лист бумаги.

2. Бусинки покрасьте гуашью в любой
цвет (можно опустить в баночки с
краской, затем достать бусинки лож­
кой).

3. Окрашенные бусинки выложите на
дно коробки и наклоняйте ее так, что­
бы они катались в разных направле­
ниях. Бусины оставят на бумаге при­
чудливые следы.

4. Используйте другие цвета и другие
бусины.

5. На дне коробки можно укрепить лист
меньшего размера с люоым трафаре­
том, тогда, сняв бумагу, вы увидите
незакрашенное поле с каким-либо
изображением.


РИСУЕМ БУСИНКАМИ,         8 'У

ШАРИКАМИ, КАМЕШКАМИ   ^ С


СТАРАЯ ФРЕСКА

Мы часто отказываемся рисовать на мятом листе, считая, что это испортит работу. Познакомьтесь с интересным способом работы по мокрой мятой бума­ге: краска затекает в изгибы бумаги, образует эффект потрескавшейся штука­турки. Хотите попробовать?

Материалы: бумага, краски, вода, кисть, тряпочка.

■ V.

Ход работы

1. Лист бумаги осторожно сомните, что­
бы нарушить структуру бумаги, «со­
старить» ее.

2. Бумагу расправьте, смочите водой.

3. Рисуйте способом по сырому.




 


 


РИСУЕМ СКАЗКУ

Вы уже многое умеете, пора сделать большую красивую работу.

Постарайтесь передать в ней все, чему вы научились.

Представьте себе, что вы спустились на дно морское, перед вами проплывают диковинные рыбы, осьминоги, медузы, вокруг колышутся водоросли, на дне лежат камни и морские звезды. Там и приключилась эта история. Послушайте ее и нарисуйте героев сказки.

Материалы: акварель, бумага, кисть, карандаш, трубочка, палитра, тряпочка, вода, зубная щетка и фантазия]

КАК РАК-ОТШЕЛЬНИК ДРУГА НАШЕЛ

Жил на дне моря рак-отшельник. Одна клешня больше другой, хвостик маленький, брюшко мягкое. Нашел он как-то пустую раковину, забрался в нее. Понравился домик: надежный, защищает от зубастых рыб. Днем и ночью рак ползал с домиком по песку, покидал его редко: много вокруг хищниц. Бывало, высунется из раковины, чтобы схватить травинку или червяка, а враги тут как тут, только успевай прятаться.

И решил рак найти себе хорошего друга. Такого, который смог бы его за­щитить.


— Береговушка! Давай с тобой дружить, — предложил он улитке-
береговушке.

— Боюсь я твоих острых клещей, а мое тело мягкое и нежное, —
ответила улитка.

Услыхала их медуза.

— Плыви ко мне, — предложила раку. — Будем с тобой дружить.

— Но я не умею плавать. Могу только по дну ползать, - - ответил
рак.

Медуза разочарованно удалилась.

Приуныл рак, даже об осторожности забыл, оставил домик свой, чертит на дне клешней разные фигуры. Вдруг навстречу огромная рыба плывет. Метнулся рак к домику, да в водорослях запутался. Глаза от страх? закрыл и ждет своей погибели.

Прошла минута, вторая. Открыл рак глаза — тихо вокруг, никого. И вдруг увидел совсем рядом необычный цветок.

— Так это ты спас меня? Как тебя зовут?

— Актиния.

Рачок внимательно посмотрел на актинию и спросил:

— Ты растение?

— Нет, я животное, но похожа на цветок. Посмотри на мои щупаль­
ца, они словно лепестки. Но тем, кто к ним прикоснется, несдобровать,
обожгу.

— Давай с тобой дружить и жить вместе, — предложил рак-отшель­
ник актинии. — Только ты будешь жить на крыше моего домика.

Призадумалась актиния: «А что, если в самом деле поселиться на крыше? Тогда мы будем вместе путешествовать по дну моря. Я увижу много интересного: морские растения, различных обитателей дна... Это гораздо лучше, чем сидеть на одном месте».

— Я буду ходить по дну и искать корм, а ты своими щупальцами
будешь отпугивать врагов, — продолжил рак.

— Хорошо, я согласна стать твоим другом, — согласилась актиния.
Обрадовался рак и бережно посадил ее на крышу своего домика.

С тех пор стали вдвоем жить-поживать. Актиния отпугивает своими щупальцами всех недругов, а рак-отшельник ищет корм да угощает ее обедом.


 



 


 



 


 



 


 


 


 


 


ЛИТЕРАТУРА

Аверьянова А. П. Батик. М.: Карапуз, 1998.

Алексеевская В. В. Что такое искусство: М.: Советский художник, 1991.

Алексеевская И. А. Озорной карандаш. М.: Лист, 1998.

Белобрыкина О. Л. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. пед. институт, 1993.

Горичева В. С. Художественно-дидактические игры. Ярославль: ЯГПУ, 2000.

Ибука Масару. После трех уже поздно. М.: Знание, 1992.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. М.: Росмэн, 2000.

Иикологорская О. А. Волшебные краски. М.: АСТ-Пресс, 1997.

Синицина Е. И. Умные слова. М.: Лист, 1998.

Солга Ким. Учимся рисовать. М.: Издательский дом «Гамма», 1998.

Сэвидж-Хаббард Кетти, Спейнтер Роуз. Приключения в мире живописи. М.: Изда­тельский дом «Гамма», 1998.

Фатеева Анна Александровна

РИСУЕМ БЕЗ КИСТОЧКИ

Редактор Т. В. Чупина

Художник А. А. Селиванов

Художественный редактор В. Н. Куров

Технический редактор С. Б. Жарова

Корректор Т. В. Чупина

Обложка:

Художник В. Н. Куров Фото Д. П. Бахтин

Компьютерный дизайн В. В. Симаков

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.