|
|||||||||
Рисуем без. кисточкиСтр 1 из 2Следующая ⇒
А. А. Фатеева Рисуем без кисточки ЯРОСЛАВЛЬ АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ В книге использованы рисунки воспитанников детской музыкально-эстетической студии «Призвание» при Ростовском педагогическом колледже (г. Ростов Ярославской области) Фатеева А. А. Рисуем без кисточкн/Худож. А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. — 96 с: ил. — (Детский сад: день за днем. Практическое приложение). В пособии представлены различные техники рисования, автор предлагает поиграть с ребенком, пофантазировать вместе с ним, используя краски и же, что найдется в доме — бусинки, шарики, нити, камешки, овощи, воду... Игры, задания и упражнения, представленные в книге, помогут развить у детей творческое воображение, доставят им радость. Рекомендуется для педагогов дошкольного образования, руководителей детских художественных студий, родителей и для самостоятельной работы детей. © Академия развития, Академия Холдинг, 2004 © Фатеева А. А.. 2004 © Художник Селиванов А. А., 2004 СОДЕРЖАНИЕ От автора ................................................................................................................................ 4 ТВОРИМ БЕЗ КИСТОЧКИ................................................................ 5 Игры-рисунки............................................................................................................... 7 Палитра настроений....................................................................................................... 11 Рисуем ручками, ножками, пальчиками............................................................................ 14 Эстамп-оттиск...................................................................................................................... 22 Рисуем губкой (поролоном)............................................................................................... 34 Способы тонирования бумаги............................................................................................ 38 Различные техники рисования и заполнения цветного фона.............................................. 44 Как сделать рамочки............................................................................................................ 58 Рисуем легкими...................... .............................................................................................. 61 Рисунок с резервом (батик)................................................................................................. 72 Процарапаем картину........................................................................................................... 77 ФАНТАЗИРУЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!........................................................................ 79 Волшебные нитки................................................................................................................. 81 Коллаж............................................................................................................................. 83 Рисуем бусинками, шариками, камешками...................................................................... 86 Старая фреска....................................................................................................................... 88 Рисуем сказку....................................................................................................................... 89 Литература ............................................................................................................................. 96 Посвящается замечательному педагогу и моей маме 71 Г. Кругловой ОТ АВТОРА С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений». Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование. И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-х годах в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, порожденный человеком, — человек, а детеныш волка — волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает ребенок, скорее всего и определяют, кем он станет — человеком или волком! Поэтому нам, взрослым, следует знать: во-первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80% мозга взрослого потенциала. Во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало. В-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением. В-четвертых, детское воображение и фантазии развивают творческие способности. Фантазируйте на здоровье вместе с детьми. Надеемся, что игры, задания и упражнения, представленные в этой книге, доставят вам ра- ТВОРИМ БЕЗ КИСТОЧКИ
ИГРЫ-РИСУНКИ Можно ли развивать в детях воображение? Как? Какими средствами? Собственно, этому и посвящена данная книга. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок, рисовании и других видах творчества. Рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Вы спросите, почему? Под рукой наших детей возникают большеголовые друзья, синие деревья, красные горы, оранжевые верблюды, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, легче потом рассказать о нем. Предлагаем поиграть с ребенком, используя краски и все, что есть под руками. ИГРА «СКАЗКИ НАИЗНАНКУ» (Е. Синицина) Эта игра научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Взрослый предлагает детям поменять главных героев известной сказки местами, то есть добрых сделать злыми, а злых — добрыми, смелых — трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку, а затем нарисовать ее. Например, Волк в сказке «Волк и семеро козлят» — добрый, заботливый, а Коза — злая. В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка у старика. ИГРА «СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ» (Е. Синицина) Игра поможет в развитии творческого воображения, научит анализировать, сочинять, рассказывать. Взрослый предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем сочинить про них сказку и нарисовать ее. «Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг... ». «Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита Крышка... ». «Сударыня Свечка совсем случайно познакомилась с сударыней Спичкой... ». «Две девчонки, Заколка и Шпилька, решили отправиться в путешествие... ». И так далее. ИГРА «ЧЕГО В ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ? » (И. Алексеевская) Взрослый предлагает ребятам пофантазировать и нарисовать то, чего в жизни быть не может... Например, нарисовать вот такую необыкновенную радость. Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы. . Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград. И вороны над полями Вдруг запели соловьями. И ручьи из-под земли Сладким медом потекли. Куры стали павами, Лысые — кудрявыми. Даже мельница — и та Заплясала у моста. Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою Встала радуга-дуга. Мы на радугу вскарабкаемся, Поиграем в облаках, И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках. К. Чуковский Пусть дети, используя палитру настроений, придумают и нарисуют смех, удивление, печаль... ПАЛИТРА НАСТРОЕНИЙ Есть удивительные краски: белая, серая, черная. Добавляя их в другие краски, можно получить удивительно разнообразные по характеру цвета. Белый — делает цвета мягче, нежнее, тоньше, ласковее (смягчает их). Черный — цвета приглушает, они становятся мрачными, тяжелыми, напряженными, суровыми. Серый — делает цвета грустными, сдержанными, тихими. Взрослый предлагает детям добавить в каждый цвет по очереди белую, серую или черную краску, соединить пятна между собой, придумать, на что это похоже. Может, пейзаж? Тогда какое в нем настроение? Например, посмотрите, что получилось у нас! Изменилось ли настроение в пейзаже? Цветом можно изобразить свое настроение. Нарисуйте свою радость. ИГРА «ОЖИВШИЕ ПРЕДМЕТЫ» (Н. Алексеевская) Суть этой игры-рисунка заключается в следующем. Представьте, что самые обыкновенные вещи, окружающие вас, оживают. Что произойдет с ними? Как они будут после этого выглядеть? Например, представим себе, что ожила новогодняя елка... Были бы у елочки Ножки, Побежала бы она по дорожке. Заплясала бы она Вместе с нами, Застучала бы она Каблучками. Закружились бы на елочке Игрушки — Разноцветные фонарики, Хлопушки. Завертелись бы на елочке Флаги Из пунцовой, из серебряной Бумаги. Засмеялись бы на елочке Матрешки И захлопали б от радости В ладошки... К. Чуковский ** Ребята, нарисуйте телефон, лампочку, часы, дом так, как если бы у них были ножки.
РИСУЕМ РУЧКАМИ, НОЖКАМИ, ПАЛЬЧИКАМИ «РИСУЕМ РУЧКАМИ» Дорогие ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы нарисовать картину? Вы скажете: «Краски, кисти, руки и большое желание». Верно. Но что это случилось? Пропали все кисточки! Не беда! У нас остались краски и руки. Ход работы. 1 Ладошки любой руки намазывайте краской и смело прижимайте к листу бумаги. 2. Теперь посмотрите, на что же похо 3. Можно положить ладошку и обвести Поиграйте всей семьей. Сделайте панно из рук: «Мама, папа, я — краси-вая рука». Можно руки вырезать по контуру из цветной бумаги и сделать ап
ИГРА «РИСУЕМ НОГАМИ» Вокруг нас всё на всё похоже! Нужно учиться в привычных вещах искать сходство с другими. Пора рисовать ногами, можно всей семьей, можно поодиночке — на бумаге, на полу, на асфальте мо*$рыми ногами. Посмотрите, что получилось у нас. Очередь за вами! ИГРА «РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ» Невероятно, но пропали все кисточки! Что делать? Рисовать хочется очень. А вот же они готовы, десять кисточек — десять пальчиков. На каждый пальчик — свой цвет. Можно рисовать точками, разводами. Посмотрите, что выходит, если для рисования использовать кончики пальцев.
Нарисуем веточки рябины. Ход работы. 1. Кончик пальца опустите 2. Теперь можно немножко А вот и пушистый цыпленок, снеговик и роза. Рисовать можно не только кончиками пальцев, но и их боковой ча-стью, и всем пальцем, сильно надавливая на бумагу. Можно поиграть с друзьями в игру «А ну-ка, догони! ». Каждый рисует бегущего человечка. У кого он лучше получиться? Чей человек бежит быстрее? Нарисуйте силуэты. А сейчас мы поиграем в сказку. Посмотрите на этих героев и вспом- ните, из какой же сказки они к нам пришли:
|
|||||||||
|