|
|||
Отец благочиннный.. СЦЕНА ПЯТАЯ.Отец благочиннный. Мне следует уйти отсюда навсегда, Сейчас, не подвергая больше оскорбленью Мой сан. И я уйду. Но мне душевно жаль Желающую мстить, чтоб утолить печаль, -- Тебя, -- несчастную!.. И я с тобою строго Еще поговорю: твой брат -- служитель Бога, Того, Кто на кресте простил Своим врагам, Кто проповедывал нам, людям, всепрощенье И завещал любовь Своим ученикам, -- Твой брат простил своим убийцам, -- без сомненья, -- И холодеющей рукой благословенье Послал в последний час жестоким палачам. А ты, -- пожалуй, -- мсти! Злорадствуй казни этой! Душой отравленной, любовью не согретой, Кощунствуй, ненавидь, но помни, что твой брат, -- Подвижник о Христе Иван Морель -- аббат, -- Когда б его сейчас в военный суд призвали, Чтоб он судил убийц и участь их решил -- Наверно б пожалел безумцев и простил!.. Я ухожу. Прощай!
Роза (взволнованная, удерживая его).
Опять вы растерзали Мне душу всю... Я знаю... брат мой был святой... Я -- злая!.. Да, он умер с поднятой рукой, Он их благословлял в последнее мгновенье, Там, у стены, когда они взялись За ружья... Батюшка, чтож делать мне? Отец благочинный (уходя).
Молись!
------ СЦЕНА ПЯТАЯ. Роза (одна).
Молиться?.. Я всю ночь в бреду и в исступленьи Старалась помолиться... Но я не могла Молитву кончить... Столько горечи, и зла, И ненависти жгучей в сердце бушевало... Попробую теперь... Опять начну с начала...
(Берет чётки и читает): " Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя... яко на небеси... и на... "
(Прерывает молитву в сильном волнении). Вся кровь кипит... Кружится голова, И сердце замерло от нестерпимой боли... Могу ли я сказать жестокие слова: Мой брат убит... Отец! Да будет Твоя воля!.. (Опять перебирая машинально чётки, читает). " Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем... должником... нашим... " Как это?.. " Оставляем нашим должникам? " Кто " должники" мои? Они -- убийцы эти!?.. О, Господи, нельзя, нельзя, Ты видишь Сам... Я не могу простить им ни за что на свете!.. Не верь мне, Господи... Я это солгала.. Ты знаешь: этих слов сказать я не могла!.. (Швыряет чётки на стол. Молчание). И батюшка сказал: ваш брат бы, без сомненья, Простил своих убийц и пожалел бы их... А я?.. Я -- не могу, нет! Выше сил моих!.. Молиться разучилась... Вот еще мученье!.. Мое последнее пропало утешенье?.. Давно ль молилась я... И верила в Отца?.. А нынче " Отче наш" -- остался без конца... Я, видно, никогда его не дочитаю... ------
|
|||
|