Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Формирование зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.



 

С увеличением темпа письма и объема письменных работ отмечается рост числа подобных ошибок в 3-м классе по сравнению с 1-м - почти в два раза. Такая своеобразная динамика частотности ошибок в значительной мере может быть объяснена направленностью педагогического воздействия на развитие фонематического слуха, звукового анализа, коррекцию нарушений звукопроизношения, с одной стороны, и отсутствием методически корректной системы формирования графо-моторных навыков и дифференцировок - с другой.

Исследователи [2, с. 40] наблюдали стойкие смешения по кинетическому сходству и у учеников старших классов общеобразовательной школы, и у студентов педагогического вуза (б-д, и-у, п-т... ).

Смешения букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные " описки" на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна.

Этот феномен объясняется тем, что у школьников при указанных смешениях " размываются" неокрепшие еще связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой, с одной стороны, и графемой и кинемой - с другой.

Вот примеры ошибок чтения учеников 2-3 кл.: " жолодная зима", " поле хотгеет", "... идавпй Ма-шуобнумать", " тяжелая радота", " дни столи короче" и т. д. (на материале печатных текстов).

Таким образом, можно сказать, что кинетические ошибки по И. Н. Садовниковой и диспраксическая дисграфия по А. Н. Корневу – это одно и то же. Смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.

В процессе логопедической практики необходимо ИСПОЛЬЗОВАТЬ профилактические приёмы.  Садовникова определила коррекционно-логопедические направления и методы по преодолению нового вида нарушения письма.

Для выявления сформированности зрительного анализа и синтеза были использовали 5 проб с оптически сходными буквами: в наложенном, заштрихованном, недописанном, пунктирном, зеркальном изображении.

Для выявления сформированности графо-моторного навыка был проведён диктант, в который были включены слова с кинетически сходными буквами.

Мама разбудила Диму ранo. Дима быстро оделся, взял удочку, ведро и банку с червяками. Пушок лает на Таню. Папа получил отпуск и уехал в санаторий. Мама

купила лук. Коля сидит на скамейке. На липе было гнездо синички. Там котик усатый по садику бродил, а козлик рогатый за котиком ходил. Живая избушка у бабы Яги, у этой избушки две курьих ноги.

Вывод, что уровень сформированности зрительного восприятия у детей составляющих экспериментальную группу (э. г. ) качественно отличается от сформированности зрительного восприятия младших школьников контрольной группы (к. г. ), что говорит о необходимости организации специально-коррекционной логопедической работы по формированию зрительного восприятия у младших школьников (э. г. ).

При написании диктанта на выявление кинетических ошибок э. г., большинством детей было допущено не менее 2-х ошибок на буквы по кинетическому виду, что свидетельствует о недостаточной сформированности кинетической стороны двигательного акта.

По результатам исследования зрительного восприятия был сделан вывод, что у всех детей э. г. зрительное восприятие снижено по сравнению с зрительным восприятием детей из к. г. Дети с низким уровнем сформированности зрительного гнозиса выолняли задания значительно медленнее, чем дети с высоким уровнем сформированности зрительного восприятия, что особенно негативно сказывается на процессе обучения этих детей.

 Опираясь на направления и приемы работы, разработанные И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой, подобраны упражнения для работы с детьми с кинетической дисграфией, с целью коррекции зрительного гнозиса и графо-моторной координации.

                          Направления работы:

1. Формирование зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.