|
|||
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. «Правописание суффиксов –ик- и –ек-». Этапы урока. Задание: прочитайте правилоСтр 1 из 3Следующая ⇒ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
«Правописание суффиксов –ик- и –ек-» Этапы урока Анализ Учитель Ученики Постановка проблемы Постановка проблемы через побуждающий диалог
Прием: Столкновение мнений
У доски два ученика Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.
- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?
Учитель открывает образец с правильным написанием.
- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?
- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
- Значит, какая будет тема урока? Учитель записывает тему на доске Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу. Затем открывают для обозрения.
Учащиеся отвечают: мы выполнили его по-разному.
Учащиеся отвечают: У нас два мнения: либо –ик-, либо –ек-
Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)
- Правописание суффиксов -ик- и -ек- (формулировка темы урока) Решение проблемы Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог
- Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам)
- Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)
- Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам)
-Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы)
Учитель делает подсказку: -Измените данные слова, поставьте их во множественном числе. - Что вы заметили?
Задание: прочитайте правило
- После звонких звуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза) - А в слове клубочек пишется -ек- (контраргумент) -ик- пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза)
Учащиеся отвечают: в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает.
Учащиеся формулируют правило: Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» - то суффикс -ек-
Пример фрагмента урока наглядно показал, как при помощи диалога у учащихся развиваются логическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задал вопроса с указанием на знания, ранее изученные, но дети самостоятельно повторили и приставку, и суффиксы, слова во множественном и в единственном числе. Дети провели исследование: выявили противоречие, т. е. проблему и выдвинули гипотезы ее решения, найдя правильную.
|
|||
|