Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. «Правописание суффиксов –ик- и –ек-». Этапы урока. Задание: прочитайте правило



ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ


Пример: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»

Этапы урока

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Постановка проблемы через побуждающий диалог

 

Прием: Столкновение мнений

 

У доски два ученика

Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

 

- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?

 

Учитель открывает образец с правильным написанием.

 

- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

 

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

 

- Значит, какая будет тема урока?

Учитель записывает тему на доске

Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу.

Затем открывают для обозрения.

 

Учащиеся отвечают:

мы выполнили его по-разному.

 

Учащиеся отвечают:

У нас два мнения: либо

–ик-, либо –ек-

 

Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)

 

- Правописание суффиксов -ик- и

-ек- (формулировка темы урока)

Решение проблемы

Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог

 

- Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам)

 

- Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)

 

- Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам)

 

-Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы)

 

Учитель делает подсказку:

-Измените данные слова, поставьте их во множественном числе.

- Что вы заметили?

 

Задание: прочитайте правило

 

- После звонких звуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза)

- А в слове клубочек пишется -ек- (контраргумент)

-ик- пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза)

 

Учащиеся отвечают:

в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает.

 

Учащиеся формулируют правило:

Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» - то суффикс -ек-

 

Пример фрагмента урока наглядно показал, как при помощи диалога у учащихся развиваются логическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задал вопроса с указанием на знания, ранее изученные, но дети самостоятельно повторили и приставку, и суффиксы, слова во множественном и в единственном числе. Дети провели исследование: выявили противоречие, т. е. проблему и выдвинули гипотезы ее решения, найдя правильную.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.