|
|||
Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).Стр 1 из 3Следующая ⇒
Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова). Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любую игру, как ее элемент, или в виде физкульминутки.
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги: НА – это значит на поверхности чего-то (на столе) В – это означает внутри чего-то (в столе) ПОД – внизу под чем-то (под столом) НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом) ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом) ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола) ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола) Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). То же самое проделывается и с предлогом В (каждое действие «оречевляется»). При объяснении значений предлогов можно использовать наглядность – схемы. После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов. Примеры «оречевления» картинок:
|
|||
|