Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Прометей» («Поэма огня»). 3. Музыкальный язык.



«Прометей» («Поэма огня»)

(1909-1910)

1. Идея.

Прометей – мифологический герой, давший людям огонь, ремёсла, знания. Для Скрябина миф о Прометее стал мифом о сотворении мира. Сначала существовал первичный Хаос (статика, материальное, инертность). Прометей как творящее, активное начало силой своей воли и разума приводит Хаос в движение и преобразует его в упорядоченный Космос, который восходит от материального к духовному началу.

    Прометей для Скрябина – символ огня. Огонь – двойственная стихия: с одной стороны, созидающая (тепло, свет, благо), с другой – разрушительная и очищающая.

 

2. Жанр «Прометея» сочетает в себе несколько истоков:

- одночастная симфоническая поэма;

- фортепианный концерт (партия фортепиано развита и значительна);

- кантата (в Коде «Поэмы огня» появляется хор, поющий сочетания гласных и согласных звуков – мантры).

 

Новшество партитуры «Прометея» - наличие световой строки Luce. Каждая тема соответствует определённому цвету, воздействуя не только на слух, но и на зрительное восприятие слушателей.

 

3. Музыкальный язык.

В основе «Поэмы огня» - ряд тем-символов:

· Вступление состоит из 3-х тем: Прометеев аккорд (воплощение-звучание первичного Хаоса, мрака); тема Прометея (распетый Прометеев аккорд, который организован ритмически); тема воли (фанфара, соло трубы).

· Г. П. – тема разума (Скрябин характеризовал её как тему в «баховском стиле», хорал).

В процессе дальнейшего развития появятся темы движения (Хаос приходит в движение) и любви (преображение Хаоса в Космос).

 

По мысли Скрябина «Прометей» - произведение, приближающееся по своей атмосфере к Мистерии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.