|
|||
«Прометей» («Поэма огня»). 3. Музыкальный язык. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Прометей» («Поэма огня») (1909-1910) 1. Идея. Прометей – мифологический герой, давший людям огонь, ремёсла, знания. Для Скрябина миф о Прометее стал мифом о сотворении мира. Сначала существовал первичный Хаос (статика, материальное, инертность). Прометей как творящее, активное начало силой своей воли и разума приводит Хаос в движение и преобразует его в упорядоченный Космос, который восходит от материального к духовному началу. Прометей для Скрябина – символ огня. Огонь – двойственная стихия: с одной стороны, созидающая (тепло, свет, благо), с другой – разрушительная и очищающая.
2. Жанр «Прометея» сочетает в себе несколько истоков: - одночастная симфоническая поэма; - фортепианный концерт (партия фортепиано развита и значительна); - кантата (в Коде «Поэмы огня» появляется хор, поющий сочетания гласных и согласных звуков – мантры).
Новшество партитуры «Прометея» - наличие световой строки Luce. Каждая тема соответствует определённому цвету, воздействуя не только на слух, но и на зрительное восприятие слушателей.
3. Музыкальный язык. В основе «Поэмы огня» - ряд тем-символов: · Вступление состоит из 3-х тем: Прометеев аккорд (воплощение-звучание первичного Хаоса, мрака); тема Прометея (распетый Прометеев аккорд, который организован ритмически); тема воли (фанфара, соло трубы). · Г. П. – тема разума (Скрябин характеризовал её как тему в «баховском стиле», хорал). В процессе дальнейшего развития появятся темы движения (Хаос приходит в движение) и любви (преображение Хаоса в Космос).
По мысли Скрябина «Прометей» - произведение, приближающееся по своей атмосфере к Мистерии.
|
|||
|