Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А.Н. Скрябин. «Поэма экстаза»



А. Н. Скрябин

«Поэма экстаза»

(1906-1907)

1. «Поэма экстаза» - произведение мистического периода творчества Скрябина, которое советскими музыковедами понималось как предвосхищающее революцию. На самом деле Скрябин выразил основные идеи своей системы мировидения в звуках.

Замысел композитора: Творец преодолевает инертность и статику материального мира, силой своей воли начинает действовать (творить) и достигает состояния экстаза – наивысшей свободы, вдохновения, озарения.

2. Жанр произведения – симфоническая поэма, одночастная в свободно трактованной сонатной форме.

Особенности сонатной формы: парность разделов (группируются пары «экспозиция – разработка» и «реприза – кода», при этом кода = вторая разработка); многотемность (в каждой партии – несколько тем); программность (существует стихотворение, созданное Скрябиным позже самой «Поэмы»).

*Фрагмент стихотворения (завершение), который опубликован в литературе:

Я вызываю вас, скрытые стремления,

Вы, утонувшие в тёмных глубинах духа творящего,

Вы, боязливые жизни зародыши,

Вам дерзновенье я приношу!

   

    Кода «Поэмы экстаза» (тема самоутверждения и колокольный звон) связывалась со словами «Пожаром последним объята Вселенная».

3. Музыкальный язык.

Каждая интонация символизирует новую мысль, новый образ:

· Тема вступления заключает в себе 2 противоположных образа-состояния: тему томления (соло флейты) и тему воли (соло трубы).

· Г. П. – тема мечтаний (соло кларнета).

· Св. п. – тема полёта.

· Поб. П. – тема возникших творений (соло скрипки).

· Закл. П. состоит из 3-х тем: тема «ритмов тревожных» (валторны), тема воли (соло трубы) и тема самоутверждения (соло трубы).

NB! Важно: Вступление, Г. П. и Поб. П. относятся к сфере томления, а Закл. П. – к сфере воли. Отсюда и контраст между Вст., Г. П., Поб. П. с одной стороны и Закл. П., с другой.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.