![]()
|
|||||||
А.Н. Скрябин. «Поэма экстаза»Стр 1 из 2Следующая ⇒ А. Н. Скрябин «Поэма экстаза» (1906-1907) 1. «Поэма экстаза» - произведение мистического периода творчества Скрябина, которое советскими музыковедами понималось как предвосхищающее революцию. На самом деле Скрябин выразил основные идеи своей системы мировидения в звуках. Замысел композитора: Творец преодолевает инертность и статику материального мира, силой своей воли начинает действовать (творить) и достигает состояния экстаза – наивысшей свободы, вдохновения, озарения. 2. Жанр произведения – симфоническая поэма, одночастная в свободно трактованной сонатной форме. Особенности сонатной формы: парность разделов (группируются пары «экспозиция – разработка» и «реприза – кода», при этом кода = вторая разработка); многотемность (в каждой партии – несколько тем); программность (существует стихотворение, созданное Скрябиным позже самой «Поэмы»). *Фрагмент стихотворения (завершение), который опубликован в литературе: Я вызываю вас, скрытые стремления, Вы, утонувшие в тёмных глубинах духа творящего, Вы, боязливые жизни зародыши, Вам дерзновенье я приношу!
Кода «Поэмы экстаза» (тема самоутверждения и колокольный звон) связывалась со словами «Пожаром последним объята Вселенная». 3. Музыкальный язык. Каждая интонация символизирует новую мысль, новый образ: · Тема вступления заключает в себе 2 противоположных образа-состояния: тему томления (соло флейты) и тему воли (соло трубы). · Г. П. – тема мечтаний (соло кларнета). · Св. п. – тема полёта. · Поб. П. – тема возникших творений (соло скрипки). · Закл. П. состоит из 3-х тем: тема «ритмов тревожных» (валторны), тема воли (соло трубы) и тема самоутверждения (соло трубы). NB! Важно: Вступление, Г. П. и Поб. П. относятся к сфере томления, а Закл. П. – к сфере воли. Отсюда и контраст между Вст., Г. П., Поб. П. с одной стороны и Закл. П., с другой.
|
|||||||
|